Болезни органов дыхания
план-конспект урока по биологии (9 класс) на тему

Шиляева Вера Анатольевна

Цель: научить ребят находит способы борьбы с инфекционными заболеваниями

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bolezni_organov_dyhaniya_.doc101.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта  открытого интегрированного урока по биологии и СБО «Болезни органов дыхания и их предупреждение»

Авторы,  разработчики:

Шиляева В.А., Митрошина О.Г.

Предмет

Биология, СБО

Класс

9 класс коррекционной школы VIII вида

Тип урока

Урок обобщения нового знания

Технология урока

Технология развития критического мышления

Тема

Болезни органов дыхания и их предупреждение

Цель

Достижение обучающимися предметных и метапредметных результатов.

Предметные результаты: знания о строении органов дыхания и основных процессах, происходящих в них; вопросы, связанные с болезнями органов дыхания; знания об инфекционных болезнях и способах защиты, формирование у детей установки на здоровый образ жизни, ответственного и бережного отношения к своему здоровью; привитие  практических  навыков ЗОЖ

Метапредметные результаты:

Личностные УУД: учить осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию, устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом, оценивать собственный вклад в работу группы, умению оперировать понятиями и терминами, развиваю связную речь учащихся.

Регулятивные УУД: учить определять цели и задачи урока, устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Познавательные УУД: учить читать и составлять схемы и таблицы, анализировать, выделять главную мысль, обобщать и делать выводы.

Коммуникативные УУД: создавать ситуацию для обсуждения, учить участвовать в коллективном обсуждении проблемы, слушать товарища и обосновывать свое мнение.

Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I.Вводный этап.

 Метапредметные результаты:

Коммуникативные

           УУД:

-учить определять цель урока

-учить вносить вклад в совместные действия

     

 Личностные УУД:

-осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию

Чтобы сохранить здоровье, в первую очередь

нужно изучить свой организм, понять, как он работает.

Дыхание – это жизнь.

        Здравствуйте, дети! Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне. Вот и прекрасно! Обратите внимание на это предложение:   Чтобы сохранить здоровье, в первую очередь нужно изучить свой организм, понять, как он работает.  Оно раскрывает значение всего курса биологии человека. У вас имеются знания о строении и характерных процессах, протекающих в опорно-двигательной, кровеносной системах.  Вы уже сделали свои первые шаги  к сохранению своего здоровья. 

Игра  «Кто самый внимательный?»

Карточки с недостающими словами.

Правила здорового образа жизни.

Чтобы быть здоровым, необходимо.......

1.Гулять на……..        воздухе.

2.Заниматься…………..        

3.Всегда быть в        ………………

4………….        питаться.

5.Спать        не меньше……….         часов.

6.Соблюдать……….        дня.

7.Избегать  ………привычек.                

Слова-подсказки:

настроении, режим, 8, спортом, 12, свежем,

добрых, правильно, вредных, боксом.

На прошлых  же занятиях вы рассмотрели вопросы, касающихся дыхательной системы.

Заканчивая тему «Дыхание», мы сегодня поговорим о заболеваниях органов дыхания и о том, как обезопасить себя от них. Но прежде, чем приступить к рассмотрению темы нашего сегодняшнего урока, вспомним о строении дыхательной системы.

Используя таблицу « Органы дыхания» ответить на вопрос

Какие органы входят в состав дыхательной системы ? (показать эти органы на таблице).

Назовите их значение.

   Молодцы, ребята. А на сегодняшнем уроке мы с вами поговорим о гигиене данных органов. Тема нашего урока «Болезни органов дыхания и их предупреждение»

1.Настраиваются на учебную деятельность.

                 

Учащиеся заканчивают предложения, подбирая соответствующее слово.

Полость носа, гортань, трахея, бронхи, легкие. Полость носа – обоняние, согревание (или охлаждение) и увлажнение вдыхаемого воздуха, задержание и удаление пыли, уничтожение бактерий.

Гортань – образование звуков и речи.

Трахея и бронхи – обеспечение свободного прохождения воздуха.

Легкие – газообмен.

II.Основной этап.

