Конспект урока биологии в 6 классе "Вода - растворитель"
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Тема урока: "Вода - растворитель"

Тип урока: лабораторная работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voda-rastvoritel.docx168.04 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по биологии в 6 классе

Тема урока:  «Вода – растворитель»

Тип урока: лабораторная работа

Цель: сформировать у учащихся знания о важном свойстве воды как растворителя.

Задачи:

Образовательные:

-Познакомить учащихся с понятием растворимые в воде вещества.

- Обеспечить на практике усвоение этих понятий.

Коррекционно-развивающие:

-Учить ставить простейшие опыты;

- Развивать логическое мышление при формулировке выводов к опытам;

- Развивать речь через объяснение проводимой работы.

Воспитательные:

-Воспитывать усидчивость, умение начатое дело доводить до конца;

-Воспитывать умение соблюдать установленные правила.

Оборудование:

Стаканчики, ложки, воронки, фильтры, вещества (соль, сахарный песок, сахар кусковой) – на каждого учащегося; компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку.

Этап урока

Содержание

Примечания

  1. Организационный

момент

Цель – подготовка учащихся к работе на уроке, 

  • настрой учащихся на работу, организация внимания;
  • проверка готовности к уроку (рабочие место, внешний вид);
  • сообщение темы и цели урока.

Слайд

  1. Повторение пройденного материала

Цель – выявить уровень знаний учащихся, повторить пройденный материал, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях.

Вода – это самое распространенное вещество на Земле. Она есть всюду, только в разных количествах и состояниях.

  • В каких состояниях встречается вода в природе? (В твердом, жидком и газообразном состоянии)

Вода в нашей жизни имеет очень большое значение. Без нее человек не может прожить и нескольких дней. Вода моет всех людей, города, машины, дороги. Вода «добывает» электрический ток, работая на электростанциях.  А ещё вода - это самая большая и удобная дорога.  По ней днём и ночью плывут суда, везут разные грузы, пассажиров.  

Вот она какая, вода!

- Но все это стало доступно человеку только после того, как он хорошо изучил свойства воды.

- Мы на уроках биологии тоже изучаем воду и ее свойства. Давайте вспомним се, что мы уже знаем и вместе разгадаем кроссворд. А если мы верно его разгадаем, то у нас получится новое слово.

1) Вода в газообразном состоянии. (пар)

2) Огромная ледяная глыба, плавающая в океане (айсберг)

3) Процесс превращения воды в пар (испарение)

4) Специальный прибор для измерения температуры тел (термометр)

5) Самое распространенное вещество на Земле (вода)

6) Какая по вкусу вода в море? (соленая)

7) Как называют оду, которая не имеет вкуса (пресная)

8) Что происходит с водой при охлаждении (сжимается)

9) Вода течет, льется, переливается, разливается… О каком свойстве воды идет речь (текучесть)

10) Я как песчинка мал,

А землю покрываю;

Я из воды,

А с воздуха летаю;

Как пух лежу я на полях

И как алмаз блещу

При солнечных лучах.        (снег)

11) Вода в твердом состоянии (лед)

12) Капли воды, падающие с неба (дождь)

- Какое слово у нас получилось? (растворитель)

- Как вы понимаете это слово? (ответы детей)

Слайд

Слайд

Слайд

  1. Подготовка учащихся к усвоению нового материала

Цель – организовать познавательную деятельность учащихся. Сообщить тему, цели и задачи изучения нового материала, привлечь внимание и вызвать интерес к изучению новой темы.

Сегодня на уроке мы расширим свои знания о воде, познакомимся еще с одним  ее свойством как растворителя веществ.

Сегодня наш класс  - это научная лаборатория.

-Ребята, а что такое лаборатория?

(Лаборатория – это помещение для проведения научных опытов)

В лаборатории ведется настоящая научная работа и для этого используется специальное лабораторное оборудование. У нас оно тоже есть. У каждого на столах стоят лабораторные комплексы. Мы будем проводить опыты с водой, наблюдать, записывать свои наблюдения, учиться делать выводы, т.е. мы будем выполнять лабораторную работу.

Правила при проведении опытов:

Во время проведения лабораторной работы необходимо бережно относиться ко всему оборудованию. Будьте очень внимательны, четко следуйте моим инструкциям. Если что-то не понятно – спрашивайте.

Итак, вы готовы к выполнению вашей первой самостоятельной лабораторной работы?

Наша главная цель – опытным путем доказать, что  вода является растворителем.

У вас на столах лежат листы для записей наблюдений.

Положите перед собой листы, запишите число, тему (Вода – растворитель)

Слайд

Слайд

Слайд

Слайд

  1. Изучение нового материала

Опыт № 1.

Возьмите стакан №1 с кипяченой водой. Попробуйте на вкус воду.

