урок по теме "Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ"
план-конспект урока по биологии по теме

Шартон Ольга Михайловна

урок биологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_pishchevarenie_v_kishechnike.rar1.68 МБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по теме «Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ».

Цель урока: создание условий для изучения школьниками знаний о пищеварении в кишечнике и о всасывании питательных веществ.

Задачи урока:- познакомить школьников с  особенностями строения кишечника процессами происходящими в кишечнике; рассмотреть роль печени, поджелудочной железы и желез кишечника в переваривании пищи; особенностями всасывания питательных веществ в пищеварительном канале.  

Воспитательная: Создать условия для развития коммуникативных навыков при работе в паре, группе.

Развивающие:  ученики продолжают развивать умения: самостоятельно работать с текстом и рисунками ,данными в учебнике, извлекать из них быстро и точно нужную информацию, логически мыслить, формировать навыки работы с различными типами заданий.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: беседа, объяснение нового материала с привлечением учащихся

Методы обучения:Словесный (беседа, видеозапись), Наглядный (демонстрация наглядных пособий,)

Ход урока.

I. Организационный момент. Настрой на урок.

Приветствие. Ребята, сегодня у нас открытый урок, на котором присутствуют гости. Не волнуйтесь, урок у нас будет проходить как обычно, вы справитесь, у нас все получится.

II. Актуализация знаний.

Итак, мы изучаем тему «Пищеварение», на прошлом уроке мы изучили пищеварение в желудке. Сейчас мы ее  повторим. У вас на столах карточки-инструкции, которые помогут вам в работе.

 Первое задание - вспомним органы пищеварительной системы– Один из участников 1 группы получает список органов, которые ему нужно показать на таблице, участник второй группы  – называет эти органы.

1 – печень, 2 – ротовая полость, 3 – желудок, 4 – желчный пузырь, 5 – толстый кишечник, 6 – поджелудочная железа, 7 – тонкий кишечник, 8 – пищевод, 9 – прямая кишка, 10- слюнные железы, 11- аппендикс.

Второе задание. А сейчас вы поработаете в группе.

1) Ответить на вопросы. Работа в группе.  1группа отвечает на четные вопросы, вторая на нечетные.

1, строение и форма желудка, его вместимость.

2. количество желез в желудке, сколько желудочного сока выделяется за сутки.

3. Какую реакцию имеет  желудочный сок. Что содержит желудочный сок.

4. Какое значение имеет кислота, входящая в состав желудочного сока.

 5. Почему стенки желудка не перевариваются соляной кислотой.

6. Какие вещества начинают перевариваться в желудке.

7. Сколько часов пища может находиться в желудке?

I. Тест по домашнему заданию  (Индивидуальная работа)  

1. В какой среде пищеварительный пигмент слюны становится активным?

а) кислой     б) щелочной        в) нейтральной

2. Какое вещество расщепляется в ротовой полости?

а) жиры       б) белки      в) углеводы

3. Пищеварительный фермент желудочного сока.

а) амилаза  б) липаза  в) пепсин

4.в желудке перевариваются в основном:

а) белки  б) жиры    в) углеводы

5. В какой среде активен фермент желудочного сока?

а) нейтральной   б) щелочной   в) кислой

6. Что защищает стенки желудка от переваривания?

а) соляная кислота   б) слизь  в) наличие фермента

7. Какую часть объема желудочного сока составляет соляная кислота?

А) 50%          Б) 10%       в) 25%

8. Каким путём осуществляется регуляция пищеварения?

а) нервным    б) гуморальным  в) нервно-гуморальным

 Прежде чем, перейти к новой теме послушайте вот такие интересные данные  : За свою жизнь человек в среднем съедает 10 тыс. яиц, 5 тыс. буханок хлеба, 100 мешков картофеля, 3 быков, 2 баранов, случайно 70 насекомых. Женщины - около 4 кг. губной помады.

Человек за жизнь потребляет- 2,5 т. белка, 1,3 т. жира, 17,5. Т. углеводов и

75 т.  воды.

