Разработка урока-проекта "Зимующие птицы"
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Баукина Любовь Владимировна

В содержание урока включен региональный компонент. Форма урока- проект. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_zimuyushchie_ptitsy.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательский проект  «Зимующие птицы»

Организатор проекта Баукина Л. В, учитель биологии МОБУ Гимназия №14

Пояснительная записка.

Человек, по настоящему мыслящий,

черпает из своих ошибок не меньше

познаний, чем из своих успехов

Дж. Дьюи 

Метод проектов – это система учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных  и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов их работы. Во время работы над проектом каждый ученик проявляет свою активность.  В проектном обучении  у него  имеются  замечательные возможности реализовать себя, ощутить успех,  продемонстрировать другим свою компетентность. В процессе работы над проектом организуется и осуществляется широкое взаимодействие учащихся с учителем и между собой в проектных группах; возможно привлечение консультантов из различных сфер деятельности. Каждый школьник, работая над проектом, имеет хорошие возможности применить уже имеющиеся у него собственный опыт и знания. При проведении проекта учитывается индивидуальность ребенка – его интерес, темп работы, уровень обученности. Возможность выбора темы подпроекта, партнеров в разработке проекта, источников и способов получения информации, метода исследования, формы представления результатов способствует повышению ответственности учащихся, их мотивации и познавательной активности. При работе над проектом происходит соединение академических знаний и практических действий. Предполагается, что проектная работа в той или иной степени направлена на улучшение окружающего мира соответственно  проект имеет большую практическую значимость.

Выбранная тема проекта «Зимующие птицы» довольно актуальна, так как в запланированных по программе сезонных экскурсиях всегда делается акцент на разнообразие встреченных птиц и на необходимость их подкормки. Цель проекта – показать эффективность  привлечения птиц с помощью кормушек.

Методический паспорт проекта.

Тема: «Разнообразие зимующих птиц микрорайона гимназии №14».

Тип проекта: исследовательский монопредметный  средней продолжительности, проведенный в группе учащихся.

Характеристика проекта:

  1. Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская.
  2. Предметно-содержательная область: моно проект (в рамках одной области знания).
  3. Характер координации проекта: непосредственный.
  4. Характер контактов среди участников одной школы 1-4 классов.
  5. Количество участников проекта – 35 человек.
  6. Продолжительность проекта – 4 месяца с ноября по февраль.

Общая цель проекта: анализ разнообразия зимующих птиц микрорайона гимназии и эффективность привлечения птиц с помощью кормушек.

Цели образовательные и воспитательные:

  • - Воспитание детей, способных быть самостоятельными в мышлении и действиях;
  • - Развитие умений: коммуникативных, исследовательских, сотрудничества;
  • - вовлечение каждого участника в активный познавательный процесс;
  • - воспитание у детей любви к окружающей природе;

Задачи учебно-педагогические:

  • - Развитие умений работать с информацией, формулировать проблемы и находить пути их решения,
  • - Развитие критического мышления, осуществлять и аргументировать выбор,  предусмотреть последствия выбора, действовать самостоятельно (без подсказки);
  • - приобщение к полезной деятельности;

Возраст учащихся: 7-9- лет.

Время работы над проектом: ноябрь-март.

Режим работы: 36 учебных часов.

Материально-техническое и  учебно-методическое оснащение: аудиозаписи голосов птиц, определитель птиц Южного Урала (Рябицев, 2001), набор карточек с изображением птиц для экскурсионных занятий, бинокль, полевые блокноты, часы.  Дополнительно привлекаемые участники (специалисты): Учителя русского языка и литературы, учитель ИЗО.

Предполагаемые приращения: новый взгляд на изучение разнообразия птиц, изучение особенностей поведения птиц, составление простейшего определителя зимующих птиц.

Новые методические (практические) приемы: работа с художественной литературой по поиску пословиц, стихотворений, загадок о птицах, сочинение рассказов, изображения птиц.

