« Важнейшие сельскохозяйственные культурные растения Республики Татарстан. Их значение в жизни человека»
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Уразгильдина Гульнар Наилевна

Методическая основа урока

Тип урока – Изучение нового материала, с использованием компьютерной технологии

Форма урока – урок-путешествие.

Методы – беседа, рассказ, сообщения учащихся, демонстрация слайдов, самостоятельная работа учащихся с учебником и дополнительным материалом.

Средства обучения – компьютер, компьютерная презентация,  выставка продукции, полученный от культурных растений Республики Татарстан.

Технологии – компьютерные, информационные, игровые

Предварительная подготовка

Задание учащимся – подготовить сообщения о культурных растениях, которые были завезены в Европу (о картофеле, о томате, о кукурузе, о подсолнечнике и т.д.) и произрастающих на территории Республики Татарстан.

Цель урока:   Изучить материал о многообразие культурных растений Республики Татарстан и их роль в практической жизни человека.

Задачи урока:

1)    обобщить знания учащихся о цветковых растениях;

2)    познакомить учащихся с основными группами культурных растений произрастающих на территории РТ;

3)    познакомить с историей введения в культуру некоторых хорошо известных всем растений;

4)    развивать умение узнавать по слайдам растения и определять, к какой группе они относятся;

5)    продолжить воспитание у учащихся любви и бережного отношения к природе родного края;

6)    развивать умение работать в команде;

7)    развивать познавательную активность учащихся и самостоятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vazhneyshie_selskohozyaystvennye_rasteniya_rt_6_kl.docx34.77 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока биологии  на тему:

 « Важнейшие сельскохозяйственные культурные растения Республики Татарстан. Их значение в жизни человека»

Разработала учитель биологии

 МБОУ «Школа № 129» г. Казани

Уразгильдина Гульнар Наилевна

Урок в 6 классе на тему « Важнейшие сельскохозяйственные культурные растения Республики Татарстан»

Методическая основа урока

Тип урока – Изучение нового материала, с использованием компьютерной технологии

Форма урока – урок-путешествие.

Методы – беседа, рассказ, сообщения учащихся, демонстрация слайдов, самостоятельная работа учащихся с учебником и дополнительным материалом.

Средства обучения – компьютер, компьютерная презентация,  выставка продукции, полученный от культурных растений Республики Татарстан.

Технологии – компьютерные, информационные, игровые

Предварительная подготовка

Задание учащимся – подготовить сообщения о культурных растениях, которые были завезены в Европу (о картофеле, о томате, о кукурузе, о подсолнечнике и т.д.) и произрастающих на территории Республики Татарстан.

Цель урока:   Изучить материал о многообразие культурных растений Республики Татарстан и их роль в практической жизни человека.

Задачи урока:

  1. обобщить знания учащихся о цветковых растениях;
  2. познакомить учащихся с основными группами культурных растений произрастающих на территории РТ;
  3. познакомить с историей введения в культуру некоторых хорошо известных всем растений;
  4. развивать умение узнавать по слайдам растения и определять, к какой группе они относятся;
  5. продолжить воспитание у учащихся любви и бережного отношения к природе родного края;
  6. развивать умение работать в команде;
  7. развивать познавательную активность учащихся и самостоятельность.

Ход урока

I. Организационный момент.

  • Актуализация опорных знаний.
  •  Переход к теме урока.

Изучая главу Растения, мы познакомились с многообразием растительного мира. Мы изучили растения разных семейств, научились определять к каким группам они относятся. Давайте вспомним, какие? (отдел Покрытосеменные, классы Однодольные и Двудольные, дикорастущие и культурные  и т.д.)

II. Повторение пройденного материала.

Распределите растения по семействам:

  1. Картофель
  2. Лук
  3. Пшеница
  4. Горох
  5. Тюльпан
  6. Слива

По картинкам определите: растения, каких семейств, представлены на слайде.

Следующее задание Тест.

1.Найдите формулу строения цветка крестоцветных?  

