Решение задач по генетике "Неполное наследование признаков"
материал для подготовки к егэ (гиа) по биологии (9, 10, 11 класс) на тему

Раиса Поликарповна Трефилова

В линии 28 на ЕГЭ по биологии учащиеся должны решить задачу по генетике. В предлагаемом ресурсе рассматривается неполное наследование признаков при моногибридном и дигибридном скрещивании. 

Ресурс состоит из теоретического обоснования темы, двух решённых задач и шести задач для самостоятельной работы. Данный материал можно использовать при изучении неполного наследования признаков в 9-10 классах, а также при подготовке к ВПР и олимпиаде по биологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nepolnoe_dominirovanie.docx296.72 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Карагайская СОШ № 2»

с.Карагай, Пермский край

Решение задач по  теме

«Генетика. Неполное доминирование»

ЕГЭ по биологии, линия 28

УМК любой, 11 класс

Материал подготовила:

Трефилова Раиса Поликарповна,

учитель биологии

Карагай – 2017

Теоретическое обоснование темы

Взаимодействие аллельных генов происходит по следующим направлениям:

  • Полное доминирование – доминантная аллель полностью скрывает присутствие рецессивной аллели (1 закон Менделя, или закон доминирования).
  • Неполное доминирование – проявление промежуточного признака.
  • Кодоминирование – проявление у гетерозигот признаков, детерминируемых двумя аллелями.
  • Сверхдоминирование – доминантный ген в гетерозиготном состоянии имеет более сильное проявление, чем в гомозиготном.
  • Множественные аллели – иногда   к числу аллельных генов могут относиться не два, а большее число генов.

Неполное доминирование — один из видов взаимодействия аллельных генов, при котором один из аллельных генов (доминантный) в гетерозиготе не полностью подавляет проявление другого аллельного гена (рецессивного), и в F1 выражение признака носит промежуточный характер. Так, при скрещивании ночной красавицы с красной окраской цветков (АА) с растением, имеющим белые цветки (аа), в F1, все растения имеют промежуточную розовую окраску цветков (Аа).

C:\Users\user\Desktop\slide_8.jpg

Неполное доминирование очень широко распространено в природе. Оно обнаружено при изучении наследования окраски цветков у многих растений, строения перьев у птиц, окраски шерсти у крупного рогатого скота и овец, ряда биохимических признаков у человека и др.

У гибридов последующих поколений наблюдалось расщепление и раздельное, независимое наследование признаков, что подтверждает справедливость гипотезы «чистоты гамет».

Примером неполного доминирования могут быть андалузские куры, которые получены от скрещивания чистопородных черных кур и "обрызганных белых". Черная окраска кур обусловлена аллелем, который отвечает за синтез пигмента меланина ("B"). У "обрызганных белых" кур этот аллель отсутствует ("bb"). А у гетерозигот меланин синтезируется в небольшом количестве и дает только голубоватый отлив в оперении. При скрещивании таких гибридов соотношение по фенотипам будет 1 черная : 2 с голубым отливом : 1 белая. 

C:\Users\user\Desktop\image090.jpg

 Рассмотрим решение задач по теме «Неполное доминирование».

При неполном доминировании гибрид F(Аа) не воспроизводит полностью ни одного из родительских признаков, выражение признака оказывается промежуточным, с большим или меньшим уклонением к доминантному или рецессивному состоянию, но все особи этого поколения одинаковы по фенотипу.

Примером неполного доминирования может быть промежуточная розовая окраска ягоды у гибридов земляники (Fragaria vesca), полученных от скрещивания форм с красной и белой ягодами (рис. 1).

http://konspekta.net/poisk-ruru/baza2/594592701297.files/image002.jpg http://konspekta.net/poisk-ruru/baza2/594592701297.files/image004.jpg

  Наследование окраски ягоды при неполном доминировании у земляники: АА — красная; аа — белая; Аа — розовая окраска.

Задача 1. У земляники красная окраска ягод неполно доминирует над белой. Какое потомство следует ожидать от скрещивания двух растений с розовыми ягодами? Запишите генотипы и фенотипы гибридов.

Решение: обозначим доминантный ген буквой А, а рецессивный – а. Отметим, что доминантные гомозиготы будут иметь красные ягоды, рецессивные гомозиготы – белые, а гетерозиготы – розовые.
Записываем ход скрещивания. Обе родительские формы – гетерозиготы. Так как по условию они имеют розовые ягоды. Гетерозиготы дают два типа гамет.

Схема решения задачи:

Дано:

Признак, фенотип                         Ген, генотип

_______________________________________

Красная  окраска  ягод                 А  (принято неполное доминирование обозначать чертой над буквой)

Белая окраска ягод                        а

Розовые ягоды                                Аа

F1   -    ?

Генотип  F1– ?

Фенотип  F1- ?

