РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии (10 класс) в профильном классе
рабочая программа по биологии (10 класс) на тему

 Рабочая программа по курсу «Общая биология» для биологической группы в 10 классе составлена на основе  Федерального  Государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по биологии (профильный уровень),  созданной  под руководством В. В. Пасечника, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся. Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая програм­ма предусматривает обучение биологии в объеме 3часа в неделю (105 часов в год).

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по  биологии (10   класс)  в профильном  классе

предмет, класс (параллель)

должность, категория

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Рабочая программа по курсу «Общая биология» для биологической группы в 10 классе составлена на основе  Федерального  Государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по биологии (профильный уровень),  созданной  под руководством В. В. Пасечника, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся. Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа предусматривает обучение биологии в объеме 3часа в неделю (105 часов в год).

Биология – это ключевой предмет сегодняшней школы, она важна как предмет, способствующий формированию и обогащению духовного мира человека. Решению задач модернизации современной общеобразовательной школы способствует дифференциация обучения. Профильный уровень  – основное средство дифференциации обучения, когда  благодаря изменениям в структуре, содержании и организации учебно-воспитательного процесса создаются условия для индивидуализации познавательной, коммуникативной, эмоционально-ценностной деятельности личности обучаемого, более полно учитываются ее интересы, склонности и способности, открываются  принципиально новые возможности для  успешной сдачи единого  государственного  экзамена по предмету и выбора жизненного пути.

Цель профильного обучения биологии: овладение учащимися системой общих естественно-научных и специальных биологических знаний, обеспечивающих  формирование рационального мировоззрения личности и нравственно-этического отношения к живой природе.

Изучение биологии на профильном уровне в старшей школе направлено на достижение следующих задач:

  • усвоение знанийоб основных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся составной частью современной естественно-научной картины мира; о методах биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;
  • овладение умениямихарактеризовать современные научные открытия в области биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими, экологическими проблемами человечества; самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
  • воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни дляоценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

        Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. В основе отбора содержания на профильном уровне также лежит знаниецентрический подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, составляющие достаточную базу для продолжения образования в вузе, обеспечивающие культуру поведения на природе, проведения и оформления биологических исследований, значимых для будущего биолога.

Рабочая программа ориентирована на использование:

- учебника -  Захаров В.Б. Биология. Общая биология, Профильный уровень. 10 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений.-М.: Дрофа, 2007;

  • - рабочей тетради на печатной основе - Бодрова Н.Ф. Рабочая тетрадь по биологии. «Общая биология». 10-11  класс. Воронеж: ООО «Метода», 2014. - 128с.

2.   Содержание тем учебного курса и требования к уровню подготовки учащихся. 

        Введение в биологию. (6 часа).

        Биология как наука. Биологические дисциплины, их связи с другими науками. Единство живого. Основные свойства живых организмов. Уровни организации живой материи. Методы познания живой природы.

        Раздел 2. Основы цитологии. (49 часов)

        Тема 2.1. Химический состав клетки. (12 часов).

Цитология — наука о клетке. История изучения клетки. Клеточная теория. Многообразие форм и размеров клеток в зависимости от их функций. Клетка как целостная система. Прокариоты и эукариоты. Методы изучения клетки. Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы. Роль ионов в клетке и организме. Роль воды. Гидрофильные и гидрофобные молекулы. Биополимеры. Регулярные и нерегулярные полимеры. Строение белков. Аминокислоты. Пептидная связь. Уровни организации белковой молекулы. Биологические функции белков. Углеводы. Моносахариды: рибоза, дезоксирибоза, глюкоза. Дисахариды: сахароза, лактоза. Полисахариды: крахмал, гликоген, целлюлоза, хитин. Функции углеводов. Липиды. Химическое строение липидов. Насыщенные и ненасыщенные жирные кислоты. Жиры, воски, фосфолипиды. Функции липидов. Нуклеиновые кислоты. Строение нуклеиновых кислот. Типы и функции нуклеиновых кислот.
        Тема 2.2.Строение и функции  клеток эукариот и прокариот. (19 часов).

