Технологическая карта урока "Систематика растений"
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Высоцкая Татьяна Борисовна

Целью данного урока является: содействие  формированию знаний об основах систематики растений, изучить основные систематические группы растений, научиться распознавать растения классов однодольных и двудольных растений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistematika_tehnologicheskaya_karta_uroka_31.docx38.52 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме: « Систематика растений» ( учитель Высоцкая Т.Б)

Предмет

биология

Класс

6

Тема

Систематика растений.

Цель учебного занятия

Содействовать формированию знаний об основах систематики растений, изучить основные систематические группы растений, научиться распознавать растения классов однодольных и двудольных растений.

Основные задачи:

образовательные: познакомить обучающихся с основными систематическими группами  растений: вид, род, семейство, порядок, класс, отдел, царство,

развивающие: научить анализировать, делать выводы, работать с учебником; развивать мышление наблюдательность, умение сравнивать.

воспитательные: воспитывать положительную мотивацию к учёбе, осуществлять на уроке экологическое воспитание обучающихся.

Тип учебного занятия

Урок открытия новых знаний

Термины и понятия

Систематика растений, род, вид, семейство, порядок, класс, отдел, царство, сорт, класс однодольные, класс двудольные

Специфическое сопровождение

мультимедийный проектор

Методы и формы обучения

Основной: проблемно-поисковый

Дополнительные:

- словесные (беседа, диалог);

- наглядные (работа с рисунками, схемами, картинками на проекторе);

- практические (составление схем, поиск информации);

- дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение)

Планируемые результаты

Личностные

достигаются в течении всего занятия

Предметные

достигаются в течении всего занятия

- формирование интереса к учебному материалу, отдельным заданиям;

- представление об основных моральных нормах поведения на уроке;

- понимание заданных критериев успешности учебной деятельности

- умение проводить самооценку на основании критерия универсальных учебных действий.

- определение значения систематики растений как процесса классификации растений видовому разнообразию

- выявление признаков классов двудольных и однодольных растений как представителей покрытосеменных;

- выделение существенных признаков размножения различных групп живых организмов

Метапредметные

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

- формировать умения находить отличия, составлять схемы - опоры, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки.

- находить необходимую информацию в учебнике и дополнительной литературе;

 - понимать заданный вопрос и в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

- на основе анализа и сравнения группировать объекты изученного материала по заданному основанию;

 - устанавливать причинно-следственные связи

- предоставлять возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

 - осуществлять синтез, как составленное целого из частей;

–формировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

 - продолжить формирование умения слушать и обосновывать свое мнение.

- формировать умения выражать свои мысли и идеи;

 - иметь представление о разнообразии форм учебной деятельности (индивидуальной, фронтальной, парной, групповой);

 - иметь представления о правилах общения в классе;

 - иметь представление о формах работы в классе (индивидуальная, фронтальная, в парах и.т.п);

–формировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

 - продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.

 - продолжить формирование умения определять критерии изучаемого объекта.

- принимать учебную задачу. соответствующую этапу обучения;

 - понимать выделенные учителем ориентиры и действия в учебном материале;

 - оценивать совместно с учителем результаты своих действий;

Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия

Формируемые умения(универсальные учебные действия)

1

2

3

4

5

6

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

 (Учитель организовывает актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности)

Добрый день! Я рада вас видеть. Я желаю вам хорошего настроения и плодотворной работы. Надеюсь, что сегодняшний урок принесет вам только положительные эмоции, вы получите новые знания и будете еще умнее и как гласит древний китайский афоризм : «Ты можешь стать умнее 3 путями: путём опыта и размышления– самый тяжелый путь, путём подражания – самый быстрый путь, путём соглашения с увиденным и услышанным - самый легкий путь» (китайский афоризм)( слайд 1)

Ребята! Какой из этих путей выберете вы?

Отвечают на приветствие учителя,

размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.

Осуществляют самопроверку готовности к уроку.

Фронтальная

Регулятивные: Самоконтроль учебной деятельности.

Умеют самостоятельно подготовить рабочее место для занятий.

Коммуникативные: Планируют учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

2.Актуализация и пробное учебное действие

Просмотр слайдов  с видами природы под звучание музыки» Как прекрасен этот мир!»

Установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях.

(Учитель создает условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Устанавливает тематические рамки)

Я предлагаю Вам посмотреть на экран и поразмышлять..в каком замечательном растительном мире  мы живем.

(слайд 2-12)

Ребята! Сколько видов растений известно в настоящее время?

Чем различаются растения между собой?

 Как же разобраться во всем многообразии растений, произрастающих на Земле?( слайд 13)

Обратите внимание на слайд. Переставьте правильно буквы и определите тему нашего сегодняшнего урока.( слайд 14)

Систематика растений.

Отвечают на поставленные вопросы, используя информационный лист № 1 пользуясь ранее полученными навыками и знаниями.

Определяют  тему урока используя проблемно-поисковый метод;

Участвуют в постановке познавательной цели урока.