а) Ч4Л4Т2+4П1 ;  б ) Ч2+4Л2Т4П1 ; в) Ч1Л2Т4+2П1 ;   г) Ч2Л2+4Т2П1 

 2. Из перечня признаков выпишите те, которые характерны только для растений семейства Бобовых:  а) Плод стручок; б) Плод боб; в) Ч4Л4Т4+2П1;

 г) Сетчатое жилкование; д) Ч4Л1+2+(2)Т9+(1)П1

 3. Признаки характерные только для крестоцветных?

а) в зародыше 2 семядоли;   б) плод стручок;

в) стержневая корневая система;   г) культурные и сорные растения.

4. Трубчатые цветки встречаются у растений семейства:

а) Мотыльковых; б)Сложноцветных; в)Крестоцветных

Г) Розоцветных.

Ребята, посмотрите на эти две картинки. Чем они отличаются? (в 1- пшеничное поле, 2- луг) Какие растения здесь встречаются? Каким растениям требуется больше ухода, условий? Кто создает необходимые условия для этих растений? Как мы называем эти растения? (культурные)

        Какую тему сегодня мы будем с вами изучать, ребята? (про культурные растения) Правильно ребята, запишите в своих тетрадях тему сегодняшнего урока: «Важнейшие сельскохозяйственные культурные растения Республики Татарстан. Их значение в жизни человека»

 Предлагаю вам сегодня совершить увлекательное путешествие в мир культурных растений Республики Татарстан.

III. Изучение нового материала.

  1. Работа со слайдами по выбору культурных растений.

Вопрос классу: Почему вы выбрали именно эти растения?

2. Формулирование понятия «культурное растение».

Культурное – растение, которое выращивается (возделывается) человеком и требует ухода, т. е. создания ему необходимых условий жизни.

3. Выступление учителя

Сегодня мы не можем себе представить обеденный стол без черного и белого хлеба. В нашем дневном рационе есть крупы, макароны, картофель, овощи и фрукты. Все эти разнообразные продукты мы получаем от культурных растений. Между тем, в истории человечества было время, когда не существовало культурных растений. Нашим далеким предкам приходилось довольствоваться тем, что они находили в окружающей природе: собирали плоды, ягоды, клубни, луковицы, семена. Однажды люди заметили, что случайно оброненные в рыхлую землю семена давали всходы. А на выросших растениях появлялось много семян и плодов. Со временем человек догадался, что может сам творить это чудо.

Давайте подумаем, а для чего человек выращивает культурные растения?(Заслушиваем учащихся).

В зависимости от использования культурных растений их делят на несколько групп.

4. Самостоятельная работа учащихся c дополнительным материалом.

Задание: используя текст выяснить, на какие группы делят все культурные растения.

К сельскохозяйственным культурам относятся:

  1.  Зерновые
  2. Зернобобовые
  3.  Кормовые
  4. Масличные
  5. Технические
  6. Овощные
  7. Плодовые
  8. Ягодные растения

5. Растениеводство – основа сельского хозяйства Татарстана. Зерновое направление в растениеводстве всегда являлась главным. В последние годы резко возросли посевы кормовых культур -  многолетних трав, кукурузы, кормовой свеклы и рапса.

 Работа со слайдом, на котором представлены все группы культурных растений произрастающих на территории Республики Татарстан.

Каким   группам сельскохозяйственных растений они относятся? Запись групп в тетрадь.

6. Выступление учителя

До того, как люди открывали новые земли и страны, они окультуривали и выращивали только те растения, которые росли в их местности. Позднее люди стали выращивать растения, которые везли из дальних стран, они везли новые ранее неизвестные в Европе растения. Сегодня мы совершим мысленное, конечно, необычное путешествие на родину предков культурных растений. Вы увидите, что многие растения, которые стали обычными на нашем столе, привезли к нам когда-то в Европу в эпоху Великих географических открытий. В этом нам помогут наши путешественники.

Итак, начнем наше путешествие.

7. Задание для учащихся – разгадай загадку.

Учащиеся отгадывают, о каком растении пойдет речь (картофель).

