Рабочая тетрадь по биологии для студентов 1 курса
методическая разработка по биологии (10 класс) на тему

Рабочая тетрадь по биологии для студентов 1 курса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок № 3

Тема: Учение о клетке. Химическая организация клетки.

Цель: Дать понятие термину «клетка». Изучить химический состав клетки. 

1. ________________— элементарная живая система (бактерий, простейших, одноклеточных, водорослей, грибов) и основная структурно-фун­ кциональная единица всех живых организмов.
Термин «_________» используется в науке более 300 лет. Впервые его применил в середине XVII в. президент Британского Королевского общества_________________. С помощью микроскопа он ________________________________________________________.
14 Robert Hooke. Pencil Drawing.jpg

Около ста лет назад исследования строения, функций, состава, развития клеток оформились в особую биологическую науку — ________________ (от греч. cytos — _________ + logos — ___________). Современная комплексная наука «_____________» изучает _____________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

2. В состав клетки входит более 70 химических элементов периодической системы Д. И. Менделеева.

Химические элементы в зависимости от содержания их в живом организме подразделяют на:

Макроэлементы - __________________________________________________________

Микроэлементы - __________________________________________________________

Ультромикроэлементы - ____________________________________________________

В клетках некоторых организмов обнаружено повышенное содержание отдельных химических элементов. Например, бактерии способны накапливать марганец, морские водоросли – йод, ряска – радий, моллюски и ракообразные – медь.

        В соединении с органическими веществами особое значение имеют сера, входящая в состав многих белков, фосфор как обязательный компонент нуклеотидов ДНК и РНК, железо, находящееся в составе белка крови гемоглобина, и магний, содержащийся в молекуле хлорофилла. Кроме того, фосфор в форме нерастворимого фосфорнокислого кальция составляет основу костного скелета позвоночных и раковин моллюсков.

Вода. Большое значение в жизнедеятельности клетки имеет вода. В среднем в многоклеточном организме вода составляет около 80 % массы тела.

Функции воды в клетке:

1_________________________________           2__________________________________

3_________________________________           4__________________________________

5_________________________________           6__________________________________

7_________________________________           8__________________________________


Белки - основная составная часть любой живой клетки. На их долю приходится _________ % сухой массы клетки. Белки — это полимеры, их составными единицами (мономерами) являются _____________________. Всего известно _____________________________________, входящих в состав белков; каждая из них имеет карбоксильную группу (-СООН), аминогруппу (NH2) и радикал (R). http://shkolo.ru/i/formula-aminokisloty.gif

В белке каждая аминокислота может соединиться с другой посредством пептидных связей (—СО — NH—), в которых углерод карбоксильной группы одной аминокислоты соединяется с азотом аминогруппы последующей аминокислоты. При этом от аминогруппы отделяется ион Н+, а от карбоксила — радикал ОН с образованием молекулы воды. Соединение, состоящее из двух или большего числа аминокислотных остатков, называется ____________________________.

Выделяют четыре уровня структурной организации белков:

1.  __________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________

2.____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
3.____________________________________________________________
__________________________________
___________________________________
____________________________________
____________________________________
_______________________________
_______________________________
_______________________________
_______________________________
______________________________
______________________________
https://him.1september.ru/2004/06/13-1.gifhttp://works.doklad.ru/images/qwpaQrj68t0/2a6f0691.gifhttps://sites.google.com/site/himulacom/_/rsrc/1315460516075/zvonok-na-urok/10-klass---tretij-god-obucenia/belki---prirodnye-polimery/%D0%A1%D0%BB%D0%B0%D0%B9%D0%B410.GIF?height=200&width=196

______________________________
______________________________
4. _____________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________


Основные функции белков:

1._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. ___________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
3____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
4.___________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________

5____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
6.___________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________

Углеводы (сахара) встречаются как в животных, так и растительных клетках, причем в растительных клетках их значительно больше.

Углеводы являются соединениями углерода, водорода и кислорода. Различают:

1._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. ___________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
3____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________

Главными углеводами клеток являются _________________________________________
(у животных), ______________________________________________________ (у растений)

Основные функции углеводов:

1._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. ___________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
3____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

4.____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

Липиды. Большинство липидов — ________________________________________
_____________________________________________________________________________. Простые липиды включают вещества, молекулы которых состоят только из остатков _______________________________________________________________. Именно этим кислотным остаткам липиды обязаны своим важным биологическим свойством — крайне малой растворимостью в воде.

