Энергозатраты и пищевой рацион
методическая разработка по биологии (8 класс) на тему

Баукина Любовь Владимировна

Тип урока- проект. Групповая форма работы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-proekt_na_sayt_baukina.doc100 КБ

Предварительный просмотр:

Урок- проект

 «Энергозатраты и пищевой рацион. Гиподинамия»

Разработала: Баукина Л.В., учитель биологии МОБУ Гимназия №14

Методический паспорт урока-проекта.

Тема: «Энергозатраты человека и пищевой рацион. Гиподинамия».

Тип проекта: исследовательский, монопредметный,  краткосрочный, проведенный в группе учащихся.

Характеристика проекта:

  1. Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская.
  2. Предметно-содержательная область: моно проект (в рамках одной области знания).
  3. Характер координации проекта: непосредственный.
  4. Характер контактов среди учащихся 8 класса
  5. Количество участников проекта – 18-30 человек.
  6. Продолжительность проекта – 1 урок, 45 минут.

Общая цель проекта: формирование культуры питания человека.

Цели образовательные и воспитательные:

  • - Воспитание детей, способных быть самостоятельными в мышлении и действиях;
  • - Развитие умений: коммуникативных, исследовательских, сотрудничества;
  • - вовлечение каждого участника в активный познавательный процесс;
  • - воспитание у детей культуры питания, здорового образа жизни.

Задачи учебно-педагогические:

  • - Развитие умений работать с информацией, формулировать проблемы и находить пути их решения,
  • - Развитие критического мышления, осуществлять и аргументировать выбор,  предусмотреть последствия выбора, действовать самостоятельно (без подсказки);
  • - приобщение к полезной деятельности, развитие умений познавать мир и самого себя, способности использовать знания и умения в реальной жизни

Тип урока-проекта: изучение нового материала.

Возраст учащихся: 14-15 лет.

Форма обучения: работа в группе.

Материально-техническое и  учебно-методическое оснащение:

Ноутбуки у каждой группы учащихся. Интерактивная доска с мультимедийным оборудованием (проектор, ноутбук).

У каждой группы установлены диски «Биология. Интерактивные творческие задания.7-9».

 Дополнительная литература у каждой группы:

Б. Сергеев. Занимательная физиология. М., 1969 г.

Тайны человека. Сост. С. Н. Зигуненко. – М.: Вече, 2005. – 320 с.  

Предполагаемые приращения: проблема гиподинамии, ее профилактика.

Знания, на получение которых нацелен результат проекта:  

- формирование понятия об основном и общем обмене веществ, нормах питания в связи с определенным видом деятельности человека;

- Показать, что нормы питания зависят от энергетических затрат организма, от количества и соотношения белков, жиров и углеводов в принятой пище, от наличия в ней витаминов, минеральных веществ и от других условий,

- познакомить с основными правилами составления пищевых рационов, научить составлять пищевые рационы в зависимости от энергетических групп.

- изучить суточные затраты энергии у людей разных профессий, от чего зависит интенсивность обмена веществ;

- понятие «энергетическая емкость пищи»;

Развитие навыков:

- работы в группе,  

- определение особенностей энергетического обмена при выполнении различной работы;

- научить рассчитывать энергетический баланс, определять основной и общий обмен, суточный рацион, с учетом правил рационального питания.

Этапы реализации проекта:

Название этапа

Содержание работ

Время исполнения

Подготовительный этап работы

  • Введение в проект
  • определение подтем исследования;
  • выделение предполагаемых направлений работ;
  • составление плана работы.

5 минут

Подготовительный этап работы групп учащихся над проектом

  • определение проблемы и задач исследования (использование в ходе совместного поиска метода “круглого стола”);
  • выдвижение гипотез и способов решения;
  • обсуждение методов исследования
  • распределение работы между участниками группового проекта;
  • начало работы по сбору информации.

5 минут

Основной этап

  • продолжение работы по сбору информации;
  • самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся по реализации проекта:
  • подготовка материала к защите проекта
  • систематизация и анализ полученных данных;
  • обсуждение способов оформления конечных результатов;
  • подведение итогов, оформление результатов.

