Технологическая карта урока по теме "Внешнее строение листа"
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Урок составлен по учебнику И.Н.Пономарева  О.А.Корнилова  В.С.Кучменко "Биология 6 класс" ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok1_fgos.docx374.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Внешнее строение листа


урок составлен по учебнику И.Н.Пономарева  О.А.Корнилова  В.С.Кучменко Биология 6 класс ФГОС


 

Тип урока: урок «открытия» нового знания (ОНЗ).
Цель урока:
сформировать представление о внешнем строении листа,умение пользоваться гербарным материалом,повторить  работу с ручной лупой.

Планируемый результат: Познакомиться с особенностями внешнего строения листа, видоизменениями листьев, сформировать у учащихся знания о листе как важной боковой части побега, научиться распознавать простые и сложные листья и их жилкование.

Метапредметные: формирование умений находить информацию, использовать речевые средства для аргументации своей позиции,извлекать информацию из собственных наблюдений.

Предметные: научиться наблюдать и описывать биологические объекты, выработать умения пользоваться увеличительными приборами, гербарными препаратами.формировать правила работы в кабинете биологии.

Задачи урока:
Воспитывающая-формирование познавательных интересов направленных на изучение живой природы.
Развивающая-
развивать умения работать с текстом учебника, рисунками, делать сравнительный анализ.  
Обучающая-
научить пользоваться гербарным материалом для сравнения.
отражает тему и тип урока

УУД: Личностные:готовность к самообразованию самовоспитанию.

          Коммуникативные:умение работать в парах.

Познавательные: развивать навыки самопознания живой природы.

 Регулятивные:осуществлять познавательную рефлексию в решении учебных задач.

Оборудование: гербарный материал,лупы, таблицы, мультимедийная презентация, видеофрагменты

Описание хода урока

Название технологических этапов урока,их содержание

*Конспект

1.Мотивирование (самоопределение)
к учебной деятельности:
Данный этап процесса обучения

предполагает осознанное вхождения
учащегося в пространство учебной деятельности (определение целей и задач, которых учащиеся могут достичь на данном этапе урока,
описание методов организации учебной деятельности):
1)Актуализируются требования к нему со сторо-
ны учебной деятельности(надо);
2)Создаются условия для возникновения внутрен-
ней потребности включения в учебную деятель-
ность (хочу);
3)устанавливаются тематические рамки(могу).
2.Актуализация знаний и фиксирование
индивидуального затруднения, выявление места и причины затруднения..
На данном этапе организуется подготовка
и мотивация учащихся к надлежащему сам-
остоятельному выполнению пробного уче-
бного действия, его осуществление и фик-
сация ииндивидульного затруднения.
Данный этап включает следующие шаги:
1)актуализацию изученных способов дей-
ствий,достаточных для построения ново-
го знания, их обобщения и знаковую фиксацию;
2)актуализацию соответствующих мысли-
тельных операций и познавательных процессов;
3)мотивацию к пробному учебному действию
("надо-много-хочу") и его самостоятельное
осуществление(на данном этапе возможно фор-
мулирование темы урока от детей)
4)фиксацию индивидуальных затруднений в вы-
полнении пробного учебного действия или его
обоснования.
Обосновывается
выбор заданий и логическую связь между ними на основании методики обучения данному предмету
на каждом шаге данного этапа.
На данном этапе учитель организует вы-
явление учащимися места и причины зат-
руднения.
Анализируется и доказывается выбор соответствующих методов и содержания учебных заданий для выявления
учащимися места и причины затруднения.
обосновывает методы мотивирования
для создания успешной ситуации.
Для этого учитель учит учащихся:
1)восстаналивать выполнение операции
и фиксировать (вербально и знаково) ме-
сто-щаг,операцию,где возникло затруд-
нение;
2)соотносить свои действия с используем-
ым способом действий(алгоритмом,поняти-
ем и т.д.)и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруд-
нения-те конкретные знания,умения или
способности,которых не достаёт для решения
исходной задачи.
3.Построение проекта выхода из затруднения(цель и тема,способ,план,средство)
Аттестуемый демонстрирует методику организации проектной деятельности.
на данном этапе учащиеся в коммуникативной
форме(фронтально,в в паре)обдумывают
проект будущих учебных действий по алгоритму:
1)ставят цель(целью всегда является устранение возникшего затруднения);
2)согласовывают тему урока;
3)выбирают способ выхода из затруднения;
4)строят план достижения цели4
5)определяют средства-алгоритмы,модели.
Этим процессом руководит учитель: на первых порах при помощи подводящего диалога,а затем-
побуждающего диалога,а затем и с помощью ис-
следовательских методов.
4.Реализация построенного проекта.
описывает формы и методы организации контроля и корректировки
деятельности учащихся в рамках реализации по-
строенного проекта.
На данном этапе осуществляется реализация
построенного проекта:
1)обсуждаются различные варианты,предложен-
ные учащимися;
2)выбирается оптимальный вариант, которых фиксируется в языке вербально и знаково;
3)построенный способ действия используется для решения
исходной задачи,вызвавший затруднения;

4)уточняется общий характер нового знания и фиксирует-
ся преодоление возникшего ранее затруднения.
5.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
На данном этапе учащиеся в форме коммуникации(фронтально,
в группах,в парах) решают типовые задания на новый
способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
Аттестуемый демонстрирует форму организацииучебной деятельности,выбор заданийс целью закрепления новых знаний с целью закрепления новыхзнаний с использованием алгоритма решения.
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по этапу
При поведении данного этапа используется
индивидуальная форма работы:
учащиеся самостоятельно выполняют за-
дания нового типа и осуществляют их самопро-
верку,пошагово сравнивая с эталоном.Организу-
ется рефлексия реализации построенного про-
екта учебных действий.Организуется для уча-
щихся ситуации успешности.
Демонстрируются и обосновываются задания,формы контроля и оценки самостоятельной работы.
7.Включение в систему знаний повторения.
Организуя этот этап,учитель подбирает задания
в которых тренируется использование изучен-
ного ранее материала(базовый уровень).
Аттестуемый в рамках этого этапа демонстрирует качествоусвоения нового знания учащихся,обосновываетвыбор и цель учебных знаний.

