Урок- исследование в 7 классе по теме: "Класс насекомые.Отряды: Чешуекрылые.Равнокрылые.Двукрылые. Блохи"
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Чернышева Таисия Викторовна

 изучение особенностей отрядов.Урок- исследование направлен на достижение личностных,метапредметных, предметных результатов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_urokaotryady_nasekomyh.docx29.52 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме: «Класс насекомые. Отряды насекомых: Бабочки, Равнокрылые, Двукрылые, Блохи»,

Тип урока: комбинированный

Авторы УМК: Пасечник В.В.

Вид урока: урок-исследование

Цель урока: изучить характерные особенности отрядов; рассмотреть значение этих отрядов в природе и жизни человека.

Задачи:  

– Усилить мотивационный этап урока, используя  дополнительные источники (литература,  электронная презентация, загадки, таблиц и т.п.).

– Организовать учебно-познавательную деятельность  (исследование) на основе дифференциации и индивидуализации обучения.

         Планируемые результаты  учащихся на уроке.

Личностные: сформировать познавательный интерес и мотив, направленный на представителей изучаемых отрядов; эстетического отношения к живым объектам, на сохранение данных видов как биологических объектов и соблюдение правил личной гигиены.

Метапредметные: умение анализировать, строить рассуждения, сравнивать, делать выводы и умозаключения на основе сравнения; овладение научными терминами.

Предметные: выделение существенных признаков представителей изучаемых отрядов, осознание значимости и важности всех живых объектов в природе, необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых некоторыми представителями изучаемых отрядов из-за несоблюдения правил гигиены. Умение определять систематическое положение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе. Осознание роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; умение сравнивать биологические объекты, выявлять изменчивость организмов и их приспособлений организмов к среде обитания.

Оборудование: 

  1. Учебно-методическое: учебник Латюшин В.В. «Биология. 7класс», раздаточный материал – схема «Внешнее строение бабочки», таблица «Особенности строения связанные с образами жизни насекомых», коллекции насекомых,
  2. Техническое: мультимедийный комплекс (компьютер, проектор), мультимедийная презентация «Отряды насекомых: Бабочки, Равнокрылые, Двукрылые, Блохи», шариковые ручки, простые карандаши, ластики, средства борьбы с насекомыми, рабочая тетрадь,

Ход урока

1.Организационный момент.

 Приветствие.  Проверка присутствующих.

Проверка готовности учащихся к уроку (наличие учебников, рабочих тетрадей, ручек, карандашей, ластиков, дневников)

2.    Этап мотивации к учебной деятельности СЛАЙД.  Кто лишний

Мы продолжаем изучение энтомологии. Что изучает эта наука? Насекомых

На протяжении всего урока, мы будем заполнять таблицу. Она у вас есть в тетради

СЛАЙД О КАКИХ НАСЕКОМЫХ ИДЕТ РЕЧЬ. (Загадки). Обучающиеся формулируют тему, определяют цель

ТЕМА:  Отряды Чешуекрылые, Равнокрылые, Двукрылые, Блохи.

Цель: изучить характерные особенности отрядов Бабочки, Равнокрылые, Двукрылые, Блохи,  их типичных представителей, выяснить роль представителей отрядов в природе и жизни человека;

ВАШЕ ОТНОШЕНИЕ К ЭТИМ  НАСЕКОМЫМ!

3.Изучение нового материала.

Если бабочки насекомые, то они имеют признаки: (укажите признаки класса)

 СЛАЙД.  Бабочка

-на теле насечки

-3 отдела тела

-хитиновый покров

-3пары ног на груди

-1пара усиков

-1пара фасеточных глаз.

-наличие крыльев.

Бабочки имеют признаки насекомых, но имеют свои особенности, отличающие их от других насекомых. Какие? (Сообщение энтомолога).

А,)Крылья чешуйчатые, покрыты чешуйками.  

. Перепончатые крылья и тело этих животных действительно густо покрыты микроскопическими чешуйками, которые делают эти насекомых самыми красивыми. Их называют летающими цветами.