Знания, на получение которых нацелен результат проекта:  

Определение зимующих птиц по внешнему виду и голосам, знания о источниках корма для зимующих птиц, знакомство с разнообразием зимующих птиц.

Развитие навыков:

- наблюдения за живыми объектами,

- самостоятельной работы с литературными источниками,

- коммуникативности в ролевом взаимодействии, обмене информацией,

- мыслительной деятельности при работе над проектом, планировании, работе с источниками информации, анализе, синтезе, структурировании информации,

- самоанализа и рефлексии.

Этапы реализации проекта:

Название этапа

Содержание работ

Время исполнения

Подготовительный этап работы

  • определение подтем исследования;
  • выделение предполагаемых направлений работ;
  • составление графика наблюдений;
  • разработка критериев оценки результатов выполнения проекта.

Ноябрь

 2 неделя

2 часа

Подготовительный этап работы групп учащихся над проектом

  • предварительное ознакомление с методиками наблюдения;
  • определение проблемы и задач исследования (использование в ходе совместного поиска метода “круглого стола”);
  • выдвижение гипотез и способов решения;
  • обсуждение методов исследования (эксперимента, наблюдений и т.д.);
  • распределение работы между участниками группового проекта;
  • начало работы по сбору информации.

Ноябрь3-4 неделя

10 часов

Основной этап

  • продолжение работы по сбору информации;
  • самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся по реализации проекта:

- составление схемы района исследования,

- зарисовка встреченных птиц;

- поиск пословиц, примет, стихотворений, загадок о птицах;

- выявление разнообразия птиц на территории микрорайона;

- выявление кормовой базы птиц;

- выявление особенностей поведения птиц;

- составление примерного учета численности птиц за период наблюдения.

Декабрь-январь-февраль

10 часов

  • систематизация и анализ полученных данных;
  • обсуждение способов оформления конечных результатов;
  • подведение итогов, оформление результатов.

Февраль

10 часов

Заключительный этап

  • презентация проекта;
  • представление результатов выполненных проектов в виде материального продукта (альбом, книга, газета, доклад, макет, модель, план, схема, график и т.п.);

рефлексия. переосмысление результатов  в ходе  ответов на вопросы и выступлений оппонентов;

внесение корректив в работу и оформление отчета.

Март

2 неделя

4 часа

Соответствие программе: 4 часа – темы «Сезонные изменения  в природе»

                                                32 часа – работа НОУ, самостоятельная работа

Планируемые результаты  работы над  проектом:

- создание стенда, демонстрирующего разнообразие зимующих птиц,

- создание стенда литературного творчества, посвященного зимующим птицам,

- создание импровизированной книги, содержащей рассказы об особенностях поведения птиц,

- создание схемы микрорайона гимназии с нанесенной на нее источниками корма для птиц,

- по результатам исследования оформление вывода по разнообразию зимующих птиц и эффективности подкормки птиц, влияние погодных условий на численность птиц.

-  создание простейшего определителя зимующих птиц,

Разработка урока «Презентация результатов исследования по проекту «Зимующие птицы»

Цели и задачи урока:

- научить осмысливать информацию и делать выводы, кратко и четко выражать свою мысль, расширить знания о зимующих  птицах;

- воспитание чувства любви по отношению к природе, чувства коллективизма, ответственности перед коллективом за вверенное задание;

- развитие творческого отношения к изучению материала, развитие умений сравнивать, делать выводы, преподносить результаты своего труда, с учетом индивидуальных интересов учащихся.

Оборудование урока: листы ватмана, цветные карандаши, краски, клей, книги о птицах, копии страниц из дневников наблюдений, схемы-карточки «Методы исследования», схема «Этапы исследования».  

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Методы урока:  Презентация исследовательского проекта.

Ход урока:

  1. Организационный момент (1 мин)

Учитель: Ребята, вот и наступила долгожданная весна. В течение нескольких месяцев мы с вами вели наблюдения за птицами в микрорайоне нашей гимназии. Увидели насколько они разнообразны, чем питаются, отмечали особенности поведения птиц. Скоро разнообразие птиц станет еще больше, поэтому сегодня настало время подвести итоги наблюдения за зимующими птицами. Я вижу вашу готовность к работе. Поэтому приступаем.