        Биологические мембраны. Строение и функции плазматической мембраны. Мембранные органеллы. Ядро. Вакуолярная система клетки. Митохондрии. Пластиды. Опорно-двигательная система клетки. Рибосомы. Клеточные включения.
        Тема 2.3. Обмен веществ и энергии. (8 часов).

        Обмен веществ и превращения энергии в клетке. Понятия метаболизма, анаболизма, катаболизма. Источники энергии для живых организмов. Автотрофы и гетеротрофы. Фиксация энергии солнечного света растениями. Хлорофилл. Строение хлоропласта. Фотосинтез. Световая фаза фотосинтеза. Фотолиз воды. Темновая фаза фотосинтеза. Хемосинтез. Роль хемосинтезирующих бактерий на Земле. Расщепление полисахаридов — крахмала и гликогена. Анаэробное расщепление глюкозы.Цикл Кребса. Окислительноефосфорилирование..
        Тема 2.4. Наследственная информация и её реализация в клетке. (10 часов).

        Белки — основа специфичности клеток и организмов. Генетическая информация. Матричный принцип синтеза белка. Транскрипция. Генетический код и его свойства. Транспортные РНК. Биосинтез белка. Регуляция транскрипции и трансляции. Удвоение ДНК. Принципы репликации. Особенности репликации ДНК эукариот. Теломераза. Современные представления о строении генов. Геном. Строение хромосом. Генная инженерия. Строение вирусов. Размножение вирусов. Вирус иммунодефицита человека. Обратная транскрипция.

        Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов. (17 часов)

        Деление клеток про- и эукариот. Жизненный цикл клетки (интерфаза и митоз). Фазы митоза. Гомологичные и негомологичные хромосомы. Амитоз. Периоды онтогенеза. Развитие зародыша животных. Дифференцировка клеток. Эмбриогенез растений. Постэмбриональное развитие животных и растений. Апоптоз. Многоклеточный организм как единая система. Стволовые клетки. Регенерация. Взаимодействие клеток в организме. Контроль целостности организма. Иммунитет. Мейоз. Определение пола у животных. Половое и бесполое размножение. Соматические и половые клетки. Чередование гаплоидной и диплоидной стадий в жизненном цикле. Партеногенез. Образование половых клеток у животных и растений. Оплодотворение у животных и растений.

        Раздел № 4. Основы генетики (30 часа)

        Тема 4.1.История  закономерности наследственности. (3 часа).

        Тема 4.2. Основные закономерности наследственности. (15 часов).

        Наследственность — свойство живых организмов. Генетика. Работы Г. Менделя. Гибридологический метод изучения наследственности. Аллели. Генотип и фенотип. Доминантные и рецессивные признаки. Единообразие гибридов первого поколения. Закон расщепления. Гомозиготы и гетерозиготы. Дигибридное и полигибридное скрещивания. Закон независимого наследования. Анализирующее скрещивание. Взаимодействие аллельных генов. Неполное доминирование. Кодоминирование. Взаимодействие неаллельных генов. Полигенные признаки. Статистическая природа генетических закономерностей. Сцепленное наследование. Кроссинговер. Карты хромосом. Современные методы картирования хромосом. Наследование, сцепленное с полом. ИнактивацияХ-хромосомы у самок.
        Тема 4.3. Основные закономерности изменчивости. Виды мутаций. (6 часов).

Изменчивость — свойство живых организмов. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Комбинативная изменчивость. Мутационная изменчивость. Геномные, хромосомные, генные мутации. Генеративные и соматические мутации. Закон гомологических рядов Н. И. Вавилова. Внеядерная наследственность. Митохондриальные и хлоропластные гены. Причины возникновения мутаций. Мутагенные факторы среды. Экспериментальный мутагенез. Взаимодействие генотипа и среды. Качественные и количественные признаки. Норма реакции признака. Модификационная изменчивость.

