Биология. 9 класс Тема урока " Влияние биотических и абиотических факторов"
план-конспект урока по биологии (9 класс) по теме

Остроухова Светлана Анатольевна

Разработка обобщающего урока по биологии в 9 классе. УМК Н.И.Сонин

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon biologiya_9_klass.doc269 КБ

Предварительный просмотр:

Биология 9 класс

Тема  «Влияние биотических и абиотических факторов»

 УМК: Н.И. Сонин «Биология 9 класс. Общие закономерности»

Тип урока обобщающий

Цель: обобщить знания учащихся  по теме «Взаимоотношения  организмов и среды»

Ход урока

1. Орг. момент.

  1. Фронтальная  работа с определениями.  

Дайте определения следующим понятиям:

Экология

Экологические факторы

Абиотические факторы

Биотические факторы

Антропогенный фактор

Ограничивающий фактор

Виды взаимоотношений между организмами

Продуценты

Консументы

Редуценты

3. Решение  тестовых заданий  с последующим обсуждением (класс)

Тест.

1. Какой цифрой на рисунке обозначен консумент второго порядка?

 

https://bio-oge.sdamgia.ru/get_file?id=6772

 

1) 1                   2) 2                 3) 3                4) 4

2. Перед вами пищевая цепь: пшеница →саранча→ящерица→сова→орёл. Какой из этих организмов является основным конкурентом за пищу людей?

1) саранча   2) орёл      3) сова      4) ящерица

3. Выберите правильно составленную пищевую цепь.

1) листья укропа →землеройка→обыкновенный ёж→ястреб

2) листья укропа →обыкновенный ёж→ястреб

3) листья укропа →личинка майского жука→землеройка→обыкновенный ёж

4) листья укропа →гусеница бабочки махаон →большая синица→ястреб

4. Как получают энергию редуценты (разрушители)?

1) Они потребляют воду из почвы.              2) Они питаются растущими растениями.

3) Они используют энергию солнца.   4) Они питаются органическими веществами мёртвых организмов.

5. Как получают энергию продуценты (производители)?

1) Они потребляют воду из почвы.               2) Они используют энергию солнца.

3) Они питаются растущими растениями.   4) Они питаются мёртвыми организмами.

6. Как получают энергию консументы (потребители)?

1) Они используют энергию солнца.            2) Они потребляют воду из почвы.

3) Они питаются растущими растениями.  4) Они минерализуют органические вещества.

7. Какое из следующих утверждений справедливо для продуцентов (организмов — производителей органических веществ)?

1) Они извлекают энергию из употребляемых ими в пищу живых растений.

2) Они извлекают энергию из поедаемых ими остатков растений и животных.

3) Они используют энергию организма-хозяина.

4) Они используют солнечную энергию для создания органических веществ.

8. Какое из следующих утверждений справедливо для паразитов?

1) Они извлекают энергию из употребляемых ими в пищу живых растений.

2) Они извлекают энергию из поедаемых ими останков растений и животных.

3) Они используют солнечную энергию для создания органических веществ.

4) Они получают энергию из веществ организма-хозяина.

9. Какое из следующих утверждений справедливо для редуцентов (разрушителей)?

1) Они извлекают энергию из употребляемых ими в пищу живых растений.

2) Они извлекают энергию из поедаемых ими останков растений и животных.

3) Они используют солнечную энергию для создания органических веществ.

4) Они используют энергию организма-хозяина.

10. Какое из следующих утверждений справедливо для консументов (потребителей)?

1) Они разлагают органические вещества до неорганических.

2) Они извлекают энергию из неорганических веществ.

3) Они используют солнечную энергию для создания органических веществ.

4) Они извлекают энергию из поедаемых ими растений и животных. 

11. В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.

Целое

Часть

кровеносная система

сердце

...

биоценоз

 Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

1) почва       2) растения       3) ареал      4) биосфера

12. Вставьте пропущенные термины

ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ БИОГЕОЦЕНОЗА 

Однородный участок земной поверхности с определённым составом организмов и комплексом неживых компонентов называют __________(А). Организмы образуют в них три функциональные группы. __________(Б) – это главным образом зелёные растения, так они образуют органические вещества из неорганических в процессе фотосинтеза. Животные выполняют роль __________(В), так как питаются готовыми органическими веществами. Третья функциональная группа – это __________(Г). Она представлена бактериями и грибами.

Перечень терминов

1) биосфера      2) производитель    3) разрушитель   4) потребитель

5) агроценоз      6) биогеоценоз       7) популяция      8) хищник          6243

4. Работа у доски

1. Установите соответствие между организмами и типом биотических отношений, который между ними существует. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

 

                            ОРГАНИЗМЫ                       

ТИП ОТНОШЕНИЙ

A) жук-плавунец и малёк рыбы

1) паразит — хозяин

Б) щука и карась

2) хищник — жертва

В) человек и чесоточный зудень   

Г) лисица и мышь

Д) свинья и свиной цепень

Е) бактерия и бактериофаг

2. Установите соответствие между примером экологического фактора и группой, к которой его относят. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

                           

 ПРИМЕР ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ФАКТОРА                       

ГРУППА

A) вирус гепатита

1) абиотический фактор

Б) химический состав почвы

2) биотический фактор

В) длина светового дня   

Г) пыльца растений

Д) смерч

5. Самостоятельная работа с текстом экологического содержания  с последующим обсуждением.