  1. Погружение в проект (3 мин)

Учитель: Ребята, вспомним, как осенью мы  с вами говорили о необходимости подкормки зимующих птиц. («Покормите птиц зимой» - чтение отрывка стихотворения).

Первоклассникам  было дано задание сделать кормушки и вести подкорм птиц, 2 б часто выходили вместе с ними. Но в течение месяца «кормящих» становилось все меньше и меньше. И тогда перед нами возникла проблема, а имеет ли смысл подкорм птиц, а кто, кроме синиц и воробьев нуждается в нашей помощи? (Вывешивание «!»). Ребята, кто мне напомнит, какое предположение мы тогда сделали?

Учащиеся: В подкорме нуждается много птиц, и подкорм хлебом, крупой, семечками является очень важным.

Учитель: При решении поставленной проблемы и доказательства высказанного предположения мы с вами должны ответить на множество вопросов (Вывешивается знак «?»). Напомните, какие вопросы мы решали?

Учащиеся: - Какие птицы встречаются зимой в микрорайоне нашей гимназии?

- Где на территории микрорайона птицы могут покормиться?

- Что интересного в поведении было у птиц во время наблюдения ?

- Много ли пишут о птицах в литературе?

2. Организация деятельности (5 мин).

Учитель: Работая над проектом вместе, у каждого из вас что-то получилось лучше, что-то вам совсем не нравилось. Поэтому сейчас нам предстоит разделиться на группы по 2-4 человека по интересам.

Одним из самых первых и важных условий работы в природе является невозможность полагаться на собственную память. Все увиденное сразу должно быть зафиксировано на бумаге в понятных человеку выражениях. Все сделанные записи были выполнены карандашом. Надеюсь, вы не забыли перенести записи из блокнота в таблицы?  Сейчас вам предстоит разобраться в ваших записях и выбрать из них нужную информацию.

Формирование учителем групп (4  мин)

  1. Учитель: Место наших наблюдений – микрорайон гимназии №14. Группа учащихся, названных условно «географами», составит карту-схему района исследования. Кроме того, у «географов» имеются записи каждого участника проекта  с информацией об источнике корма на этой территории. Придумайте условные обозначения и нанесите на карту места кормежек птиц. Двое из вас будут заниматься выбором информации, а двое оформлением карты.

  1. Учитель: Вами сделано множество зарисовок птиц во время наблюдения. Группе художников необходимо оформить все эти изображения на ватман, применив при этом все свои творческие способности. Для этой работы необходимо 2 участника.

  1. Учитель: Чтобы иметь более или менее полное представление о том, что делали птицы во  время наблюдения, вы выделяли основные виды поведения: неактивность, полет, поиск корма, поедание корма, осматривание, отдых, уход от опасности, проявление агрессии. Так как поведение разных птиц имеет свои особенности,  допустимо проводить сравнения только между птицами, принадлежащими к одному виду. Поэтому все имеющиеся записи я разложила по группам: «Синичьи», «Воробьиные», «Свиристели», «Снегири», «Голуби», «Врановые». Разбившись попарно сделайте связный рассказ о, описывающий поведение этих птиц.

  1. Учитель: Изучение поведения птиц предусматривает две постоянные задачи – описание поведения  и выявление причин, их вызвавших. На экскурсиях мы только вскользь упоминали об этом, поэтому следующие  2 человека поработают с литературой и найдут описание причин разного поведения птиц. Особенное внимание обратите на поведение самок и самцов птиц.

  1. Учитель: Группа «Литераторов» из четырех человек оформит все составленные вами сочинения и найденные поговорки, загадки, стихи о зимующих птицах в сборник и представят нам его через некоторое время. Попутно выберите 1-2 сочинения из сборника и прочтете нам их на презентации.  