8.Рефлексия учебной деятельности на уроке.
На данном этапе фиксируется новое содержание,изученное на уроке.Организуется рефлексия
и самооценка учениками собственной учебной
деятельности(цель обучения,способы достиженияцели,результат)
Демонстрируются эффективные способысамооценки и самоконтроля учебной деятельности.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Садитесь.

  1. Учитель: отгадайте загадку:

Из почек появляются,

Весною распускаются,

Летом шелестят,

Осенью –летят

Учитель: Ребята, о чем же мы сегодня будем с вами говорить? (ответы учащихся).

Учитель: Правильно. Познакомимся со строением листа. Записи вы будете вести в рабочих тетрадях.

Итак, возьмите рабочие тетради,  сформулируйте и запишите  тему урока . (учащиеся самостоятельно записывают  тему)

«Строение листа». Запись числа и темы урока учителем на доске.

2.Учитель:

Жизнь на нашей планете разнообразна. Какие живые организмы обитают на нашей планете?

Учащиеся. Растения, животные, грибы, бактерии–это живые организмы, которые дышат, питаются, растут, размножаются.(Слайд)

Учитель:

А у какой группы есть лист?

Капустный, берёзовый, больничный, тетрадный, чистый, зелёный, опавший…

Как вы думаете, а почему эти предметы так назвали?

А что вы знаете о данном органе растения?

(Работа с рисунком учебника)

http://festival.1september.ru/articles/607639/img1.jpg

Учитель: Все ли листья одинаковые? А какие они бывают? (Составление схемы в тетради) Проверка на слайде.

http://festival.1september.ru/articles/607639/img1.jpg

А что же нам с вами понадобится, чтобы изучить лист?

Что ж пришло время изучить гербарный материал. Работа в парах

в паре выбирают объект для изучения.

4.Лабораторная работа № 1 «Изучение строения листа»

  1. Запишите название листа
  2. Рассмотрите лист, найдите, зарисуйте и подпишите части листа
  3. Рассмотрите жилки.
  4. Определите тип листовой пластины
  5. Определите листорасположение

5.Продолжение темы

Скажите, пожалуйста. А на все ли пункты работы вы смогли ответить? А что вызвало затруднение?

Предлагаю вам организовать работу следующим образом: на с.77вы найдете, какие же бывают листья и продолжите свою работу.

Видеофрагмент.

Тип листовой пластины.

Продолжение лабораторной работы.

Учитель:а сейчас давайте вспомним летний день в лесу( демонстрация видеофрагмента) Но вот пошел дождь. Мы спрятались под дерево. А почему же нас не намочит дождик? Понятие листорасположения

Закончите свою лабораторную работу.

6. Учитель:

Пришло время проверить, как вы усвоили на уроке полученные знания.

Из перечисленных выберите правильные ответы:

1.Лист состоит из основания, черешка и листовой пластины

2. Лист- осевой орган растения

3. Бывают листья черешковые и сидячие.

4.Жилки в листе имеют большое значение: они укрепляют лист, придают ему эластичность и прочность.

5.Различают:  простые и сложные листья.

6.Прилистники могут быть зелеными

7.Листья могут располагаться  на побеге очередно

8.Все листья сложные

9.Лист нужен только для дыхания

10.Колючки это видоизмененные листья

(Курсивом выделены верные ответы).

Проверка.

А теперь оцените себя: если вы не сделали ни одной ошибки, поставьте себе «5»

Если вы сделали 1-2 ошибки, поставьте себе «4». Если вы сделали3-4 ошибки дома еще раз проработайте материал. ( Оценки , по желанию, в журнал).

7. Игра листорасположение

.http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000214-1000-4ddd-5587-3c0046b326a0/103.swf

8.Учитель:

Чему мы научились на этом уроке? (ответы учащихся)

Можем ли мы сегодня дать ответ, каково же внешнее строение листа? Что мы с вами использовали для изучения этого вопроса? А на какие вопросы мы не можем пока дать ответ? (внутреннее строение листа). Это тема следующего урока.

Урок подошел к концу. Пришло время записать домашнее задание.

Домашнее задание:

П.9, вопросы 1-4. Для желающих- найти информацию о необычных листах.

А теперь дайте оценку своей работы на этом уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока 6 класс строение Земли

Технологическая карта урока по географии в 6 классе в соотвествии с ФГОС...

Технологическая карта урока на тему: "Строение и функции почек."

Почки - жизненно важный орган, сложный биологический фильтр, образующий мочу в два этапа, следовательно, почки поддерживают постоянство внутренней среды (гомеостаз...

Технологическая карта урока по ФГОС "Строение клеток животных и грибов. Вирусы". 5 класс

Данный файл содержит разработку урока для учащихся 5 классов на тему "Строение клеток животных и грибов. Вирусы", который соответствует государственному образовательному стандарту. Материал будет поле...

Технологическая карта урока по теме «Строение и жизнедеятельность бактерий»

Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Строение и жизнедеятельность бактерий»...

Технологическая карта урока биологии «Внешнее строение листа» 6 класс

На уроке биологии 6 классе на тему «Внешнее строение листа» использованы методы обучения: проблемный - обучающиеся должны были найти  среди комнатных растений  растения, име...