Рабочая программа по биологии 8 класс (для детей с у/о)
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему

Варченко Екатерина Владимировна

Рабочая программа по биологии для учащихся 8 класса (у/о)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_biologiya_8_kl.docx22.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  специальное (коррекционное) автономное

образовательное учреждение для обучающихся,

воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VII, VIII вида» _____________________________________________________________________

. г. Москва г.о. Троицк ,ул. Пушковых, д.5, тел. 8 (495)851-50-03

                                                                                                      «УТВЕРЖДАЮ»

                                                                            директор школы_____________Чечётина Н.П.

                                                                                                             

                                                                             «_____»__________________________2015г.

Рабочая программа по

биологии (животные)

на 2015-2016 учебный год

для 8 б класса

(УОД)

Учитель: Варченко Е.В.

 Рассмотрено на заседании ШМО                                            «СОГЛАСОВАНО»

протокол №____ от «___»______2015г.        зам.директора по УВР________Федотова Т.А.

Руководитель ШМО_______________          «____»_____________________________2015г.      

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 (класс 8)

(VIII вид)

Образовательная область, предмет – естествознание(биология), животные. 

       Данная рабочая программа по биологии разработана на  основе  программы по естествознанию (биологии) В.И. Сивоглазова, Т.В.Шевырёвой, Л.В.Кмытюк, В.В. Воронковой программы специальных (коррекционных) учреждений VIII вида:  5-9 классы  под редакцией  В.В.Воронковой, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.

Согласно федеральному базисному учебному плану для ОУ РФ на изучение  предмета  биология отводится 2 часа в неделю (68 часов в год), в авторской программе - 2 часа в неделю,  без уточнения количества  часов в год.  

По  учебному плану школы  в 8 классе   отведено  2 часа в неделю, (68 часов в год).                                                                                                            

      Содержание учебной программы по биологии сохранено полностью, а ее прохождение связано с использованием индивидуального подхода к организации учебно-воспитательного процесса и учётом особенностей психо-моторно-речевого развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Учитывая психологические особенности и возможности детей, материал всех разделов дается небольшими дозами с постепенным его усложнением. Работа строится концентрически. Повторение изученного материала сочетается с постоянной пропедевтикой новых знаний. При отборе учебного материала учитывались потенциальные возможности детей по усвоению естественнонаучных представлений, знаний о живой природе, практическому  применению этих знаний в зависимости от степени выраженности и структуры дефекта каждого ученика.

Используемый учебно-методический комплект: программы специальных (коррекционных) учреждений VIII вида:  5-9 кл.: В 2 сб./ Под редакцией  В.В.Воронковой. – М.: Гуманит. изд. центр . ВЛАДОС, 2013. –    Сб.1. – 224 с.

Биология. Животные. 8 класс : учеб. для спец. (коррекц.) образоват.  учреждений  VIII вида/ А.И.Никишов, А.В.Теремов – М.: Просвещение, 2014. – 232 с.

А.И.Никишов Биология. Животные. 8 класс. Пособие для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида. М.: Просвещение, 2014.

      Материалом для  обучения  предмету помимо УМК является: дидактический раздаточный и иллюстративный материал;  задания графического характера, практические упражнения творческого характера, дидактические игры, тестовые задания по предмету, печатная рабочая тетрадь по предмету, интернетресурсы.

Программа адресована обучающимся 8 б класса.

Так как в настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов  образования относятся идеи гуманизации образовательного процесса, здоровьесбережения, компетентностного подхода, активизации познавательной деятельности, то эта программа предполагает не только учет индивидуально-личностной природы учащихся, их потребностей и интересов, но и определяет необходимость создания в обучении условий для  самоопределения их как личности.  Поэтому программу можно определить как личностно-ориентированную. Данная рабочая программа определяет в целом оптимальный объем знаний и умений по биологии, который доступен  учащимся. В то же время данный учебный предмет для восьмиклассников является практическим опытом, этапом, способствующим в дальнейшем лучшему усвоению ими элементарных естествоведческих, биологических и других знаний. Ученики должны учиться наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи в природе и взаимозависимости природных явлений, взаимозависимости живых организмов с неживой природой, взаимосвязи человека с неживой природой, влияние на неё. Такая  деятельность учащихся имеет большое значение для коррекции недостатков их психофизического развития, познавательных возможностей и интересов. Естествоведческие знания помогут детям лучше понимать отношение человека к природе, а в совокупности с практической деятельностью на уроках биологии, географии, истории и трудового обучения помогут эстетически воспринимать и любить её, по возможности уметь беречь и стремиться охранять. Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе, на основе имеющегося опыта, практических работ и т.п. Обучение  биологии носит элементарно-практический характер. В тех случаях, когда материал труден для вербального восприятия учащимися, программа предусматривает проведение специально организованных опытов и практических работ (свойства воды, почвы, воздуха и пр.). Изучение курса «Животные» знакомит учащихся с многообразием животного мира и образом жизни некоторых животных; даёт сведения о внешнем и внутреннем строении организмов животных и их приспособленности к различным условиям жизни; способствует усвоению, сохранению и применению вновь приобретённых знаний учащимися класса.