        Тема 4.4. Генетика человека. (6 часов)

        Методы изучения генетики человека. Близнецы. Кариотип человека и хромосомные болезни. Картирование хромосом человека. Возможности лечения и предупреждения наследственных заболеваний. Медико-генетическое консультирование.
        Раздел 5. Обобщение знаний по курсу -5

3. Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе учащихся.

        Деятельность образовательного учреждения в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

        1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье-сберегающих технологий;

        2) реализация установок здорового образа жизни;

        3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

        Метапредметными результатами освоения выпускниками программы среднего (полного) общего образования по биологии являются:

        1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

        2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

        3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

        4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

        Предметными результатами освоения выпускниками программы среднего (полного) общего образования по биологии являются:

1) сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;

2) сформированность системы знаний об общих биологических закономерностях, законах, теориях;

3) владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, её уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;

4) сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, к глобальным экологическим проблемам и путям их решения.

5) сформированность умений исследовать и анализировать биологические объекты и системы, объяснять закономерности биологических процессов и явлений; прогнозировать последствия значимых биологических исследований;

6) владение умениями выдвигать гипотезы на основе знаний об основополагающих биологических закономерностях и законах, о происхождении и сущности жизни, глобальных изменениях в биосфере; проверять выдвинутые гипотезы экспериментальными средствами, формулируя цель исследования;

7) владение методами самостоятельной постановки биологических экспериментов, описания, анализа и оценки достоверности полученного результата;

8) сформированность убеждённости в необходимости соблюдения этических норм и экологических требований при проведении биологических исследований.

В процессе формирования системы знаний об общих биологических закономерностях учащиеся должны знать:

        1. основные положениябиологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; синтетическая теория эволюции; теория антропогенеза); учений (о путях и направлениях эволюции; Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В. И. Вернадского о биосфере);

        2. сущность законов(Г. Менделя; сцепленного наследования Т. Моргана; гомологических рядов наследственной изменчивости; зародышевого сходства; Харди — Вайнберга); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологических основ); правил (доминирования Г. Менделя; экологической пирамиды); принципов репликации, транскрипции и трансляции; гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни, происхождения человека);

        3. имена великих ученыхи их вклад в формирование современной естественно-научной картины мира;

        4. строение биологических объектов:клеток прокариот и эукариот (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; структуру вида и экосистем;

        5. сущность биологических процессов и явлений:хранения, передачи и реализации генетической информации; обмена веществ и превращения энергии в клетке; фотосинтеза и хемосинтеза; митоза и мейоза; развития гамет у цветковых растений и позвоночных животных; размножения; оплодотворения у цветковых растений и позвоночных животных; индивидуального развития организма (онтогенеза); взаимодействия генов; искусственного, движущего и стабилизирующего отбора; географического и экологического видообразования; влияния элементарных факторов эволюции на генофонд популяции; формирования приспособленности к среде обитания; круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере; эволюции биосферы;

        6. использованиесовременных достижений биологии в селекции и биотехнологии (гетерозис, полиплоидия, отдаленная гибридизация, трансгенез);

        7. современную биологическую терминологию и символику;

        уметь:

        1. объяснятьроль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественно-научной картины мира и научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; взаимосвязи организмов и окружающей среды; эволюцию видов, человека, биосферы; единство человеческих рас; возможные причины наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций; причины устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;

        2. решатьбиологические задачи разной сложности;

        3. составлять схемыскрещивания, путей переноса веществ иэнергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);

        3. описыватьмикропрепараты клеток растений и животных; представителей разных видов по морфологическому критерию; экосистемы и агроэкосистемы своей местности;

        4. выявлятьприспособления организмов к среде обитания; ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных; отличительные признаки живого (у отдельных организмов); абиотические и биотические компоненты экосистем; взаимосвязи организмов в экосистеме; источники мутагенов в окружающей среде (косвенно); антропогенные изменения в экосистемах своего региона;