Используя содержание текста "Свет как экологический фактор", ответьте на следующие вопросы.

1) Какое влияние короткие ультрафиолетовые лучи оказывают на растения?

2) Какая часть солнечного спектра особенно важна для фототрофных организмов?

3) Как животные организмы используют видимые лучи?

СВЕТ КАК ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР

Свет – важный экологический фактор. Он служит основным источником энергии для фотосинтеза, обеспечивает поддержание теплового и водного баланса в организме, создаёт условия для ориентирования в пространстве. Основным источником света на Земле является Солнце. Солнечная радиация различается по интенсивности и качеству: ультрафиолетовые лучи, видимые лучи, инфракрасные лучи.

Коротковолновые ультрафиолетовые лучи губительны для всего живого и задерживаются озоновым экраном. Небольшое количество длинноволновых ультрафиолетовых лучей достигает поверхности Земли и оказывает бактерицидное действие. Часть длинноволновых ультрафиолетовых лучей используется некоторыми животными и человеком для выработки антирахитичного витамина D.

Видимая часть солнечного спектра активно используется фотосинтезирующими организмами. В пределах этой части спектра

выделяют область фотосинтетически активной радиации (ФАР), которая поглощается хлорофиллом и вовлекается в фотосинтез. Поэтому видимая часть солнечного спектра важна для фототрофных организмов – основных производителей первичного органического вещества на планете.

Инфракрасные лучи – основной источник тепловой энергии. Они вызывают нагревание тел организмов, повышают в них уровень теплообмена и увеличивают испарение через покровы тела воды и пота. Инфракрасные лучи необходимы также и растениям: они создают наиболее благоприятные условия для поглощения через устьица углекислого газа.

6. Подведение итогов урока. Домашнее задание: составьте цепь питания из 5-7 звеньев для степного биоценоза

Маршрутный лист

Ученика ____________ класса ____________________________________________

1. Дайте определения следующим понятиям:

Экология

Экологические факторы

Абиотические факторы

Биотические факторы

Антропогенный фактор

Ограничивающий фактор

Виды взаимоотношений между организмами

Продуценты

Консументы

Редуценты

2.Решение  тестовых заданий.

Тест.

1. Какой цифрой на рисунке обозначен консумент второго порядка?

 

https://bio-oge.sdamgia.ru/get_file?id=6772

 

1) 1                   2) 2                 3) 3                4) 4

2. Перед вами пищевая цепь: пшеница →саранча→ящерица→сова→орёл. Какой из этих организмов является основным конкурентом за пищу людей?

1) саранча   2) орёл      3) сова      4) ящерица

3. Выберите правильно составленную пищевую цепь.

1) листья укропа →землеройка→обыкновенный ёж→ястреб

2) листья укропа →обыкновенный ёж→ястреб

3) листья укропа →личинка майского жука→землеройка→обыкновенный ёж

4) листья укропа →гусеница бабочки махаон →большая синица→ястреб

4. Как получают энергию редуценты (разрушители)?

1) Они потребляют воду из почвы.        2) Они питаются растущими растениями.

3) Они используют энергию солнца.   4) Они питаются органическими веществами мёртвых организмов.

5. Как получают энергию продуценты (производители)?

1) Они потребляют воду из почвы.               2) Они используют энергию солнца.

3) Они питаются растущими растениями.   4) Они питаются мёртвыми организмами.

6. Как получают энергию консументы (потребители)?

1) Они используют энергию солнца.            2) Они потребляют воду из почвы.

3) Они питаются растущими растениями.   4) Они минерализуют органические вещества.

7. Какое из следующих утверждений справедливо для продуцентов (организмов — производителей органических веществ)?

1) Они извлекают энергию из употребляемых ими в пищу живых растений.

2) Они извлекают энергию из поедаемых ими остатков растений и животных.

3) Они используют энергию организма-хозяина.

4) Они используют солнечную энергию для создания органических веществ.

8. Какое из следующих утверждений справедливо для паразитов?

1) Они извлекают энергию из употребляемых ими в пищу живых растений.

2) Они извлекают энергию из поедаемых ими останков растений и животных.

3) Они используют солнечную энергию для создания органических веществ.

4) Они получают энергию из веществ организма-хозяина.

9. Какое из следующих утверждений справедливо для редуцентов (разрушителей)?

1) Они извлекают энергию из употребляемых ими в пищу живых растений.

2) Они извлекают энергию из поедаемых ими останков растений и животных.

3) Они используют солнечную энергию для создания органических веществ.

4) Они используют энергию организма-хозяина.

