Статья "Проектно-исследовательская деятельность по биологии как фактор формирования УУД"
статья по биологии на тему

Тульская Елизавета Викторовна

Статья раскрывает роль проектно-исследовательской деятельности в формирвании УУД учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektno-issledovatelskaya_deyatelnost_po_biologii.docx17.09 КБ

Предварительный просмотр:

Тульская Е.В.

 Проектно-исследовательская деятельность по биологии как фактор формирования УУД.

Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий – метапредметных результатов образовательной деятельности, применяемых для решения проблем в реальных жизненных ситуациях (Маркачев, 2009)

Важным фактором формирования УУД является исследовательская и проектная деятельность естественно-научной направленности. В нашей школе в течение ряда лет это направление является приоритетным и представлено деятельностью научного общества учащихся в среднем и старшем звене. Программа НОУ учащихся включает в себя как теоретические, так и практические занятия. В рамках занятий организована проектно-исследовательская работа учащихся, в задачи которой входит реализация проектов и исследовательских работ.

Проекты естественно-научной направленности являются своеобразной платформой для формирования УУД учащихся. Работы в естественно-научной направленности характеризуются метапредметностью, так как требуют знания различных предметов: биологии, экологии, химии, информатики, краеведения, географии, математики. Для реализации таких работ используются разнообразные методы: химический анализ, биологический эксперимент, биоиндикация, наблюдения за живыми организмами, математические подсчеты, составление карт, графиков, диаграмм и презентаций, мониторинг, работа с гербарием, анализ литературных и интернет источников. Проблемность и социальность работы, а также индивидуальный подход формируют внутреннею гражданскую позицию ученика, придают смысл его деятельности. Работая в группе учащиеся приобретают навыки совместного сотрудничества со сверстниками и учителем, развивают свои творческие способности (Краля,2005)

Цель исследовательской деятельности школьников является не только конечный результат, но и сам процесс реализации, в ходе которого развиваются исследовательские и творческие способности учащихся, формируются их информационная, коммуникативная и социальная компетентности, закладывается фундамент самообразования. Таким образом, в процессе работы над проектом формируются следующие УУД:

личностные – развитие личности, владеющей основами экологической культуры и гражданственности, навыками адаптации в динамично изменяющемся мире;

регулятивные - организации обучающимися учебной проектно-исследовательской деятельности;

познавательные – самостоятельное выделение и формирование познавательной цели, решение проблем творческого и поискового характера;

коммуникативные - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, владение речью (Сергеев,2005)

В своей работе я использую в основном междисциплинарные проекты с разной тематикой исследовательских работ. Например, в работе «Экологический мониторинг реки Свинуха Россошанского района» рассматривается проблема исчезновения малых рек Россошанского района с географической, биологической и экологической точки зрения. На основании полученных результатов сделаны выводы о том, что человек имеет непосредственное отношению к исчезновению малых рек. В работе «Биоиндикация воздуха по морфологическим признакам сосны обыкновенной» применяется биологический метод оценки загрязненности воздуха с помощью сосны обыкновенной в качестве тест-объекта. В выполнения этой работы учащиеся познакомились со строением сосны и возможными нарушениями в ее развитии.

Выполняемые работы очень разнообразны не только по форме, но и направленности исследования. Наиболее интересными для учащихся стали работы, направленные на изучение факторов, влияющих на здоровье человека. Так учащимися были выполнены работы по определению влияния на организм человека никотина, алкоголя, кофеин содержащих напитков, влажности воздуха. В ходе реализации работы, учащиеся сотрудничали с медицинским колледжом, станцией юных натуралистов города Россоши, в качестве респондентов выступают учащиеся и учителя школы, родители.

Ежегодно дети принимают участие во многих региональных и областных конкурсах, среди которых «Менделеевские чтения», «Киселевские чтения», «ОДАРМОЛ», «Эврика», «От любви к природе к культуре природопользования», «Конференции НОУ ВГУ», «Золотой лев» и становятся лауреатами и призерами многих из них.

Таким образом, опыт работы показывает, что организация проектно-исследовательской деятельности является перспективным направлением формирования УУД. А для достижения личностных и метапредметных результатов развития учащихся необходима тесная связь дополнительного образования с общеобразовательными предметами. Кроме того, проектная работа объединяет учащихся разных классов, что обеспечивает преемственность и непрерывность процесса формирования навыков исследовательской деятельности.

Список использованной литературы:

1.Краля, Н.А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся: учебно-методическое пособие/ ОмГУ. – Омск, 2005

2.Маркачев, А.Е., Боровских,Т.А., Чернобельская, Г.М. Учебно-исследовательские проекты // Первое сентября, - 2009. -№ 27.

3.Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений/ С.Сергеев. - М.:АРКТИ, 2005. - 80 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Проектная деятельность на уроке английского языка как фактор формирования ключевых компетентностей."

Доклад "Проектная деятельность на уроке английского языка как фактор формирования ключевых компетентностей."...

«Исследовательская деятельность, как один из факторов формирования познавательных ценностей современного школьника»

В моей практике организация учебно- исследовательской деятельности является неотъемлемой частью работы образовательного процесса лицея, что формирует систему предметных навыков, способствует развитию ...

Исследовательская деятельность как важнейший фактор формирования ключевых компетенций студентов

Цель проекта: повышение качества знаний обучающихся, развитие ключевых компетенций на основе организации исследовательской деятельности.Задачи проектаv Формировать профессиональную компетентность путе...

Доклад "Проектная деятельность на уроках английского языка как фактор формирования ключевых компетентностей"

Доклад на ШМО по тме "Проектная деятельность на уроках английского языка как фактор формирования ключевых компетентностей"...

«Технология игровой деятельности на уроках географии, как фактор формирования ключевых компетенций учащихся в рамках перехода на ФГОС»

В условиях принятия Федерального Государственного Образовательного Стандарта к современному образованию предъявляются новые требования, связанные с умением выпускников средней школы ориентироваться в ...

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПО ОБЖ И СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ

Доклад учителя Данилова В.Н. на Всероссийской научно-практической конференции с международным участием: "Формирование культуры безопасности жизнедеятельности у участников образовательного пр...

Использование в педагогической деятельности литературных произведений, как фактор формирования личности и развития интеллекта учащихся

Использование в педагогической деятельности литературных произведений, как фактор формирования личности и развития интеллекта учащихся...