        5. сравниватьбиологические объекты (клетки растений, животных, грибов и бактерий, экосистемы иагроэкосистемы); процессы и явления (автотрофный и гетеротрофный способы питания; фотосинтез и хемосинтез; митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных; внешнее и внутреннее оплодотворение; формы естественного отбора; искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макро- и микроэволюцию; пути и направления эволюции) и делать выводы на основе сравнения;

        6. анализировать иоцениватьразличные гипотезы происхождения жизни и человека; глобальные антропогенные изменения в биосфере; этические аспекты современных исследований в биологической науке;

        7. осуществлять самостоятельный поиск биологической информациив различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, интернет-ресурсах) и применять ее в собственных исследованиях;

        8. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для профилактики различных заболеваний (инфекционных, врожденных, наследственных), а также никотиновой, алкогольной и наркотической зависимости; для оценки опасного воздействия на организм человека различных загрязнений среды; для осуществления личных действий по защите окружающей среды; для оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

4.  Учебно-тематическое  планирование по биологии.  Общая биология. (10 класс, 3 раза в неделю).

Тема раздела учебных занятий

Кол-во

часов

урока

Тема учебного занятия

       Виды деятельности.

Дата

Раздел 1. Введение в биологию

6

1

Предмет и задачи общей биологии. Методы биологии. Инструктаж по  ТБ.

2

Методы познания живой природы

3

Вклад выдающихся учёных в развитие биологической науки

4

 Свойства живого. Уровни организации живой материи.

5

Свойства живой матери

6

Практическое значение биологии

Раздел 2. Основы цитологии.

Тема 2.1. Химический состав клетки

49

12

7

Методы цитологии.  Клеточная теория. Химический состав клетки Неорганические соединения.

8

 Особенности химического состава клетки. Неорганические вещества

9

Поступление воды в клетку. Тургор, плазмолиз, деплазмолиз

Лабораторная работа «Плазмолиз и деплазмолиз в растительных клетках»

10

Углеводы и липиды. Роль в жизнедеятельности клетки.

11

Процессы, протекающие в клетке на молекулярном уровне

12

Характеристика  биополимеров

13

Свойства и функции белков

Лабораторная работа «Ферментативное расщепление пероксида водорода в растительных и животных клетках»

14

Семинар по теме «Функции белков»

15

Практическая работа «Решение задач по молекулярной биологии».

Практическая работа

16

Нуклеиновые кислоты. АТФ.

17

Сравнение строения молекул ДНК и РНК. Репликация ДНК

18

Строение и функции АТФ.

Зачет  № 1 по теме « Химия клетки»

Тема 2.2.Строение и функции  клеток эукариот и прокариот

19

19

Цитология – наука о клетке. Клеточная теория.

20

Практическая работа «Решение задач по теме «Цитология»

21

Самостоятельная работа по решению задач

22

Наружная цитоплазматическая мембрана. Цитоплазма

Лабораторная работа «Движение цитоплазмы в клетках растений»

23

Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции

24

Полуавтономные  органоиды  клетки

Лабораторная работа «Наблюдение клеток листа элодеи»

25

 Строение клетки: одномембранные органоиды.

26

Немембранные органоиды  клетки

27

Особенности строения эукариотической клетки

28

Строение клетки: двумембранные и немембранные органоиды клетки.

29

Клеточное ядро. Строение и функции хромосом

30

Особенности строения растительной клетки

31

Сравнение клеток растений, животных и грибов.

Лабораторная работа   «Строение клеток растений и животных»

32

Сравнение клеток растений и животных

33

Особенности строения растительной клетки

34

Различия в строении клеток эукариот и прокариот.

