Технологическая карта урока "Дыхание растений"
учебно-методический материал по биологии (6 класс) на тему

Осипова Олеся Анатольевна

Организовать изучение и обеспечить понимание учащимися зависимости жизненных процессов от дыхания

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_-_dyhanie_rasteniy.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

«Дыхание растений»

____________________________________________________________________

Цели урока:                                                                        Дидактическая: Организация продуктивной деятельности учащихся для успешного осознания блока новой учебной информации средствами приемов критического мышления, развитие ОУУН (универсальных способов деятельности) на материале данной темы, направленных на достижение учащимися результатов:                                                                                                

Предметные результаты:

- выделение существенных признаков биологических процессов (дыхание);           - сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;                                                                         - овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов;                                                                              - устанавливать взаимосвязь растений с другими организмами;

Метапредметные результаты:                                                                                      - овладение составляющими исследовательской деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, давать определения понятиям, наблюдать, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи.

Личностные результаты:                                                                                                 – формирование коммуникативной компетентности в общении, которая выражается в умении ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи, сотрудничать для достижения общих результатов;                                                   – формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки. 

Формируемые Универсальные Учебные Действия:

Познавательные:

• осуществлять поиск информации с использованием ресурсов учебника и видеофрагмента;

• осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

• осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные:

• аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

• адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Личностные:  формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации учения и  учебно-познавательного интереса;

Регулятивные:

• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

• преобразовывать практическую задачу в познавательную;

• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Задачи урока: 

  • Образовательная – организовать изучение и обеспечить понимание учащимися зависимости жизненных процессов от дыхания.
  • Развивающая – продолжить формирование умений устанавливать причинно – следственные связи, используя приёмы «знаю, хочу знать, узнал», выделять главное, обобщать, проводить аналогии и сравнения. Через создание и решение проблемной ситуации, развивать у учащихся интеллектуальную, эмоциональную, мотивационную сферы и познавательный интерес к предмету. Развивать память, речь, мышление.
  • Воспитательная – формировать у учащихся культуру речи, бережное отношение к растениям как живым существам и источникам кислорода.

 Методы обучения: 

Организации и осуществления УВП: словесный, наглядный, репродуктивный, проблемно-поисковый, самостоятельная работа, демонстрация опыта, лабораторный опыт, моделирование.                                                                

Тип урока: Комбинированный.

Контроль: Тестирование, заполнение сравнительной таблицы.

Каналы общения:    Ученик – учитель.   Класс – учитель.  Ученик – ученик.

Средства обучения: 

  • Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология: Растения. Бактерии, Грибы. Лишайники: Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений/ под ред. И.Н.Пономаревой. - М.: Вентана-Граф, 2004.                                                                                
  • Таблицы «Фотосинтез», «Поперечный срез листа», «Поперечный срез ветки липы»; 
  • Презентация к уроку с видеофрагментом «Дыхание растений», рисунками, изображающими опыты Пристли.
  • Раствор известковой воды в стаканчиках, стеклянные трубочки с резиновым наконечником.

Психологический аспект урока: Восприятие, осмысление, запоминание, применение.

Ход урока

Слайд №1                                                         «Я дышу, а значит, я живу!»

Владимир Семенович Высоцкий

1. Оргмомент

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Постановка  эксперимента: Выясним, сколько времени вы можете не дышать. Делаете глубокий вдох и зажимаете пальцами нос по сигналу, засекаем время начала и окончания эксперимента. 

Итак, мы смогли продержаться без воздуха примерно одну минуту. Некоторые тренированные люди могут задерживать дыхание на 3-4 минуты и даже 6 минут, но не дольше. Теперь понятно, почему эпиграфом к нашему уроку взяты слова российского поэта и певца Владимира Семеновича Высоцкого: «Я дышу, а значит, я живу!». Каковы же признаки живого организма? (Ответ учащихся: дыхание, питание, рост, развитие, размножение). А могут ли растения обходиться без воздуха?

Предполагаемый ответ учащихся: нет, не могут, так как они являются живыми организмами, нуждающимися в дыхании.

Учитель: «Как вы считаете, какова тема нашего урока?» (Учащиеся совместно с учителем формулируют ответ).

2. Актуализация и пробное учебное действие                 Слайд №2

Запись в тетради темы  урока "Дыхание  растений".

Для  работы  нам  потребуется  таблица                                Слайд №3

Знаю

Узнал

Важно

 Кислород, углекислый газ, …

Дыхание-свойство живых организмов

 

 

А сейчас вспомните и назовите то, что Вам известно о дыхании и запишите в виде ключевых слов и словосочетаний в первую графу. На основе ответов учащихся сделать записи на доске.

