Исследование манипуляций в подростковой среде
проект по биологии на тему

Царегородцева Наталия Владимировна

Введение

Современный человек – это манипулятор, кем бы он ни был. В каждом из нас живет манипулятор, который применяет всяческие фальшивые трюки с тем, чтобы добиться для себя того или иного блага. Кое-какие манипулятивные шаги необхо­димы человеку в его борьбе за существование. Но большая часть наших манипуляций очень пагубно сказывается как на жизни самих манипуляторов, так и на жизни их близких. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема Манипуляции в подростковой среде

 Оглавление.

Введение                                                                                                              3

Основная часть                                                                                                    5

  1. Часть 1. Теоретическое исследование по проблеме манипуляции в подростковой    среде  

                                                                                                                                         5

  1. Часть 2. Практическое исследование по проблеме манипуляции в подростковой среде.                                                                                                                              7

Заключение                                                                                                                              15

Библиографический список                                                                                                   16

Приложения                                               17

Введение

Современный человек – это манипулятор, кем бы он ни был. В каждом из нас живет манипулятор, который применяет всяческие фальшивые трюки с тем, чтобы добиться для себя того или иного блага. Кое-какие манипулятивные шаги необходимы человеку в его борьбе за существование. Но большая часть наших манипуляций очень пагубно сказывается как на жизни самих манипуляторов, так и на жизни их близких.

Манипуляция встречается повсюду, она злободневна, мы встречаем ее, когда видим, как продавцы на рынке обманывают рядовых сограждан и когда на TV разворачиваются грандиозные предвыборные кампании, к тому же к манипуляциям относится всем нам знакомая реклама. Так же часто мы сталкиваемся с умением детей и подростков манипулировать взрослыми и друзьями. Никто не способен так быстро и безболезненно заставить родителей дать положительный ответ на свою просьбу, как ребенок. Порой, родителям стоит немалых трудов заставить себя не поддаться на уговоры ребенка. Даже у самых, казалось бы, строгих родителей не всегда хватает сил на то, чтобы отказать любимому чаду в его просьбе.

С другой стороны многим людям, и особенно подросткам часто приходится сталкиваться с манипуляциями: в отношениях с родителями, в школе учителями и сверстниками.  Боязнь потерять друзей, стать не таким, как все, нередко приводит к  тому, что они вынуждены делать многие вещи против своего желания. Данная проблема особенно актуальна, так как уметь распознать манипуляцию, противостоять ей, сказать «нет» и не потерять друзей хотел бы каждый подросток. Для того, чтобы знать в какой области социальных отношений пытаются навязать чужую волю, нужно научится понимать манипуляцию и эффективно противостоять ей.

Актуальность проблемы.

Когда ребенок переходит в стадию подростка, повышается степень его внушаемости. В этот момент манипулятору намного легче навязать подростку определенный тип мышления, жизненные принципы, объяснить, «что хорошо, а что плохо». Зачастую в общении с подростком манипулятором движут неблаговидные и вредящие подростку цели: пристрастие к вредным привычкам, нарушение закона, девиантное поведение, отдаление от близких людей. Часто подростки не замечают манипуляции и поддаются внушению, что впоследствии приводит к нарушению психологического и физического здоровья, а также может не наилучшим образом отразиться на окружающих их людях.

Также проблему манипуляции в подростковой среде можно рассматривать с другой стороны. Помимо того, что подросток может стать жертвой манипуляции, он может стать и манипулятором, что приводит к потере доверия близких людей. Результаты исследовательской работы возможно будут иметь практическую значимость: помогут в профилактике сохранения психического здоровья подростков.

Целью данной работы является изучение и выявление особенностей манипуляции в подростковой среде.

Задачами работы являются:

1. Провести анализ библиографических источников по исследуемой проблеме с целью выявления особенностей манипуляции в подростковой среде;

2. Провести психологическое исследование явлений внушаемости и манипуляций;

3. Обобщить и структурировать полученные данные по проблеме манипуляции

Предметом нашего исследования является манипулятивное общение подростков.

Объектом исследования является изучение особенностей манипулятивного общения в подростковом возрасте.

Методы исследования:

1. Теоретический анализ изученных данных;

2.Психологическое исследование особенностей манипулятивного общения в подростковой среде.

3. Проведение ролевой игры с целью выявления особенностей манипуляций в общении подростков.

4. Сравнительный анализ полученных данных.

Гипотеза исследования.

 Манипуляции широко используются в подростковой среде. Многие подростки обладают повышенной степенью внушаемости и не до конца осознают значимость данного явления в подростковой среде и не могут активно противостоять манипуляциям со стороны других людей. Так же сами выступают в роли манипуляторов.

Часть 1. Теоретическое исследование по проблеме манипуляции в подростковой среде.

Понятие «манипуляция».