Лабораторная работа «Изучение  строения клеток различных организмов под  микроскопом»

35

Особенности строения прокариотической клетки

36

Зачет № 2 по теме «Клеточные структуры и их функции»

37

Вирусы – неклеточные формы жизни

Тема 2.3. Обмен веществ и энергии

8

38

Понятие о гомеостазе. Регуляция обмена веществ

39

Отличительные особенности процессов клеточного дыхания

40

Обмен веществ и энергии в клетке.

41

Энергетический обмен. Стадии энергетического обмена

42

Брожение и дыхание

43

Фотосинтез. Хемосинтез

44

Сравнение процессов фотосинтеза и энергетического обмена

45

Зачет №3 по теме «Обеспечение клеток энергией»

Тема 2.4. Наследственная информация и её реализация в клетке

10

46

Синтез белков в клетке.  Транскрипция

47

Реализация наследственной информации в клетке

48

Современные представления о гене.

49

Биосинтез белка. Трансляция.

50

Регуляция транскрипции и трансляции. Современное представление о гене

51

Практическая работа  «Решение задач по теме «Биосинтез белка»

52

Урок практикум

Практическая работа  «Решение задач по молекулярной  биологии».

53

Практическая работа  «Решение задач по молекулярной  биологии».

54

Практическая работа «Решение задач по молекулярной  биологии».

55

Контрольно-обобщающий урок по теме  Зачет №   4 по теме «Наследственная информация и её реализация в клетке»                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов

Тема 3.1. Жизненный цикл клетки.

17

2

56

 Размножение. Деление клетки – основа роста и развития.

57

Матричный синтез ДНК. Хромосомы

Тема 3.2. Размножение

9

58

Клеточный цикл клетки . Митоз. Амитоз.

59

Митоз. Фазы митоза

60

Практическая работа «Решение задач по расчету числа хромосом»

61

Мейоз. Формы  размножения организмов

62

Сравнение  способов деления клеток и их  биологическая роль

63

Сравнение развития половых клеток у растений и животных

64

Развитие половых клеток.  Оплодотворение.

65

Вегетативное размножение. Бесполое и половое размножение.

66

Оплодотворение у цветковых растений и позвоночн

Тема 3.3. Индивидуальное  развитие организма

6

67

Индивидуальное  развитие организмов – онтогенез.

Лабораторная работа   «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства».

68

Дробление. Эмбриогенез: гаструляция и органогенез

69

Сходство зародышей и эмбриональная дифференциация признаков. Причины нарушений развития организмов.

70

Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития организмов.

71

Влияние условий среды на онтогенез

72

Зачет №5 по теме «Воспроизведение биологических систем»

Раздел № 4. Основы генетики.

Тема 4.1.История  закономерности наследственности

30

3

73

Генетика. Моногибридное скрещивание

74

История развития  генетики как науки

75

Гибридологический метод изучения наследования признаков, разработанный Г. Менделем

Тема 4.2. Основные закономерности наследственности

15

76

 Множественные аллели.  Анализирующее скрещивание

Практическая работа  № 2 «Составление простейших  схем скрещивания».

77

Цитологические основы законов Г. Менделя. Гипотеза чистоты гамет

78

Практическая работа  «Решение генетических задач на моногибридное скрещивание»

79

Дигибридное скрещивание.

80

Статистический характер наследственности. Отклонения от статистических закономерностей

81

Практическая работа  «Решение генетических задач на дигибридное скрещивание»

82

Хромосомная  теория наследственности.

Сцепленное наследование

Практическая работа  «Решение  генетических задач».

83

Сцепленное наследование генов. Закон Т. Моргана

84

Практическая работа  «Решение генетических задач на сцепленное наследование»

85

Взаимодействие неаллельных генов. Цитоплазматическая  наследственность

86

Практическая работа  «Решение генетических задач на сцепленное наследование с полом»

87

Практическая работа  «Решение генетических задач  на взаимодействие неаллельных генов»

88

Урок консультация

89

Практическая работа  «Решение генетических задач»

90

Зачет № 6 по теме «Решение генетических задач»

Тема 4.3. Основные закономерности изменчивости. Виды мутаций.

