Урок на тему: " Пищеварение в ротовой полости".
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

Федина Анна Александровна

Информационный урок, включающий в себя смену разных технологий, которые будут способствовать лучшему запоминанию темы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_na_temu_pishchevarenie_v_rotovoy_polosti_ya_pishu.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

   Урок биологии 8 класс.

УМК В.В.Пасечник.«Биология 8 класс».

Раздел: Пищеварение

Тема: «Пищеварение в ротовой полости».

Цели и  задачи урока

Образовательные:

Сформировать у  учащихся знания:

о процессах механической  и химической обработки пищи в ротовой полости.

о роли ферментов в процессе пищеварения в ротовой полости;

о рефлекторной регуляции пищеварения в ротовой полости;

о строении и типах зубов.

Развивающие:

Продолжить работу над формированием у учащихся:

навыков частично-поисковой деятельности;

умение применять полученные знания в собственной жизни.

Воспитательные:

Воспитывать уважение к интеллектуальному труду;

формировать умение вести диалог, дискутировать, выслушивать друг друга;

познакомить с гигиеническими правилами ухода за полостью рта, профилактикой зубных заболеваний, вредным влиянием алкоголя и никотина на пищеварение в ротовой полости.

Оборудование: Мультимедийный комплекс, раздаточный материал,таблицы, технологические карты, учебник, тетрадь.

Ход урока.

Организационный момент

Эпиграфом сегодняшнего урока будут слова древнегреческого философа Сократа: «Мы живём не для того, чтобы есть, а едим, для того, чтобы жить».

        Уже в древности учёные и философы задумывались над проблемой пищеварения.

Класс делится на три группы.

Давайте с вами проверим домашнее задание. На прошлом уроке мы начали изучать пищеварение. И для того чтобы узнать как вы усвоили материал , мы поиграем в игру « Пирамида». На доске вывешивается пирамида с  номерами от каждой команды приглашаются капитаны для участия в жеребьевке. ( Каждой команде свое задание).

 Обсуждение всей командой отвечает один с поднятой рукой.

1 Конкурс «Да или нет».

1. Сыр, масло, молоко, мясо – это питательные вещества.

2. Питательные вещества выполняют энергетическую и строительную функцию.

3.  Глотка является частью пищеварительного тракта.

4.В состав эмали зубов входят соли кальция.

5. В ротовой полости пища подвергается механической обработке, смачиванию и       обеззараживанию.

6 Переход питательных веществ и воды в кровь и лимфу, т.е всасывательная функция, выполняется слизистой оболочкой отдельных участков пищеварительного канала.

7.Слизистая желудка содержит большое количество желез, выделяющих кишечный сок.

8. Аппендикс – это червеобразный отросток прямой кишки, при воспалении которого  развивается заболевание аппендицит.

9. В глотке пищеварительный путь перекрещивается с дыхательным.

Правильные суждения: 2,3,4,5,6, ,9.

2 Конкурс « Третий лишний»

Подчеркнуть лишнее слово , зачитав все.

  1. Глотка, пищевод, печень, желудок, кишечник.
  2. Функции пищеварительной системы – секреторная, двигательная, строительная, всасывательная.
  3. Питательные вещества – это сыр, белки, жиры, углеводы и минеральные соли.
  4. К продуктам животного происхождения относятся: масло, яйца, творог, сахар, мясо.
  5. Пищеварительные железы, расположенные вне пищеварительного тракта: слюнные, печень, желудочные, поджелудочные железы.
  6. Зубной аппарат человека состоит из резцов, клыков, коренных и хищных зубов.
  7. Функции питательных веществ – строительная, двигательная, энергетическая.
  8. Железы смешанной секреции – печень, поджелудочная и половые железы.
  9. В ротовой полости пища разжевывается, увлажняется слюной и окончательно переваривается.

3 Конкурс « Расскажи мне расскажи». Вам нужно дать определение этим понятиям.

Пищеварение – …

Значение пищеварения – …

Пищевые продукты –….

Перечислите пищевые продукты, содержащие белки – …

Перечислите пищевые продукты, содержащие углеводы – …

Перечислить пищеварительные железы …

Перечислите пищевые продукты, содержащие жиры – …

  1. Процесс механической обработки пищи в пищеварительном канале и химическое расщепление ферментами питательных веществ на более простые вещества, хорошо усваиваемые организмом.
  2. Получение организмом строительных веществ и энергии для жизнедеятельности.
  3. Продукты животного и растительного происхождения, используемые человеком в пищу как в необработанном виде.
  4. Мясо, рыба, яйцо, творог, бобовые …
  5. Картофель и овощи, крупы, макаронные изделия, фрукты, хлеб, кондитерские изделия.
  6. Слюнные железы, железы желудка, печень, поджелудочная железа.
  7.  Масла растительного и жиры животного происхождения, сыр, сливки обработанном, так и в необработанном виде.