В переносном значении, по материалам интернета (сайт www.psycho.tpi.ac.ru), Оксфордский словарь определяет манипуляцию как «акт влияния на людей или управления ими или вещами с ловкостью, особенно с пренебрежительным подтекстом, как скрытое управление или обработка». Именно в таком наполнении слово «манипуляция» заменило в политическом словаре ранее бытовавший термин «макиавеллианизм».

Манипуляция является видом психологического воздействия. Основной сущностный признак манипуляции - стремление манипулятора к получению одностороннего выигрыша.

Виды манипуляции.

Существует множество классификаций видов манипуляции. В частности, возьмем точку зрения из книги Леонтьева А. А. «Психология общения». Эта классификация видов манипуляции переплетается с видами передачи информации. При вербальной (словесной) манипуляции средством воздействия на собеседника служит речь манипулятора, то есть все слова и звуки, произносимые им входе общения. Невербальная (без слов) манипуляция осуществляется при помощи невербальных знаков, то есть это позы, жесты, взгляды, мимика, территориальное расположение и т. д.

С психологической точки зрения, считает Знаков В.В., так же следует различать манипуляцию, осознаваемую и неосознаваемую самим манипулятором. Осознаваемая субъектом манипуляция может быть социально желанной или, наоборот, не одобряемой. Неосознаваемая манипуляция проявляется в самых разных ситуациях, например, таком межличностном общении, когда один из собеседников врет другому. Вранье отличное по своим механизмам ото лжи и обмана, нередко оказывается внешним проявлением защитных механизмов личности. Последнее направлено на устранение чувства тревоги, дискомфорта, вызванного неудовлетворенностью субъекта взаимоотношениями с окружающими

Психологические уловки детей и подростков.

Э. Шостром определяет детей как прекрасных манипуляторов. Он различает несколько их типов:

1) Самый распространенный из них - "маленькая тряпка". Этот пассивный зависимый ребенок манипулирует родителями, используя свою крайнюю беспомощность и нерешительность, свою хроническую забывчивость и невнимательность. Довольно рано обнаружив силу своей кажущейся слабости, он выбирает роль беспомощного и глупого. Он не просто ленив, как думают многие. Он хитер, как лисица. Он достаточно умен, раз успешно манипулирует взрослыми и заставляет их все делать за него.

2) Второй тип детского манипулятора можно назвать "маленьким диктатором". Он управляет взрослыми с помощью надутых губ, упрямства, непослушания, топанья ногами.

3) Третий тип детского манипулятора - это "Фредди - лисица". Он начал жизнь плаксой, и, как он обнаружил вскоре, слезы оплачиваются вниманием. Он еще сам не успел придумать, почему расплакался, а его уже утешают, ласково гладят и, кажется, больше любят. До школы он оттачивал свой слезливый механизм, а в школе получил возможность использовать свое тайное оружие по назначению. Он стал мастером по провоцированию сочувствия к себе.

4) Четвертый тип маленького манипулятора - это "жестокий Том". Его характерная черта – насильственный темперамент. Он толкает, задирает, обзывает детей, дерется и плюется. Довольно рано он понял, что гремучая смесь из ненависти и страха делает людей хорошо управляемыми. Поэтому он стал начинающим хулиганом. Более всего на свете он ненавидит авторитеты. Его непоколебимая уверенность довольно быстро превращается в самонадеянность и абсолютную веру в свои силы.

5) Пятый тип детского манипулятора - "Карл - соревнователь", или стремящийся быть первым. Это своеобразная комбинация Тома и Фредди. Обычно Карл вырастает в семьях, где есть два мальчика, и младший с раннего возраста овладевает наукой соревнований, отвоевывая себе равное место в этом мире. Школа — лучший полигон для его упражнений в этой области.

Манипулятивные способы подростков (по Э Шострому): плач, угроза, спекуляции, сравнение, вымогательство (или шантаж), настраивание одного родителя против другого, ложь, подавленное состояние, лесть.

Часть 2. Практическое исследование по проблеме манипуляции в подростковой среде.

В практической части данной работы было проведено исследование, задачами которого было выяснить:

  1. как учителя и учащиеся относятся к проблеме манипуляций в подростковой среде, наличия манипулятивного поведения в учебном процессе среди учителей и учащихся;
  2. выявить особенности манипуляции в подростковой среде,
  3. провести ролевые игры с целью выявления умения подростков выявлять манипуляции направленные в их сторону и умение им сопротивляться.

  1. Отношение подростков и учителей к наличию манипуляций в учебном процессе.

Для выяснения этого был использован метод опроса- анкетирование. (См. приложение 1).

Объект исследования: две группы людей разных возрастов:

  • учащиеся МБОУ «СОШ № 45» и МАОУ «СОШ №59 (8,11 классы) в количестве 174 человек,
  • учителя школы: 14 человек.