 То взлетит, то крылья сложит,
То расправит их... Похожа
На  порхающий цветок
В летний солнечный денек! А. Фет ( картинки)

Второе название отряда Чешуекрылые – бабочки.

Чешуйки – это сплюснутые видоизмененные хитиновые волоски. Работа с учебником С.77 рис. 62.  бывают трех видов: 

а) Цветные, пигментные. В их полостях находятся красящие вещества.

б) Оптические. Наружная сторона этих чешуек имеет ребрышки, которые преломляют или отражают падающие на них лучи света. Крылья переливаются.

в) Пахучие. Выделяют феромоны. Феромоны – это пахучие вещества, привлекающие бабочек другого пола. Например, большой ночной павлиний глаз чувствует запах самки за 10 – 12 км

Сообщение энтомолога. Двухслойный покров чешуек увеличивает подъемную силу крыла в планирующем полете, защищает бабочку от переохлаждения, уменьшает шум и вибрацию при машущем полете, а также поглощает эхолокационные сигналы летучих мышей. Кроме того, чешуйки защищают крыло от повреждений (при ударе крыла о лист растения или о каплю смолы, чешуйки отламываются, снижая силу удара, и не давая крылу приклеиться к коре деревьев)  и способствуют стеканию статического электричества. Чешуйки образуют характерные узоры на крыльях, у чешуекрылых 2 пары крыльев.

 Учитель: Посмотрите на бабочку капустной белянки в учебнике. Что заметили в окраске крыльев? Бабочки имеют половые различия во внешней окраске. Самка капустной белянки имеет два темных пятна, а самец нет.

Разнообразное сочетание цвета, формы, размера, расположения чешуек создает удивительное разнообразие видов 140 тысяч.

Работа с учебником. с. 78, рис. 64. Какие еще особенности имеют бабочки? Какие органы располагаются на голове бабочки? ( Усики, фасеточные глаза, хоботок).

Почему хоботок свернут в спираль? (Чтобы не мешал в полете и не сломался.)

Б). Как называется ротовой аппарат бабочки? (Сосущий).

Бабочки не растут и не линяют, но многие допитываются нектаром, который высасывают хоботком. Некоторые из бабочек не питаются. Это – моль, павлиноглазки, тонкопряды, коконопряды. 

Эвристическая беседа . Вспомните какой тип развития у бабочек? Докажите.

В).  Бабочки проявляют заботу о потомстве, откладывая яйца на кормовое растение. Некоторые виды откладывают по две пары яиц, из которых появятся гусеницы разных полов, будущие бабочки самки и бабочки самцы. Совки закапывают яйца в землю Как называется личинка бабочки? Гусеница.

На кого она похожа? На кольчатого червя.

О чем это говорит? Предки членистоногих кольчатые черви.

Гусеницы имеют два вида ног: настоящие и ложноножки. Как вы думаете, чем отличаются ложные ножки от настоящих членистых ног? Ложноножки не членистые.

Вспомните, чем питаются гусеницы. Какой у них ротовой аппарат? Грызущий.

А у взрослой бабочки? Какое это имеет значение в борьбе за пищу?   Личинки и взрослые особи не будут конкурировать за пищу.

Работа с учебником: дневные и ночные бабочки. 

ЕЩЕ ОСОБЕННОСТЬ у бабочек - это….

Г) На рисунке показаны окончания  усиков неспроста. Сравните усики бабочек. Что вы заметили?  Они разные. По форме у бабочки адмирал усики напоминают английскую булавку. Их называют булавоусыми бабочками, а так как они активны в дневное время, второе название  – дневные бабочки.

 У второй бабочки усики похожи на перья, их называют перистоусые или ночные бабочки. Почему? Они активны в сумерках и ночью.

ФИЗМИНУТА. А сейчас мы с вами совершим мысленно небольшое путешествие.  Закройте глаза и повернитесь лицом к окну. Представьте, что вы лежите на солнечном лугу. Будьте внимательны. Стрекочут кузнечики, летают бабочки. Одна села на цветок. Сложила крылья. 

Откройте глаза. Положите руки на парту. Опять закройте глаза. Положите голову на руки, так чтобы прикрыть руками глаза. Представьте летнюю ночь. К вам в окно на свет прилетел мотылёк. Понаблюдайте за его полётом.  Откройте глаза. 