С домашним заданием справились хорошо, теперь переходим к следующему этапу урока.

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМНОГО ВОПРОСА

Еще в Древней Индии применяли «испытание рисом». На суде для решения вопроса о виновности или невиновности подсудимому предлагали съесть сухой рис. Если он его съест, значит, не виновен, а если не съест, то виновен. А плантаторы при покупке рабов обязательно осматривали их зубы. Хотели бы вы узнать, почему они так поступали?

Изучению новой темы.

Сегодня мы начинаем изучать процессы, протекающие в органах пищеварения. Первый отдел пищеварительного канала – это ротовая полость. Поэтому наш урок называется «Пищеварение в ротовой полости».

Какие органы находятся в ротовой полости?

Вход в ротовую полость отграничивают губы, полость выстлана слизистым  эпителием.

В ротовой полости находятся:

  • Язык 
  • Зубы

Протоки слюнных желез

Механическая обработка пищи.

Какова роль языка и зубов? 

Язык человека и других млекопитающих образован поперечно -полосатой мышечной тканью, покрытой слизистой оболочкой. Язык выполняет множество разнообразных функций: жевание, глотание, артикуляция речи, восприятие вкуса. Чрезвычайно важна роль языка при сосании молока матери детенышами млекопитающих (включая человека), поэтому язык новорожденного и грудного ребенка относительно большой, толстый и широкий.
Язык имеет удлиненную овальную форму. По бокам он ограничен краями, которые кпереди переходят в верхушку, а кзади – в корень; между верхушкой и корнем расположено тело языка. Верхняя поверхность языка – спинка – выпуклая и значительно длиннее, чем нижняя.

Язык человека образован мышечной тканью. Участвует в механической обработке пищи и восприятии ее вкуса.

Зубы участвуют в пережевывании пищи.

Сообщение ребят первой команды « Зубы».

Перед нашим уроком ребята получили задание, узнать о строении зубов у самых знающих людей, у стоматолога. Сейчас они нам расскажут.

        Зубы – это обнаженная часть нашего скелета, и каждый зуб – живой орган. Зуб имеет коронку, шейку и корень. Коронки выступают над десной и покрыты крепкой эмалью желтовато-белого цвета. Под эмалью располагается плотное вещество – дентин, дентиновые клетки обеспечивают жизнь зуба, их гибель означает смерть зуба. Шейка зуба охватывается десной. Далее идет корень, покрытый цементом. Внутри зуба находится полость, заполненная мякотью – пульпой, пронизанной кровеносными сосудами и нервными окончаниями, они воспринимают давление на зуб.

        У взрослого человека 32 зуба.

Резцы, их по 4 на верхней и нижней челюстях, имеют долотообразную форму и одиночный корень.

Клыки – по 2 на каждой челюсти – имеют коронку с двумя режущими краями, сходящимися под углом, корень одиночный. Резцами и клыками человек откусывает пищу.

Малые коренные зубы – по 4 на каждой челюсти – лежат за клыками. Коронка сдавлена спереди назад, корень одиночный.

Большие коренные зубы – по 6 на каждой челюсти (последний, названный «зубом мудрости», прорезается в возрасте от 12 до 30 лет). Форма коронки кубовидная, верхние зубы имеют 3 корня, нижние – 2.

Заболевания зубов. Эмаль - твердое, но хрупкое вещество. Она легко разрушается, если после горячей пищи сразу употреблять холодную и наоборот. Смена горячего и холодного воздуха происходит и при курении табака. Чем больше при этом контраст температур, тем больше вероятность повреждения эмали. Кроме того, табачный деготь оседает на зубах, образуя желтый налет, который через некоторое время превращается в зубной камень. Снять его можно лишь специальными инструментом или с помощью специальной пасты.