10. Какое из следующих утверждений справедливо для консументов (потребителей)?

1) Они разлагают органические вещества до неорганических.

2) Они извлекают энергию из неорганических веществ.

3) Они используют солнечную энергию для создания органических веществ.

4) Они извлекают энергию из поедаемых ими растений и животных. 

11. В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.

Целое

Часть

кровеносная система

сердце

...

биоценоз

 Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

1) почва       2) растения       3) ареал      4) биосфера

12. Вставьте пропущенные термины

ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ БИОГЕОЦЕНОЗА 

Однородный участок земной поверхности с определённым составом организмов и комплексом неживых компонентов называют __________(А). Организмы образуют в них три функциональные группы. __________(Б) – это главным образом зелёные растения, так они образуют органические вещества из неорганических в процессе фотосинтеза. Животные выполняют роль __________(В), так как питаются готовыми органическими веществами. Третья функциональная группа – это __________(Г). Она представлена бактериями и грибами.

Перечень терминов

1) биосфера      2) производитель    3) разрушитель   4) потребитель

5) агроценоз      6) биогеоценоз       7) популяция      8) хищник

3. Самостоятельная работа с текстом экологического содержания  с последующим обсуждением.

Используя содержание текста "Свет как экологический фактор", ответьте на следующие вопросы.

1) Какое влияние короткие ультрафиолетовые лучи оказывают на растения?

2) Какая часть солнечного спектра особенно важна для фототрофных организмов?

3) Как животные организмы используют видимые лучи?

СВЕТ КАК ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР

Свет – важный экологический фактор. Он служит основным источником энергии для фотосинтеза, обеспечивает поддержание теплового и водного баланса в организме, создаёт условия для ориентирования в пространстве. Основным источником света на Земле является Солнце. Солнечная радиация различается по интенсивности и качеству: ультрафиолетовые лучи, видимые лучи, инфракрасные лучи.

Коротковолновые ультрафиолетовые лучи губительны для всего живого и задерживаются озоновым экраном. Небольшое количество длинноволновых ультрафиолетовых лучей достигает поверхности Земли и оказывает бактерицидное действие. Часть длинноволновых ультрафиолетовых лучей используется некоторыми животными и человеком для выработки антирахитичного витамина D.

Видимая часть солнечного спектра активно используется фотосинтезирующими организмами. В пределах этой части спектра

выделяют область фотосинтетически активной радиации (ФАР), которая поглощается хлорофиллом и вовлекается в фотосинтез. Поэтому видимая часть солнечного спектра важна для фототрофных организмов – основных производителей первичного органического вещества на планете.

Инфракрасные лучи – основной источник тепловой энергии. Они вызывают нагревание тел организмов, повышают в них уровень теплообмена и увеличивают испарение через покровы тела воды и пота. Инфракрасные лучи необходимы также и растениям: они создают наиболее благоприятные условия для поглощения через устьица углекислого газа.

4.Самооценка

Оценочный лист ____________________________    Класс ______________

Знаю определения

Тест

Работа с текстом

Итоговая самооценка

9-10 определений – «5»

7-8 определений – «4»

5-6 определений – «3»

12-13 б – «5»

9-11 б- «4»

6-8 б -«3»

3б – «5»

2б- «4»

1б – «3»

    5. Домашнее задание. Составьте цепь питания из 5-7 звеньев для степного биоценоза


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по биологии 6 класс. Тема урока: «Микроскоп. Клеточное строение растений».

В этом конспекте представлены все этапы поводимого урока, работа учащихся на уроке, выполнение лабораторной работы и работа по индивидуальным карточкам....

Урок биологии по теме: "Эволюция органического мира. Антропогенез". 11-й класс. Тема урока: "Митохондриальная Ева и генетическое разнообразие современного человечества"

Урок включает теоретическую часть и практическую работу по моделированию дрейфа генов митохондриальной ДНК, сообщает учащимся о последних научных разработках в области палеогенетики.ТИП УРОКА: ур...

Презентация к уроку по биологии по теме: "Эволюция органического мира. Антропогенез". 11-й класс. Тема урока: "Митохондриальная Ева и генетическое разнообразие современного человечества"

Презентация к уроку по биологии по теме: "Эволюция органического мира. Антропогенез". 11-й класс. Тема урока: "Митохондриальная Ева и  генетическое разнообразие современного человечества"...

биология-6 класс Тема урока : ″Многообразие жизненных форм растений.″ (по образовательной программе И.Н.Пономаревой «Биология» 6 класс)

биология-6 классТема урока : ″Многообразие жизненных форм растений.″(по образовательной программе И.Н.Пономаревой «Биология» 6 класс)Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель: Изучить жи...

Урок биологии в 5 классе Тема урока: «Среда обитания. Экологические факторы»

Урок биологии в 5 классеТема урока: «Среда обитания. Экологические факторы»Цели урока: Образовательная: формировать экологическое мышление, сформировать понятие о среде обитания,...