 Какими еще признаками отличаются булавоусые(дневные) и перистоусые(Ночные) бабочки?

Сравниваем дневных и ночных бабочек

 1) форму крыльев (широкие, узкие)

 2) форму тела (толстое, стройное)

 3) полет (медленный, порхающий, стремительный, с частыми взмахами)

 4) как складывают крылья в покое (отводя вертикально вверх и прижимая, друг к другу яркоокрашенной стороной; кровлеобразно или распластано).

Одной  из особенностей образа жизни бабочек является их зимовка или перелеты.

Работа с текстом учебника стр. 78,  предпоследний абзац. Читаем.

Какие бабочки совершают перелеты? Это дневные или ночные бабочки?

Какие бабочки зимуют во взрослом состоянии?

Сообщение обучающихся. Значение бабочек в природе и для человека.

Польза: опыляют растения, являются кормом другим животным.

Вред: личинки бабочек уничтожают растительность.

Польза: украшают нашу жизнь.

СЛАЙД тутовый шелкопряд является одомашненной бабочкой для получения шелка.

 Сообщение. Эти бабочки занесены в Красную книгу! БАБОЧКИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Первичное закрепление. Найдите биологическую  ошибку в стихотворении А. Фета «Бабочка»

СЛАЙД Стихотворение

Ты прав. Одним воздушным очертаньем

Я так мила.

Весь бархат мой с его живым миганьем -

Лишь два крыла.

Не спрашивай: откуда появилась?

Куда спешу?

Здесь на цветок я летний опустилась

И вот дышу.

 ЧТО ВЫ ЗАНЕСЛИ В ТАБЛИЦУ. (Расскажите по таблице о характерных особенностях чешуекрылых). 

Знакомство с отрядом Двукрылые.  Слушают  звуки комара и мух.

Работа с учебником стр. 82, рисунок 70.

Перечислите виды двукрылых насекомых. Что их объединяет? 

Одна пара перепончатых крыльев. Вторая пара крыльев в процессе эволюции видоизменилась в органы равновесия – жужжальца. Двукрылых известно свыше 100 тысяч видов. Самые знаменитые: комары да мухи. Какой ротовой аппарат у мух?

Чем мухи опасны для человека?

Мухи определяют качество пищи органом вкуса, который расположен на лапках. Здесь же имеются коготки и присоски, которые позволяют им даже висеть на потолке вверх ногами

Работа с учебником  рис. на странице 63. Как называется этот тип ротового аппарата?

Что вы испытывали после укуса комара?  Место укуса краснеет, вспухает, появляется зуд и боль.

Как вы можете объяснить причину этих неприятных ощущений? В ранку попадает ядовитая слюна, которая содержит вещества препятствующие свертыванию крови.

Вместе со слюной комар может ввести в организм человека возбудителей малярии, если этот комар малярийный. 

Сосут кровь только самки. Она им необходима для созревания яиц. Самцы питаются нектаром цветов. В поисках пищи комары могут пролетать до 18 км.

Личинки живут в воде. С.83. рис.72. Дышат атмосферным воздухом с помощью дыхательной трубки.

Первичное закрепление: характеристика отряда Двукрылые. По таблице в тетради.

Работа с учебником. Следующий отряд Равнокрылые. С. 81 рис 69. Почему он так называется? Равные ли у них крылья? Равнокрылые имеют две пары крыльев с одинаковым жилкованием. Их насчитывают около одной тысячи видов

.СЛАЙД. Слушаем звуки цикады.

Практическая работа по знакомству с видами равнокрылых и их особенностями. 

СЛАЙД. Белокрылка, щитовка и тля. Все ли виды имеют крылья?

Как вы думаете, чем питаются эти животные? Соком растений.

Как вы думаете, каким ротовым аппаратом она добывает сок растений? Колюще-сосущим.

Потрогайте листья, на которых сидят тли, щитовки. Что наблюдаете? Они липкие. Почему? Ответ на этот вопрос найдете в учебнике. Стр. 81 последний абзац.

