Статья на тему: "Развитие творческих способностей обучающихся через использование проектной деятельности на уроках биологии и во внеурочное время".
статья по биологии на тему

Боровских Александра Николаевна

Развитие творческих способностей обучающихся через использование проектной деятельности на уроках биологии и во внеурочное время

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей обучающихся через использование проектной деятельности на уроках биологии и во внеурочное время.

Боровских Александра Николаевна,

учитель биологии МАОУ «Лицей №7» г. Бердска

В основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования лежит системно - деятельностный подход, как основа определения требований к результатам образования. Образовательная деятельность в современных условиях направлена на создание опыта работы с информацией, ее целесообразного применения, обеспечивающего развитие каждого обучающегося. Во главу угла ставится развитие умений самостоятельного приобретения и применения знаний в соответствии с личностными целями и потребностями, решение актуальных для учащихся проблем. Процесс обучения планируется, организуется и направляется учителем как результат его совместной деятельности с учащимися в соответствии с содержанием образования (программой), личностным опытом, познавательными интересами и потребностями детей.

Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем.

В области биологического образования происходит смена целевой ориентации и более четкое обозначение приоритетности его развивающей функции. В этих условиях необходимо использовать современные педагогические технологии. В своей педагогической деятельности я широко использую методы проектной технологии.

Главными целями обучения учащихся с использованием проектной деятельности являются:

  • научиться пользоваться разными источниками информации;
  • формирование и развитие творческих способностей;
  • развитие коммуникативных умений, работая в группах;
  • развитие исследовательских умений (умение выявлять проблемы, собирать информацию, наблюдать, проводить эксперимент, выдвигать гипотезу);
  • создание мотивов к обучению и самообразованию;
  • развитие системного мышления

В использовании метода проектов основными требованиями являются:

  1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, влияние экологической обстановки в городе на здоровье человека, исследование загрязненности атмосферного воздуха в городе; влияние табакокурения на дыхательную систему человека и др.).
  2. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
  3. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, выпуск газеты об экологической обстановке нашего региона; факторах, влияющих на состояние окружающей среды; план мероприятий и др.).
  4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
  5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
  • определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола");
  • выдвижение гипотез, их решения;
  • обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений);
  • обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций,  творческих отчетов и пр.);
  • сбор, систематизация и анализ полученных данных;
  • подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
  • выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Умения, формируемые методом проектов:

  • Критическое мышление (аналитическое, самостоятельное, системное, ассоциативное);
  • Творческое мышление (пространственное воображение, прогностические способности);
  • Учебно-информационные умения (отбор нужной информации, анализ, систематизация, представление информации в различных формах);
  • Учебно-коммуникативные умения (работа в коллективе, сотрудничество, умение слушать и слышать).

Ярким примером проектной деятельности на уроках биологии являются лабораторные работы. В процессе лабораторных работ учащиеся получают элементарное представление о методах научного исследования. Данный практический метод позволяет учащимся проверять на практике выводы науки, выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности учащихся. Проведение лабораторных работ стимулирует мыслительный процесс, направленный на поиск и решение проблемы. У учеников повышается мотивация к раскрытию какой-либо темы в более широких масштабах, что приводит к работе над долгосрочным исследовательским проектом во внеурочное время, который включает этапность проведения, причем успех всего проекта во многом зависит от правильно организованной работы на отдельных этапах.

Работу над проектом мы начинаем с выбора темы проекта, его типа, количества участников. Далее я предлагаю возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися и корректируются учителем. Здесь уместна «мозговая атака» с последующим коллективным обсуждением.

В своей работе я использую информационно-поисковые проекты, исследовательские, практико-ориентировочные. Ученики предлагают различные модели кормушек для птиц, экологический проект школьного двора.

Таким образом, результатом использования метода проектов на уроках являются выпуск газеты, составление кластеров, защита проектов-презентаций, а результатом долгосрочного проекта является научно-исследовательская работа учеников, где ученики развивают свои творческие способности.

Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Ученик же из объекта научения превращается в субъект собственной деятельности. Учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ.

В данной статье речь идет об эффективности использования метода проектов на уроках биологии и во внеурочной деятельности, рассмотрены основные требования к использованию метода проектов и представлена...

Педагогический проект "Развитие творческих способностей обучающихся с помощью исследовательской деятельности на уроках биологии и во внеурочное время"

На современном этапе развития школьного образования проблема активной познавательной деятельности обучающихся приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенство...

«Использование проектной деятельности на уроках географии и во внеурочное время для формирования творческой личности учащихся»

Наиболее благоприятные условия для осуществления проектной деятельности имеет предмет география. Проблема развития творческой активности учащихся в процессе проектной деятельности на уроках геог...

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИХ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

 В настоящее время возросла  роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, о...

Обобщение опыта по теме:«Исследовательская деятельность на уроках биологии и во внеурочное время как средство развития творческих способностей обучающихся»

Ведущая педагогическая идеяВедущая педагогическая идея заключается в создании условий для успешной  исследовательской деятельности школьников на уроках биологии и во внеурочное время, что в...

Применение проектной деятельности на уроках биологии и во внеурочное время

В данной статье автор приводит методы и приемы технологии проектной деятельности, которые можно применять и на уроке, и во внеурочной работе....


 

Комментарии

Боровских Александра Николаевна

Мне очень интересна проектная деятельность. Я занимаюсь проектами с разными классами.

Манерова Полина Викторвна

Уважаемая Александра Николаевна! У Вас замечательный сайт. Очень много разнообразных методических разработок. Желаю Вам дальнейших творческих идей. С уважением Полина Викторовна.

Боровских Александра Николаевна

Огромное спасибо, Полина Викторовна за Вашу оценку моих методических разработок! Надеюсь для Вас мой сайт может быть полезен...