Самые распространенные из липидов — жиры и воски. Жиры представляют собой эфиры трехатомного спирта глицерина и жирных кислот.

Функции липидов:

1_________________________________           2__________________________________

3_________________________________           4__________________________________

5_________________________________           6__________________________________

7_________________________________           8__________________________________


Нуклеиновые кислоты — это _________________________________________
_____________________________________________________________________________
Впервые были обнаружены ______________________________________________
____________________________________________________________________________

Значение - ____________________________________________________________________

Существует два типа нуклеиновых кислот:

1 ДНК _____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
____________________________________
____________________________________
http://bibl.tikva.ru/base/B1774/img/B1774p29-1.jpg

____________________________________
____________________________________

____________________________________
____________________________________

____________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________


2. РНК - это__________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
___________________________________
___________________________________
http://festival.1september.ru/articles/556195/img3.gif

____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

АТФ - это____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________


_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

Вывод: ______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

Работу выполнил студент:

_________________________________________________________________________

Работу принял преподаватель:

Оценка, подпись_________________________________/____________________________/


Урок № 4

Тема: Строение и функции клетки. Цитоплазма и клеточная мембрана.

Цель: ________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

1. В настоящее время выделяют два уровня клеточной организации: __________________________________________ и _________________________________.

Прокариотическая клетка. http://biology-of-cell.narod.ru/images1/image2.jpg

_____________________ — это типичные прокариотические клетки. Бактериальная клетка окружена клеточной стенкой, представляющей собой «мешок», в котором заключено клеточное содержимое. На поверхности клеточной стенки у бактерий могут располагаться _____________________. Отличительным признаком ряда бактериальных видов является _____________________________, расположенная снаружи от клеточной стенки. Главная особенность строения бактерий — _____________________________________________________________________________. Основное вещество бактериальных клеток представлено ____________________________

3. Пользуясь учебником, опишите строение прокариотической клетки.
_______________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________


Эукариотическая клетка. 

Наиболее сложная организация свойственна _________________________________. Так называемой типичной клетки в природе не существует, но у тысяч различных видов клеток можно выделить общие черты строения. Каждая клетка состоит из двух важнейших, тесно взаимосвязанных частей — цитоплазмы и ядра.http://works.tarefer.ru/10/100132/pics/image001.gif

Пользуясь учебником, подпишите, указанные на рисунке части клеток:

А._________________________________
Б._________________________________
1.__________________________________
2.__________________________________
3._________________________________
4._________________________________
5.__________________________________
6.__________________________________
7._________________________________
8._________________________________
9.__________________________________
10._________________________________
11._________________________________
12._________________________________
13._________________________________
14._________________________________
15.________________________________

2. Цитоплазма и клеточная мембрана.

От внешней среды цитоплазма отграничена наружной _______________________________ (цитоплазматической мембраной, плазматической мембраной, плазмалеммой). Плазматическая мембрана — плотная ультрамикроскопическая пленка (толщина 7—10 нм), состоящая из нескольких слоев. Центральный слой представлен__________________________________________________________________, в которые на разную глубину с наружной и внутренней стороны погружены многочисленные и разнообразные молекулы белка.

У большинства растительных клеток помимо мембраны снаружи имеется еще толстая целлюлозная оболочка — клеточная стенка. Она выполняет опорную функцию за счет жесткого наружного слоя, придающего клеткам четкую форму.http://biolicey2vrn.ru/Trenir-Test-2/membrana.jpg

Подпишите составные части мембраны:_______________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________


Биологические функции цитоплазматической мембраны:

_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

________________________________________http://image.slidesharecdn.com/random-150108122339-conversion-gate01/95/-20-638.jpg?cb=1420719897

________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________

Гиалоплазма (цитоплазматический матрикс) - _____________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

Роль гиалоплазмы в клетке:

_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

Вывод: ______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

Работу выполнил студент:

_________________________________________________________________________

Работу принял преподаватель:

Оценка, подпись_________________________________/____________________________/


Группа ___________ФИО студента __________________________

Самостоятельная работа по теме: «Химическая организация клетки»

Вариант -


Урок № 5

Тема: Органоиды клетки. Ядро и хромосомы. Вирусы.

