Рекомендации по работе с учебником
учебно-методический материал (5, 6, 7 класс) по теме

Содержание школьного курса биологии отражено в учебниках, являющихся важнейшими источниками знаний и средством обучения. Систематическое использование учебника на уроках – эффективный способ формирования у обучающихся самостоятельного добывания знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_k_rabote_s_uchebnikom.docx30.08 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации по работе с учебником

Одна из задач школы в современных условиях развития общества - формирование у учащихся навыков самостоятельного приобретения знаний. Содержание школьного курса биологии отражено в учебниках, являющихся важнейшими источниками знаний и средством обучения. Систематическое использование учебника на уроках – эффективный способ формирования у обучающихся самостоятельного добывания знаний.

Известно, что тот, кто учится самостоятельно, преуспевает гораздо больше, чем тот, кому все объяснили. Поэтому задача учителя - не давать учащимся знания в готовом виде, а научить их самостоятельно добывать эти знания, анализировать ситуации, критически оценивать их, систематизировать информацию, обобщать, творчески перерабатывать, фиксировать в виде планов, конспектов, схем, таблиц,  применять основные логические операции, выделять главное, решать проблемные задачи.

При организации работы с различными структурными компонентами учебника можно выделить несколько групп приемов :

1-я группа - организационные приемы, предполагающие развитие умений ориентироваться в учебнике, быстро находить необходимый информационный материал в тексте;

2-я группа - различные приемы работы с текстом;

3-я группа - приемы работы с вопросами, заданиями , иллюстрациями.

Задания при работе с учебником могут носить различный характер: репродуктивно-поисковый, сравнительно- аналитический и творческий . Это позволяет в рамках обычного урока осуществлять дифференцированный подход в обучении , значительно облегчает выполнение домашнего задания .

Характер работы со школьным учебником.

Репродуктивно-поисковый

Сравнительно-аналитический

Творческий

Комментированное чтение

Таблицы и схемы

Вопросы

к прочитанному

Ответы на вопросы

Анализ рисунков

Составление текстов

Работа с терминами

Подготовка выступления

Составление схем

Написание синквейна

Опорные конспекты

Сопоставление планов

Сопоставление конспектов

Заполнение таблиц

Репродуктивно – поисковая работа с учебником.

  1. Чтение с комментарием.

Наиболее простой формой на уроке можно считать комментированное чтение параграфа. Ее достоинства заключается в том, что данный прием помогает понять сложную информацию и обеспечить лучшее усвоение материала при подготовке домашнего задания. Эту форму целесообразно использовать для наиболее сложных тем, например «Гипотеза происхождения многоклеточных организмов» (9 кл.), «Взаимодействие неаллельных ген».

  1. Составление таблиц.

Эту форму работы я очень часто использую при изучении биологи в 7 классе. При изучении внутреннего строения класса животных , ребята читают текст и заполняют таблицу :

Система органов

Особенности строения

Функции

Опорно-двигательная

Пищеварительная

Дыхательная

Выделительная

Кровеносная

В итоге конспектируется самое главное , что нужно запомнить. Эти таблицы можно использовать при сравнении внутреннего строения животных разных отрядов, классов.

Эта форма работы учит школьников правильному отбору и краткому изложению информации.

  1. Составление проблемных вопросов по тексту учебника.

Глубокому осмыслению полученной информации способствуют проблемные вопросы по тексту. В каждом параграфе можно найти материал для составления таких вопросов. Прямого ответа на них нет, но в тексте содержится подсказка, намек на правильный ответ Для этого учащимся приходится рассматривать текст под другим углом зрения, анализировать его, устанавливать новые связи между понятиями. Проблемные вопросы представляют собой цепочки рассуждений, в которых каждое последующее звено связано с предыдущим.

Пример

9 класс. В теме «Биологические полимеры – белки». Вопрос: белки называют протеинами, что означает первый, главный. Почему этим вопросом хотят подчеркнуть первостепенное значение белков для жизненных процессов клеток и организмов?

8 класс. В теме «Человеческие расы». Вопрос : можно ли утверждать, что все расы относятся к одному виду ?»

Эпиграф к уроку может служить проблемным вопросом к изучаемому разделу, поэтому стараюсь начинать изучение нового материала с эпиграфа и возвращаться к нему в конце темы.


Пример.

Эпиграф к нашему уроку могут быть следующие слова:

«Безмолвные цветы -

Властители пространства,

И жаждой красоты

Живет цветов убранство».


