Система оценки достижений обучающихся (предметных, метапредметных, личностных). На примере разработки урока усвоения новых знаний «Общая характеристика грибов» (5 класс)
методическая разработка по биологии (5 класс) по теме

Канева Людмила Григорьевна

В материале дана характеристика этапов урока, предложены задания для оценивания и диагностики универсальных учебных действий (УУД) учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Система оценки32.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Апрелевская средняя общеобразовательная школа № 4  Наро-Фоминского городского округа Московской области

Система оценки достижений обучающихся (предметных, метапредметных, личностных). 

на примере разработки  урока усвоения новых знаний

 «Общая характеристика грибов» (5 класс)

Выполнил: Канева Л.Г.,

учитель биологии и химии

МАОУ Апрелевская СОШ №4

Апрелевка 2017

Система оценки достижений обучающихся (предметных, метапредметных, личностных). 

на примере разработки  урока усвоения новых знаний

 «Общая характеристика грибов» (5 класс)

Курс «Биология. Бактерии. Грибы. Растения» учебная линия под рук. В.В.Пасечника

Этапы урока

Основное содержание

Планируемые образовательные результаты

Задания для оценивания

 и диагностики УУД

Предметные

УУД:

 Р,  П, К

Личностные

1.Организационный момент.

Подготовка кабинета к уроку. Проверка наличия на партах учебных принадлежностей. Приветствие учащихся, отметка отсутствующих.

Устное    обращение учителя к учащимся - создание эмоционального настроя на урок.  

Здравствуйте ребята!
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем!

Правила на доске:

1.Сначала выслушай, затем задай вопрос. 
2.Максимальная активность каждого. 
3.Никакой критики. 

Регулятивные:

1.Умение планировать и регулировать свою деятельность. Познавательные:

-

Коммуникативные:

1.Готовность получать необходимую информацию.  2.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами.

1.Принятие социальной роли обучающегося.

2.Ценностно-смысловая регуляция.

3.Толерантное отношение к мнению других, осознание значимости чувства товарищества, способности сопереживать;  быть деликатным, дисциплинированным, ответственным

Оценивание регулятивных, коммуникативных и личностных УУД:

На каждой парте  лежит рейтинговый лист

(Приложение 1).

На каждом этапе урока в лист вносятся баллы за выполненные задания ( взаимопроверка в парах).  Итоговая отметка складывается из суммы баллов.

Заполняется первый столбец – готовность к уроку, наличие пособий и оборудования к уроку  у каждого учащегося (максимально – 5 баллов)

2. Актуализация знаний и мотивация к процессу обучения.

На экране слайды с фотографиями животных, растений, бактерий и грибов.

Классификация фотографий.

Формулируется целеполагание.

Давать определения: царства растений, животных,  бактерий, грибов.

Различать грибы среди представителей живой природы на фотографиях.

Познавательные. Осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов.

Логические: анализ объектов с целью выделения признаков, классификация объектов;

самостоятельное формулирование темы и целей.

Регулятивные. Умение управлять своей познавательной деятельностью.

Умение преобразовать информацию.

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Коммуникативные. Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.

1.Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

2.Стремление к совершенствованию собственной речи.

3.Потребность в самовыражении через слово.

Диагностика формирования познавательных логических УУД:

 В ходе усвоения учебного материала путем различных упражнений идет развитие логических действий: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, проведение аналогий, установление причинно-следственных связей.       

 Умение классифицировать – это умение распределять какие-либо объекты по классам, отделам, разрядам в зависимости от их общих признаков.

Задание: Классификация объектов на фотографиях на 4 группы, подписав названия царств (в рейтинговом листе максимально – 5 баллов)

Оценка личностных УУД:

Задание: «Кто больше?» (работа в парах – за 2мин. написать названия растений и животных,  состоящие из 4-х букв). В рейтинговом листе максимально – 5 баллов.

Оценка регулятивных УУД:

Самостоятельное формулирование цели урока (максимально -5баллов)

3. Изучение нового материала

Рассказ учителя с демонстрацией.

Формулировать суть биологических понятий  «грибница», «плодовое тело», «гифы», «грибокорень»;

давать характеристику  представителей царства грибов;  

объяснять, почему грибы  выделены в отдельное царство.

Познавательные.

Устанавливать причинно-следственные связи

Знаково-символические действия (моделирование)

Регулятивные. Работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и   определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Коммуникативные.

Работать в  парах; уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Толерантное отношение к мнению других, осознание значимости чувства товарищества, способности сопереживать;  быть деликатным, дисциплинированным, ответственным

Ориентация на сохранение здоровья.