III. Изучение новой темы.

Сообщение темы урока. Сегодня на уроке мы познакомимся с пищеварением в кишечнике, этапами, процессом всасывания питательных веществ, ролью печени в пищеварении.

1) Кишечник, его отделы. Рассказ учителя.

- тонкий кишечник, самый длинный орган пищеварительной системы,  длина 4,5-5 м. образует множество петель,  ближайший к желудку участок тонкой кишки называется-  двенадцатиперстная кишка. Тонкая кишка переходит в толстую, длина которой – 1,5 м.. Вначале толстая кишка образует мешкообразное выпячивание- слепую кишку, от которой отходит червеобразный отросток- аппендикс, недоразвитый конец слепой кишки. При попадании в него косточек, шелухи подсолнечника, а также болезнетворных микробов возникает воспалительный процесс- аппендицит. Толстая кишка заканчивается прямой кишкой.

А сейчас вы более подробно изучите, что происходит в 12-ти перстной кишке.

2) Работа в группе.  Пищеварение в двенадцатиперстной кишке.

Задания для учащихся. Прочитайте текст на стр. 157 о пищеварении в двенадцатиперстной кишке.

 Ответьте на вопросы:

-Рассмотрев рисунок на стр. 156 определите- протоки  каких желез впадают в двенадцатиперстную кишку?

- Какие соки действуют на пищу в двенадцатиперстной кишке?

-. Какие питательные вещества расщепляются в тонком кишечнике?

-  Установите соответствие между питательными веществами и продуктами их расщепления. (Покажите стрелочками)

ПРОДУКТЫ РАСЩЕПЛЕНИЯ                ПИТАТЕЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА

А) глицерин                                                         1) белки

Б) глюкоза                                                         2) углеводы

В) аминокислоты                                                  3) жиры

Г) жирные кислоты

Зрительная гимнастика.

А сейчас мы послушаем сообщение.

3) Индивидуальное сообщение о роли печени в пищеварении.

Учащимся раздаются вопросы на которые они должны ответить после  сообщения.

А) в чем заключается барьерная роль печени?

Б) Какое значение имеет желчь?

В) Когда выделение желчи увеличивается?

Г) назовите функции печени?

Алкоголь нарушает работу и  органов пищеварения, например печени. Так, печень под его влиянием разрушается. Развивается заболевание – цирроз. Печень единственный орган способный к регенерации.

4. Этапы пищеварения в тонком кишечнике. 

Процесс пищеварения в тонком кишечнике состоит из 3-х этапов: полостное пищеварение, пристеночное пищеварение и всасывание.

 А) Полостное пищеварение : это переваривание питательных веществ в полости кишки под влиянием  пищеварительных соков.

Б) Пристеночное пищеварение: идет на поверхности слизистой оболочки кишки. Здесь перевариваются пищевые частички попавшие в пространство между ворсинками. Более крупные частицы попасть не могут и расщепляются до более мелких размеров. В кищечнике пища продолжает перемешиваться и передвигаться .

В) Прежде, чем приступить к изучению процесса всасывания, нам нужно выяснить, а что это такое всасывание, где и какие питательные вещества  всасываются и познакомиться со строением кишечной ворсинки.

Задание № 2. Прочитайте текст . найдите в тексте определение, что такое всасывание- ( это процесс перехода питательных веществ из кишечника в кровеносные сосуды).

В разных участках пищеварительного канала всасывание происходит с разной скоростью. В ротовой полости и пищеводе ничего не всасывается. В желудке в неб кол-ве – алкоголь, вода, аминокислоты, мин. соли. Основная масса пит.в-в всасывается в ворсинках.

Задание № 3. Рассмотрите рис. на стр.158  учебника «Строение кишечной ворсинки». познакомьтесь со строением кишечной ворсинки. Подпишите   «немой рисунок на стр. 160.  

Интересный факт :  на 1 кв.см. находится 2500 ворсинок . Стенки ворсинок покрыты эпителием, каждая клетка эпителия имеет до 3000 ресничек, которые увеличивают общую поверхность тонкой кишки до 500 кв.м.

Разминка:

1. углеводы начинают расщепляться в ротовой полости.