В ходе исследования была проведена математическая обработка результатов исследования и сделан сравнительный анализ результатов исследования.

Результаты исследования и их анализ.

В результате проведенного опроса среди учителей были получены следующие результаты. (См. таблицу 1.)

Таблица № 1.

Содержание вопросов

1

2

3

4

5

6

7

8

Понятие «Манипуляция»

Манипулятивные приемы

Манипулят. возд-е на учеников

Осознанность ман-ционного воздействия

Скрытая манипуляция

Вред манипуляций

Влияние ман-ции на поведение

Использ-е ман- ции в конфликтах

учителя

100%

100%

100%

10-да (71%)

4-нет (29%)

11-да (78%)

3- нет (22%)

9-нет (64%)

5-да

(36%)

100%

100%

Анализ полученных данных показывает, что:

1. На вопрос: знаете ли вы, что означает термин «манипуляция» в психологическом плане? Результат ответа на вопрос говорит о том, что учителя имеют фактическое представление об этом понятии.

2. На вопрос: знаете ли вы какие-нибудь манипулятивные приемы? Результат говорит о том, что учителя знают о манипулятивных приемах.

3. Вопрос: используете ли вы на уроках приемы манипулятивного воздействия на учеников? Учителя при их большом педагогическом опыте в большинстве случаев используют приемы манипулятивного воздействия на учеников.

4. На вопрос: осознано ли вы это делаете? У большей части опрошенных учителей (71%) идет чёткое, осознанное применение манипулятивных приёмов. У другой же части (29% человека) этот процесс происходит автоматически на бессознательной основе. Что вероятно объясняется большим стажем и опытом работы с подростками.

5. На вопрос: стараетесь ли вы воспользоваться скрытыми приемами манипуляции? Большая  часть (78% человек) ответила утвердительно.

6. На вопрос: по вашему мнению, может ли нанести вред психологическому здоровью учащихся использование манипулятивных технологий? Можно предположить, что большая часть (64%) учителей имела ввиду типы манипуляций не относящиеся к учебному процессу.

7. На вопрос: по вашему мнению, можно ли при помощи манипулятивных технологий повлиять на поведение учащихся на уроках? Здесь опрашиваемые ответили однозначно да. Что объясняется тем, что все учителя осознанно или нет, используют манипуляционные технологии на уроках.

8. На вопрос: Помогает ли использование манипулятивных технологий в разрешении конфликтных ситуаций? Так же ответы были однозначно положительными. Из чего можно сделать вывод о том, что использование манипулятивных технологий действительно помогает при разрешении конфликтных ситуаций и достижения своих целей.

В результате проведенного опроса среди учащихся были получены следующие результаты. (См. таблицу 2.)

Таблица № 2.

              Вопросы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Понятие «Манипуляция»

Манипуляция учителей

Манипуляции сверстников

Замечаемость манипуляций учителей

Замечаемость манипуляций сверстников

Как ощущаются манипуляции на себе.

Вы – как манипулятор  сверстников

Вы  - как манипулятор учителей

Вы-  как манипулятор родителей.

Ваше отношение к манипуляциям

8 класс

77%

75%

57%

73%

71%

95%

Отриц.

59%

39%

72%

45%-0

28%-от.

27%-пол

11 класс

98%

98%

95%

99%

99%

99%

Отриц

69%

65%

77%

58%-0

25%-от.

17%-пол

1.Большая часть учащихся из каждой опрошенных групп понимают, что означает термин манипуляция. При этом учащиеся 11 классов как видно из результатов опроса более грамотны в этом отношении (77% и 98% соответственно).

2. Обе группы опрашиваемых в большинстве считают, что учителя используют манипулятивные технологии по отношению к ним. Это говорит об их осведомленности и наблюдательности, так как при ответе на вопрос «Используют ли учителя манипуляцию по отношению к вам?» большая часть опрашиваемых ответило утвердительно (75% и 98%). Но при этом ученики 11 класса по разности в процентах на 23% опережают учащихся 8 классов, в силу большей опытности и большим знакомством с манипуляционными приемами.

3. Большая часть (95%) учащихся 11 класса считают, что сверстники так же манипулируют ими. Но только 57% учащихся 8 классов считают, что являются жертвами манипуляций со стороны сверстников.

4 и 5. Большая часть учащихся замечает направленные против них манипуляции, но при этом разница между 8 и 11 классами составляет  25-28%. Учительские манипуляции учащимися замечаются чаще, чем манипуляции со стороны сверстников -2%.

6. При ответе на вопрос «каково ваше отношение, когда манипулируют вами?» практически все учащиеся 11 классов ответили отрицательно на этот вопрос. Учащиеся же 8 классов более спокойно относятся к тому, когда ими манипулируют. Разница в ответах составляет 4%. Вероятно в силу своей психологической незрелости.