3. Выявление места и причины затруднения                        Слайд №4

Создание проблемной ситуации - Работы Пристли:                                                              Английский химик Джозеф Пристли поставил опыт с мышонком: посадил под стеклянный колпак, опущенный краями в воду. Мышонок жил под колпаком недолго. Он задохнулся в испорченном от собственного дыхания воздухе.

1. Почему погиб мышонок в опытах Пристли?

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения  

У нас возникла проблема:

Почему погиб мышонок в опытах Пристли?

Что нам нужно сделать, чтобы решить эту проблему?

- узнать, что такое дыхание

- что нужно для дыхания

- что образуется в процессе дыхания

- что вызвало гибель мышонка.

А еще нам нужно будет научиться слышать и видеть, находить нужную информацию в разных источниках.

5. Реализация построенного проекта – анализ сущности процесса дыхания  (Изучение нового материала)

1. Работа с текстом учебника                         Слайд №5

Давайте сначала мы выясним, что такое дыхания. Для этого прочитайте в § 30 на стр. 109 1-3 абзацы, найдите необходимую информацию и сформулируйте определение, что такое дыхание.

Слайд №6

Дыхание – процесс распада органических соединений с выделением энергии, необходимой растениям для жизнедеятельности.

2. Работа с видеофрагментом

А сейчас просмотрите видеофрагмент, определите, какая информация  не соответствует вашим прежним знаниям и представлениям.

Запустить в/фрагмент со слайда №6

Как кислород, необходимый для дыхания попадает в растение?      Через устьице и межклетники в листе и через чечевички в стебле.            Слайд №7 

Какие этапы включает в себя процесс дыхания: (дать проговорить учащимся с помощью учителя)

- поступление кислорода через устьица  и межклетники к клеткам растения – внешнее дыхание;

- расщепление органических веществ при участии кислорода  с освобождением энергии – собственно дыхание;

- удаление образовавшегося углекислого газа через межклетники и устьица.

Со слайда  №8  Сделать записи в тетрадь

3.   Лабораторные опыты:

Как видите, в процессе дыхания выделяется энергия и углекислый газ.

Давайте убедимся в этом и проведем опыты:                                                                                                                         А) Выдыхайте некоторое время газ, полученный при дыхании через трубочку, опущенную в известковую воду. Что вы наблюдаете? При продувании через раствор известковой воды осадок образуется только от углекислого газа, который и образуется при дыхании.

Что мы этим доказали? Этим опытом доказывают его выделение при дыхании растений, человека и животных.     

Б) Выдохните на свою ладонь, что вы почувствовали? При выдохе мы ощущаем тепло- тепловая энергия. Ее вы неоднократно могли наблюдать в жаркий день, когда над травой воздух как будто дрожит. На самом деле от растений исходит тепло, которые выходит вместе с нагретыми парами воды.

3. Заполнение таблицы «Характеристика дыхания» (работать на карточках с таблицами и первым столбиком)

Слайд №9  сделать проверку с этого слайда

Черты процесса

Дыхание

1. В каких клетках происходит?

 

2. Какой газ поглощается?

 

3. Какой газ выделяется?

 

4. В какое время суток происходит?

 

5. Что происходит с органическими веществами?

 

6. Что происходит с энергией?

 

6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

1.  Вопросы:                                                                                                                     1. Какие органы дыхания есть у растений? (работа с таблицами «Поперечный срез листа», Поперечный разрез ветки липы»- показать учителю или предложить это сделать учащимся)

2. Какой газ растения выделяют и поглощают при дыхании?

3. Что понимают под дыханием у растений?        

           

  2. Вернемся к опыту Пристли:                                Слайд №10

Пристли писал: «Я взял некоторое количество воздуха, совершенно испорченного дыханием мыши, которая в нём погибла; разделил его на две части: одну часть воздуха перевёл в сосуд, погружённый в воду, а в другую часть, также заключённую в сосуд с водою, посадил ветку мяты. Это было сделано в августе 1771 года. Через восемь-девять дней я нашел, что мышь прекрасно могла жить в той части воздуха, в которой росла ветка мяты, но мышь моментально погибла в другой его части. В течение семи дней пребывания в сосуде с испорченным дыханием воздухом побег мяты вырос почти на 3 дюйма и, кроме того, образовал несколько новых».

Какие выводы можно сделать из его наблюдений?