20 минут

Заключительный этап

  • презентация проекта;
  • представление результатов выполненных проектов в виде материального продукта – презентации
  • рефлексия. переосмысление результатов  в ходе  ответов на вопросы и выступлений оппонентов;

внесение корректив в работу и оформление отчета.

12 минут ( 3 минуты для каждой группы по защите проекта)

5 минут – подведение итогов.

Соответствие программе: 7 урок по теме «Пищеварение»

Планируемые результаты  работы над  проектом:

Расчет энергозатрат для различных категорий людей: школьников, студентов, женщин, мужчин, людей, занятых умственным и тяжелым физическим трудом.

Выводы по правильному планированию режима питания, значение двигательных нагрузок для правильного обмена веществ, составление правил питания.

Ход  урока-проекта

«Энергозатраты человека и пищевой рацион. Гиподинамия»

Подготовительный этап работы

Учитель: Здравствуйте, все готовы к началу работы? Сегодня у нас необычный урок и начну я его не обычно а с чтения отрывка из  книги В.Леви «Везет же людям» (слайд 1): 

Сегодня я с ужасом поняла, что сама себе не могу помочь!  Я не понимаю, когда это началось, почему так получилось…Стоит мне остаться одной, как я начинаю жевать. Все подряд.  В огромных количествах. Сначала яблоки. Или огурцы. За огурцами следует картошка. Со сметаной. Потом с маслом. Потом чай с молоком. Потом пряники. Потом колбаса (полбатона). Потом коробка «Птичьего молока». Потом полбанки (литровой) варенья. Все. Больше физически невозможно. А чувства сытости нет, но есть боль от раздутого живота, есть тошнота от сладкого.

? Ответьте на вопрос : «Для чего мы едим? Для того, чтобы жить, или живем, чтобы есть?

(Примерные ответы учащихся: мы едим, для того чтобы в процессе обмена веществ вырабатывалась энергия, необходимая для  нашей жизни: выполнение различной работы, жизнедеятельность организма в целом…)

Учитель: Верно, в живом организме постоянно идет процесс, называемый обменом веществ, складывающийся из взаимосвязанных процессов пластического и энергетического обмена. Это вы уже знаете. (слайд 2)

Учитель: Для обмена веществ необходимы питательные вещества. Вспомним их значение и выполним интерактивное задание (Диск Биология. Интерактивные творческие задания.7-9». Тема «Состав пищи, пищеварение». Раздел «Индивидуальная игра»).

 Ребята, а как вам кажется, освобождение энергии равномерное в течение дня или зависит от чего-либо?

(Примерные ответы учащихся: Нам кажется, что чем больше работы выполняет человек, тем больше энергии освобождается)

Учитель: Верно. Энергия тратится даже в покое, но гораздо меньше, чем во время выполнения работы и идет на поддержание жизни организма в покое. Такой обмен веществ называется основным обменом веществ.

Основной обмен зависит:

а) от пола - у мужчин он несколько выше, чем у женщин.

б) от возраста - у детей он больше, чем у взрослых.

в) от генетических особенностей организма

Как вы думаете, почему?

( Примерные ответы учащихся: дети растут и у них преобладают процессы диссимиляции)

Учитель: Энергетические затраты при активной жизнедеятельности организма относятся к общему обмену (слайд 4).  Назовите примеры активной жизнедеятельности.

(Примерные ответы учащихся: учеба, занятия спортом, мытье полов, бег, ходьба, поднятие руки и т.д.)

Учитель:  Сегодня мы с вами рассчитаем энергозатраты различных людей,  составим пищевой рацион для них, а также сделаем вывод о значении двигательной нагрузки в современной жизни (слайд 5). 

Подготовительный этап работы групп учащихся над проектом.

Учитель: Сегодня вы работаете в группах. У каждой группы в ноутбуке имеется шаблон для заполнения, с его помощью вы узнаете  тему своего мини-исследования, ответите на предложенные вопросы, сделаете вывод (слайд 6). 

