Представление педагогического опыта
статья по биологии на тему

Шиляева Вера Анатольевна

Представление педагогического опыта

Скачать:


Предварительный просмотр:

Представление собственного педагогического опыта учителя биологии ГКОУ РМ «Инсарской общеобразовательной школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» Шиляевой В. А. по теме «Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках биологии, как один из способов повышения качества знаний учащихся с ОВЗ»

Обучать всех, обучать каждого.

Обучать по-новому учащихся
в соответствии с требованиями времени.

А. Дорошенко.

1.Актуальность и перспективность опыта

Важную отличительную черту современной цивилизации составляет возрастающая скорость информационных изменений. Создание персональных компьютеров, разработка современных систем коммуникации привело к использованию новых информационных технологий и в системе образования.

Использование технических средств занимает особое место при изучении биологии в коррекционных учреждениях VIII вида. Изучение этого  предмета требует широкого использования таких пособий, как коллекции, гербарии, таблицы, фотографии, модели, муляжи, аудио-, кино- и видеоматериалы, которые способствуют актуализации имеющихся знаний, запоминанию и воспроизведению программного материала. Для облегчения усвоения новых знаний необходимо использование методических приемов, которые требуют работы различных анализаторов: слухового, зрительного и тактильного.

Компьютер как универсальное средство сбора, хранения, обработки, обмена и представления информации способен частично заменить некоторые наглядные средства обучения: печатные (таблицы, схемы, дидактические игры) и экранные (слайды, фильмы).     Компактность хранения информации позволяет размещать на одном съёмном диске  огромное количество художественных текстов, звуковых фрагментов, высококачественных изображений, эпизодов видеофильмов и телепередач. Современные ИКТ, повышая качество обучения и образования, позволяют ученику коррекционной школы успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде.

2. Концептуальность

Компьютер вызывает стойкий интерес у детей с ограниченными возможностями здоровья, он помогает им учиться с увлечением, добиваться высоких результатов в овладении школьными предметами. Компьютер, несомненно, уже стал оперативным средством наглядности в обучении на уроках биологии, но он может и должен помочь в отработке некоторых практических умений, организации и проведении опроса и контроля знаний учащихся. Использование компьютерных технологий позволяет расширить рамки учебника, представить его образно и показать завораживающую красоту растительного и животного мира. Мультимедийные презентации по предмету стали уже обязательными в объяснении новой темы, эффективными на уроках обобщения и систематизации изученного. Применение слайд – фильмов (Power Point) во время урока биологии обеспечивает динамичность, наглядность, более высокий уровень и объём информации по сравнению с традиционными методами. При подготовке слайд – фильмов используется сканированный материал, информация сети Интернет, видеофрагменты. По сравнению с традиционными формами обучения школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) мультимедийные презентации обладают рядом преимуществ:

1.Презентация несет в себе образный тип информации, понятный ученикам с проблемами здоровья. Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.

2.Компьютер позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно увидеть в повседневной жизни. Например, как показать детям движение крови по сосудам или перенестись на уроке в летний лес, на опушку, да ещё в декабре-феврале?

3.Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала.

4. Информационные технологии помогают нам отправиться хоть на край света. Работа с компьютером вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения.

Проведение уроков биологии с использованием информационных технологий на любом этапе учебной деятельности позволяют делать их не похожими друг на друга. Это чувство постоянной новизны способствует развитию интереса учащихся к предмету.

3. Теоретическая база опыта        

При использовании ИКТ в процессе обучения  биологии, пользуюсь следующими нормативными документами:

  1. Концепция проекта федерального закона «Об образовании в РФ» (июню 2009 года), где говорится о том, что необходимо «…создание условий для ведения экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования, связанной с внедрением в образовательную практику новых технологий, форм и методов обучения и направленной на более полную реализацию права на образование…». «…Школа должна эффективно использовать современные образовательные технологии, в том числе информационно – коммуникационные, в образовательном процессе…».

В своей работе использую следующую литературу:

1.Башмаков М. И., Поздняков С. Н., Резник Н. А. Процесс обучения в информационной среде. //Школьные технологии. 2000. №6,3.

2.Дворецкая А. В. Основные типы компьютерных средств обучения. // Школьные технологии. 2004. №3.

З.Бартенева Т.П., Ремонтов А.П. Использование информационных компьютерных технологий на уроках биологии. Международный конгресс «Информационные технологии в образовании». — Москва, 2003.

4.3олочевская М.В., Рыкова Л.Л. Роль и место компьютера в учебно - воспитательном процессе. – Киев, 2002.

5.Смирнов В.А. Пути использования персонального компьютера // Биология в школе. 1995. №6.