Цель: _____________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________

1. Используя материал, предложенный в учебнике, заполните таблицу.

Таблица. Характеристика органоидов клетки

Название

Строение

Функции

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Пользуясь параграфом учебника 1.2.3 (стр.33) выпишите особенности строения растительной клетки_______________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________

2. Вирусы. Вирусы открыты в 1892 г. русским ученым________________________, который описал необычные свойства возбудителя болезни табака, получившего название ________________________________________________. Термин «вирус» (от лат. virus — ___________) предложен в ___________________ г. голландским ботаником и микробиологом __________________________________________.

Вирусы - неклеточная форма жизни на Земле. Вирусы резко отличаются от всех других форм жизни. Они не имеют ____________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

Формы существования вирусов:

1.____________________________________________________________________________


2.___________________________________________________________________________
В активном состоянии вирусы пребывают, только находясь _________________________
_____________________. Вирусы способны проникать в определенные живые клетки и размножаться только внутри этих клеток. Таким образом, вирусы — это____________
______________________________________. Вирусы, подобно всем другим организмам, обладают собственным генетическим аппаратом, который кодирует синтез вирусных частиц из биохимических предшественников, но активизируется только при _____________________________________________________________________________.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/58646b02-25ae-c410-72dd-24a89fcb8b45/te050061001.jpg

Опишите строение вирусов (простых и сложных): _____________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________

По содержанию нуклеиновых кислот вирусы делятся на: ____________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

Бактериофаги. (подпиши рисунок, перепиши из учебника этапы проникновения бактериофага в клетку хозяина) _________________________________________________
_________________________________________________
__________________________________________________
_________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
_________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
http://biologylib.ru/books/item/f00/s00/z0000023/pic/000050.jpg


Вирусы распространены в природе повсеместно и поражают все группы живых организмов. Вирусы вызывают самые разнообразные болезни человека: ______________
_____________________________________________________________________________
и др. Массовую гибель животных вызывают ящур, чума свиней и птиц, инфекционная анемия лошадей. Крупные убытки наносят растениеводству мозаичная болезнь табака, томатов, огурцов, Х-вирус картофеля, различные виды желтухи, карликовости. Бактериофаги нередко подавляют развитие полезных микроорганизмов при производстве антибиотиков или молочнокислом брожении.

Вирусы очень устойчивы. Они переносят высушивание и низкие температуры. При нагревании до 55— 60 °С часть вирусов погибает, часть выдерживает температуры до 90 °С. Многие вирусы длительно устойчивы к действию спиртов, эфиров и других сильно влияющих на бактерии химических веществ. Под действием ультрафиолетовых лучей большинство вирусов погибает.

Вывод: ______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Работу выполнил студент:

_________________________________________________________________________

Работу принял преподаватель:

Оценка, подпись_________________________________/____________________________/


Урок № 6

Тема: Обмен веществ и превращение энергии к летке.

Цель: _____________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
 

1. В клетках постоянно осуществляются обмен веществ – метаболизм.

Метаболизм – это _____________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

Благодаря обмену веществ ___________________________________________________
_______________________________________, входящие в состав клетки, непрерывно расщепляются и синтезируются. Благодаря этому в клетках достигается относительное постоянство состава, образование, разрушение и обновление клеточных структур и межклеточного вещества.

Обмен веществ складывается из двух взаимосвязанных, одновременно протекающих в организме процессов — ___________________________ и ____________________
______________________ обменов.

Пластический обмен (анаболизм, ассимиляция) —_______________________________
_____________________________________________________________________________. Эти вещества идут на ______________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________.
Пластический обмен всегда сопровождается ______________________________________.

Энергетический обмен (катаболизм, диссимиляция) — ___________________________
_____________________________________________________________________________
— белков, нуклеиновых кислот, жиров, углеводов на более простые, низкомолекулярные. При этом _______________________________ энергия, заключенная в химических связях крупных органических молекул. Освобожденная энергия запасается в форме _____________________________________________________________________________.

2. Пластический обмен.

Суть пластического обмена заключается в том, что из простых веществ, поступающих в клетку извне, образуются вещества клетки.

Все процессы обмена веществ в клетке и целом организме протекают под контролем наследственного аппарата. Рассмотрим один из важнейших процессов реализации наследственной информации – биосинтез белка.