Закопали в землю в мае
И сто дней не вынимали,
А копать под осень стали
Не одну нашли, а десять.
(Картофель)

Первые путешественники прибыли к нам с западного побережья Южной Америки. Послушайте, что они нам поведают. Выступления учащихся (материал выступлений прилагается). (Приложение 1).

8. Учащиеся отгадывают, о каком растении дальше пойдет разговор(томат).

В  огороде  вырастаю.

А  когда  я  созреваю,

Варят  из  меня  томат,

В  щи  кладут

И  так  едят

( Помидор )

Теперь посетим Родину этого удивительного овоща и послушаем следующих путешественников, которые завезли его в Европу.

Выступления учащихся (материал выступлений прилагается).

9. Учащиеся отгадывают, о каком растении дальше пойдет разговор (о подсолнечнике).

В  огороде  у  дорожки

Стоит  солнышко  на  ножке .

Только  желтые  лучи

У  него  не  горячи .

( Подсолнух )

Послушаем теперь третью команду, которая, я уверена, расскажет много нового и интересного об этих известных нам растениях.

Выступления учащихся (текст выступлений прилагается).

10.Учащиеся отгадывают, о каком растении дальше пойдет разговор (о горохе).              

Раскололся тесный домик
На две половинки.
И посыпались оттуда
Бусинки-дробинки.
(Горох)

Выступления учащихся (текст выступлений прилагается).

11. Учащиеся отгадывают, о каком растении дальше пойдет разговор (о  пшенице).    

В поле росла,
Под жерновом была,
Из печки на стол
Караваем пришла.

(Пшеница)

Выступления учащихся (текст выступлений прилагается).

III.  Итог урока.

Сегодня на уроке мы познакомились с группами культурных растений (обращаем внимание к тетради), научились определять растения в ту или иную группу. Мы посетили Родину некоторых культурных растений. Большое спасибо всем мореплавателям за рассказы о тех местах, которые они посетили и о тех растениях, которые они с собой привезли. Конечно, это далеко не все растения, родиной которых являются другие страны и континенты. На этом сегодняшнее наше путешествие заканчивается.

IV.  Закрепление. Проектная работа « Родина культурных растений»

V.  Домашнее задание. Принести загадки о культурных растениях.   Определить, к какой группе оно относится.

 

Приложение 1

Сообщение о картофеле

Было с ним чудес немало,

Наконец и к нам попал он.

Путь был долог и далек –

С запада и на восток.

Силой гор волшебных, дивных,

Покажу вам путь тот длинный!

Впервые европейцы узнали вкус картофеля всего около четырехсот лет назад. Родина картофеля – Южная Америка,  где он и сейчас произрастает в диком состоянии в горных районах. Испанские завоеватели в конце XY века обнаружили на западном побережье Южной Америки совершенно им незнакомый продукт питания, который у местных жителей назывался «чуньо». Это были высушенные клубни картофеля. Хранить сырой картофель еще не умели, поэтому индейцы рассыпали вымытые клубни на солнце, а затем оставляли их на ночь на морозе (надо сказать, что в горных районах Анд ночи обычно морозные). Промораживание способствовало удалению влаги, уменьшало горечь клубней. После высушивания получался белый крахмалистый продукт, который отлично хранился и спасал жителей Анд от голода зимой и в неурожайные годы. Долгое время картофель высаживали в ботанических садах и на аптекарских  огородах. Только через 200 лет он появился на крестьянских  огородах и полях. Сначала картофель в пищу не употребляли, придворные дамы украшали прически его цветами. В Германии перед дворцами королей разбивали картофельные клумбы. И только значительно позднее он стал продуктом питания.

Подозрительное отношение к картофелю поддерживалось и церковниками, которые называли его «чертовым яблоком». Они утверждали, что это растение разносит проказу и вызывает одурь. Надо сказать, что известные в ту пору сорта картофеля содержали много соланина – вещества, которое придает клубням горький привкус и в больших дозах вызывает отравление. Со временем утвердилась репутация картофеля,  как ценного продукта, хотя и выращивали его в очень небольших количествах. Его подавали к столу лишь в богатых домах.