6

91

Изменчивость. Модификационная изменчивость.

Лабораторная работа «Изучение изменчивости организмов. Построение вариационного ряда».

92

Зависимость проявлений генов от условий внешней среды (фенотипическая изменчивость)

93

Биологическая роль мутаций

94

Мутационная  изменчивость. Значение  генетики для медицины и селекции.

95

Классификация мутаций по уровню их возникновения.

96

Закон гомологических рядов наследственной изменчивости

Тема 4.4. Генетика человека

6

97

Особенности и методы изучения генетики человека.

Практическая работа  «Выявление  источников мутагенов  в окружающей среде и оценка возможных последствий их влияния на организм».

98

Генеалогический метод и анализ родословных

99

Генные заболевания

100

Социальные проблемы генетики

101

Хромосомы и генетические карты человека

102

Наследственные болезни человека, меры их профилактики

Раздел 5.

3

103-105

Обобщающий урок за курс 10 класса.

5. Контроль уровня обучения.

Оценка качества знаний, умений, навыков.

1. Контроль  выполнения домашних заданий.

2. Организация лабораторно- практических   работ  и контроль  их выполнения.

3. Проведение тестовых работ по темам курса.

План-график контрольных уроков.

Четверть

Формы контроля

1 полугодие

2 полугодие

Учебный год

количество

Лабораторная работа

7

1

8

Практическая работа

2

5

7

Тестирование

4

6

10

6. Информационно – методическое  обеспечение.

  1. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-пресс, 2006.
  2. Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в ВУЗы. – М.: Оникс 21 век, 2005.
  3. Гончаров О.В. Генетика. Задачи. – Саратов: Лицей, 2005.
  4. Дикарев С.Д. Генетика: Сборник задач. – М.: Изд-во «Первое сентября», 2002.
  5. Дмитриева Т.А., Суматохин С.В., Гуленков С.И., Медведева А.А. Биология. Человек. Общая биология. 8-11 класс: Вопросы. Задания. Задачи. – М.: Дрофа, 2002.
  6. Донецкая Э.Г., Лунева И.О., Панфилова Л.А. Актуальные вопросы биологии. – Саратов: Лицей, 2001.
  7. Дягтерев Н.Д. Генная инженерия: спасение или гибель человечества. – СПб.: ИК «Невский проспект», 2002.
  8. Дягтерев Н.Д. Клонирование: правда и вымысел. – СПб.: ИК «Невский проспект», 2002.
  9. Захаров В.Б, Мустафин А.Г. Общая биология: тесты, вопросы, задания. – М.: Просвещение, 2003.
  10. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. – М.: Просвещение, 2006.
  11. Мишина Н.В. Задания для самостоятельной работы по общей биологии. 11 класс. – М.: Просвещение, 1985.
  12. Мягкова А.Н., Калинова Г.С., Резникова В.З. Зачеты по биологии: Общая биология. – М.: Лист, 1999.
  13. Пименов И.Н. Лекции по общей биологии. – Саратов: Лицей, 2003.
  14. Пуговкин А.П., Пуговкина Н.А., Михеев В.С. Практикум по общей биологии. 10-11 класс. – М.: Просвещение, 2002.
  15. Рязанова Л.А. Практикум по генетике в школе. – Челябинск: ЧГПИ, 1995.
  16. Сивоглазов В.И., Сухова Т.С., Козлова Т.А. Общая биология. 10 класс: пособие для учителя. – М.: Айрис-пресс, 2004.
  17. Сивоглазов В.И., Сухова Т.С., Козлова Т.А. Общая биология. 11 класс: пособие для учителя. – М.: Айрис-пресс, 2004.
  18. Сорокина Л.В. Тематические зачеты по биологии. 10-11 класс. – М.: ТЦ «Сфера», 2003.