Фронтально-индивидуальная

Познавательные: анализируют и дифференцируют полученные ранее знания, занимаются поиском необходимой информации, структурируют знания; анализируют текст и рисунки учебника.

Регулятивные: самостоятельно определяют  цель учебной деятельности; осуществляют целенаправленный поиск ответов на поставленные вопросы; выполняют задания в соответствии с целью; самопроверку, взаимопроверку и корректировку учебного задания. исправляют и оценивают свои знания и знания одноклассников, принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: слушают учителя, задают вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, формулируют собственные высказывания в рамках учебного диалога.

3.Выявление места и причины затруднения.

4.Целеполагание , определение цели урока и ее фиксация

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся.

(Учитель предлагает  обучающимся проблемные вопросы и задания с целью выявления понятия систематики растений, их классификации, видовому разнообразию. Направляет деятельность обучающихся, связанную с постановкой проблемы, поиском путей её решения)

Ребята! Обратите внимание на экран. Вам даны слова и словосочетания. Из предложенных слов и словосочетаний попробуйте выбрать те, которые на Ваш взгляд ассоциируются с понятием «систематика» и самостоятельно  дайте определение понятию «систематика»:

Раздел биологии; Распределение по группам( систематическим категориям); Движение; Классификация; Дыхание; Сходство и родство растений; Фотосинтез; Систематизация; ( слайд15)

 (Записываем определения в тетрадь)

Систематика это раздел биологии, в котором растения распределяются на группы ( систематические категории) на основании их сходства и родства. (слайд 16)

 Кто является основоположником систематики?

Особую роль в развитии науки систематики сыграл шведский ученый 18 века

 Карл Линней (1707-1778) – основоположник систематики растений. (слайд 17-18)

А теперь давайте попробуем погрузиться в роль ученого систематика и  выполнить его работу. Попытайтесь расположить данные систематические категории в порядке возрастания , начиная с наименьшей, наименьшей единицей систематики является « вид» Как Вы думаете. Какая из предложенных категорий будет самой наивысшей?( слайд 19)

  • Класс                      
  • Царство
  • Род
  • Порядок
  • Вид
  • Семейство
  • Отдел

Ну давайте попробуем выполнить следующее задание:Растения имеют имя и фамилию.

Определите где имя а где фамилия у представленных растений :

  • Видовые названия:
  • Имя  это  вид (систематическая категория) а фамилия – род (систематическая категория) растений

1смородина красная

2 смородина черная

3 радиола розовая

4 лапчатка прямостоячая

5 клён татарский

6 клён остролистный( слайд 20-21)

Почему не можем выполнить, почему у всех разные ответы. Чего то  мы наверное не знаем? На какой вопрос нужно ответить чтобы выполнить это задание?

В какой последовательности  раполагаются систематические категории и как определить у растения принадлежность к виду и роду?

Определяют понятие систематика растений, классификация растений.  Занимаются поиском причин различий осознают затруднение, производят поиск способа его преодоления. Делают вывод.

Индивидуальная работа с понятием.

Возникновение ситуации интеллектуального конфликта,разрыва между имеющимися знаниями и предложенным заданием.

Учащиеся формулируют цель урока.

Фронтальная

Индивидуальная

Познавательные: Предлагают способы решения поставленной учителем проблемы, производят

информационный поиск;  анализируют информацию с выявлением существенных и несущественных признаков, сравнивают, устанавливают причинно - следственные связи, обобщают;

выполняют знаково - символические действия (кодирование/ декодирование);

занимаются построением речевого высказывания.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Корректируют свои знания.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации,

Излагают собственные мысли, ведут диалог, учатся вести дискуссию.

5.Построение  группового проекта выхода из затруднения.

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности обучающихся. Ознакомление с текстом заданий, беседа по вопросам.

(Учитель предлагает  обучающимся вопросы и задания с целью решения проблемы и выхода из ситуации интеллектуального разрыва. Осуществляет коррекцию, организует обсуждение)

Самая крупная группа в  систематике растений-это ЦАРСТВО. В царстве растений различают разные отделы:

▪Моховидные    ▪ Плауновидные    ▪Хвощевидные ▪Папоротниковидные    ▪ Голосеменные

 Покрытосеменные

 В отделе  Покрытосеменные различают два класса: Двудольные и Однодольные.

Класс двудольные включает в себя следующие порядки:

Порядок камнеломковые

Порядок макоцветные

Порядок бобовоцветные

Класс однодольные включает в себя следующие порядки:

Порядок лилиецветные

Порядок злакоцветные порядок аироцветные  

Семейства класса Двудольные: Крестоцветные, Крыжовниковые. Семейства класса Однодольные: Злаки . Лилейные.Семейстов Крыжовниковые включает в себя Род СМОРОДИНА И  Род Крыжовник. Род Смородина включает  в себя Вид  Смородина красная

Вид Смородина черная

Вид Смородина альпийская и др.

