Урок Эмбриональное развитие животных
план-конспект урока по биологии на тему

Солодовник Елена Ивановна

Урок "Эмбриональное развитие животных" предлагается    учащихмся 10-х классов с углубленным  изучением биологии, а также  студентам биологических специальностей На уроке изучается материал  о  стадиях эмбриогенеза :дробление, гаструляция, органогенез. С помощью интерактивных заданий, таблиц, рисунков, презентации  рассматриваются типы джробления и  типы бластул у различных позвоночных животных. Выполняется практическая работа "Определение стадии  дробления " ( рассматривают  под микроскопом   яйцеклетку человека )Урок заканчивается  тестовой проверкой знаний по данной теме

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_embrionalnoe_razvitie_zhivotnyh.doc278 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение-

средняя общеобразовательная школа №2

                                                             

                                                                                                                                 

                                                  Урок  биологии

 

                                                 10 класс

                                       Профильный уровень

 

          ЭМБРИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЖИВОТНЫХ

                                                                                                                               

                                                                                                Учитель биологии

                                                                                                 МОУ СОШ  №2

                                                                                                   г. Красный Кут

               

                                                                                                  Солодовник Е.И.

 Цель:      обобщить знания о закономерностях эмбриогенеза у животных

 Задачи

        образовательные:   углублять и систематизировать  знания учащихся

                                           о механизмах и особенностях стадий дробления,

                                           гаструляции, органогенеза и закономерностях  

                                           проявления  эмбриональной индукции

       развивающие:         формировать умение  работать с таблицами,

                                          рисунками, микроскопом, интерактивной доской;

                                          учить учащихся делать выводы;

                                          развивать речь;

     воспитательные:     способствовать формированию научного

                                         мировоззрения

     здоровьесберегающие: смена видов деятельности

Методы:    частично-поисковый, проблемный

 

Приемы:     работа в группах,  парах 

Оборудование: интерактивная доска, презентация урока,   дидактический раздаточный материал (карточки с заданиями, тесты), микроскопы, препараты»Дробление яйцеклетки», интерактивное задание

  1. Организационный момент

Сегодня  на уроке вы , ребята,  сами будете оценивать  свои знания. Перед вами листок самооценки, в котором вы будете  за  каждое выполненное задание  ставить себе баллы. Я думаю, что вы справитесь с ними на «отлично» и вопросов в тестовых заданиях в конце урока у вас не возникнет

Листок самооценки

Ученика __________________________

Вид работы

Максим. балл

Оценочный балл

    1.Стадии        

     эмбрионального

       

3

  1. Работа с микроскопом

1

  1. Способы дробления и типы бластул

2

  1. Способы гаструляции

1

  1. Органогенез

1

   6 Тест .Эмбриональное развитие животных

5

Всего баллов

  1. Активизация знаний учащихся

В 17 -18 веках среди натуралистов бытовали самые фантастические представления об этом. Утверждали, например, что в мужской половой клетке человека можно разглядеть детали строения будущего организма.

     - Действительно ли это так?  Правы ли они?

     - Что вы знаете об этом?

     - Что хотели бы  еще узнать?   (Как из одной клетки  у разных организмов  может сформироваться  такой  сложный организм у у различных  животных?)

3.Беседа.  Онтогенез. ( Фронтальная работа  по слайду №2)

 -Какие события происходят в процессе жизни любого организма?  (Оплодотворение, образование зиготы,  рождение, постэмбриональное развитие и смерть)

 -Для удобства его делят на эмбриональный и постэмбриональный периоды  

 Какое место в онтогенезе занимает эмбриогенез? ( С момента образования зиготы  и до выхода из яйцевых оболочек)

4.Стадии  эмбриогенеза.

Выполнение  интерактивного  задания по слайду№5   «Стадии эмбриогенеза»

  -Из каких стадий он состоит?  ( Зигота ,дробление, гаструляция, нейруляция, первичный органогенез)

 1 ученик у доски

4. Особенности  стадий эмбриогенеза

  - Сейчас вы пронаблюдаете удивительное превращение, в котором и кроется главный ответ на вопрос   «Как из одной клетки может сформироваться сложный организм?»

   ( Анимация,  слайд №4 «Оплодотворение и ранние стадии развития животных» )  

Работа в группах:

 1)Задание 1  Табл 1

                Стадии эмбрионального развития

  - Найдите  соответствующие данным стадиям события и результаты,  ответ запишите цифрами в 1 столбце:

        Стадии

       События

       Результат

1. Дробление:

    ___223______

1  Перемещение клеточных масс без роста и деления, первичная дифференцировка

1 Образование комплекса осевых органов (нервная трубка-невроцель,хорда и кишечная трубка) и возникновение многочисленных производных зародышевых листков- органов и тканей

    1

2.Гаструляция:

   ___131_______

2 Ряд последовательных митотических делений без интерфазного периода роста между делениями

2 Шаровидный многоклеточный однослойный зародыш, состояший из диплоидных (2п)  бластомеров, образующих бластодерму с первичной полостью(бластоцелем), наполненной жидкостью

    2

3.Первичный органогенез:

  _312_

3 Окончательная дифференцировка  клеток-появление структурных и функциональных  отличий между клетками и частями зародыша

3 Образование  двух – или  трехслойного зародыша, имеющего; бластопор эктодерму, энтодерму и мезодерму (первичный рот) и гастроцель

   3      

     1группа- Дробление

     2 группа- Гаструляция

     3 группа- Органогенез

2. Задание2    Интерактивное задание  Слайд №6 «Стадии эмбриогенеза»  

      - Покажите бластулу, гаструлу,  нейрулу. Чем они характеризуются ?