Определите внутри группы

  • генераторов идей;
  • руководящего (координатора);
  • ответственного за оформление результатов;

Основной этап

Работа по группам. У каждой группы в ноутбуке имеется презентация-сопровождение с вводной частью.

Материал для 1 группы.

1. Проанализируйте рассказ: Встретились как-то две подруги, любительницы различных диет, и давай хвалится своими новыми диетами.

-У меня  белковая диета, ведь белки нашего организма не образуются ни из углеводов, ни из жиров, а сами в свою очередь, превращаются  только в углеводы.

-А у меня, углеводная диета, ведь углеводы - главный источник энергии, особенно при хорошем отдыхе. А освобождение энергии может идти только в бескислородных условиях.

- Ты знаешь, белки расщепляются до более простых соединений -аминокислот, и в таком виде плохо усваиваются организмом и, что не маловажно, остаются специфичны. Не то что эти жиры, которые вообще не расщепляются и всасываются полностью в кровь. И энергии организму поступает очень мало. А твоими углеводами напичканы все продукты животного происхождения.

- Посмотрим, кто прав, и кто из нас похудеет…

2. Ответьте на вопрос:

Как составить рацион питания молодой женщины, чтобы обойтись чтобы обойтись без диет? (Помните, что диета  способствует не только потере веса, но и влияет на работу нервной системы.         Неумеренная диета вызывает, часто необратимые изменения в головном мозге, вызывая нервные заболевания, опасные для жизни человека).

3.Рассчитайте потребность  молодой женщины в килокалориях, занятой трудом средней тяжести, вес – 54 кг, рост 160 см (воспользуйтесь счетчиком)

4. От каких показателей зависит количество килокалорий, необходимых для жизнедеятельности?

5. Составьте меню молодой женщины, используя таблицу  и рекомендации(Приложение 2)

  1. Почему человек начинает прибавлять в весе:
    а) при малоподвижном образе жизни;
    б) при избытке жира и углеводов в пище.

7. Какие особенности режима дня и питания человека способствуют ожирению? (Приложение 3)

8. Объясните значение слов американского исследователя Ирвинга Фишера: "Лучше семь раз поесть, чем один раз наесться".

Материал для 2 группы.

  1. Перечислите особенности жизни школьников. На что затрачивается их энергия?
  2. Школьники часто едят в спешке. Объясните значение пословицы: "Пища, которая не переваривается, съедает того, кто ее съел" - Абуль-Фарадж;

3. Рассчитайте потребность в килокалориях школьника,  весом – 44 кг, рост 147 см (воспользуйтесь счетчиком)

4. От каких показателей зависит количество килокалорий, необходимых для жизнедеятельности?

5. Почему, когда получаешь "2" или случается что-то неприятное, тогда пропадает аппетит, меняется эмоционально состояние?

6. От чего еще зависит обмен веществ и энергии?

5. Какой компонент питания необходим растущему организму школьника?

6. Составьте меню школьника , используя таблицу  и рекомендации (Приложение 2)

7. Что необходимо включить в режим дня школьника, чтобы сохранить его здоровье?

Материал для 3 группы.

  1. Каким трудом заняты люди следующих профессий: инженеры, учителя, библиотекари, экономисты и т.д.?

2. Умственная работа требует большого количества энергии. За счет каких органических веществ происходит восполнение энергии в организме при умственной работе? (Приложение 2)

  1. Рассчитайте энергозатраты  мужчины-инженера, ростом 180 см, весом 92 кг, используя счетчик.

4. От каких показателей зависит количество килокалорий, необходимых для жизнедеятельности?

5. Составьте дневной пищевой рацион мужчины-инженера, используя таблицу  и рекомендации (Приложение 2).

6.Почему человек начинает прибавлять в весе:
а) при малоподвижном образе жизни;
б) при избытке жира и углеводов в пище.

7. Какие последствия грозят людям сидячих профессий? (Приложение 3)

8. Объясните значение пословицы "Хорошо прожуешь - сладко проглотишь " (народная МУДРОСТЬ).