Какая она?  (без вкуса).

Есть ли цвет у воды?  (она бесцветная)

Опустите чайную ложку в стакан с водой. Что еще вы можете сказать о воде в этом стакане (вода прозрачная).

Насыпьте в стакан № 1 одну чайную ложку сахарного песка и размешайте его.

  • Что происходит с крупинками песка? (они становятся меньше и затем совсем исчезают)
  • Изменился ли цвет воды?
  • Опустите ложку в стакан. Потеряла ли вода прозрачность?
  • Попробуйте воду на вкус.
  • Давайте запишем свои наблюдения

- Можно ли сказать,  что сахарный песок исчез?

Какой вывод можно сделать?  Значит, сахарный песок не исчез, он растворился в воде. Мы его обнаружили на вкус – вода стала сладкой.

Опыт № 2.

Теперь тоже самое вы проделайте самостоятельно со вторым стаканчиком. Только вместо сахарного песка нужно взять соль. Не забывайте записывать свои наблюдения в таблицу. Выводы в последний столбик таблицы мы сделаем и запишем вместе. Если вы забыли порядок действий, подсказка будет на экране.

Порядок действий:

1.Возьмите стаканчик №2. Обратите внимание на цвет воды, прозрачность, попробуйте воду на вкус.

2.Насыпьте в стакан №2 чайную ложку мелкой соли.

3. Размешайте чайной ложкой соль.

4. Посмотрите, изменился ли цвет воды, прозрачность, вкус. Что стало с кристалликами  соли?

5. Сделайте записи своих наблюдений в таблице.

        

Проверка результатов.

- Можно ли сказать,  что соль исчезла?

Какой вывод можно сделать?

Вывод: Соль не исчезла, она растворилась в воде. Мы ее обнаружили на вкус – вода стала соленой.

Физминутка

А теперь, ребята, встать

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз и так стоять.

Наклонитесь вправо, влево.

И беритесь вновь за дело.

Опыт №3

Давайте теперь попробуем отделить сахар от воды.

Существует  специальное устройство, которое называется фильтр, с его помощью можно очищать воду.

Мы сделаем свой фильтр.

-Возьмем квадратную салфетку и сложим ее пополам и затем еще раз пополам.

-Раскроем его с одной стороны так, чтобы получился кулек. Вставим его в воронку.

Соберем штатив для выполнения опыта.

Подставим под штатив пустой стаканчик. В отверстие вставим воронку с фильтром.

Пропустим через этот фильтр воду из стакана №1.

  • Посмотрите, остался ли сахарный песок на стенках фильтра?
  • Попробуйте на вкус воду, пропущенную через фильтр. Какая она? (сладкая)

Какой можно сделать вывод?

Вывод:

Растворенный сахар  не задерживается на стенках фильтра.

Опыт № 4.

Следующий опыт со стаканчиком №2 вы проведете самостоятельно.

Не забывайте записывать свои наблюдения в таблицу. Выводы в последний столбик таблицы мы сделаем и запишем вместе. Если вы забыли порядок действий, подсказка будет на экране.

1. Сделайте фильтр. Вставьте его в воронку.

 2. Пропустите воду с солью через фильтр.

3. Осталась ли соль на стенках фильтра? Изменился ли вкус воды?

4. Сделайте записи своих наблюдений в таблице.

Проверка результатов наблюдений.

Вывод:

 Растворенная соль не задерживается на стенках фильтра.

Подведем итог:

Соль и сахар в воде стали невидимыми, но не исчезли. Мы убедились в этом, попробовав воду на вкус. Соль и сахар растворились в воде. Когда мы пропускали воду через фильтр, соль и сахар не задерживались на стенках фильтра.

(Учебник страница 42 )  

Вещества, которые растворяются в воде и не задерживаются на фильтре, называются растворимыми в воде веществами.

Растворимыми в воде веществами являются не  только сахарный песок и соль. В воде растворяются сода, лимонная кислота, стиральный порошок и другие вещества. При растворении этих веществ в воде, вода остается прозрачной.

В чем растворились вещества? (в воде)

А вода по отношению к растворимым в ней веществам называется растворителем.

Проведя опыты, мы убедились, что вода может растворять соль, сахар. Скажите, мы все существующие вещества в мире проверили на растворимость?

Значит, мы можем предположить, что вода может растворять некоторые твердые вещества.

Физминутка

(Убрать рабочее место, вылить воду)

Растворение веществ в воде может происходить медленно при одних условиях и быстро при других. Давайте проведем следующие опыты, чтобы выяснить, при каких условиях вещества в воде растворяются быстрее, а при каких – медленнее.

Опыт №5 (демонстрация опытов с участием детей)

Возьмем 2 стакана. В один нальем  холодную воду. В другой  стакан нальем горячую воду. Опустите в каждый стакан по кусочку сахара.