В конце XYII века это растение было завезено в Россию. Петр I, находясь в это время в Голландии, послал фельдмаршалу Б.Шереметьеву мешок картофеля. В 1736г. картофель уже значился в каталоге растений Петербургского аптекарского сада.

Распространение картофеля у нас вначале происходило очень медленно. Плохое отношение к новой культуре было вызвано тем, что у картофеля была мелкая ботва и мелкие горьковатые клубни. Население не знало еще. Как нужно выращивать эту культуру, сеяли густо, растения затеняли друг друга и давали еще более мелкие и менее вкусные клубни.

В конце концов, эта сельскохозяйственная культура завоевала всеобщее признание и сейчас стала «вторым хлебом»

Сообщение о томате

Большинство исследователей считают, что родина этого растения горные районы Перу и Эквадора на материке Южная Америка.  В Мексике томат стали впервые возделывать, как культурное растение.

Появление томата в Европе произошло в эпоху Великих географических открытий. На кораблях завоевателей, тяжело груженных золотом, награбленном у индейцев, в Старый свет плыли и семена диковинных растений. В летописях говорится, что томаты были завезены на наш континент в 1523г. Эрнаном Кортесом, вскоре после завоевания Мексики. Далее томаты были завезены в Азию, потом в Китай, Японию и Индию.

В России помидоры появились во второй половине XYIII в. Томат сначала разводили в окрестностях Бахчисарая. Из Крыма  растение начало распространяться по югу нашей страны. Более известное в нашем быту название томата – помидор – происходит от итальянского «помидоро», «золотое яблоко» и объясняется тем, что первые томаты были желтоплодными. Плоды нового растения в европейских странах, за исключением Италии, стали употреблять в пищу не сразу. Считали, что плоды томата ядовиты, т.к. его близкими родственниками по семейству пасленовые являются красавка   белладонна и мандрагора – растения ядовитые. Рассказывают, что враги Джорджа Вашингтона даже пытались отравить его плодами томата. Повар-шпион Джеймс Бейли приготовил блюдо с ломтиками помидоров. Джордж Вашингтон вопреки ожиданиям заговорщиков стал нахваливать новое кушанье. В XYII веке в Европе томат был обитателем лишь ботанических садов и аптекарских огородов. Особым спросом пользовались цветки томата у европейских модниц. Появляться на светском рауте с соцветием томата, прикрепленным к корсажу, считалось высшим шиком.

Сообщение о кукурузе

Кукуруза (маис) очень важная зерновая культура. Родина – Мексика. Более 5 тыс. лет возделывается кукуруза в Америке. Индейцы считали маис чудесным даром богов; они обожествляли его, верили, что от него зависит благополучие. Кукурузу возделывали разные индейские племена. Сколько мифов и легенд можно услышать о кукурузе. В одной из них рассказывается, что бог Маис был сыном бога Солнце и богини Луны. Но нашлись божества, которые позавидовали красоте и силе юноши и убили его, разрубив тело на части. Индейцы верят, что куски Маиса превратились в зерна.

На другие континенты кукуруза попала в XY в. – после открытия Америки. В 1492 г. Колумб привозит кукурузу в Европу. Если  раньше на родине кукурузу выращивали в основном для получения продуктов питания, то сейчас ее используют гораздо разнообразнее. Крахмал, спирт, глюкоза, сахар, масло, витамины и многое другое получают из зерна. А сухие листья, стебли, стержни и обертки початков перерабатывают в бумагу, вискозу, линолеум, пластмассу, активированный уголь и т.д.

Сообщение о подсолнечнике

Подсолнечник тоже когда-то считался священным растением. Разве это не чудо! Солнце на востоке  - и соцветия смотрят туда же, солнце на западе и соцветия на запад. Золотое изображение «солнечного цветка» носили на торжественных церемониях. Когда завоеватели высадились на берегах юга Северной Америки, то на полях увидели необыкновенные желтые цветы.  