6.Проблемы компьютеризации обучения предметам естествен-нонаучного цикла: По материалам телеконференции "ИН-ФОБИО-97". — Научно-методический сборник, Сост. Смирнов В.А.. Под редакцией Соломина В.П. СПб.–.РГПУ, СЗФ-ИНИНФО, 1998. 7.Смолянинова О.Г. Мультимедиа в образовании. - Красноярский государственный университет, Красноярск, 2002.

8.Никонова Е.Н. Определение количества информации в содержании урока. — Системная педагогика. Бюллетень №3. Красноярск, 2004.

9.Смирнов В.А. Научно-методические основы формирования системы обучения биологии в открытом информационном обществе: автореф. дис. док.а пед. наук: гос.пед. ун-т им. А.И.   Герцена. - СПб.: 2000. - 42с.

10.Осин А.В. Модели образования на базе компьютерных технологий/ГНУ "Республиканский мультимедиа центр" - М., -2001.

4. Ведущая педагогическая идея опыта

Основная задача, которую ставлю перед каждым учеником с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – не просто пройти программу по биологии, а получить прочные знания, которые пригодятся им в дальнейшей самостоятельной жизни. Использование ИКТ на уроках биологии способствует значительному усилению мотивации обучающихся к обучению, интереса к предмету, повышению качества знаний, развитию коммуникативных способностей и прочности усвоения знаний и навыков. Необходимость использования ИКТ на уроках в биологии неоспорима. Для детей с ограниченными возможностями здоровья ИКТ – помощник в освоении нового, развитии мотивации, один из способов социализации. Уроки биологии с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Использование ИКТ позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором обучающийся становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися. Благодаря анимации, звуковым эффектам, учебный материал становится запоминающимся, легкоусвояемым, экономит время. Поэтому стараюсь как можно чаще проводить уроки, внеклассные мероприятия, классные часы  с использованием ИКТ: презентации.

5. Технология опыта

При подготовке к уроку всегда руководствуюсь намерением добиться наилучших результатов обучения. С целью повышения эффективности современного урока биологии использую основные информационные возможности:

1. Мультимедийные презентации уроков в среде Microsoft Office PowerPoint. В процессе своей работы  широко использую электронные презентации при объяснении нового материала, повторении, контроле знаний.

Цели использования информационных технологий:

1. Развитие личности обучаемого через:

формирование умений осуществлять обработку информации.

2.Мотивация учебно-воспитательного процесса:

 повышение качества и эффективности процесса обучения за счет реализации возможностей информационных технологий;

 выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности.

При обучении биологии использование компьютерных технологий эффективно на уроках изучения нового материала, при обработке умений и навыков, а также во время проведения биологического практикума.

Изучение биологии  в коррекционном учреждении VIII вида предполагает проведение лабораторных работ. При организации лабораторных работ компьютер может стать эффективным помощником учителя, когда невозможно осуществить работу в классе, из-за отсутствия необходимого оборудования.

Именно тогда использование ИКТ целесообразно и необходимо для достижения успехов в обучении. Вместо наглядных пособий можно использовать анимации, подвижные схемы, появляющиеся и исчезающие иллюстрации. Часто в практической деятельности учащихся встречается необходимость некоторые наглядные пособия показать не сразу, а в определенный момент - компьютер позволяет выполнить видеоряд эффективно и в самый важный для учителя момент.

При проведении уроков биологии большое значение имеет демонстрационный материал. Компьютер дает возможность демонстрировать организмы, их строение, жизнедеятельность и взаимоотношения с другими организмами.

6.Трудоёмкость и проблемы при использовании данного опыта

Конечно, подготовка уроков с использованием современных информационных технологий - это удел энтузиастов, поскольку требует много времени систематизации и оформления информации, но вложенный труд надолго остаётся в виде целых циклов и практикумов, которые составляют интеллектуальное богатство учителя.

7. Анализ результативности

Уроки с использованием ИКТ — это, на мой взгляд, один из самых важных результатов инновационной работы в школе.  Применение средств ИКТ на уроках биологии — эффективный метод формирования активизации познавательной деятельности.

Применение компьютеров на уроке создаёт эмоциональный настрой, это, в свою очередь, положительно сказывается на развитии детей с проблемами здоровья.

Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств информационно компьютерных технологий, оправдывает себя во всех отношениях:

- он повышает качество знаний,

- продвигает ребёнка в общем развитии,

- помогает преодолевать трудности,

- вносит радость в жизнь ребёнка,

- позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития,

- создаёт благоприятные условия для лучшего взаимопонимания.

Анализируя опыт своей работы, с использованием ИКТ на различных уроках, можно с уверенностью сказать, что использование компьютерных технологий позволяет расширить кругозор учащихся по предмету, активизировать все потенциальные возможности учащихся посредством смены видов деятельности.

Использование ИКТ на уроках биологии позволяет сделать урок динамичнее, интереснее, эффективнее. С помощью ИКТ представляется возможным довести процесс дифференциации обучения до уровня индивидуализации.