Обьяснение новой темы

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

-учить описывать желаемый результат

Познавательные УУД:

 - учить составлять и читать текст

- учить объяснение значения

- учить выделять признаки

Коммуникативные УУД:

- создавать ситуацию для обсуждения

- учить работать в группе

- учить слушать товарища и обосновывать свое мнение

- учить выражать свои мысли и идеи

Предметные результаты:

- знать болезни органов дыхательной системы;

-пути заражения;

  • Воздух, которым мы дышим.

Ежедневно через наши лёгкие проходит около 12 м3 воздуха. Каким воздухом мы дышим?

Загрязняющие воздух примеси могут быть твёрдыми (дым, сажа, пыль) или газообразными (сероводород, оксиды азота, угарный газ, пары кислот). В воздухе также содержатся и частички органических веществ (органическая пыль, бактерии, споры грибов, вирусы и пр.).

Вредные вещества, содержащиеся в воздухе, разносятся ветром на многие километры. Однако при неблагоприятных погодных условиях, например, при полном отсутствии ветра, они могут создавать туман или смог над участком территории, к примеру, над городом.

 Болезни органов дыхания.

Дыхательные пути – своеобразные ворота для вредных и болезнетворных факторов, содержащихся в воздухе.

Если человек здоров, он дышит носом.

Вопросы к учащимся: 

  1. Что происходит с воздухом, когда он попадает в носовые полости?

- Почему, за счёт чего воздух в полости носа согревается и увлажняется? 

Эксперимент .Зажмите нос. Предположим ,что он у вас заложен. Чем дышите? Ртом. Воздух быстрее попадает  в лёгкие через ротовую полость?

Инфекционные болезни дыхательной системы передаются воздушно-капельным путём. Воздушно-капельные инфекции распространяются с микроскопическими капельками слюны, которую больной человек выделяет при разговоре, кашле и чихании.

Грипп – самое распространённое, массовое и опасное заболевание.

Вопрос к учащимся: Известны ли вам симптомы (признаки) этого заболевания?

 Он поражает весь организм. Болезнь опасна осложнениями.

 «Грипп и его профилактика».

Буклет «Народные методы борьбы с гриппом» Практическая работа по инструкциям из буклета.

1. Самое эффективное  народное средство от гриппа –черная смородина в любых видах с горячей водой и мёдом.

 2.При первых признаках болезни надо разрезать большую луковицу и вдыхать ее испарения носом, ртом. Повторить 3-4 раза в день.

3. Смочить ватку в толченом свежем чесноке и вложить поглубже в нос.

Туберкулёз – хроническое заболевание лёгких, возбудителем которого является микобактерия туберкулёза или палочка Коха. Болезнь начинается постепенно и медленно прогрессирует. Сначала больной может не знать о том, что он болен. Однако со временем нарастает слабость, появляется покашливание, в мокроте появляются прожилки крови, температура тела повышается до 37,2 – 37,9°С. Основной источник распространения туберкулёза – больной человек, который выделяет при кашле, чихании, смехе мелкие капли мокроты и слюны, где содержатся микобактерии туберкулёза, с этими капельками они рассеиваются вокруг на расстоянии 0,5-1,5 м и содержатся в воздухе около 30-60 минут. Болезнь, несмотря на длительное лечение и большое количество мед. препаратов, излечима. Больной должен строго соблюдать правила личной гигиены: иметь своё полотенце, отдельную посуду и т.д.

Наиболее распространённое заболевание в человеческой популяции, которым не раз болел каждый из вас – это острый бронхит. 

Он представляет собой непродолжительное воспаление слизистой оболочки бронхов. Сопровождается кашлем, отделением мокроты и часто повышением температуры.

Пневмония или воспаление лёгких – острое инфекционное заболевание, при котором поражается участок лёгочной паренхимы. Часто пневмония развивается как осложнение острого бронхита.

Вопрос к учащимся: Известны ли вам симптомы (признаки) этого заболевания?

Точный диагноз ставится после прохождения рентгена лёгких.

Бронхиальная астма - достаточно распространённое заболевание в наши дни. Это аллергическое заболевание, которое может быть вызвано различными аллергенами (пылью, пыльцой, шерстью, пухом, лекарствами и др.). Проявляется заболевание приступами удушья. Больным не обойтись без специальных бронхорасширяющих препаратов. Их отсутствие может привести к смертельному исходу.