(Задание выполняется у доски по 1 человеку от группы)

(Итоги, выставление оценок в листок самооценки)

  5. Характер и типы дробления.

Беседа  с учащимися: ( Слайд №7, 8)

  -Значение стадии дробления? (Размножение генотипа и накопление клеточной массы для дальнейших преобразований)

  -Почему стадия называется дроблением? (Число бластомеров увеличивается . а размеры их уменьшаются ,при этом размер зиготы остается прежним)

- От чего зависит тип дробления? ( От количества желтка в  яйцеклетке)  

-Каков характер дробления?(Полное и неполное)

-Чем отличается? ( Полное - зигота дробится целиком,  неполное - дробится ее часть)

-Что значит «равномерное и неравномерное»?(Равномерное -  образующие бластомеры примерно одинаковые по величине и неравномерное, если отличаются по размерам)

Фронтальная работа. Определение типа  дробления  у животных различных классов    по   рис  №2 (раздаточный  материал)  и рис.  учебника 7.1   «Типы дробления»

    - Определите тип дробления у ланцетника,  лягушки,   человека.

  6.Типы бластул

Беседа  (Слайд №9):

  -Чем характеризуется целобластула? ( Однослойный пузырек с большим бластоцелем)

 -  Амфибластула?  (Микромеры на анимальном, а макромеры  на вегетативном полюсе)

- Дискобластула? (Полость- узкая щель под зародышевым диском)

-  Бластоциста? (Однослойный пузырек   с эмфибластом и и трофобластом)

Фронтальная работа  . Определение типов бластул у позвоночных животных  по  табл №3: 

Типы бластул

                                     

 

                                             

     Ланцетник                                  

                                                         Амфибии

   Птицы                                                           Млекопит

- У кого амфибластула? Дискобластула?  Бластоциста?

 Индивидуальная работа учащихся.  Тест с самопроверкой.  Способы дробления и типы бластул  (Слайд №10, 11),

            Способы  дробления и типы бластул

- Найти соответствие :

1 Полное неравномерное

2. Полное равномерное

3. Дисковидное                                    А. Ланцетник

4  Целобластула                                    В. Земноводные  

5. Амфибластула                                   Ц. Птицы

6. Бластоциста                                      Д . Млекопитающие

7. Дискобластула                                    

     

           Ключ:  1  2  3  4  5  6  7

                        В А С  А В Д  С 

                           Д    

(Итоги . Оценка работы)

7.Практическая работа . Определение стадии дробления Работа с микроскопом .(Препарат «Дробления яйцеклетки»)

    -Рассмотрите препарат и определите стадию дробления.

(Итоги. Оценка работы)

8.Способы  гаструляции

Интерактивное задание (Слайд №12)

 -Какие есть способы перемещения бластул в ходе гаструляции у животных? В чем их особенности? (Инвагинация- впячивание, эпиболия-обрастание,  иммиграция-  проникновение внутрь,  деламинация- расслоение)

Задание выполняет 1 ученик у доски

 Фронтальная  работа с карт №5

 -Какой  из этих способов образования гаструлы характерен для птиц?

 Земноводных? Ланцетника? Человека? (У птиц - деламинация,  у  млекопитающих - иммиграция, земноводных - эпиболия,  ланцетника- впячивание)

9.Органогенез

Беседа:

  -Что такое зародышевые листки? (Пласты клеток,занимающие определенное положение в зародыше и дающие начало определенным органам и системам.)

-Что из них формируется? (Органы и системы органов)

Интерактивное задание ( слайд №13) Органогенез:

-Найдите соответствие  между зародышевыми листками и их производными

(Выполняет 1 ученик у доски)

-У всех организмов из одних и тех же зародышевых листков формируются одни и те же органы и системы. О чем свидетельствует гомология зародышевых листков?

( Итоги . Выставление оценок)

10  Интерактивное задание.  Диск  «Общие закономерности живых

       организмов» Эмбриональное развитие животных.

(3 уч-ся у доски)

11.Тестовая проверка знаний. Тест  Индивидуальное развитие организмов.

Ключ:

1-1         11-3

2-2         12-4

3-3         13-2

4-3         14-2

5-1         15-1

6-3         16-4

7-1         17-2

8-4         18-3

9-1         19-1

10-1       20-3

12. Подведение итогов

-Что мы сегодня изучали на уроке? (Особенности  эмбрионального развития животных)

Подведение итогов работы в группах по листу самооценки. Поощрение лучшей группы.

13. Домашнее задание

1.Повторить стадии эмбриогенеза ( учебник п. 7.2)

2.Словарь стр. 226-227

3. Определить по рисункам тип  гаструляции ( карточки №6)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока по биологии в 9 классе. Онтогенез. эмбриональное развитие организмов.

Урок позволяет сформировать знания о закономерностях ирдивидуального развития организмов на примере позвоночных животных, об этапах зародышевого развития животных. о взаимосвязи индивидуального и исто...

Тема урока: Онтогенез. Эмбриональное развитие организма.

Урок изучения нового материала, в котором рассматриваются следующие цели: Образовательные: познакомить с историей учения об онтогенезе, углубить и расширить знания об эмбриональном развитии орган...

Презентация к уроку "Эмбриональное развитие человека".

Эмбриональное развитие человека. 8 класс Анатомия. Презентация содержит массу фотографий эмбрионов на разных стадиях развития....

презентация к уроку Индивидуальное развитие животных

презентация  может быть использована для 10 класса (профиль). Из- за малого объема предоставленного места презентация оформлена  только для информации (нет эстетического вида). Но информация...

Урок по теме : Эмбриональное развитие животных.

Урок  изучения нового материала 10 класс, профильная группа. Учащиеся работаю  группами....