Какие цели мы сегодня должны поставить перед собой при изучении новой темы?

Итак, сегодня мы должны узнать:

• 1. Какие растения называются покрытосеменными

• 2. Разнообразие покрытосеменных

• 3. Места обитания покрытосеменных

• 4. Значение цветковых.

А еще мы окунемся немного в мир поэзии.

  1. Составление опорных логических схем , планов.

План , схема , опорные конспекты помогают отделить главное от второстепенного при большом объеме информации , выделить смысловой остов текста , установить взаимосвязи отдельных систем. Все это способствует систематизации знаний учащихся. Многие тексты можно превратить в логические опорные схемы. Это наиболее краткое и наглядное изложение текстовой информации.


8 класс. Тема «Обмен веществ и энергии»

Энерг. обменhttps://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2016/12/12/k_584eefd7747a7/368980_16.pnghttps://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2016/12/12/k_584eefd7747a7/368980_17.png

СО2 + Н2О + Q

Аминокислоты

Белки


https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2016/12/12/k_584eefd7747a7/368980_18.png

Пластический

обмен

Белки организма

  1. Написание краткого конспекта.

По сложным темам можно предложить учащимся составить краткий конспект параграфа. Это дает возможность ученику выбрать из текста самое главное и лучше запомнить . Этот прием может быть применен как на уроке , так и при подготовке домашнего задания. Например при изучении тем в 9 классе : «Пластический и энергетический обмен», «Строение клетки», «Митоз», «Мейоз».

  1. Изучение терминов.

Изучение биологических терминов не ограничивается заучиванием их определений. Учащиеся должны понимать смысл , уметь пользоваться определениями . Если термин встречается редко и отсутствует система его отработки на каждом уроке , то в памяти он остается не долго. Осмысленное запоминание продуктивнее механического. Работа с терминами - важная составляющая процесса обучения. Если учащиеся не понимают что обозначает данный термин или пропустят объяснение какого-либо понятия , то в дальнейшем им трудно будет усвоить новую информацию и пропадет интерес к предмету. Проверка усвоения терминов осуществляется при проведении биологических диктантов

Сравнительно- аналитическая работа с учебником.

  1. Сравнение и анализ информации.

Это иной уровень работы с учебником. В любом анализе заложены элементы выделения отдельных частей и признаков , а также обобщения и нахождения взаимосвязи. Сравнение можно проводить , опираясь на текст , рисунки и схемы учебника и оформлять его результаты в виде таблиц и схем. Пример .

В теме «Нуклеиновые кислоты» учащиеся составляют сравнительную таблицу : «Строение ДНК и РНК»

Признаки

ДНК

РНК

Строение молекулы

Местонахождение

Функции

Для выполнения заданий по сравнению и анализу целесообразно использовать рисунки учебника. Например , можно дать задание сравнить рисунки 65 , 73, 78 ( 7 класс учебник В.М. Константинов, В.Г.Бабенко ) и найти общие черты типа Моллюски.

Творческие задания

Система творческих заданий реализуется через методики и алгоритмы, позволяющие непроизвольно запоминать материал темы , расширять и углублять его , применять знания на практике .

  1. Составление тестов учениками.

Тест - это в настоящее время наиболее распространенный вид проверки усвоения знаний учащихся. После изучения темы , учащимся предлагается составить 6-8 вопросов в виде тестовых заданий. Самостоятельно созданное тестовое задание обеспечивает формирование применения знаний в практической ситуации. Составлением тестов я применяю при подготовке к обобщающим урокам при изучении тем : «Класс Птицы», «Класс Млекопитающие» - 7 класс, « Пищеварительная система», «Опорно-двигательная система» - 8 класс , «Происхождение человека» - 9 класс.

  1. Создание синквейна.

Это творческая работа рефлексии. Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах - важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии , основанной на богатом понятийном запасе. Данная работа удается не всем ученикам . Поэтому здесь может быть использована парная или групповая работа, или это может быть домашнем заданием.

Пример:

Чарлз Дарвин

смелый , гениальный

открыл , создал, убедил

эволюция – необратимый процесс

Вирус

опасный , коварный

пугает , заражает, уничтожает

необъяснимая загадка природы

враг

  1. Составление вопросов.

Это работа требует от учеников определенных усилий, хотя кажется чего проще составить вопросы. Но вопросы не должны дублировать те вопросы которые приведены в параграфе . Они должны начинаться определенным образом . Например : « Какое строение имеют ……. ? Какой вывод можно сделать из …… ? В чем заключается взаимосвязь строения и функции …. ?»