Литература для учащихся:

  1. Биология. Общая биология: учеб. Для 10-11 кл. общеобразоват. Учреждений: профильный уровень /под. Ред. В.К Шумного и Г.М. Дымшица/.- М., Просвещение, 2006.
  2. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-пресс, 2006.
  3. Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в ВУЗы. – М.: Оникс 21 век, 2005.
  4. Захаров В.Б, Мустафин А.Г. Общая биология: тесты, вопросы, задания. – М.: Просвещение, 2003.
  5. Иванова Т.В., Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Сборник заданий по общей биологии. – М.: Просвещение, 2002.
  6. Дягтерев Н.Д. Клонирование: правда и вымысел. – СПб.: ИК «Невский проспект», 2002.
  7. Пименов И.Н. Лекции по общей биологии. – Саратов: Лицей, 2003.
  8. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е., Ижевский П.В. Общая биология. 11 класс. – М.: Вентана-Граф, 2004.
  9. Реймерс. Популярный биологический словарь. – М.: Просвещение, 1991.
  10. Шишкинская Н.А. Генетика и селекция: Теория. Задания. Ответы. – Саратов: Лицей, 2005.

  1. Интернет-ресурсы:

www.bio.1september.ru

www.bio.nature.ru

www.edios.ru

www.km.ru/educftion

        Мультимедийные пособия:

  1. Открытая Биология 2.6. – Издательство «Новый диск», 2005.
  2. 1С: Репетитор. Биология. – ЗАО «1 С», 1998–2002 гг. Авторы – к.б.н. А.Г. Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчикова
  3. Открытая Биология 2.5 – ООО «Физикон», 2003 г. Автор – Д.И. Мамонтов / Под ред. к.б.н. А.В. Маталина.
  4. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. – «Кирилл и Мефодий», 1999–2003 гг. Авторы – академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова.

        Контроль уровня обучения

Задания, используемые в качестве измерителей, содержатся в следующих источниках:

  1. Л.П. Анастасова. Общая биология. Дидактические материалы. – М.: Вентана-Граф, 1997 – 240 с.
  2. Биология 10-11Практикум для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Профильный уровень. /Г.М. Дымшиц, О.В. Саблина, Л.В. Высоцкая, П.М. Бородин/ - М.: Просвещение, 2008, - 143 с.
  3. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология/ Человек. – М.: Дрофа, 2004.
  4. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология/ Растения– М.: Дрофа, 2004.
  5. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология/ Животные. – М.: Дрофа, 2004.
  6. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология/ Общая биология – М.: Дрофа, 2004.
  7. В.Б. Захаров Общая биология: тесты, вопросы, задания: 9-11 кл. В.Б. Захаров и др. – М.: Просвещение, 2003.
  8. Т.В. Иванова Сборник заданий по общей биологии: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2002.
  9. А.А.Каменский, Н.А Соколова, С.А.Титов. Вступительные экзамены: ваша оценка по биологии. – М.: Издательский центр «Вентана Граф», 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка. Уроки музыки 1-4 классы и рабочая программа 1 класс

Пояснительная записка к адаптированной корреционной программе по музыке в начальной школе. Рабочая коррекционая программа по музыке 1 класс по программе Критской, Сергеевой....

Технология рабочая программа 5 класс Базовый уровень (ФГОС 5 класс) на 2013-2014 учебный год

Рабочая программа по направлению «Индустриальные технологии» составлена для учащихся 5 класса на основе следующих документов:...

Рабочая программа 11 класс класс

Пояснительная записка ,тематическое планирование  11 класс...

рабочая программа 5 класс ФГОС Домогацкий, факультатив 6 класс по географии

Дано планирование по биологии и географии, а также программы по факультативам 6 класс....

Рабочие программы 5 класс, 6 класс, 8 класс

Пррезентация - это массовая альтернатива индивидуальному разговору, поэтому в моей работе я часто ей пользуюсь, как средством достижения положительного результутата от учебного ппроцесса....