9. Так же опрашиваемые обеих групп учащихся используют манипуляцию при общении с учителями, сверстниками и родителями, но в каждом случае по разному. При общении со сверстниками в каждой группе результат практически одинаковый (59% и 69%). Это объясняется тем, что разность в возрасте опрашиваемых не велика и, наоборот, при общении с учителями результат группы школьников 11 классов значительно превалирует над результатом школьников 8 классов- (26%). Видно, что учащиеся 8 класса почти не используют приемы манипуляции при общении с учителями. Это можно объяснить тем, что данная группа учащихся еще недостаточно знакома с приемами манипуляций против учителей. В отличие от них учащиеся 11 классов уже долго учатся в одном месте и к ним со стороны учителей идет отношение как к взрослым людям. Манипуляционное отношение к родителям в обеих группах почти одинаковое (72% и 77%). Разница на 6 % вероятно объясняется  большей опытностью и зрелостью старшеклассников и их большим знакомством с манипуляционными приемами.

Выводы. 

  1. Таким образом, в результате проведенного опроса можно сделать вывод, что в большинстве все группы опрашиваемых понимают, что такое манипулятивные технологии. Хотя они и имеют различный объем знаний по данной теме, но на поставленные вопросы отвечали адекватно и осознанно. Большая разность процентов при ответах на вопросы объясняется тем, что: между первой группой опрошенных (учителя) и  второй (учащиеся) имеется большая разница в возрасте и педагогическом опыте; во второй группе опрошенных (учащиеся 8, 11 классов) хотя и нет большой разницы в возрасте, но имеет место переориентация во взглядах и большей психологической зрелости..
  2. Учителя повсеместно используют манипулятивные приемы в педагогической деятельности. Но в свою очередь учащиеся, тоже много знают о манипуляции и используют ее в процессе обучения и в своей подростковой среде (особенно учащиеся старших классов).
  3.  Учителя считают в своем большинстве, что манипуляция в педагогической деятельности допустима и не наносит особого вреда. У учащихся отношение к манипуляции со стороны учителей и сверстников скорее нейтральное или отрицательное. Причем если учащиеся 8 классов еще как-то смиряются с этим, то старшеклассники скорее отвергают применение манипуляции по отношению к ним.
  4. Большая часть учащихся 11 класса считают, что сверстники так же манипулируют ими. Но только половина учащихся 8 классов считают, что являются жертвами манипулятивного поведения со стороны сверстников. Что вероятно означает психологическую незрелость учащихся и их неумение сопротивляться влиянию манипуляторов.
  5. В свою очередь все участники опроса сами выступают в роли манипуляторов. Причем степень активности и особенности манипуляционного поведения напрямую зависит от возраста людей, их психологической зрелости и социального статуса в среде. (Учителя выступают активными манипуляторами в подростковой среде- 100% опрошенных. Учащиеся 11 классов в равной степени проявляют манипуляторное поведение по отношению к сверстникам и учителям и чуть больше по отношению к родителям- 70% опрошенных. Учащиеся 8 классов активнее манипулируют сверстниками и родителями и в незначительной степени учителями- 70%). Полученные данные отражены в диаграмме 1.

Диаграмма 1.

  1. Целью следующего исследования было определение степени внушаемости подростков. Для реализации поставленной цели мною были использованы следующие методики: тест на определение степени внушаемости Елисеева О.П. и экспериментально-психологическое исследование с учетом различных сенсорных систем человека. А так же проведение ролевых игр с целью выявления степени внушаемости и умения противостоять человеку- манипулятору.

  1. Тест на определение степени внушаемости Елисеева О.П. (Конструктивная типология и психодиагностика личности. Псков, 1994. С. 72-75). (См. приложение 2).

Объект исследования: 2 группы учащихся разных возрастов:

  • учащиеся МБОУ «СОШ № 45» и МАОУ «СОШ №59 (8,11 классы) в количестве 174 человек: 120- 8 классы

       54- 11 классы

Была проведена математическая обработка результатов исследования и сделан сравнительный анализ результатов исследования.

Результаты исследования и их анализ.

В результате проведенного опроса среди учащихся были получены следующие результаты. (См. таблицу 3).

Степень внушаемости

8 классы

11 классы

Пониженная степень внушаемости

20%

26%

Средняя степень внушаемости

72%

57%

Повышенная внушаемость

8%

17%

Из полученных результатов мы видим, что наибольшее число опрошенных обладают средней степенью внушаемости.

Так же в целях изучения особенностей внушаемости в данной возрастной группе были проведены экспериментально-психологические исследования, в задачу которых входило: выяснение чувствительности к воздействию манипуляций с учетом различных сенсорных органов. Для оценки внушаемости использовались три уровня,  в каждом из которых была задействована определенная сенсорная система. (И.Ф.Манилов Некоторые аспекты внушаемости детей старшего школьного возраста).