  • Болезни, вызванные курением. 

Рак лёгкого

Печальная статистика раковых заболеваний курильщиков достаточно красноречива.

Рак лёгкого наиболее часто встречается у мужчин в 10 раз больше, чем у женщин. Курильщики заболевают в 10-20 раз чаще, чем некурящие. Группу наибольшего риска составляют люди, которые начали курить в молодом возрасте.

хронический бронхит

  • Пассивное курение. Это когда  человек, который сам не курит, но находится в окружении курящих людей и получает примерно такое же количество никотина и др. вредных веществ, содержащихся в табачном дыме.

Учащиеся дают ответ на вопрос

Учащиеся выполняют эксперимент.

Симптомы гриппа: высокая температура, насморк, головная боль, а также общая слабость и отсутствие аппетита.

Уч-ся выполняют практическую работу.

Симптомы пневмонии: высокая температура, кашель, иногда одышка и боль в грудной клетке, а также общая слабость и отсутствие аппетита.

II.Основной этап

Физминутка

II.Основной этап

Закрепление

III.Заключи-

тельный этап.

Рефлексия

 

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

Личностные УУД:

- оценивать собственные знания

Познавательные УДД:

-учу называть существенные признаки объектов и явлений

- выделять признаки

-делать выводы

-учу находить в действиях причину (из-за чего, почему) и следствие (поэтому, из-за этого)

Коммуникативные УУД:

-слушать товарища и обосновывать свое мнение

- выражать свои мысли и идеи

-учу вносить вклад в совместные действия

 Дыхательная гимнастика

Организует работу в группах.

Выбрать верное утверждение.

  • туберкулёз легко вылечивается
  • туберкулёзом невозможно заразиться при контакте с больным человеком или предметом, которым он пользовался
  • туберкулёз – инфекционное заболевание, вызываемое палочкой Коха
  • причина пневмонии – пыльца растений
  • пневмония – это воспаление лёгких
  • астма – аллергическое заболевание
  • хронический бронхит и рак лёгких – болезни курильщиков
  • пассивный курильщик – это курящий человек

Итак, ребята, мы поговорили сегодня о болезнях органов дыхания и их предупреждении. И я думаю, что в очередной раз, поговорив о вреде курения, вы задумаетесь о том, стоит ли брать в руки сигарету. И заметьте, мы говорили о вредном влиянии никотина только на органы дыхания, а ведь есть ещё и другие системы органов. Задумайтесь об этом…

Берегите себя, своё здоровье и здоровье своих близких. Помните, что «здоровье – это ещё не всё, но всё без здоровья – это ничего!». И перефразировав известную пословицу, добавлю: «Береги платье сызнова, а здоровье смолоду!».

Уч-ся выполняют дыхательную гимнастику.

1.Учащиеся в группах коллективно работают над заданием

2. Ищут правильный ответ

3. Представители групп выступают с    отчетом о выполненном задании.

1.Учащиеся подводят итог работы, делают выводы.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Болезни органов дыхания.

Презентация урока "Болезни органов дыхания". Биология 8 класс...

"Болезни органов дыхания и их предупреждение" для обучающихся 9 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида

Цели: 1) обобщить полученные знания обучающихся с ОВЗ о системе органов дыхания; раскрыть содержание понятий о болезнях органов дыхания и их предупреждении, о вредном влиянии курения на органы д...

«Болезни органов дыхания и их предупреждение. Гигиена дыхания»

Цель: познакомить с возможными заболеваниями и нарушениями работы органов                  дыхания, гигиеническими требованиями к воздушной среде и правила...

Разработка урока биология в 9 классе "Влияние окружающей среды на дыхательную систему. Болезни органов дыхания"

Развернутая разработка урока с дополнительной информацией о загрязнении воздуха, интересная информация о гриппе, в уроке используется  ИКТ.  Добавлена презентация к уроку "Болезни органов ды...

Презентация "Болезни органов дыхания".

Презентация для учащихся 8 классов....

Болезни органов дыхания

Цель урока: обобщить полученные вами знания о системе органов дыхания; поговорить о болезнях, передающихся через воздух, а также отметить вредное влияние курения на органы дыхания....