2. Мягкая часть зуба называется пульпой.

3.Слизистая оболочка желудка гладкая.

4. В состав желудочного сока входит соляная кислота.

5. В ротовой полости две пары слюнных желез.

6. Желудочный сок имеет слабощелочную реакцию.

7. Начальный отдел тонкого кишечника называется двенадцатиперстной кишкой.

8. В желудке перевариваются жиры.

Задание № 4. Объясните, куда через стенки ворсинки попадают глюкоза, аминокислоты, жирные кислоты и глицерин?

. Установите соответствие между веществами и сосудами, в которые они всасываются.(покажите стрелочками)

ВЕЩЕСТВА        СОСУДЫ

А) глицерин        1) кровеносные капилляры

Б) глюкоза        2) лимфатические капилляры

В) минеральные соли

 Г) жирные кислоты

Д) аминокислоты

5.Просмотрите  статью «Пищеварение в толстой кишке», расскажите о роли толстой кишки в пищеварении.

Ответьте на вопросы:

- длина толстого кишечника.

- что скапливается в толстой кишке? (непереваренные остатки)

-что расщепляется в толстом кишечнике, кто расщепляет

- что всасывается в кровеносные сосуды

IV. Подведение итога.

Итог урока: Итак, сегодня на уроке мы познакомились с процессом пищеварения в тонком кишечнике, этапами пищеварения, узнали о роли печени в процессе пищеварения,  как и где происходит всасывание питательных веществ.

Текст с ошибками: Длина тонкого кишечника составляет 7 метров. Ближайший к желудку отдел тонкой кишки называется слепой кишкой. В ней пища подвергается только действию кишечного сока. В 12 перстной кишке расщепляются только белки.  Самая крупная железа организма- поджелудочная. Она выделяет желчь. Процесс  пищеварения состоит из двух этапов: полостного пищеварения и всасывания. Всасывание питательных веществ происходит через кишечные ворсинки, которые состоят из 3-х слоев . В толстой кишке под действием большого количества ферментов расщепляется клетчатка и всасывается вода.

V.Домашнее задание.

Изучить текст и рисунки в учебнике на стр. 157-158. Поработать с немым

Рисунком на стр. 160.  Ответить на вопросы 5-14 на стр. 160 Приготовить индивидуальные сообщения.

Карточка-инструкция

I. Проверка домашнего задания.

Задание №1. Работайте в группе. Ответьте на вопросы.

1, Какое строение имеет желудок, его вместимость.

2. Количество желез в желудке, сколько желудочного сока выделяется за сутки.

3. Какую реакцию имеет  желудочный сок? Что содержит желудочный сок?

 4. Какое значение имеет кислота, входящая в состав желудочного сока.

 5. Почему стенки желудка не перевариваются соляной кислотой.

6. Какие вещества начинают перевариваться в желудке.

7. Сколько часов пища может находиться в желудке?

Задание № 2. Работайте индивидуально. Ответьте на вопросы теста.

1. В какой среде пищеварительный пигмент слюны становится активным?

а) кислой     б) щелочной        в) нейтральной

2. Какое вещество расщепляется в ротовой полости?

а) жиры       б) белки      в) углеводы

3. Пищеварительный фермент желудочного сока.

а) амилаза  б) липаза  в) пепсин

4.в желудке перевариваются в основном:

а) белки  б) жиры    в) углеводы

5. В какой среде активен фермент желудочного сока?

а) нейтральной   б) щелочной   в) кислой

6. Что защищает стенки желудка от переваривания?

а) соляная кислота   б) слизь  в) наличие фермента

7. Какую часть объема желудочного сока составляет соляная кислота?

А) 50%          Б) 10%       в) 0,25%

8. Каким путём осуществляется регуляция пищеварения?

а) нервным    б) гуморальным  в) нервно-гуморальным

II. Изучение нового материала.

Задание 1. Пищеварение в двенадцатиперстной кишке.

Прочитайте текст на стр. 157 о пищеварении в двенадцатиперстной кишке.

 Ответьте на вопросы:

1.Рассмотрите рисунок на стр. 156  -определите, протоки  каких желез впадают в двенадцатиперстную кишку?