Роль белков в организме огромна. Вспомните и напишите основные функции белков:

1_________________________________           2__________________________________

3_________________________________           4__________________________________

5_________________________________           6__________________________________

7_________________________________           8__________________________________

В синтезе белка — этом сложном, многоступенчатом процессе — участвуют ___________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

Основная роль в определении структуры белка принадлежит ________________________.
В ней закодирована информация о последовательности аминокислот в молекуле белка.

Ген – это_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

Каждый вид животных и растений имеет особый, характерный только для него набор белков. Белки состоят из аминокислот (смотри урок 3), а каждой аминокислоте в полипептидной цепочке соответствует  ___________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Связь между нуклеотидом и аминокислотами называется ___________________________
_____________________________________________________________________________
В состав белков входит _____________________аминокислот.

Синтез белка осуществляется на _________________________, а информация о структуре белка зашифрована в __________________, расположенной в ядре. Для того чтобы синтезировался белок, информация о последовательности аминокислот в его первичной структуре должна быть доставлена к рибосомам. Этот процесс включает два этапа: _______________________________ и ______________________________.

Транскрипция (буквально — переписывание) _____________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

Трансляция - _________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
http://www.apologetica.ru/img/Sintes-belka-aminjkislota.jpg


3. Энергетический обмен.

Диссимиляция – это___________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
В энергетическом обмене выделяют 3 этапа:

1. ___________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

2. ___________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Напишите суммарное выражение процесса:

_____________________________________________________________________________

3. ___________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

Напишите суммарное выражение процесса:

_____________________________________________________________________________


4. Дайте понятие фотосинтез, опишите/зарисуйте основные фазы фотосинтеза

Фотосинтез - _____________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________.


Вывод: ______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

Работу выполнил студент:

_________________________________________________________________________

Работу принял преподаватель:

Оценка, подпись_________________________________/_____________________


Группа ___________ФИО студента __________________________

Самостоятельная работа по теме:

 «Органоиды клетки. Ядро и хромосомы. Вирусы.»

Вариант -


Урок № 9

Тема: Деление клетки.

Цель: _____________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________

1. Деление клетки — _______________________________________________
__________________________________________________________________.
Увеличение числа клеток происходит в результате их деления. Деление клеток лежит в основе_______________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Типы деления:

1) простое - _________________________________________________________________

2) сложное:

А)______________________        Б)____________________        В)_____________________

2.Жизненный цикл клетки. Митотический цикл.

Жизненный цикл клетки - _____________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

Митотический цикл - __________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

Этот цикл состоит из :

1)____________________________________        2)__________________________________

1) Интерфаза состоит из 3 периодов:

G1__________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

S____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

G2___________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

3. Митоз - ____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
http://biologylib.ru/books/item/f00/s00/z0000012/pic/000267.jpg

1) Профаза
_____________________________
_____________________________
_____________________________
_____________________________
_____________________________
_____________________________
_____________________________
_____________________________
_____________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

2) Метафаза
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________


http://biologylib.ru/books/item/f00/s00/z0000012/pic/000268.jpg

3) Анафаза
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
4) Телофаза
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Цитокинез - __________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
http://biologylib.ru/books/item/f00/s00/z0000012/pic/000269.jpghttp://bibl.tikva.ru/base/B1774/img/B1774p59-3.jpg

4. Амитоз - ___________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Какие ткани могут делиться амитозом?___________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

5. Мейоз - ____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________


Заполните табличку, используя материал учебника.

Название фазы

Рисунок

Описание процессов


Вывод: ______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

Работу выполнил студент:

_________________________________________________________________________

Работу принял преподаватель:

Оценка, подпись_________________________________/____________________________/


Урок № 10

Тема: Размножение и оплодотворение.

Цель: _____________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________

1. Размножение живых организмов может быть:

а) _______________________         б) _________________________

2. Бесполое размножение - __________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

Пользуясь учебником, найдите ответы на вопросы:

1) Сколько особей участвуют при бесполом размножении?________________________

2) Каким способом делится клетка, из которой образуется дочерняя особь?__________
_____________________________________________________________________________

3) Выпишите и охарактеризуйте виды бесполого размножения

а) _________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
б) _________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
в) _________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
г) _________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________


4) Таким образом, в результате бесполого размножения воспроизводится большое число________________________________________________________________________

3. Половое размножение_______________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

Гаметы – это _________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

а) женские половые клетки – это ________________________________________________

б) мужские половые клетки – это ________________________________________________,
у высших растений - ___________________________________________________________

Зигота – это ___________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

В чем заключается преимущество полового размножения над бесполым?_______________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

Партогенез – это______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

4.                                 Образование половых клеток

Опишите, указанные выше процессы, пользуясь учебником.