1-я проба – внушение зрительных образов: испытуемому предлагалось отыскать изображение определенной, заданной геометрической фигуры на картинке без изображения.
2-я проба – внушение аудиальных образов: сидящему спиной к экспериментатору испытуемому предлагалось услышать слабый сигнал «несуществующего» будильника, а затем определить, с какой стороны звук слышен отчетливей.
3-я проба – внушение несуществующих запахов: испытуемый получал две баночки с нейтральным содержимым без запаха. В соответствии с заданием необходимо было определить, в какой из баночек хранились духи, а в какой – лекарство.
4-я проба – внушение ощущения тепла в эпигастральной области: испытуемому предлагалось определить, в какой части живота возникает тепло после того, как экспериментатор прикасался к «биологически активной точке» на плече.

Каждая из проб при положительном результате оценивалась в 2 балла. При сомнениях испытуемого или превышении временного лимита ответ оценивался в 1 балл. В случае отсутствия внушаемых образов ответ оценивался в 0 баллов. Максимальное количество баллов, которые мог набрать испытуемый по сумме всех проб, равнялось 8.

В ходе эксперименте тестовая внушаемость оценивалась у школьников 8 класса, всего 10 мальчиков и 15 девочек. В итоге средний показатель внушаемости для данной возрастной группы составил 3,5 балла из 8 возможных.

При этом показатель внушаемости с учетом различных сенсорных систем показал следующие данные: Таблица 4.

 

Результат (%)

Визуальная система

18,1%

Аудиальная система

16,5%

Обонятельная система

28%

Осязательная система

37,4%


Вывод.

  1. Таким образом, можно сделать вывод о преобладании средней степени внушаемости большей части подростков, что подтверждает и дополняет данные полученные в тесте на определение степени внушаемости Елисеева О.П.. Повышенной внушаемостью обладает очень незначительная часть учащихся. Но в 11 классе степень внушаемости меняется и повышается уровень пониженной внушаемости на 6,5%, что вероятно объясняется большей степенью психологической зрелости учащихся 11 классов (см. Диаграмму 2)

Диаграмма 2. Определение степени внушаемости.

  1. Так же полученный результат с учетом сенсорных систем показывает, что в наибольшей степени эффект внушения достигается в системе осязания, в меньшей степени – обоняния, еще меньшей степени – слуховой и зрительной системах. И.Ф. Маниловым полученный результат объясняется  степенью фило- и онтогенетического формирования в процессе эволюции. Эффект внушения достигается тем легче, чем более древняя сенсорная система задействована в его реализации. По всей видимости, информация, поступающая по сенсорным каналам, сформированным на более ранних стадиях развития человека, в меньшей степени подвержена активному контролю сознания, в связи, с чем возрастает непроизвольная податливость влиянию.

  1. Проведение ролевой игры с целью выявления особенностей манипуляций среди подростков.

Одной из причин девиантного поведения является повышенная внушаемость подростков. Я считаю что подростки различаются степенью внушаемости и как следствие стрессоустойчивости: дети, обладающие способностью определять и сопротивляться внешним манипуляциям значительно более  устойчивы к нарушениям поведения и социально- психологической адаптированы в обществе, чем дети, не умеющие этого делать.

Участники игры учащиеся 8 класса.

Цель ролевой игры: определение развитости социальных ролей и развитие навыков социальной ориентации в социальных отношениях.

Задачи:

  1. развитие способности анализа ситуаций межличностного взаимодействия, их причин и следствий;
  2.  дистанционный анализ общения; способность к организации ситуации и извлечения из нее опыта.

Определяемые проблемы: способность прогнозировать, способность манипулировать и управлять, способность противодействовать,  жизнь в социуме.

Основные понятия: Общение. Уверенность - неуверенность. Замкнутость, застенчивость. Манипуляция. Лидерство. Самоконтроль.

Роли: "жертва", «манипулятор».

Содержание. Создается группа по 5-6 человек. В каждой группе 2 участника по собственной инициативе начинают с короткого описания стрессовой ситуации, которую они определили для себя. Далее каждая ситуация разыгрывается, и главные участники этой ситуации пробует различные модели поведения для ее разрешения. Человек в роли «манипулятора» предлагает. «Жертва» должна уметь отказатся от предлагаемого. После того, как все ситуации проиграны, участники в этих малых группах дают обратную связь каждому из протагонистов.

Анализ проведенных ролевых игр показал:

  • нормальную степень внушаемости большей части подростков, они смогли отказаться от навязываемого им;
  • выявил неумение распознавать приемы человека –манипулятора и активно противостоять им.

Вывод. Все люди в определенной мере являются внушаемыми. С одной стороны внушаемость нужна человеку для того что бы он мог воспринимать информацию и следовать ею, она обусловлена эволюционно. На этом построена система воспитания и обучения в обществе. Родители и учителя используют внушение, когда нужно, что либо необходимое объяснить ребенку. Но внушаемость не является преимуществом, так как внушаемым человеком может воспользоваться человек манипулятор. Подростки с высокой внушаемостью чаще становятся жертвами мошенников, так же для них характерна частая смена мнения, что в итоге приводит к социально-психологическим конфликтам.