Учитель: Все оформленные вами  результаты работы вы должны представить  через 20 минут, рассказав при этом, что и  как вы делали.

  1. Осуществление деятельности – 20 минут

Примечание: Заранее учителем проведена работа отдельно с каждой группой по определению фронта работ. Каждая группа заранее продумала свои действия по оформлению работ и составила защитную речь. Друг для друга выступление групп является неожиданным.

Во время работы учитель помогает каждой группе в осуществлении деятельности, делает советы по оформлению работ.

  1. Презентация – 10 минут.

Учитель: Итак, вы убедились, что наблюдение за птицами – увлекательное, но не всегда простое занятие, требующее от наблюдателя определенных знаний и навыков. Представляя результат своего труда, расскажите, а какую пользу  получили вы для себя, наблюдая за птицами. В чем вам пригодились полученные при работе над проектом знания?  На выступление каждой группы не более 2 минут. Дайте краткие и предельно четкие ответы.

Выступления групп

( по ходу выступления рефлексия учащихся фиксируется на доске)

Во время защиты презентаций групп учителем обращается внимание на этапы деятельности над проектом:

Учитель: Каким образом вы решали поставленную перед вами задачу? Какие источники информации использовали? Какой результат получили?

( Вывешивание сигнальных карточек с методами «Наблюдение», «Книга», «Эксперимент», «Интернет», «Человек», работа со схемой «Этапы исследования»).

  1. Заключительное слово учителя (2 мин)

Учитель: В начале проекта мы поставили перед собой ряд задач и выдвинули предположение (показ на доске). Какие выводы вы можете сделать по результатам нашей с вами совместной работы.

Учащиеся: 

  1. За время наблюдения нами отмечено большое разнообразие птиц.
  2. Подкорм птиц в кормушках имеет большое значение для птиц. Это подтверждает анализ их поведения.
  3. Теме «Птицы» посвящено много произведений народного творчества.
  4. Во время проекта мы получили много новых знаний и научились правильно вести наблюдения.

Учитель:

- Молодцы. Каждый из вас проделал колоссальную работу и заслуживает отличной оценки. Но наше исследование будет завершено только в том случае, если мы создадим что-то существенно новое и необычное. Предлагаю на следующем уроке создать простейший определитель зимующих птиц микрорайона гимназии №14. Кто согласен? (голосование)

- В таком случае дома узнайте, что такое определитель, какие они бывают, как ими пользоваться. Спасибо за урок. До свидания.  



 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме «Птицы - наши друзья».

Мероприятие "Птицы - наши друзья"расчитано для учащихся 5-6 классов.Цель:  расширить знания учащихся об экологических группах птиц Задачи: - рассмотреть черты приспособленности их к условиям...

Разработка занятия о птицах для учащихся 6 классов "Пернатые друзья зимой"

Конкурс среди 6-7 классов "Пернатые друзья зимой"Цель:1. Изучение биомногообразия птиц нашего региона ,воспитание ценностного отношения к орнитофауне.Из этой цели вытекают задачи:Ознакомить учащ...

Разработка к уроку "Птицы. Пропорция как средство художественной выразительности"

Данная разработка поможет  детям познавать окружающий мир, развивать их наблюдательность, учить логически мыслить, осознавать виденное.Эстетически воспитывать детей, развивать их художественный в...

Методическая разработка "Акция покормите птиц зимой"

Разработка "Акция покормите птиц зимой" проведена в  творческом объединении дополнительного образования для детей. Цель акции привлечь внимание к проблеме зимующих птиц....

Разработка урока "Класс птицы. Отряд пингвины"

Класс Птицы включает 10 560 ныне живущих видов птиц и 149 видов, вымерших в современное историческое время (данные на февраль 2015 года)....

Методическая разработка по теме: "ПТИЦЫ ЗАНЕСЕННЫЕ В КРАСНУЮ КНИГУ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ."

Данная презентация предназначена для использования на уроках  "речевая практика" и" мир природы и человека"...