1) ___________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

2) ___________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

5. Оплодотворение у животных (опишите процесс оплодотворения)
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
http://doverchiv.narod.ru/morozov/img/3-87.jpg


6. Оплодотворение у растений (опишите или зарисуйте процесс оплодотворения, пользуясь материалом учебника или Интернет-источниками)

Вывод: ______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

Работу выполнил студент:

_________________________________________________________________________

Работу принял преподаватель:

Оценка, подпись_________________________________/____________________________/


Урок № 11-12

Тема: Онтогенез. Развитие зародыша. Нарушение развития зародышей.

Цель: ________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

1. Термин «онтогенез» был введен в науку в 1866 году ___________________________

Онтогенез – это __________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________

Этапы онтогенеза

____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________

2. Стадии ________________________________этапа онтогенеза

1).__________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

2).__________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________


3).__________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Эмбриональная индукция - _____________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
http://shkolo.ru/i/droblenie-i-nachalo-razvitiya-oplodotvorennogo-yaica.gif


3. ________________________________(или послезародышевый) период развития начинается___________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

Различают 2 вида постэмбрионального развития:

1.___________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

2.___________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

http://vmede.org/sait/content/Biologija_pexov_2010/6_files/mb4_004.jpeg


4. Нарушение развития зародышей.

Напишите факторы, влияющие на развитие зародыша _______________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

Вывод: ______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

Работу выполнил студент:

_________________________________________________________________________

Работу принял преподаватель:

Оценка, подпись_________________________________/____________________________/


Группа ___________ФИО студента __________________________

Самостоятельная работа по теме:

«Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов.»

Вариант -


Урок № 13

Тема: Генетика, как наука. Законы генетики. Генетика пола.

Цель: _____________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
 

1. Генетика – это ______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________

Как наука генетика существует с 1900 г., когда несколькими учеными (X. Де Фриз, К. Корренс, Э. Чермак) независимо друг от друга были переоткрыты закономерности наследования родительских признаков, которые экспериментально установил еще в 1865 г. чешский естествоиспытатель Г.Мендель. На основе проведенного статистического анализа результатов скрещиваний гороха с разными признаками он сформулировал несколько правил, которые впоследствии получили название законов Менделя.

2. Основные понятия и символика генетики:

Ген - это____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Локус – это __________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Доминантный признак - ________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Рецессивный признак - ________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Гомозигота - это_______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Гетерозигота - это______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Генотип – это ______________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Фенотип – это _______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________


Родительская особь обозначается_________________________________________________
Знак скрещивания _________________________________________________________
Женская особь_________________________________________________________
Мужская особь________________________________________________________
Гаметы ______________________________________________________________________
Гомозигота по доминантному признаку____________________________________________
Гомозигота по рецессивному признаку____________________________________________
Гетерозигота__________________________________________________________________

3. Законы Менделя:http://dou-shkola.ru/image.php?img=http://www.dou-shkola.ru/IMG/arton1614.jpg

Моногибридное скрещивание -  _____________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
Первый закон Менделя (закон единообразия гибридов первого поколения)._______________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
Задача 1.

У гороха желтый окрас семян является доминантным признаком, а зеленый – рецессивным. Какими будут гибриды первого поколения при скрещивании растения гомозиготного по доминантному признаку с растением, гомозиготой – по рецессивному признаку.

Дано:                                                        Решение

Объект –

Найти -

Ответ:


Неполное доминирование - ___________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Задача 2.

При скрещивании растения «ночная красавица» с белыми цветками (гомозиготного рецессивного "aa") с растением, у которого цветки красные (гомозиготный доминант "AA"), какими будут гибриды первого поколения?

Дано:                                                        Решение

Объект –

Найти –

Ответ:

Второй закон Менделя (закон расщепления) - ___________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Задача 3.

У гороха желтый окрас семян является доминантным признаком, а зеленый – рецессивным. Какими будут гибриды первого поколения при скрещивании двух гетерозиготных растений?