  • Если мы опустим в оба стакана по одинаковому кусочку сахара, как вы думаете, в какой воде –холодной или горячей– сахар растворится быстрее? Давайте проверим.

Опустите в каждый стакан по кусочку сахара. Размешайте.

Вывод:  Растворение веществ в горячей воде происходит быстрее, чем в холодной. (запись вывода)

Опыт №6

В два стакана нальем воду одинаковой температуры.

В один стакан положим чайную ложку сахарного песка, а в другой стакан  положим кусочек сахара.

  • Как вы думаете, что быстрее растворится сахарный песок или кусок сахара? Давайте проверим.

Вывод: Вещества в воде растворяются быстрее, если они измельчены.

(запись вывода)

Опыт №7

В два стакана нальем воду одинаковой температуры.

В оба стакана положим по одной чайной ложке соли. Один стакан  отставим, а воду с солью в стакане в другом стакане размешаем.  В каком стакане соль быстрее растворилась?

Вывод: в воде  лучше растворяются вещества, если их помешать.

Слайд

Слайд

Слайд

Слайд

На магнитную доску вывешиваются таблички (растворимые вещества, растворитель, раствор)

V.  Закрепление изученного материала.

Цель – выявить, как  учащиеся усвоили новый материал, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях.

Вопросы:

- Что происходит с крупинками соли и сахарного песка в воде?

- Как называются вещества, которые в воде становятся невидимыми и проходят через фильтр при ее фильтровании?

- При каких условиях растворение твердых веществ в воде происходит быстрее?

Дополнительное задание:

Работа с карточками.

VI. Подведение итогов.

Домашнее задание

Поведение итогов урока.

Домашнее задание:

стр. 40-43, вопросы.

Вода  - хороший растворитель  многих твердых вещества. Также в воде хорошо растворяются и некоторые жидкости (например, уксусная кислота), и газы (например,  кислород, необходимый для дыхания рыб и других организмов, которые живут в водоемах).

А все ли вещества может растворять вода, нам предстоит выяснить на следующих уроках.


        

№1

 СОЛЬ

ГОРЯЧАЯ ВОДА

№2

САХАРНЫЙ ПЕСОК

ХОЛОДНАЯ ВОДА

№1

СОЛЬ

ГОРЯЧАЯ ВОДА

№2

САХАРНЫЙ ПЕСОК

ХОЛОДНАЯ ВОДА

№1

СОЛЬ

САХАРНЫЙ ПЕСОК

№2

САХАРНЫЙ ПЕСОК

САХАР

№1

СОЛЬ

САХАРНЫЙ ПЕСОК

№2

САХАРНЫЙ ПЕСОК

САХАР

№1

СОЛЬ

№2

САХАРНЫЙ ПЕСОК

№1

СОЛЬ

№2

САХАРНЫЙ ПЕСОК

№1

СОЛЬ

№2

САХАРНЫЙ ПЕСОК

№1

СОЛЬ

№2

САХАРНЫЙ ПЕСОК


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока биологии в 10 классе (УМК Н.И. Сонин) Тема урока: Строение клетки. Особенности строения органоидов.

Конспект урока поможет организовать изучение и обеспечить понимание взаимосвязи функций органоидов со строением....

Конспект урока биологии "Следствие ведут знатоки биологии" (обобщающий урок по теме "Витамины")

«СЛЕДСТВИЕ ВЕДУТ ЗНАТОКИ БИОЛОГИИ»По теме «Витамины»   Раздел «Обмен веществ», 8 класс на основе программы Пономарёвой И.Н.          Цели:  ...

Конспект урока биологии "Следствие ведут знатоки биологии" (обобщающий урок по теме "Витамины")

«СЛЕДСТВИЕ ВЕДУТ ЗНАТОКИ БИОЛОГИИ»По теме «Витамины»   Раздел «Обмен веществ», 8 класс на основе программы Пономарёвой И.Н.          Цели:  ...

План-конспект урока биологии в 6 классе Тема урока: Движение.

План-конспектурока биологии в 6 классеТема урока: Движение....

конспект урока биологии в 5 классе "ЗНАЧЕНИЕ ЖИВОТНЫХ В ПРИРОДЕ И ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА" и самоанализ урока

      На данном уроке учащиеся научатся различать изученные объекты в природе на рисунках ; устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания; объяснять роль...

Конспект урока биологии 11 класс Тема урока: Становление эволюционных представлений

Конспект урока  биологии 11 классТема урока: Становление эволюционных представлений...

Конспект урока Биология, 6 класс Тема урока «Водоросли, их разнообразие и значение в природе»

План - конспект урока по биологии по теме "Водоросли, их разнообразие и значение в природе"...