Положение вида красная смородина в системе растительного мира:

Царство          Растения

 Отдел              Покрытосеменные

Класс                Двудольные

Порядок           Камнеломкоые

Семейство       Крыжовниковые

Род                    Смородина

Вид                    Смородина Красная

  • существительное - родовое название;фамилия смородина
  • 2 – прилагательное - видовое название; имя состоит из двух слов смородина красная

Работа с учебником, работа с проектными листами, с информационным листом  №2,обсуждают задания  в группах и выполняют его. Ответственное отношение к выполнению учебных задач;

готовность к восприятию научной картины мира, осознание ценности каждого живого организма;

уважительное отношение к другому человеку, его мнению.

Индивидуально-групповая

Познавательные: извлекают необходимую информацию из информационной карты№2,прослушанного объяснения учителя, высказывания одноклассников, систематизируют собственные знания. Предлагают способы решения поставленной учителем проблемы.

Информационный поиск;

Анализ с выявлением существенных и несущественных признаков, сравнение, устанавливают причинно – следственные связи;

Выполняют знаково – символические действия

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Регулятивные: корректируют свои знания.

6.Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта

Представление проеков.Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Ознакомление с текстом заданий, беседа по вопросам.

(Учитель организует работу детей для ответа на проблемный вопрос. Обсуждает с учащимися критерии. Логическое мышление детей, анализ ответов)

      Давайте сейчас определим какие систематические категории существуют? (слайд 22-26)

  • Расположите систематические категории в порядке возрастания?

(Обучающиеся отвечают на вопрос, обосновывают свои ответы вопросы Осуществляет коррекцию, организует обсуждение)

Осуществляют поиск информации, необходимой для решения вопроса,

осуществляют оценку по выработанным критериям.

Делают вывод о систематических категориях.

Отвечают на вопросы, исходя из новых знаний, предлагают и обосновывают свои предположения.

Групповая

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правила контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы. Корректируют свои знания. Предлагают способы решения поставленной учителем проблемы. Информационный поиск; построение речевого высказывания. Участвуют в совместной деятельности. Излагают  собственные  мысли, ведут  диалог, учатся  вести дискуссию.

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

7.Работа с проверкой по эталону.

8.Включение в систему знаний и повторение

Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике.

Проверка изученного материала

(Подводит итог по решению основной задачи урока. Отмечает наиболее правильные и удачные решения у учащихся, предложивших наиболее верные ответы)

Сколько видов представлено на слайде? Сколько родов? Лютик- род. Лютик едкий, Лютик ядовитый-виды.( слайд 27-28)

Групповая

Индивидуальная.Фронтальная

Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. Моделируют и формулируют

ответы.

Коммуникативные: осуществляют взаимооценку.

9.Рефлексия учебной деятельности на уроке

Заключительная беседа по вопросам

- Сегодня вы познакомились с наукой систематикой и научились классифицировать растения по группам и видовому родству.

Давайте вернемся к цели урока.

- Мы ее достигли?

- Как мы ее достигли?Я Вам сказала или Вы сами путем размышления. Путем собственных действий и собственного опыта

- Понравилось ли вам на уроке? - Дайте оценку нашей работе заполните листок самооценки.  – карточку с  грустным лицом.

(Учитель предлагает обучающимся оценить деятельность на уроке)

2. Оценивает работу отдельных  обучающихся. Дает комментарии к домашнему заданию.

Д/з: Параграф 19.Определить таксономическое положение вида земляника лесная в системе растительного мира

.(слайд 29-30)

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели.

Индивидуальная

Личностные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений  как интегрированных, сложных умений; приобретают умение мотивированно организовать свою деятельность; понимают в чем значение знаний для человека; стремятся к приобретению новых знаний и умений.

Регулятивные: оценивают свою работу, осознают правило контроля; исправляют и объясняют ошибки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока "Ботаника-наука о растениях"

Технологическая карта урока "Ботаника - наука о растениях" составлена в соответствии с требованиями ФГОС...

Технологическая карта урока по биологии 6 класс, тема: "Органы цветковых растений. Корень"

В разработке урока по теме: "Органы цветковых растений. Корень" представлена технологическая карта урока, где отражены этапы урока, основное содержание,  действия учителя, действия ученика. Техно...

Технологическая карта урока. Методическя разработка урока по теме "Сравнительная характеристика царства Растения и царства Животные"

Разработка технологической карты урока биологии 7 класса по теме "Сравнительная характеристика царства Растения и царства Животные"...

Урок биологии на тему"Вегетативное размножение покрытосеменных растений".6 класс.Технологическая карта урока.

Предлагаемый материал представляет собой технологическую карту урока по формированию УУД. Тема  урока:  Вегетативное размножение покрытосеменных растений. Цель  и задачи занятия: создан...

технологическая карта по теме "Ткани растений" 5 класс ФГОС

Предложена разработка урока в рамках требований ФГОС. Цель: сформировать у учащихся  знания  об  особенностях строения разных органов растений,  расширить  круг  знаний...