Дано:                                                        Решение

Объект –

Найти –

Ответ:


Закон чистоты гамет - _________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

Дигибридное скрещивание - ___________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Третий закон Менделя - _______________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Задача 4.

У гороха жёлтая окраска семян доминирует над зелёной, а гладкая форма семян над морщинистой. Скрещено гомозиготное по доминантному признаку растение с гомозиготным по рецессивному признаку растением. а) Определите возможные генотипы и фенотипы потомков. б) Определите каким будет потомство при скрещивании гибридов первого поколения между собой?

Дано:                                                        Решение

Объект –

Найти -


Ответ: а)

        б)


Задача 5.

Черная окраска шерсти у крупного рогатого скота определяется доминантным геном В, а красная - рецессивным b. Каким будет F1 от скрещивания гомозиготного черного быка с красной коровой?

Дано:                                                        Решение

Объект –

Найти -

Ответ:

Вывод: ______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

Работу выполнил студент:

_________________________________________________________________________

Работу принял преподаватель:

Оценка, подпись_________________________________/____________________________/




Предварительный просмотр:

Урок № 17

Тема: Основы селекции. Методы современной селекции

Цель: _____________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________

1. Основные понятия селекции.

А) Выпишите и запомните определение понятий (учебник стр. 59):

Селекция — _____________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Породой и сортом __________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________ У микроорганизмов чистую культуру называют штаммом. Иногда они бывают чистыми линиями — генотипически однородным потомством, полученным за счет самооплодотворения. Теоретической основой селекции является генетика. Методы селекционной работы — отбор, гибридизация, полиплоидия, мутагенез.

Б) Выпишите и запомните определение понятий (учебник стр. 92-93):

Домашние животные - ________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

Одомашнивание______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

Искусственный отбор_______________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

Культурными растениями_____________________________________________________
_____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________

В) Выпишите основные центры происхождения культурных растений:

1)_________________________________________________________________
2)_________________________________________________________________
3)_________________________________________________________________
4)_________________________________________________________________
5)_________________________________________________________________
6)_________________________________________________________________
7)_________________________________________________________________
8)_________________________________________________________________

2) Методы современной селекции:

А) Человек издавна отбирал для размножения наиболее продуктивные формы растений, лучших животных. Основными методами современной селекции служат: искусственный отбор, гибридизация, полиплоидия и мутагенез.

Искусственный отбор__________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Гибридизация ________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Полиплодия _________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Искусственный мутагенез______________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Вклад Н.И. Вавилова?_________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

Вывод: ______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

Работу выполнил студент:

_________________________________________________________________________

Работу принял преподаватель:

Оценка, подпись_________________________________/____________________________/


Урок № 18

Тема: Селекция растений, животных и микроорганизмов. Биотехнология.

Цель: ________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

1. Селекция растений

Селекция растений направлена на выведение хозяйственно ценных сортов культурных растений. В селекции растений широко применяют методы отбора и гибридизации.

Отбор. Массовый и индивидуальный.___________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Межлинейная гибридизация. Явление гетерозиса. ____________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

Полиплодия и отдаленная гибридизация._______________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
2. Селекция животных. Экстерьер и интерьер.

_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
3. Селекция микроорганизмов и биотехнология.

Письменно ответьте на вопросы:

Кем были открыты микроорганизмы? Перечислите группы микроорганизмов.

Антибиотики – это?

В каких областях промышленности применяются микроорганизмы?

Биотехнология – это?

Аспекты клонирования?

_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

Вывод: ______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

Работу выполнил студент:

_________________________________________________________________________

Работу принял преподаватель:

Оценка, подпись_________________________________/____________________________/


Урок № 21

Тема: Микроэволюция. Естественный отбор.

Цель: _____________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________

1. Микроэволюция. Основные понятия.

Микроэволюция - _____________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Представление о виде — это тот фундамент, на котором базируются современные эволюционные теории. По-видимому, самые первые представления о виде были сформулированы в трудах Аристотеля, который понимал вид как совокупность сходных особей. Термин «вид» введен в науку английским естествоиспытателем Джоном Реем (1628— 1705) в конце XVII в. К.Линней считал, что виды реально (объективно) существуют в природе и являются некими универсальными дискретными образованиями. В пределах любого вида те или иные признаки могут изменяться, в то время как сам вид остается неизменным. Великий французский эволюционист Ж. Б.Ламарк понятие вида считал условным, поскольку все виды постоянно меняются.