Диагностика познавательных и регулятивных УУД:

Составление рисунка гриба и сопоставление его с рисунком в учебнике

( максимально – 5 баллов)

Заполнить таблицу «Признаки растений и животных у грибов»

(максимально – 5 баллов)

Диагностика коммуникативных УУД:

В парах придумать по три вопроса к теме и задать их (максимально – 5 баллов)

Диагностика личностных УУД:

Выполнение творческого задания с использованием сети интернет «Интересно о грибах» (максимально – 5 баллов)

Физкультминутка

 А в лесу растёт черника,

Земляника, голубика.

Чтобы ягоду сорвать,

Надо глубже приседать. (Приседания.)

Нагулялся я в лесу.

Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте.)

        Осознают ценность здорового образа жизни.

4. Закрепление

Организация повторения

Давать определения понятиям.

Приводить примеры из жизни.

Знать правила сбора грибов.

Регулятивные.

Контроль, оценка, самооценка, коррекция; выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Коммуникативные.

Управление поведением партнера –контроль, коррекция, оценка действий партнера

Ориентация на сохранение здоровья, ориентация на эстетическое отношение к природе и живым объектам

Диагностика формирования познавательных логических УУД:

Составление тематических  синквейнов,         текст которых состоит из пяти строк и 11 слов:

1 строка – 1 существительное (тема), 
2 строка – 2 прилагательных (описание темы ), 
3 строка – 3 глагола (описание действий), 
4 строка – фраза из 4 слов, показывающих отношение к теме 
5 строка – 1 слово (резюме или синоним, который повторяет суть темы). Максимально – 5 баллов.

Игра «Третий лишний» (лисичка, берёза, опёнок) – без оценивания.

5. Подведение итогов урока и информация о домашнем задании

Подведение итогов. Выставление оценок. Самооценка.

Запись домашнего задания на доске и в дневниках учащихся.

Знать   общую характеристику  царства Грибы,  их разнообразие,  учиться выделять  существенные признаки  грибов,  различать грибы среди биологических объектов, на рисунках и таблицах; объяснять роль грибов в природе, обосновывать  необходимость охраны  грибов.

Регулятивные.

Контроль, оценка, самооценка, коррекция.

Толерантное отношение к мнению других, осознание значимости чувства товарищества, способности сопереживать;  быть деликатным, дисциплинированным, ответственным

Подведение итогов в рейтинговой таблице, выставление отметок.

6. Рефлексия

Предоставить

учащимся

возможность

определить своё

эмоциональное

состояние. Мотивировать учащихся к

творческой

деятельности

Признаки творческой деятельности:
1.Умение переносить знания в новую ситуацию. 
2.Умение видеть функцию объекта. 
3.Видеть в знакомой ситуации - новую ситуацию. 
4.Комбинирование известных способов деятельности (решение биологических творческих задач). 
5.Видеть структуру объекта (соотносить часть и целое). 
6.Выработка альтернативного мышления

Происходит  осознание  необходимости бережного  отношения к грибам  и их охраны, понимание  основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы,  обучающиеся формируют  правила поведения в природе, развивают  умения  слушать и слышать другое мнение

По методике «Шкала достижений»  - чему я научился

Всему, что было

предложено

Многому научился

Мало чему научился

Ничему не научился

Приложение 1

Рейтинговая таблица

№ п\п

Задание

Количество баллов (максимально – 5 баллов)

ФИ обучающегося

1

Готовность к уроку

2

Заполнение таблицы «Классификация фотографий»

3

«Кто больше» (названия растений и грибов из 4-х слов)

4

Формулировка цели урока

5

Рисунок гриба+ работа с учебником

6

Заполнение таблицы «Признаки растений и животных у грибов»

7

Вопросы в парах

8

Интересно о грибах (работа в сети Интернет)

9

Составление синквейна

ИТОГ:

Максимальное количество баллов – 45

На 5 – 45- 40 баллов

На 4 – 39 – 35 баллов

На 3 – 34 – 28 баллов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система оценки достижений обучающихся (личностных, метапредметных, предметных)

Самостоятельная работа по курсу ФГОС II поколения (ин.язык)...

Система оценки достижения планируемых предметных результатов по математике в контексте требований ФГОС ОО.

Будет представлен опыт по организации рефлексии на  уроках математики, о рейтинговой оценке обучающихся, о «Портфеле достижений ученика».Рефлексия дает возможность учителю научить обучающихся...

Статья выступление на педсовете" Система оценки достижений обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной про

Статья выступление на педсовете "Система оценки достижений обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития планируемых результатов о...

Система оценки достижений планируемых предметных результатов освоения учебного предмета «Русский язык»

Контроль учебных достижений обучающихся, включающий их проверку и оценку, является важнейшей составляющей (наряду с содержанием, методами, средствами, формами организации учебной деятельности) образов...

Система оценки достижений планируемых предметных результатов освоения учебного предмета «Литература»

Контроль учебных достижений обучающихся, включающий их проверку и оценку, является важнейшей составляющей (наряду с содержанием, методами, средствами, формами организации учебной деятельности) образов...