Нарушение эмали приводит к заболеванию кариесом. На месте повреждения образуется углубление дупло. Оно постепенно доходит до пульпы зуба, и инфекция, проникая в нее, вызывает воспаление - пульпит.   Признаки   пульпита:   зубная   боль,   повышенная   чувствительность  зуба   к  горячему   и холодному. Если зуб вовремя не вылечить, не запломбировать, он разрушится. Сильное   разрушающее   воздействие   на  зубы   оказывает   молочная   кислота,   образующаяся   при брожении углеводов.  Кроме того, сахар является хорошей средой для микробов, находящихся полости рта. Вредно грызть леденцы, орехи - это может привести к механическим повреждения зубов. Разрушение зубов вызывает и недостаток фтора, поэтому в некоторые сорта зубной паст добавляют соли  фтора.   Но  и  избыток фтора  приводит к повреждениям  эмали  (фторозу).  Для предупреждения   фтороза   питьевую   воду   с   повышенным   содержанием   фтора   надо   кипятит отстаивать или замораживать, т.к. при этом содержание фтора в воде уменьшается.

Уход за зубами

  1. Сколько раз в день необходимо чистить зубы?
  2. Какую щетку лучше использовать для чистки зубов?
  3. Как необходимо правильно чистить зубы?
  4. Как долго надо чистить зубы?
  5. Как удалить частички пищи между зубами?

Как часто надо посещать стоматолога?

  1. Чистить зубы рекомендуется два раза в день – утром и вечером.
  2. Надо использовать щетку средней жесткости.
  3. Щетку следует вести от десны к коронке. При противоположном движении (от коронки к десне) налет забивается в щели между зубами и деснами, что ведет к образованию камней в области шейки зуба. При боковых движениях слева направо и справа налево очищаются лишь верхние части коронок, что недостаточно. Кроме того, не проводится массаж десен, а без него они нередко начинают кровоточить.
  4. Чистить зубы рекомендуется не только с внешней, но и с внутренней стороны, по 2 – 2,5 минуты на каждой челюсти.
  5. После еды нередко между зубами остаются частицы застрявшей пищи. Их надо удалить зубочистками из пластмассы или дерева. Можно воспользоваться ниткой, протягивая ее между зубами. Металлическими предметами, например иголками, пользоваться нельзя: возможно повреждение эмали. Полоскание рта после еды также содействует очищению зубов.

Один раз в полгода необходимо проводить обследование у стоматолога.

       Сообщение другой группы   Слюна!    

         

. Во рту слюной пища смачивается. Это облегчает не только ее механическое измельчение, но и подвергает химическому разложению. Увлажненные слюной куски легче разлагаются желудочным соком.

Крупные железы похожи на гроздья винограда, их 3 пары: подъязычные, поднижнечелюстные и околоушные.

Околоушную железу можно обнаружить, если сжать пальцами щеки впереди ушей. Чувствуется, как слюна заполняет рот. Околоушные железы выделяют самую жидкую слюну.

Если слегка сжать кожу под нижней челюстью, тоже начнется выделение слюны в роотовую полость. Это подчелюстная слюнная железа. Подъязычную прощупать не удается, т.к. Она находится глубоко под языком.

Подъязычные железы выделяют самую вязкую слюну. Слюна, как правило, является смесью секретов всех слюнных желез и представляет собой бесцветную слизистую мутноватую жидкость.

За сутки у человека выделяется в среднем 1 л слюны. При сухой пище
выделяется много слюны, при влажной — мало.

Слюна состоит из 99,4% воды. У здорового человека слюна имеет щелочную реакцию, т.к. Содержит соли щелочных металлов. Они нейтрализуют кислоты гниения, которые образуются при разложении остатков пищи во рту под влиянием микробов.

В слюне содержится особое вещество — лизоцим. которое растворяет микробы, вызывая их гибель.

Кроме того, слюна содержит ферменты, например, птиалин: если пожевать немного булки, не глотая, то можно ощутить сладкий вкус. Как вы думаете почему так происходит? (Крахмал под действием фермента слюны превратился в сахар). Подобным же действием обладает амилаза.

Попробуйте вспомнить вкус лимона и представить себе, что отрезаете ломтик лимона и кладете его в рот. Сразу же почувствуете отделение слюны. Этот рефлекс не постоянный и не врожденный.

 Он приобретается в результате жизненного опыта, его называют условным. Слюнные железы связаны через нервную систему со всеми органами. Собака поранила лапку, и в ответ отделяется слюна, которой она с помощью языка зализывает рану. «Плёвая желёзка», как ласково называл И.П.Павлов слюнную железу, была превращена в мощный телескоп, направленный на изучение деятельности мозга.

Действие слюны на крахмал:

Для этого мне нужно 2 помощника

        Проведем небольшой эксперимент.

        Цель эксперимента: показать, что ферменты слюны способны расщеплять крахмал.

        Оборудование: накрахмаленный бинт, нарезанный на куски длиной 10 см., вата, спички, блюдце, аптечный йод (5%), вода.