1) Номиналистическая концепция вида____________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
2) Биологическая концепция вида ________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

Выпишите и запомните определение понятия «вид»:

_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Перечислите основные критерии вида:____________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Популяция -  _________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
http://umdobro.ru/upload/images/interesnye-stati/chudo-jivogo-organizma/image-052.jpg

_____________________________________________________
_________________________________________________________Деревенская ласточка

2.         Механизмы эволюции. Учение о естественном отборе

Какой ученый занимался изучением видов?________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

Борьба за существование_______________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

Внутривидовая борьба (конкуренция)_____________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

Межвидовая борьба за существование____________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

Борьба с неблагоприятными условиями___________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

3. Формы естественного отбора.

Напишите и запомните формы естественного отбора, приведите примеры:

_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
4. Адаптации.

Выделяют два типа адаптаций:

1. Общие - ___________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

2. Частные - __________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

Покровительственная окраска__________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Маскировка___________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

Мимикрия и ее формы_________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

Демонстрации ________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

Вывод: ______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Работу выполнил студент:

_________________________________________________________________________

Работу принял преподаватель:

Оценка, подпись_________________________________/____________________________/


Урок № 22

Тема: Макроэволюция.

Цель: _____________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
 

1. Разделитесь на 5 групп. Пользуясь учебником, найдите ответы на предложенные в задании вопросы.

2. Основные направления эволюционного процесса:

Биологический прогресс - ___________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Биологический регресс - ___________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________

__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Ароморфоз - __________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Идиодаптации - _______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Общей дегенерации ___________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________

Вывод: ______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Работу выполнил студент:

_________________________________________________________________________

Работу принял преподаватель:

Оценка, подпись _________________________________/_________________________


Группа ___________ФИО студента __________________________

Самостоятельная работа по теме:

 «___________________________________________________________»

Вариант -



Предварительный просмотр:

Урок № 25

Тема: Гипотезы происхождения жизни. Многообразие живого мира

Цель: _____________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________

1. Жизнь – одно из важнейших явлений природы.

Со времен глубокой древности жизнь казалась таинственной и непознаваемой – вот почему по вопросам ее происхождения всегда шла острая борьба между учеными.

Самые ранние представления о возникновении жизни на Земле нашли отражение в мифах о сотворении мира. Этот вопрос с незапамятных времен интересовал величайшие умы человечества, но до сих пор еще далек от своего разрешения.

Жизнь - ______________________________________________________
__________________________________________________________________

2. В настоящее время выделяют основные пять гипотез возникновения жизни на Земле:

1._________________________________________________________________
2._________________________________________________________________
3._________________________________________________________________
4._________________________________________________________________
5_________________________________________________________________

Пользуясь учебником (стр. 186 или стр. 229) заполните таблицу № 1:

Таблица № 1 Гипотезы возникновения жизни на Земле.

Наименование гипотезы

Ученые - последователи

Примечание

1

2

3

4

5

3. Многообразие живого мира

Систематика - _____________________________________________________
__________________________________________________________________

Какие ученые занимались развитием систематики?______________________

_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

Кто является родоначальником искусственной систематики?_________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

Естественная систематика __________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

Вывод:_______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

Работу выполнил студент:

_________________________________________________________________________

Работу принял преподаватель:

Оценка, подпись_________________________________/____________________________/


Урок № 26

Тема: История развития эволюционных идей.

Цель: ________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

1. Пользуясь учебником (стр. 143 - 162) составьте кроссворд.














































Вывод: ______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

Работу выполнил студент:

_________________________________________________________________________

Работу принял преподаватель:

Оценка, подпись_________________________________/____________________________/


Урок № 27

Тема: Современные гипотезы о происхождении человека.

Цель: _____________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________

1. Основные гипотезы о происхождении человека

1. «Эволюционное» учение Ч. Дарвина

А) Доказательства теории Ч. Дарвина:

1. _____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

2.