Оценивается не столько количество , сколько качество вопросов , а также умение отвечать на них . Проверку работы можно проводить несколькими способами : выборочно или у всего класса в тетрадях , заслушивая вопросы нескольких учеников ; объявляя конкурс на лучший вопрос ; в ходе работы в группах и соревновании между ними.

  1. Моделирование.

Создание всевозможных моделей изучаемых систем , графических рисунков, схем обеспечивает использование дополнительной информации , выходящей за рамки , предусмотренные учебной программой. Например :

  1. Сделать рисунок , модель из цветного пластилина растительной и животной клетки ( тема «Биология – наука о живом мире» - 5 класс.)
  2. Создать схему опорного конспекта по теме «Бесполое размножение»-9 класс
  3. Придумать биологические задачи по теме «Генетика» - 9 класс
  4. Найти в дополнительной литературе информацию о способах приспособлений у животных и растений разных географических зон ; достижения клеточной и генной инженерии.
  5. Придумать фантастический рассказ о происхождении жизни или будущем человека.
  6. Подготовить проект.

Роль учебника на уроке очень велика :

-- подготовка школьников к самообразованию путем обучения их умению работать с учебником и любой другой литературой;

-- обеспечение тесной связи между умственной и конкретной практической учебной деятельностью.

В процессе обучения на уроках следует поставить учащихся в положение необходимости и заинтересованности заниматься самообразованием . К признакам самообразовательной деятельности относят :

  1. высокий уровень активности и самостоятельности учащихся ;
  2. добровольность в приобретении новых знаний;
  3. совпадение целей и мотивов познавательной деятельности;
  4. целенаправленность , системность и планомерный характер этой деятельности.

Реализацию этих признаков следует осуществлять через :

  • систематическое формирование и развитие умения самостоятельно работать с учебником при овладении учащимися алгоритмами действий , составляющих каждое умение;
  • включение учащихся в поисковую деятельность в работе с учебником, которая создает благоприятные условия для развития познавательной самостоятельности;
  • включение элементов занимательности в учебный процесс , что вызывает эмоциональную увлеченность в развитии познавательного процесса.

Литература .

1.Загашев И.О. , Заир-Бек С.И. «Учим детей мыслить критически » - СПб : Альянс «Дельта» 2013.

2.Мухина И.Д. Статья « Различные приемы работы с учебником «Общая биология» В.Б. Захарова. «Биология в школе» 2013.

3. Петрищева Г.С. «Системное использование учебника на уроках биологии – один из путей подготовки учащихся к самостоятельности» «Педагог» 1997 №3.

4. Цекало Е.С. Статья « Творческий потенциал учебника биологии» - Москва, 2005г. Издательский центр "Вентана-Граф". Методическое пособие 8-11 классы.

Используемые ресурсы из других общедоступных источников:

  1. http://abv.21309s02.edusite.ru
  2. http://www.pedagogik-systems.ru
  3. http://shcool-2.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая работа с учебником географии (из опыта работы).

Предлагаются различные формы работы с учебником географии....

Методические рекомендации для работы с учащимися «Комплекс упражнений психогимнастики для тренинговой работы с группой».

Разработка данного комплекса базировалась на результатах научных исследований Захарова В. П., Хрящева Н. Ю., Матюшкина А. М., Ярошевского М. Г.. В данном комплексе даются конкретные упражнения, к...

Работа с учебником «Литература. 6 класс» А.В. Гулина, А.Н. Романовой в условиях внедрения нового стандарта. (практическая работа)

Работа с учебником «Литература. 6 класс» А.В. Гулина, А.Н. Романовой в условиях внедрения нового стандарта: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому...

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ КАК СРЕДСТВО ЭФФЕКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ РАБОТЕ С ИНФОРМАЦИЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ.

Умение работать с книгой необходимо не только для успешного обучения, но и для дальнейшей трудовой деятельности учащихся. В современных условиях от специалиста любого уровня требуется профессиональная...

Использование у работе учителя учебников и электронных версий учебников

В статье идет речь о роди учебника в изучении предмета и использовании современных способов подачи информации, в том числе, в электронных формах учебников....

Социальные истории в работе с детьми с умеренной умственной отсталостью в условиях стационарного учреждения. Социальные истории и поведение. Рекомендации по работе.

Краткое описание методики "Социальные истории", использование в условиях стационарного учреждения на занятиях, уроках, в режимные моменты....