9.Какие рекомендации по образу жизни и правилам питания вы бы составили?

Материал для 4 группы.

  1. Объясните значение пословицы "Кто как работает, тот так и ест"
  2. Почему в меню людей тяжелых профессий обязательно входит борщ или суп, котлеты, сметана, компот?

Обмен веществ и энергии зависит от _______________________________.

  1. Рассчитайте энергозатраты  мужчины-сталевара, ростом 186 см, весом 98 кг, используя счетчик.

4. От каких еще показателей зависит количество затрачиваемой энергии?

5.  Каким образом можно компенсировать энерготраты организма?

6. Составьте дневной пищевой рацион сталевара, используя таблицу  и рекомендации (Приложение 2).

7. Что предполагает здоровый образ жизни?

Это – …..

Заключительный этап

Итак, сделаем вывод по всем выступлениям и сформулируем правила здорового питания:

  1. Состав пищи и нормы питания являются одним из условий нормального обмена веществ.
  2. Организм должен пропорционально получать белки, жиры, углеводы, микроэлементы. Диеты очень вредны.
  3. Энергозатраты человека зависят от пола, возраста, рода занятий, двигательной активности, эмоционального состояния.
  4. Питаться регулярно 3-4 раза в день
  5. Нужно очень хорошо прожевывать пищу, есть не торопясь.
  6. Питаться разнообразно
  7. Не жадничать в еде
  8. Пища должна быть витаминизированной в течение всего года

Помни: двигательная активность - составляющая здорового образа жизни.

Чтобы предотвратить недостаток движения (гиподинамию) необходимо:

• регулярно заниматься физкультурой в школе и дома; чаще играть в подвижные игры со своими друзьями;

• научиться кататься на велосипеде, играть в мяч и плавать;

• пользоваться иногда вместо лифта лестницей;

• ежедневно хотя бы часть пути преодолевать пешком;

• помогать своим родителям по дому, квартире, таким образом упражняя свои мышцы и кости и одновременно делая полезное дело (если обычную домашнюю работу выполнять энергично, то в этом случае с успехом сжигаются лишние калории);

• научиться танцевать — это не только прекрасное развлечение, но и отличная физическая подготовка.

Домашнее задание:

  1. Параграф 38. Ответить на вопросы в конце параграфа.
  2. Сделать памятку «Здоровое питание».

3. Решить задачу: рассчитайте вашу собственную потребность в белках в сутки, если известно, что она составляет в среднем 1,3 грамма на килограмм массы тела.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по биологии в 8 классе. Тема "Энерготраты человека и пищевой рацион"

Материал содержит ход урока, презентации учащихся, приложения (кроссворд и меню для практической работы на уроке)...

Энергозатраты человека и пищевой рацион

урок в разделе: " Анатомия"...

интегрированный урок 8 класс "Энерготраты человека и пищевой рацион"

Урок способствует эффективному усвоению знаний об обмене веществ, энерготратах, правилах рационального питания. Учащиеся получают возможность выявлять необходимость соответствия калорийности пищи энер...

План - конспект интегрированного урока "Энерготраты человека и пищевой рацион"

План-конспект интегрированного урока составлен в соответствии с новыми требованиями и на основе федерального компонента Государственного стандарта....

План-конспект урока по элективному курсу "Здоровый образ жизни" в 8 классе "Суточный пищевой рацион школьника"

Форма урока: практическое заниятие. Цели урока: научиться рассчитывать приход энергии в организм школьника и расход энергии в зависимости от энергетических затрат, а также научиться определять примерн...

Конспект урока по теме: Нормы питания. Энергозатраты человека и пищевой рацион

В материале  содержится информация для проведения лабораторной работы "Составление пищевого рациона подростка"...

Урок - проект « Подготовка к ОГЭ. Пищеварение. Органы пищеварения. Энергозатраты и пищевой рацион»

Расчет энергозатрат для различных категорий людей: школьников, студентов, женщин, мужчин, людей, занятых умственным и тяжелым физическим трудом. Выводы по правильному планированию режима питания, знач...