_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

3. _____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

Б) Антропогенез –

_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

 

Австралопитекhttp://www.membrana.ru/storage/img/1/11p.jpg

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

Человек умелый_____________________________________http://amhistory.ucoz.ru/pictures/homo-habilis.jpg

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

Человек прямоходящийhttp://evolendorig13.narod.ru/homohabilis.jpg

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

Неандерталец______________________________________http://vignette4.wikia.nocookie.net/prenistoricpark/images/1/1b/%D0%9D%D0%B5%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D1%86.jpg/revision/latest?cb=20121026105846&path-prefix=ru

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________http://elementy.ru/images/news/neanderthal_ancestry_fig1_600.jpg

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________http://bse.sci-lib.com/pictures/18/06/203709558.jpg

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

2. Божественная теория

Телеологизм                                        Креацианизм

_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

3. Инопланетная теория.

_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

Вывод: ______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Работу выполнил студент:

_________________________________________________________________________

Работу принял преподаватель:

Оценка, подпись_________________________________/____________________________/


Урок № 28

Тема: Усложнение живых организмов в процессе эволюции.

Цель: _____________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
 

1. Пользуясь учебником (стр. 205-221), заполните таблицу.

        

Наименование
эры

Время

Происходящие процессы

Вывод: ______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Работу выполнил студент:

_________________________________________________________________________

Работу принял преподаватель:

Оценка, подпись _________________________________/_________________________


Группа ___________ФИО студента __________________________

Самостоятельная работа по теме:

 «___________________________________________________________»

Вариант -


Урок № 29

Тема: Человеческие расы.

Цель: _____________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
 

1. Расы - __________________________________________________________
__________________________________________________________________

Человек разумный (Homo sapiens)

Название расы

Географическое расположение коренного населения

Характерные признаки

Доказательства видового единства человечества:

1._________________________________________________________________
__________________________________________________________________
2. ________________________________________________________________
__________________________________________________________________
3._________________________________________________________________
__________________________________________________________________

Вывод:_______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

Работу выполнил студент:

_________________________________________________________________________

Работу принял преподаватель:

Оценка, подпись_________________________________/____________________________/


Урок № 30

Тема: Экология. Факторы среды. Экологические системы.

Цель: _____________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
 

1. Пользуясь учебником, заполните таблицу

 Что подразумевает термин «экология»?

Кто и в каком году предложил этот термин?

Что обозначает термин «биоэкология»?

Укажите главные направления современной экологии

Что такое экологические факторы?

На какие группы их подразделяют?

Дайте определение понятиям:

Фотопериодизм         Анабиоз

Пойкилотермные и гомойотермные организмы

Дайте описание каждой группе экологических факторов

2. Пользуясь учебником (стр.261-280), выполните предложенные вам задания по вариантам:                        ВАРИАНТ № __________

Вывод:_______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

Работу выполнил студент:

_________________________________________________________________________

Работу принял преподаватель:

Оценка, подпись_________________________________/____________________________/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задачи на разведение антибиотиков. Рабочая тетрадь по математике для студентов медицинского колледжа

Пособие предназначено для самостоятельной работы и может использоваться не только на учебной дисциплине "Математика", но и при изучении профессионального модуля "Младшая медицинская сестра по уходу за...

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ по дисциплине _Налоги и налогообложение___ специальность «Экономика и бухгалтерский учет»...

Рабочая тетрадь по фармакологии для студентов 1 курса медицинских техникумов "Рецепт. Общая рецептура"

Рабочая тетрадь по фармакологии предназначена для студентов медицинских колледжей и техникумов. В рамках ФГОС разработана новая программа по фармакологии с учетом профессиональных компетенций. Предста...

Рабочая программа "Общая биология" для студентов 1 курса (10-11 класса)

            Настоящая рабочая программа учебной дисциплины «БИОЛОГИЯ» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальнос...

Рабочая тетрадь для самостоятельной работы студентов по предмету «Биология», к разделу "Происхождение и развитие жизни на Земле. Эволюционное учение"

Рабочая тетрадь по предмету «Биология» к разделу «Происхождение и развитие жизни на Земле. Эволюционное учение» разработана на основе рабочего плана и рабочей программы учебной...

Рабочая тетрадь по литературе для студентов 1 курса СПО

Рабочая тетрадь по дисциплине «Литература» для студентов 1 курсов СПО  предназначена для организации аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов, разработана в соответ...

Рабочая тетрадь по Химии для студентов СПО 1 курса

Рабочая тетрадь по Химии предназначена для организации самостоятельной работы обучающихся  по изучению нового материала и его закреплению. Отдельные уроки выделены на решение расчетных и эксперим...