 

Решение:

Р ♀     Аа                х         ♂  Аа

              розовые                                          розовые

         

G:    A       a                         A       a

F1:   AA ;  Аа;   Аа;  аа

Или по решётке Пеннета:  

https://videouroki.net/videouroki/conspekty/bio9/28-reshenie-geneticheskih-zadach-monogibridnoe-skreshchivanie.files/image006.png 

Определяем генотипы и фенотипы первого поколения гибридов.

Обратите внимание, что при неполном доминировании (промежуточном характере наследования) расщепление по фенотипу совпадает с расщеплением по генотипу.

Расщепление по фенотипу: 1:2:1

Расщепление по генотипу: 1:2:1

Ответ: 25 % доминантных гомозигот с красными ягодами АА, 50 % гетерозигот с промежуточной окраской плодов – розовой – Аа и 25 % рецессивных гомозигот с белыми ягодами – аа.

При решении задач на дигибридное скрещивание один признак может проявлять неполное доминирование, а второй – любую другую закономерность (полное доминирование, кодоминирование, сцеплённое наследование,  сцепление с полом и т.д.).

Задача 2.

У крупного рогатого скота красная окраска шерсти неполно доминирует над светлой, окраска гетерозиготных особей чалая. Гены признаков аутосомные, не сцеплены.

Скрещивали красных комолых (В) коров и чалых рогатых быков, в потомстве получились красные комолые (безрогие) и чалые комолые особи. Полученные гибриды F1 с разными фенотипами были скрещены между собой. Составьте схемы решения задачи. Определите генотипы родителей и потомков в обоих скрещиваниях, соотношение фенотипов в поколении F2. Какой закон наследственности проявляется в данном случае? Ответ обоснуйте.

Решение.

Дано:

ĀĀ — красная окраска шерсти

Āа — чалая окраска шерсти

аа — светлая окраска шерсти

ВВ Bb — комолые (безрогие)

bb — рогатые

♀ ĀĀВВ — красная комолая корова (по второму признаку ВВ, т.к. в F1 всё потомство комолое, т.е. по правилу единообразия гибридов первого поколения скрестили ВВ х Вb)

♂ Āаbb — чалый рогатый бык

 

https://bio-ege.sdamgia.ru/get_file?id=26534

 

Задачи для самостоятельного решения

Задача 1.

У львиного зева при скрещивании растений с широкими листьями образуются широкие листья, при скрещивании растений с узкими листьями образуются узкие листья. При скрещивании растения с широкими листьями с растением с узкими листьями образуются листья с промежуточной шириной. Каковы будут фенотипы и генотипы потомства при скрещивании двух растений с листьями промежуточной ширины? Какой вид скрещивания? Какая закономерность проявляется в данном случае?

Ответ: 1) По фенотипу: 1 часть растений будет с широкими листьями – генотип АА, 2 части с листьями промежуточной ширины – Аа, 1 часть растений с узкими листьями - аа.

2) Моногибридное скрещивание.

3) Неполное доминирование признака.

Задача 2.

Кохинуровые норки (светлая окраска с черным крестом на спине) по- 
лучаются в результате скрещивания белых норок с темными. Скрещивание 
между собой белых норок дает белое потомство, а скрещивание между собой темных норок - темное.

1. Какое потомство получится от скрещивания кохинуровых 
норок с белыми?

2. На звероферме от скрещивания кохинуровых норок получено 
потомство 74 белых, 77 черных и 152 кохинуровых.

Сколько особей из них и какие будут гомозиготными?

Ответ: 1) Кохинуровые норки – результат проявления неполного доминирования генов. При скрещивании кохинуровых норок с белыми  получается 50%- кохинурового окраса и 50%-белого окраса, т.е. соотношение 1:1.

2) Соотношение по генотипу и фенотипу: 1:2:1. Гомозиготами будут 74 белые норки, 77 чёрных норок. Всего гомозиготами будет 151 норка.

Задача 3.

У львиного зева красная окраска цветка не полностью доминирует над белой. У львиного зева обычная форма цветка неправильная, (т.е зигоморфная) полностью доминирует над пилорической (правильной формой, т.е актиноморфной). Какое потомство получится от двух дигетерозиготных растений? Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы потомства. Составьте схему решения задачи. Обоснуйте результаты скрещивания.

Ответ:

1) Генотипы родителей: АаВв – розовые цветки с нормальной формой цветка.

2) Генотипы потомков определяем с помощью решётки Пеннета:

9А_В_ : 3 А_вв : 1 аавв.

3) фенотипы потомков: с розовыми нормальными цветками – 6/16; с розовыми пилорическими цветками – 3/16; с красными нормальными цветками – 3/16; с белыми нормальными цветками – 3/16; с белыми пилорическими цветками – 1/16.

 

Задача 4.

Красная окраска ягоды земляники (А) неполно доминирует над белой, а нормальная чашечка (В) неполно доминирует над листовидной. Гены располагаются в разных хромосомах. Определите тип скрещивания, генотипы родителей, генотипы и фенотипы потомства, полученного при скрещивании растения земляники с розовыми ягодами и промежуточной формой чашечки, с растением, имеющим красные ягоды и листовидную чашечку. Составьте схему решения задачи и обоснуйте ответ.