Расскажите по таблице, что вы узнали о насекомых из отряда Равнокрылых.

Самостоятельная работа по знакомству с отрядом Блохи.

стр. 84. Отряд Блохи. Прочитайте самостоятельно. Заполните таблицу у себя в рабочей тетради.

Первичное закрепление. Расскажите о характерных особенностях блох, внесенных в таблицу. 

Проверить свои заполненные таблицы с эталоном.

Сравнение признаков изученных отрядов насекомых. 

Отряды

Тип развития

Кол-во пар крыльев

Ротовой аппарат

Особенность развития крыльев

Некоторые представители

Равнокрылые

С неполным превращением

2 пары

Колюще-сосущий

Сетчатые

Цикады, тля

Бабочки, или чешуекрылые

С полным превращением

2 пары

Сосущий

Сетчатые с чешуйками

Капустница-белянка, боярышница, тутовый шелкопряд

Двукрылые

С полным превращением

1 пара

Колюче-сосущий

Сетчатые

Комары, мухи, оводы, мошки

Блохи

С полным превращением

Нет

Колюче-сосущий

Бескрылые

Блоха человеческая, блоха крысиная

Назовите самый многочисленный из изученных на уроке отрядов.

Насекомые, каких отрядов имеют колюще-сосущий ротовой аппарат?

Насекомые, каких отрядов развиваются без полного превращения?

Задайте свои вопросы по таблице.

Закрепление  по теме: "Чешуекрылые. Равнокрылые. Двукрылые. Блохи".

Работа с рабочей тетрадью на печатной основе.

РЕФЛЕКСИЯ.

.Изменилось ли ваше отношение к этим насекомым? ДА. Потому что…..

1.Насекомые  -  часть живой природы, важное звено цепей питания

2.Насекомые опыляют цветковые растения

3.Насекомые  наносят ущерб сельскому, лесному хозяйству, являются  переносчиками инфекционных заболеваний

4.Хорошо зная особенности размножения насекомых, можно эффективно использовать даже те виды, с которыми человек ведет непримиримую борьбу.

5.В борьбе с насекомыми - вредителями применяют химические, механические, биологические методы борьбы.

Удовлетворены ли Вы результатом своей работы?

Понравился ли Вам в целом урок?

Домашнее задание:

П.18, РТ  Благодарю вас за работу. Вы молодцы!

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по биологии в 7 классе по теме: " Класс Млекопитающие".

Урок по теме: Класс Млекопитающие проводится после изучения всей темы, способствует развитию познавательной деятельности учащихся. Форма: урок -игра "Счастливый случай" . также используется  при ...

Урок по биологии для 7 класса на тему "Класс Саркодовые. Амеба обыкновенная"

Данный урок проводится с учащимися класса.Целью урока является создание условий для осмысления новой учебной информации, повышение мотивации учащихся.Презентация применяется на этапе объяснения нового...

Презентация к уроку биологии в 7 классе по теме "Класс Птицы".

Данные об авторе Автор: Кадырова Р.Х.  Место работы, должность: МБОУ Наримановского района "СОШ №11", Астраханская область, учитель биологии, заместитель директора по УВР  Регион: Астраха...

Урок в 7 классе по теме "Класс птиц"

Этот материал может быть использован для Дистанционного обучения...

Конспект урока в 7 классе по теме "Класс земноводные, класс пресмыкающиеся"

Урок обобщения и закрепления.  Учащимся предлагаются различные формы и виды работ....

Формирование ИКТ компетенций на уроках биологии, технологическая карта урока биологии в 7 классе по теме: "Класс Птицы".

Урок разработан с целью формирования у учащихся ИКТ-компетентности. Результатом урока будет презентация -учебный продукт, созданный детьми на уроке....

урок по теме "Класс Насекомые. Отряды насекомых. Бабочки, Равнокрылые, Двукрылые, Блохи".

данный материал позволит быстро учителю прверитьв начале урока  знания по теме "стрекозы, Вши, Жуки, Клоппы", изусить новый матерал "Бабочки, Равнокрылые, Двукрылые, Блохи".  Закрепление пре...