Родина подсолнечника  - Мексика. Первые семянки были привезены в Европу испанцами в 1510г. и высеяны в мадридском ботаническом саду. В Россию подсолнечник попал при Петре I из Голландии и долгое время оставался огородным и декоративным растением. В 1829 г. Бокарев - крепостной крестьянин графа Шереметьева открыл новое свойство «солнечного цветка». При помощи примитивного ручного пресса он извлек из семян подсолнечника золотистое вкусное масло. В России подсолнечник превратился из декоративного растения в масличную культуру. Поэтому Россию по праву считают второй родиной подсолнечника. Отсюда он начал новое путешествие по миру.

Сообщение о горохе

Горох является одной из наиболее древних культур. Истории выращивания гороха около 3000 лет.  Изначально это растение свое распространение получило в Голландии, далее перешло в другие страны Европы. На нашей родине, горох стали выращивать прямо на огородах, и на столе он был одним из самых любимых блюд русского человека.

Плод гороха является бобом. Горох является самой настоящей белковой сокровищницей. Родина Гороха – это Северо-запад Индии и Восточный Афганистан. Именно там, еще при первобытнообщинном строе выращивали драгоценные горошины.

          В северорусских селах на момент созревания гороха устраивались праздничные чествования гороха под названием “Горохов День”, и совпадал с праздником святого Спаса. В такой день в поле срывали горох, и друг друга угощали с всевозможными поздравлениями.

          Первые упоминания о горохе относят к VII веку еще до Рождества Христова! Примерно через пять веков, горох завези уже в Россию.  

Горох разрушает пароходы? Первый, кто написал приключения гороха — Константин Паустовский. А сделал он это благодаря тому, что однажды увидел аварию, в которой океанский пароход «Днепр» так красиво «присел» на рифы возле пролива Босфор. На самом деле, Паустовский его уже увидел совершенно разрушенным: внутренности корабля так разворотило, словно в него бросили мощнейшую бомбу. Виновником таких событий оказался просто горох. Просочившаяся же вода в трюм сквозь небольшую пробоину, намочила весь груз – трюмы набиты были горохом. Горошины начали разбухать, и, наконец-таки, железная арматура судна не выдержала жестокого давления горохового «взрыва».

 

 

 

 

Сообщение о пшенице

Раскопки археологов показывают, что человек впервые познакомился с пшеницей задолго до возникновения земледелия. Эту мысль подтверждают орудия для сбора зерновых злаков, ступки для измельчения зерна, найденные при раскопках слоев древнекаменного века. Найденные приспособления говорят, что пшеница – это самая древняя из всех известных хлебных культур на земле. 

Исследования ученых   показали, что родина пшеницы - территория Азии. Культурная ее форма пошла с территории Грузии, где и поныне произрастает большая часть диких видов пшеницы. Ныне из пшеницы получают спирт, муку, крахмал, клейковину, пшеничную и манную крупы; из зародышей зерна - масло. Пшеничными отрубями кормят птицу и скот, солома идет - на подстилку и производство картона и газетной бумаги.


Приложение 2

Существует много вариантов классификации культурных растений, основанных на разных принципах. Довольно широко практикуется классификация полезных (в том числе культурных) растений по хозяйственному назначению. Выделяют группы пищевых, кормовых, прядильных, медоносных, лекарственных, красильных, технических и тому подобных растений.

Нередко прибегают к смешанной классификации: наряду с пищевыми, кормовыми, лекарственными растениями выделяют волокнистые, масличные, пряноароматические. Более логичной и разработанной выглядит приводимая ниже классификация полезных растений по отраслевому принципу.

Полевые культуры включают: зерновые (к ним относятся: хлебные злаки, например пшеница, рожь и т. д.; крупяные культуры - гречиха, просо; зернобобовые - горох, соя, чечевица); клубнеплоды (картофель) и корнеплоды (свекла, турнепс); масличные (подсолнечник, арахис, горчица); прядильные (хлопчатник, лен, конопля); кормовые травы (тимофеевка, клевер, люцерна). К полевым культурам иногда относят бахчевые (арбуз, дыня, тыква), но, видимо, их удобнее рассматривать как отдельную группу или в составе овощных культур. Целесообразно выделять в особые подгруппы такие специфичные растения, как табак и махорка, эфирномасличные (кориандр, лаванда) и лекарственные (наперстянка, валериана).