Сегодня использование ИКТ очень актуально. ИКТ – одно из средств активизации познавательной активности учащихся с интеллектуальными нарушениями. ИКТ стимулирует и развивает мышление, память. Использование ИКТ становится неотъемлемой частью работы современного учителя. Применение мультимедийных технологий на уроках повышает статус учителя, который идёт в ногу со временем.

8. Адресные рекомендации по использованию опыта

Обобщение педагогического опыта происходит на ШМО, заседаниях педагогического совета, семинарах  в виде выступлений, докладов, открытых мероприятий.

Своим педагогическим опытом работы охотно делюсь с коллегами, выступаю с сообщениями на уровне школы-интерната,  провожу открытые уроки, внеклассные мероприятия с использованием информационно-коммуникационных технологий. Разработки и презентации внеклассных мероприятий, уроков размещаю на:

Приложение

Уроки с использование ИКТ.

Конспект урока «Первая помощь при кровотечении», 9 класс

https://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2017/11/17/pervaya-pomoshch-pri-krovotecheniyah

Презентация к уроку «Первая помощь при кровотечении»

https://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2017/11/17/prezentatsiya-pervaya-pomoshch-pri-krovotecheniyah

Презентация к уроку «Осень», 5 класс

https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-oen-2300838.html

Интегрированный рок по биологии и СБО «Лилейные овощи», 7 класс

https://infourok.ru/integrirovanniy-urok-po-biologii-i-sbo-lileynie-ovoschi-2300866.html

Презентация к конспекту «Лилейные овощи»

https://infourok.ru/prezentaciya-k-konspektu-lileynie-ovoschi-2300891.html

Презентация «Гигиена питания», 9 класс

https://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2017/11/17/prezentatsiya-gigiena-pitaniy

Конспект «Здоровый образ жизни и вредные привычки»

https://infourok.ru/klassniy-chas-zdoroviy-obraz-zhizni-i-vrednie-privichki-1424113.html

Презентация к конспекту «Здоровый образ жизни и вредные привычки»

https://infourok.ru/prezentaciya-zdoroviy-obraz-zhizni-i-vrednie-privichki-1495855.html

Конспект урока «Медоносная пчела», 8 класс

https://infourok.ru/konspekt-uroka-medonosnaya-pchela-2300688.html

Презентация к уроку «Медоносная пчела»

https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-medonosnaya-pchela-2297827.html

Внеклассные мероприятия с использованием ИКТ.

Внеклассное мероприятие по биологии «Поле чудес» 6-8 кл.

https://infourok.ru/vneklassnoe-meropriyatie-pole-chudes-2303323.html

Презентация к внеклассному мероприятию «Поле чудес»

https://infourok.ru/prezentaciya-k-vneklassnomu-meropriyatiyu-pole-chudes-2303350.html

Внеклассное мероприятие по биологии «Зоологические забеги», 5-7 классы

https://infourok.ru/vneklassnoe-meropriyatie-po-biologii-zoologicheskie-zabegi-2300713.html

Презентация к внеклассному мероприятию «Зоологические забеги»

https://infourok.ru/prezentaciya-k-vneklassnomu-meropriyatiyu-zoologicheskie-zabegi-2300746.html

Внеклассное мероприятие по биологии «Морской бой»

https://infourok.ru/razrabotka-vneklassnogo-meropriyatiya-morskoy-boy-2300921.html

Презентация к биологической игре «Морской бой», 6-9 классы

https://infourok.ru/prezentaciya-k-vneklassnomu-meropriyatiyu-morskoy-boy-2297846.html

Методическая разработка с использованием ИКТ.

Коррекционно-развивающие задания на уроках биологии.

https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-po-teme-korrekcionnorazvivayuschie-zadaniya-na-urokah-biologii-2303531.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление педагогического опыта

"Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках музыки"....

Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка Ковальчук Оксаны Васильевны

Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка и литературы Ковальчук Оксаны Васильевны...

Представление педагогического опыта работы через мастер-класс

Конкурсы ПНПО способствуют выявлению, обобщению, прогнозированию и распространению собственного педагогического опыта. Одной из эффективных форм представления его является мастер-класс....

презентация "Представление педагогического опыта"

самопредставление и защита педопыта учителя английского языка...

Представление педагогического опыта учителя математики Внуковой Е.Г.

Общие сведения о педагогическом опыте учителя математики Внуковой Е.Г....

Представление педагогического опыта "Формирование и обогащение опыта творческой деятельности учащихся в процессе обучения музыке".

Представление является обобщением собственного педагогического опыта с теоретическим обоснованием. Среди стратегических задач развития системы образования выдвигается и задача формирования конкур...

Представление педагогического опыта педагогического работника. Формирование ключевых компетенций на уроках истории и обществознания через интерактивные формы работы.

        Актуальность продиктована глобальными изменениями в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества, требующих корректировки...