- газ, образующийся при дыхании для дыхания не пригоден;                                            

- растение истратило плохой газ и выделило газ, который используется для дыхания.

Таким образом, растение как бы питалось испорченным воздухом. На связь с каким процессом, изученным нами, это указывает?

3.Взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза.  Заполнение таблицы на слайде презентации «Сравнение процессов фотосинтеза и дыхания» на основе рисунка 79 на с.110 учебника, и формулирование вывода.

Найдите черты сходства и отличия                             Слайд №11                                                              

Черты процесса

Фотосинтез

Дыхание

1. В каких клетках происходит?

В зеленых клетках

 Во всех клетках

2. Какой газ поглощается?

Углекислый газ

 Кислород

3. Какой газ выделяется?

Кислород

 Углекислый газ

4. В какое время суток происходит?

Днём

 Круглые сутки

5. Что происходит с органическими веществами?

Образуются

 Распадаются

6. Энергия накапливается или выделяется?

Накапливаются

 Освобождается

Вывод: Фотосинтез и дыхание два противоположных, но взаимосвязанных процесса.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

И снова Пристли: «Я имел возможность испытать его эффект на себе, вдыхая значительное количество его через трубку. Это дало мне замечательное ощущение свободы и лёгкости в груди. До сих пор, однако, только две мыши и я сам имели привилегию дышать им».                

О чем идет речь?            Кем вырабатывается  кислород?        

Слайд №12

     Основным источником кислорода на Земле являются леса. В лесу на 1 га в среднем приходится 300 деревьев. 1 дерево средней величины производит столько кислорода, сколько необходимо для дыхания 3-х человек. Для дыхания скольких человек вырабатывает кислород 1 га леса?

Проверка решения Слайд №13

Леса являются легкими нашей планеты, поэтому нам нужно бережно относится к лесам и всем растениям на Земле и как к источнику кислорода, и как к живым существам.

8. Включение в систему знаний и повторение.

Тест: Для процесса дыхания выберите соответствующие характеристики.

1. Сущность процесса.

а. Испарение избытка воды и охлаждение растения.

б. Поглощение воды и неорганических веществ из почвы.

в. Поглощение углекислого газа, выделение кислорода и образование органических веществ.

г. Поглощение кислорода и выделение углекислого газа.

2. Клетки, осуществляющие процесс.

а. Процесс осуществляется зелеными клетками листа.

б. Процесс осуществляется всеми клетками листа .

в. Процесс осуществляется всеми клетками растения.

3. Орган, участвующий в осуществлении процесса.

а. В процессе участвуют листья.

б. В процессе участвует корень.

в. В процессе участвуют все органы растения.

4. Время суток.

а. Процесс протекает в течение суток.

б. Процесс происходит днём на свету.

Проверка решения  - Слайд №14,  15,  16,  17

Ответы: 1- г, 2-в, 3- в, 4- а.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

Заполнение графы в таблице “Узнал”.                      Обсудить, спросить детей                                                                

Знаю

Узнал

Важно

 Дыхание-свойство живых организмов

 Растения дышат через чечевички и устьица

 

10. Домашнее задание (на выбор).                            Слайд №18

  1. Прочитать текст учебника.
  2. Заполнить графу «Важно»: что важно, для кого важно, почему важно.

Благодарю за работу                                                 Слайд №19


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока "Ботаника-наука о растениях"

Технологическая карта урока "Ботаника - наука о растениях" составлена в соответствии с требованиями ФГОС...

Технологическая карта урока по биологии 6 класс, тема: "Органы цветковых растений. Корень"

В разработке урока по теме: "Органы цветковых растений. Корень" представлена технологическая карта урока, где отражены этапы урока, основное содержание,  действия учителя, действия ученика. Техно...

Технологическая карта урока. Методическя разработка урока по теме "Сравнительная характеристика царства Растения и царства Животные"

Разработка технологической карты урока биологии 7 класса по теме "Сравнительная характеристика царства Растения и царства Животные"...

Урок биологии на тему"Вегетативное размножение покрытосеменных растений".6 класс.Технологическая карта урока.

Предлагаемый материал представляет собой технологическую карту урока по формированию УУД. Тема  урока:  Вегетативное размножение покрытосеменных растений. Цель  и задачи занятия: создан...

технологическая карта по теме "Ткани растений" 5 класс ФГОС

Предложена разработка урока в рамках требований ФГОС. Цель: сформировать у учащихся  знания  об  особенностях строения разных органов растений,  расширить  круг  знаний...