Овощные культуры делят на листовые (капуста, шпинат, салат), корнеплодные (свекла, морковь, редис), стеблевые (кольраби, спаржа), плодовые (томат, огурец), луковичные (лук, чеснок). Нередко в качестве особой подгруппы рассматривают пряноароматические (вкусовые) культуры (укроп, петрушка).

К плодовым (плодово - ягодным) относят культурные растения, дающие сочные плоды. Их делят на семечковые (яблоня, груша, айва), косточковые (вишня, слива, абрикос) и ягодные (малина, земляника, смородина). В эту же группу часто включают орехоплодные (грецкий орех, миндаль, фундук) и цитрусовые (лимон, апельсин) культуры. Среди плодово-ягодных иногда выделяют подгруппу субтропических культур (инжир, гранат, мушмула). Близки к плодово-ягодным витаминоносные растения, культура которых осваивается в последние годы (облепиха, шиповник)

Приложение 3

Загадки о культурных растениях.

Круглый , круглый ,                                                                  

Сладкий . сладкий ,                                                                    

С  полосатой  кожей  гладкой ,                                                

А  разрежешь – посмотри :                                                      

Красный , красный                                                                    

Он  внутри .                      

   ( Арбуз )  

Он  никогда  и  никого                                                              

Не  обижал  на  свете .                                                            

Чего  же  плачут  от  него                                                          

И  взрослые  и  дети ?                                                                            

   ( Лук )  

Нарядилася  Алена

В  сарафанчик  свой  зеленый ,

 Завила  оборки  густо .

Узнаешь  ее ?...                                                                                          

 ( Капуста )

Черных  ягод  пышный  куст –

Хороши  они  на  вкус !                                                                                                      

( Смородина )

На  сучках  висят  шары -                                                                                    

Посинели  от  жары !                                                                                                                

( Сливы )     

Была  зеленой , маленькой ,                                                  

Потом  я  стала  аленькой .                                                    

На  солнце  почернела  я ,                                                      

И  вот  теперь  я  спелая .                                                                      

( Вишня )       

Вырастает  он  в  земле ,                                                        

Убирается  к  зиме .                                                                

Головой  на  лук  похож .                                                      

Если  только  пожуешь                                                          

Даже  маленькую  дольку -                                                    

Будет  пахнуть  очень  долго .                                                              

( Чеснок )        

Круглое , румяное ,                                                            

Я  расту  на  ветке .                                                            

Любят  меня  взрослые                                                      

И  маленькие  детки .                                                                        

( Яблоко )                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

Очень  густо  он  растет ,

Незаметно  он  цветет .

А  когда  проходит  лето ,

Мы  едим  его  конфеты ,

Не  в  бумажке , а  в  скорлупке –

Берегите , детки , зубки !

 ( Орешник )

- Какое растение лишнее? Почему?

(орешник – дикорастущее растение)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положительные эмоции и их значение в жизни человека.

Положительные эмоции и их значение в жизни человека. Памятка для родителей. А также ритуалы, которые нравятся детям....

« Растения в природе; их значение в жизни человека».

Урок развития речи в 3 классе коррекционной школы 8 вида....

Конспект урока "Металлы и их значение в жизни человека"

Данный конспект по теме "Металлы и их значение в жизни человека" был разработана к муниципальному этапу конкурса "Учитель года-2013".  Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся о с...

презентация к уроку "Металлы и их значение в жизни человека". Часть 1

Презентация разработана к муниципальному конкурсу "Учитель года-2013"...

Родительское собрание «Положительные эмоции и их значение в жизни человека».

Обсуждение с родителями  проблемы значения в жизни человека эмоциональной сферы, положительных эмоций; способствовать приобретению родителями практических знаний по развитию эмоций у учащихся....

Родительское собрание. Положительные эмоции и их значение в жизни человека.

Конспект родительского собрания: "Положительные эмоции и их значение в жизни человека", компьютерная презентация, анкета для родителей и учащихся....

Комнатные растения. Их значение в жизни человека.

Методическая разработка занятия...