Цели и задачи, решаемые при реализации программы:

  • сообщение учащимся общие сведения о строении и жизни животных;
  • проведение экологического воспитания (рассмотрения окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни животных);
  • воспитание бережного отношения к природе, её ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной работы;
  • первоначальное ознакомление с приёмами ухода за домашними животными;
  • воспитание социально значимых качеств личности;
  • привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека;
  • коррекция речи и мышления.

Интеграция с другими предметами:

русский язык, чтение, математика, окружающий мир, природоведение, география, история, обществознание, предметы эстетического цикла, СБО, физическая культура профессионально-трудовое обучение, специально организованные коррекционные занятия, внеклассные мероприятия широкого профиля.

Формы контроля: поурочный опрос, беседы по прочитанному, увиденному, поурочные тестовые задания, составление отчётов по экскурсии и проделанной практической(лабораторной) работе, тестовые контрольные задания.

Планируемые результаты:  Коррекционная направленность особо значима в специальной школе. На  всех уроках проводится коррекция мышления, памяти и речи ребёнка, развитие фонематического слуха, крупной и мелкой моторики, цветовосприятия, пространственного восприятия.  Урок биологии активно содействует формированию положительных качеств личности учащихся.  Коррекционная сторона урока имеет решающее значение в образовательном процессе:  благодаря этой работе повышается работоспособность,  увеличивается устойчивость внимания, понижаются трудности восприятия,  улучшается  пространственное  воображение, развивается и совершенствуется наблюдательность, память,  речь, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, делать выводы  - все эти планируемые результаты придают еще и воспитывающую направленность учебной деятельности. Так как учеников невозможно познакомить со всем животным миром, поэтому в данной программе предполагается знакомство с многообразием животного мира и образом жизни некоторых животных; планируется получить сведения о внешнем и внутреннем строении их организма и приспособленности животных к условиям их жизни.

Исходя из потенциальных возможностей большинства детей класса  основные требования к знаниям и умениям обучающихся будут сохранены и аналогичны требованиям авторской программы и снижены для детей со сложными дефектами развития.

К концу учебного года обучающиеся должны знать:

  • основные отличия животных от растений;
  • признаки сходства и различия между изученными группами животных;
  • общие признаки, характерные для каждой из этих групп животных;
  • места обитания, образ жизни и поведение тех животных, которые знакомы учащимся;
  • названия некоторых наиболее типичных представителей изученных групп животных, особенно тех, которые широко распространены в местных условиях; значение изучаемых животных в природе, а также хозяйственной деятельности человека;
  • основные требования ухода за домашними и некоторыми сельскохозяйственными животными (известными учащимся).

Обучающиеся должны уметь:

  • узнавать изученных животных (в иллюстрациях, кинофотофрагментах, чучелах, живых объектах);
  • кратко рассказывать об основных чертах строения и образа жизни изученных животных;
  • устанавливать взаимосвязи между животными и их средой обитания: приспособления к ней, особенности строения организма и поведения животных;
  • проводить несложный уход за некоторыми домашними животными (птицы, звери, рыбы), имеющимися у детей дома;
  • рассказывать о своих питомцах (их породах, поведении и повадках).

Содержание рабочей программы

п.п

Тема

Кол-во учебных часов (в авторской программе)

Кол-во учебных часов (в рабочей программе)

1

ВВЕДЕНИЕ

0

2

2

БЕСПОЗВОНОЧНЫЕ ЖИВОТНЫЕ

0

9

3

ПОЗВОНОЧНЫЕ ЖИВОТНЫЕ

0

57

Итого:

0

68

В связи с тем, что в авторской программе В.И. Сивоглазова, Т.В.Шевырёвой, Л.В.Кмытюк, В.В. Воронковой  сетка рабочих часов на изучении тем не дана, то количество часов на прохождение всех тем определено мною самостоятельно, исходя из объёма материала, представленного в учебнике, а также потенциальных возможностей детей.  Планирование содержания предмета сохранено полностью (по сравнению с авторской программой).

Для удобства подачи материала, систематизации знаний учащихся порядок прохождения тем и количество часов связано с  их расположением в учебнике «Биология. Животные».

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 9 класс по линии Пономаревой для детей с ОВЗ надомного обучения

           Рабочая программа по биологии для 9 класса  составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, примерно...

адаптированная рабочая программа 5-8 класс для детей с ОВЗ технический труд

адаптированная рабочая программа по техническому труду для датей с ОВЗ  5-8 классов расчитаная на 106 часов...

Рабочая программа по биологии 7 класс (для детей с у/о)

Рабочая программа по биологии для учащихся 7 класса с (у/о)...

Рабочая программа по биологии для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 6 класс

Рабочая программа по биологии для обучающихся по адаптированной  образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 6 класс на 2017-2018 учебный год...

Рабочая программа по биологии для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 7 класс

Рабочая программа по биологии для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 7 класс на 2018-2019 учебный год...

Рабочая программа по биологии по программе основного общего образования, адаптированной для детей с нарушением интеллекта, для учащихся 7 класса

Рабочая программа разработана  на основе адаптированной  основной общеобразовательной программы общего образования (5-8 классы) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Маны...

Рабочая программа по биологии по программе основного общего образования, адаптированной для детей с нарушением интеллекта, для учащегося 8б класса

Рабочая программа разработана  на основе адаптированной  основной общеобразовательной программы общего образования(5-8 классы) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Маныч...