Ответ:

1) Генотипы родителей: розовые ягоды и промежуточная чашечка – АаВв, красные ягоды и листовидная чашечка – Аавв.

2)  Генотипы и фенотипы потомков  F1  :

1 часть-АаВв – красные ягоды, промежуточная чашечка.

1 часть - АаВв – розовые  ягоды, промежуточная чашечка.

1 часть - ААвв- красные ягоды, листовидная чашечка.

1 часть – розовые  ягоды, листовидная чашечка.

3) Дигибридное скрещивание с независимым наследованием признаков (сцепления генов нет, т.к. гены располагаются в разных хромосомах), неполное доминирование по двум парам признаков.

Примечание: над буквами А и В в решении задачи и в ответе необходимо поставить черту.

Задача 5.

При скрещивании пёстрой хохлатой курицы (В) с таким же петухом было получено 8 цыплят: 4 цыплёнка пёстрых хохлатых, два белых (а)хохлатых и два чёрных хохлатых. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства. Объясните характер наследования и появления особей с пёстрой окраской. Какие законы наследственности проявляются в данном случае?

Ответ:

1) генотипы родителей: пёстрые хохлатые – АаВВ.

2) Генотипы и фенотипы потомства:

4 цыплёнка АаВВ - пёстрые хохлатые.

2 цыплёнка  ааВВ – белые хохлатые.

2 цыплёнка ААВВ – чёрные хохлатые.

3) Характер наследования – неполное доминирование, т.к. в потомстве три фенотипа: АА- чёрное оперение, аа- белое оперение, Аа – пёстрое оперение.

4) Проявляются законы независимого наследования признаков и расщепления признаков.

Задача 6.

От скрещивания двух сортов земляники, один из которых имеет усы и красные ягоды, а второй не имеет усов и образует белые ягоды, в первом поколении все растения имели усы и розовые ягоды. От скрещивания растений без усов с розовыми ягодами с растениями без усов с красными ягодами получены две фенотипические группы растений: без усов розовые и без усов красные. Составьте схемы двух скрещиваний. Определите генотипы родителей и потомства, характер наследования окраски ягод у земляники, закон наследственности, который проявляется в данном случае.

Ответ:

1) Первое скрещивание.

Генотипы родителей: ААВВ – есть усы, красные ягоды, аавв – нет усов, белые ягоды.

F1 – АаВв – есть усы, ягоды розовые.

2) Второе скрещивание.

Генотипы родителей: ааВв – без усов, розовые ягоды, ааВВ – без усов , красные ягоды.

Генотипы и фенотипы потомства второго скрещивания:

ааВв - без усов, розовые ягоды,

ааВВ – без усов, красные ягоды.

3) Характер наследования – неполное доминирование, закон независимого наследования признаков.

 

Источники информации

http://poisk-ru.ru/s10974t2.html    - неполное доминирование

http://konspekta.net/poisk-ruru/baza2/594592701297.files/image002.jpg   -  наследование окраски ягод у земляники

http://konspekta.net/poisk-ruru/baza2/594592701297.files/image004.jpg     - наследование окраски ягод у земляники

http://images.myshared.ru/7/821005/slide_8.jpg  - наследование окраски цветков у ночной красавицы

https://bio-ege.sdamgia.ru/problem?id=21368  - наследование окраски шерсти у коров

http://ok-t.ru/studopediaru/baza12/373032937184.files/image090.jpg

андалузские куры


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практикум по решению задач на сцепленное наследование генов и наследование, сцепленное с полом

Цель урока: формирование умений решать генетические задачи, применять теоретические знания на практикеРассматриваются задачи на сцепленное наследование генов и сцепленное с полом наследование...

Решение задач на применение первого признака равенства треугольников

Презентация для интерактивной доски. Решение задач на применение первого признака равенства треугольников....

Решение задач на применение первого признака равенства треугольников

Сценарий открытого урока с примением Smart технологий...

Методическая разработка урока по геометрии "Решение задач на применение третьего признака равенства треугольников" для 7 класса

Данный урок по геометрии "Решение задач на применение третьего признака равенства треугольников" "может быть использован при подготовке к ЕГЭ, на обобщающих уроках.   Учащиеся достигают успе...

Решение задач по генетике «Наследование признаков, сцеплённых с полом», или может ли кот иметь черепаховую окраску шерсти?

В линии 28 на ЕГЭ по биологии учащиеся должны решить задачу по генетике. В предлагаемом ресурсе рассматривается наследование окраски шерсти у кошек как пример наследования признака, сцеплённого с...

Открытый урок по геометрии "Решение задач на применение первого признака равенства треугольников"

Применение первого признака равенства треугольников. Урок-обобщение. Проверяется теория, а также практические навыки по теме....

Решение задач на применение второго признака равенства треугольников 7-й класс

Урок содержит устную часть, тестовое задание и работу в парах....