2. Какие соки действуют на пищу в двенадцатиперстной кишке?

3. Какие питательные вещества расщепляются в тонком кишечнике?

 4. Установите соответствие между питательными веществами и продуктами их расщепления. (Покажите стрелочками)

ПРОДУКТЫ РАСЩЕПЛЕНИЯ                ПИТАТЕЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА

А) глицерин                                                         1) белки

Б) глюкоза                                                         2) углеводы

В) аминокислоты                                                 3) жиры

Г) жирные кислоты

Задание № 2. Прочитайте текст «Всасывание» на стр.158. найдите в тексте определение, что такое всасывание-

Задание №3. Рассмотрите рис. на стр.158  учебника «Строение кишечной ворсинки». познакомьтесь со строением кишечной ворсинки. Подпишите   «немой рисунок на стр. 160.  

Задание №4. Объясните, куда через стенки ворсинки попадают глюкоза, аминокислоты, жирные кислоты и глицерин?

. Установите соответствие между веществами и сосудами, в которые они всасываются.(покажите стрелочками)

ВЕЩЕСТВА        СОСУДЫ

А) глицерин        1) кровеносные капилляры

Б) глюкоза        2) лимфатические капилляры

Г) жирные кислоты

Д) аминокислоты

Подчеркните ошибки.

Текст с ошибками: Длина тонкого кишечника составляет 7 метров. Ближайший к желудку отдел тонкой кишки называется слепой кишкой. В ней пища подвергается только действию кишечного сока. В  двенадцатиперстной кишке расщепляются только белки.  Самая крупная железа организма- поджелудочная. Она выделяет желчь. Процесс  пищеварения состоит из двух этапов: полостного пищеварения и всасывания. Всасывание питательных веществ происходит через кишечные ворсинки, которые состоят из 3-х слоев . В толстой кишке под действием большого количества ферментов расщепляется клетчатка и всасывается вода.

1этап

Полостное пищеварение

2 этап

Пристеночное пищеварение

3 этап

Всасывание.

ПРОДУКТЫ РАСЩЕПЛЕНИЯ                

А) глицерин

Б) глюкоза         

В) аминокислоты                 

Г) жирные кислоты

ПИТАТЕЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА

1) белки

2) углеводы

3) жиры

C:\Documents and Settings\Артём\Мои документы\Мои рисунки\2010-06-06\Двенадцатиперстная кишка.jpg

4) в чем заключается барьерная роль печени?

2) Какое значение имеет желчь?

3) Когда выделение желчи увеличивается?

1) Назовите функции печени?

Покажите на таблице органы не называя их.

1 – печень, 2 – ротовая полость, 3 – желудок, 4 – желчный пузырь, 5 – толстый кишечник, 6 – поджелудочная железа, 7 – тонкий кишечник, 8 – пищевод, 9 – прямая кишка, 10- слюнные железы, 11- аппендикс.

Сосуды

Кровеносные

сосуды

Лимфатические

Сосуды


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока по теме " Пищевые продукты и питательные вещества"

Данная презентация  содержит материал, посвященный вопросам правильного питания, рассказ о питательных веществах, их функциях, содержанию их в различных продуктах питания....

Пищеварение в кишечнике.Всасывание питательных веществ.

Разработка урока  биологии, 8 класс, тема  "Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ. к разработке прилагается презентация "Пищеварительная система"...

Методическая разработка урока биологии. 8 класс. Тема "Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ".

урок биологии 8 класс: Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ....

Разработка урока по теме "Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ.

Разработка составлена с применением Сингапурского метода...

разработка урока и презентация " Пищевые продукты и питательные вещества " 8 класс биология

урок изучения нового материала по биологии  к учебнику Сонин методическая разработка урока и презентация к уроку....

Открытый урок по теме "Пищевые продукты и питательные вещества".

Пищевые продукты и питательные вещества....

конспект урока "Всасывание питательных веществ. Особенности пищеварения в толстом кишечнике"

конспект урока "Всасывание питательных веществ. Особенности пищеварения в толстом кишечнике" для 8 класса...