  1. Определение степени развитости умения манипулировать окружающими людьми. Для определения этого был использован тест «Манипулятор» (А. С. Прутченков. Наедине с собой. — М., 1996). А. С. Прутченков предлагает использовать данный тест для определения степени «макиавеллизма» как одного из качеств человека. Николо Макиавелли - знаменитый политик, живший в XVI веке, выдвинул лозунг «Цель оправдывает средства».

Объект исследования: 2 группы учащихся разных возрастов: учащиеся в количестве 174 человек: 120 человек - 8 классы и 54 человек- 11 классы.

Результаты исследования и их анализ.

В результате проведенного тестирования среди учащихся были получены следующие результаты. (См. таблицу 3).

Таблица 3.

Степень внушаемости

8 классы

11 классы

Повышенная степень «макиавеллизма»:                          всего

70% и более

60-70%

50-60%

68,5%

12%

22%

35%

90%

28%

42%

21%

Средняя степень «макиавеллизма»:

 25-50%

26%

9%

Пониженная степень «макиавеллизма»

0-25%

3%

-

Анализ результатов позволяет сделать следующие выводы:

  1. Большая часть учащихся 8 классов (68,5%) и подавляющее большинство 11 классов (90%) показывают  повышенную степень «макиавеллизма». При этом большинство учащихся 8 классов данной группы находятся на грани между средней и повышенной степенью в пределах рамок 50-60%. Данные же 11 классов показывают рост степени «макиавеллизма». Их большинство находятся в рамках 60-70%. Вероятнее всего полученные данные можно объяснить тем, что в 10-11 учатся учащиеся, имеющие четко поставленные определенные цели, оценивающие современную ситуацию в обществе, и ради достижения своей цели способные действовать решительно, хладнокровно и спокойно. Подростки 8 классов еще не «доросли» до этого и не имеют четких целей на будущее. Тем не менее, способны добиваться желаемого результата, используя свои деловые качества.
  2. Пониженная степень «макиавеллизма» имеется всего у 3% учащихся 8 классов и совсем не определилась у учащихся 11 классов. Что еще раз показывает их достаточную психологическую зрелость, расчетливость и (См. Диаграмму 3.) умение добиваться поставленных перед собой целей, так же используя в достижении своих интересов окружающих людей.

Диаграмма 3.

Заключение.

Практическое исследование показало, что большинство опрашиваемых знают, что такое манипулятивные приемы и повсеместно используют их в своей деятельности.

Степень использования манипуляций, как показало исследование зависит от возраста. Более старшие учащиеся зачастую имеют четко поставленные цели, оценивают современную ситуацию в обществе, и ради достижения своей цели способны действовать решительно, хладнокровно и спокойно.

Степень успешности манипуляции в значительной мере зависит от того, насколько широк арсенал используемых манипулятором средств психологического воздействия, то есть манипулятивных технологий, и насколько манипулятор гибок в их использовании.

В педагогическом процессе тоже используется манипуляция. Учителя повсеместно используют манипулятивные технологии в педагогической деятельности. Учителя считают в своем большинстве, что манипуляция в педагогической деятельности допустима. У учащихся средней школы отношение к манипуляции со стороны учителей отрицательное. Причем если учащиеся 8 классов еще как-то смиряются с этим, то учащиеся 11 классов отвергают применение манипуляции по отношению к ним. С учетом этого педагогическая деятельность должна формироваться на гуманистической основе и учитель в ней должен руководствоваться интересами ученика.

Таким образом, моя гипотеза о том, что многие подростки обладают повышенной степенью внушаемости и не до конца осознают значимость данного явления в подростковой среде и не могут активно противостоять манипуляциям со стороны других людей. подтвердилась лишь частично:

Действительно манипуляции широко используются в подростковой среде, но повышенной степенью внушаемости обладает очень незначительная часть подростков. Большая часть имеет нормальную степень внушаемости.  Но, тем не менее, многие из них действительно не до конца осознают значимость данного явления в обществе и не могут активно противостоять манипуляциям со стороны других людей. Так же многие сами являются активными манипуляторами, а степень макиавеллизма увеличивается с возрастом.

На основании этого было принято решение продолжать работу над данной темой: рассмотреть, как распознать и защититься от манипуляции, и как самому не стать манипулятором.

Библиографический список:

  1. Знаков В. В. статья «Макивеаллизм, манипулятивное поведение и взаимоотношение», журнал «Вопросы психологии» 2002 г. № 6
  2. Карнеги Д «Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей», М.: 2000 г
  3. Шейнов В. П «Скрытое управление человеком», М.: АСТ-пресс, 2002 г.
  4. Шостром Э. «Анти – Карнеги», г. Минск, 1999г.

Интернет-ресурсы

  1. сайт www.eduworld.ru
  2. сайт www.psycho.tpi.ac.ru
  3. сайт www.5ballov.ru

Приложения

Приложение 1.

Анкета для учителей средней школы.

  1. Знаете ли вы, что означает термин «манипуляция» в психологическом плане?
  2. Знаете ли вы какие-нибудь манипулятивные приемы?
  3. Используете ли вы на уроках приемы манипулятивного воздействия на учеников?
  4. Осознано ли вы это делаете?
  5. Стараетесь ли вы воспользоваться скрытыми приемами манипуляции?
  6. По вашему мнению, может ли нанести вред психологическому здоровью учащихся использование манипулятивных технологий?
  7. По вашему мнению, можно ли при помощи манипулятивных технологий повлиять на поведение учащихся на уроках?
  8. Помогает ли использование манипулятивных технологий в разрешении конфликтных ситуаций?

Анкета для учащихся.

  1. Знаете ли вы, что означает термин «манипуляция» в психологическом плане?
  2. Используют ли учителя манипуляцию по отношению к вам?
  3. Используют ли сверстники манипуляцию по отношению к вам?
  4. Замечаете ли вы, когда вами манипулируют учителя?
  5. Замечаете ли вы, когда вами манипулируют сверстники?
  6. Приятно ли вам ощущать манипулятивное воздействие на себе?
  7. Используете ли вы манипуляцию при общении со сверстниками?
  8. Используете ли вы манипуляцию при общении с учителями?
  9. Используете ли вы манипуляцию при общении с родителями?
  10. Ваше отношение к манипуляции?

Приложение 2.

Тест. Оценка суггестивности (внушаемости) по О.П. Елисееву. 

(Елисеев О.П..Конструктивная типология и психодиагностика личности. Псков, 1994. С. 72-75).

Назначение теста: диагностика уровня суггестивности испытуемого.

Инструкция к тесту

«Проставьте, пожалуйста, по вертикали друг под другом пять цифр - 1, 2, 3, 4 и 5 - ими обозначаются номера заданий, которые следует выполнить очень быстро, так, что не будет специального времени проставить эти номера, не будет достаточного времени и для обдумывания ответов, - важно только успеть хотя бы обозначить против номеров заданий то первое, что придет в голову, когда эти задания прочитываются.

Повторения заданий не будет; если вы не успеваете понять их смысл или не успеваете ответить на очередное задание, о нем не следует переспрашивать, а необходимо постараться выполнить следующее.

Сигналом, обозначающим конец задания и предлагающим его срочно выполнить, является слово "НАЧАЛИ!". Следом за этим словом немедленно диктуется следующее задание.

Сосредоточьтесь на восприятии голоса психолога, представив его речь записанной на магнитофон. Итак, внимание!»

Тестовый материал

  1. Напишите фамилию любого писателя, например, «Гоголь»; вообще любого писателя …НАЧАЛИ!
  2. Напишите любую короткую фразу, например, «лето наступило»; вообще любую фразу …НАЧАЛИ!
  3. Напишите название любого предмета, например, «стол»; вообще любого предмета …НАЧАЛИ!
  4. Изобразите любой предмет, например, треугольник; вообще любой предмет …НАЧАЛИ!
  5. Напишите любое число, например, 9; вообще любое число …НАЧАЛИ!

Обработка и интерпретация результатов теста

  1. Если при выполнении задания воспроизводится именно тот пример, который в нем предлагается, ставится 4 балла.
  2. Если ответ достаточно близок по смыслу к содержанию примера - ставится 3 балла.
  3. Скорее далекий, чем близкий по смыслу ответ оценивается в 2 балла;
  4. Совершенно не связанный с содержанием приводимого в задании примера ответ соответствует 1 баллу.

Далее подсчитывается общая сумма полученных баллов и результат умножается на три.

Полученные оценки внушаемости связаны с характером активности человека. При этом могут быть выделены следующие диапазоны:

  • 15 - 30 баллов - пониженная внушаемость;
  • 31 - 45 баллов - средняя внушаемость;
  • 46 и более баллов - повышенная внушаемость.

Максимальное количество - 60 баллов, минимальное - 15 баллов.

Приложение 3.

Тест «Манипулятор»

(А. С. Прутченков. Наедине с собой. — М., 1996)

В зависимости от степени вашего согласия с каждым из десяти приведенных утверждений выберите один из пяти вариантов ответа и поставьте крестик в бланке ответов в соответствующем столбце. При отсутствии бланков рядом с номером утверждения поставьте одну из букв, обозначающих степень вашего согласия:

а—не согласен полностью;

б—не согласен частично;

в — отношусь нейтрально;

г  согласен частично;

д — согласен полностью.

Утверждения:

1. Большинство людей в основном добрые и хорошие.

2. Человеку необходимо предпринимать какие-то действия только в случае его полной уверенности в моральном праве на эти действия.

3. Не может быть никаких аргументов в оправдание того, чтобы говорить кому-то неправду.

4. Когда вы просите кого-нибудь сделать что-то для вас, не лучше ли сказать ему о реальных причинах вашей потребности, нежели выдумывать более весомые?

5. Самый лучший способ управлять людьми — это говорить им то, что они желают слышать.

6. Каждый человек, который доверяет кому-то, кроме себя, навлекает на себя опасность (проблемы, неприятности).

7. Продвигаться вперед трудно без «срезания углов».

8. Нужно считать, что все люди имеют склонность к пороку, который все равно когда-нибудь проявится.

9. Многие люди с большей легкостью забывают о смерти родителей, чем о потере своей собственности.

10. Вообще говоря, люди не будут упорно работать, если их не заставить!

БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ

Вариант ответа

Номер утверждения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

а

б

в

г

д

Общая сумма баллов:        __________________

Обработка результатов

Сравните выбранные вами варианты ответов с ключом и суммируйте полученные баллы. Полученную сумму разделите на 50 и результат умножьте на 100 процентов.

КЛЮЧ

Номер утверждения

Варианты ответов — баллы

а

б

в

г

д

1.

5

4

3

2

1

2.

5

4

3

2

1

3.

5

4

3

2

1

4.

5

4

3

2

1

5.

1

2

3

4

5

6.

1

2

3

4

5

7.

1

2

3

4

5

8.

1

2

3

4

5

9.

1

2

3

4

5

10.

1

2

3

4

5

Интерпретация результатов

От 50% до 100%. Чем ближе полученный результат к 100%, тем выше степень «макиавеллизма». Люди с высокой степенью «макиавеллизма» оценивают ситуацию и действуют хладнокровно, рационально, решительно, спокойно и уверенно манипулируя людьми.

У вас все получается так, как вы задумываете. Иногда это напоминает работу хорошо отлаженной машины. Но при этом своей расчетливостью и решительностью вы часто отталкиваете людей, забываете о них. Постарайтесь регулярно играть роль, например, «Красной Шапочки», которая незабывала о своей больной бабушке.

Вспоминайте, что рядом с вами живые люди, а не схемы и средства для достижения цели. Дарите часть своей души, своего драгоценного времени своим близким и друзьям, а если сможете, то и просто знакомым.

От 25% до 50%. Нормальная степень «макиавеллизма». Такие люди умеют получать необходимый результат, используя свои деловые качества, и душевно общаться с окружающими. Однако есть опасность «заболеть макиавеллизмом» в более тяжелой степени.

От 0 до 25%. Чем ближе полученный результат к 0, тем ниже у вас степень «макиавеллизма». Люди с низкой степенью «макиавеллизма» — это «хорошие парни», которым доброта не дает манипулировать другими. Вам нужно научиться выдерживать деловой стиль в отношениях с людьми, особенно в тех случаях, когда от этого зависит ваше благополучие или интересы ванн и семьи, друзей. Будьте требовательны, не обращайте внимания на то, что в очередной раз пытаются «растрогать» вашу душу, взывают к вашей доброте и отзывчивости. Скажите себе: «Дело есть дела, а личные отношения оставим на потом».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ

Девиантное поведение можно в общем смысле обозначить как некое отклонение от принятых в том или ином обществе социальных норм, правил...

"Агрессия в подростковой среде"

Материал для проведения родительского собрания совместно с учащимися, с привлечением членов администрации и социального педагога....

«Влияние отечественной и зарубежной киноиндустрии на развитие наркомании в подростковой среде современного общества»

Научно-исследовательская работа по вопросам профилактики наркомании и наркопреступности. В работе рассматривается     - Рекомендации и система мер по предупреждению и профил...

Профилактика суицида в подростковой среде

  Среди проблем, связанных с сохранением здоровья нации, пристальное внимание правительства и общественности в последние годы привлекает вопрос о суициде в среде молодёжи. За послед...

Работа психологической службы по проблеме суицидальных явлений в детско-подростковой среде

Работа психологической службы по проблеме суицидальных явлений в детско-подростковой среде...

Родительское собрание для 6-11 классов: "Суицид в подростковой среде. Меры профилактики и предупреждения подросткового суицида"

Расширить знания родителей о причинах, признаках и характере подросткового суицида;2.Предоставить возможность задуматься и оценить взаимоотношения со своим ребенком;3.Воспитывать уважение к личн...

«Пивной алкоголизм среди подростков. Технология работы социального педагога по профилактике алкоголизма в подростковой среде».

Профилактика алкоголизма среди подростков подразумевает формирование трезвеннических установок. ...