        Ход работы:

Ватную палочку смочите слюной. Напишите букву на накрахмаленном бинте.

Расправленный бинт зажмите в руках и подержите некоторое время, чтобы он нагрелся (1-2 мин.).

Опустите бинт в йодную воду, тщательно расправив его.

        Что происходит с бинтом? Участки, где остался крахмал окрасится в синий цвет. Места, обработанные слюной, останутся светло-коричневыми, так как крахмал в них распался на глюкозы под действием фермента птиалина. Глюкоза действием йода не дает синего окрашивания. Запишем вывод в тетрадь.

Мы прослушали замечательные сообщения посмотрели работу, не забываем заносить к себе в карту ответы на поставленные вопросы и сейчас я еще предлагаю вам поработать.

Зачитывается каждой команде по 8 определений терминов, встречающихся в изученной теме. Ребята должны закончить эти предложения.

  1. Биологически активные вещества…
  2. Механическая переработка пищи и химическое расщепление ее, которая затем поступает в кровь и клетки называется…
  3. Основные питательные вещества пищевых продуктов…
  4. Механизм желудочного сокоотделения называется…
  5. Все растительные и животные белки состоят из…
  6. Мороженое нельзя запивать горячим чаем потому что…
  7. Почему, если во рту нет слюны или пищи, глотать невозможно…
  8. В чем заключается защитное значение рвотного рефлекса?
  9. Сколько слюнных желез находится в ротовой полости человека…
  10. Функция зубов у человека…
  11. Мышечный орган, покрытый слизистой оболочкой – это…
  12.  В состав зуба входят три вещества…
  13. В каком возрасте  у детей начинается смена молочных зубов на постоянные?
  14. Великий русский физиолог…
  15. И.П. Павловым была разработана методика наложения постоянной…
  16. Чем заполнена полость зубов у человека?
  17. Выделение слюны происходит…
  18. Как нужно ухаживать за зубами?
  19. Назовите две основные функции питательных веществ…
  20. У взрослых людей постоянных зубов…
  21. Химическая обработка крупных молекул жиров, белков и углеводов …
  22. Расщепление углеводов происходит до…
  23. Расщепление белков происходит  до…
  24. Расщепление жиров происходит до…

. Знаете ли вы…

 

Каждая команда рассказывает о интересном по данной теме по очереди:

...что все исследовательские работы И.П. Павлов проводил на собаках. В Петербурге в инстуте экспериментальной медицины был установлен памятник собаке со словами Павлова: "Пусть собака, помощница и друг человека с доисторических времен, приносится в жертву науке, но наше достоинство обязывает нас, чтобы это происходило непременно и всегда без ненужного мучительства."

...что слизистое вещество слюны - муцин способствует обволакиванию пищи и ее перемещению через пищевод в желудок.

...что несколько раз отмечались случаи роста зубов в третий раз. Во Франции в 1886 году был случай Лисона - рост зубов в четвертый раз. Альберттус Хеллвигиус писал в 1680 году о человеке с тремя рядами зубов.

...что при пережевывании пищи челюстные мышцы развивают на коренных зубах усилие до 72 кг, а на резцах - до 20 кг. Для жевания хлеба требуется усилие в 25 кг, для пережевывания жареной телятины - 15 кг.

...что индейцы Северной Америки лечили зубы еще три тысячи лет назад: в одной гробнице обнаружили скелет женщины, у которой несколько зубов были запломбированы цементом неизвестного (пока) состава. Захоронение датируется - ни много, ни мало -1200 годом до нашей эры.

...что название "молочные" зубы дано Гиппократом, а когда человек "благодаря учению приобретает мудрость" -вырастают зубы "мудрости" - так думал великий древний врач.

...что в 1970 году в Дании родился ребенок с восмью зубами, четыре из которых были коренными.

...что в 6-7 лет молочные зубы детей начинают выпадать (корни их рассасываются) и постепенно растут постоянные. Малые коренные и третьи большие коренные (зубы мудрости) вырастают без молочных предшественников.

...что название "молочные" зубы дано Гиппократом, а когда человек "благодаря учению приобретает мудрость" -вырастают зубы "мудрости" - так думал великий древний врач.

...что в 1970 году в Дании родился ребенок с восемью зубами, четыре из которых были коренными.

Вернемся к проблеме поставленной в начале урока: почему виновный человек не мог съесть сухой рис? Можно ли быть совершенно уверенным, что данный человек виновен?

Это связано с выделением слюны. Виновный человек не мог съесть сухой рис потому что не выделялось достаточно слюны. Нельзя быть полностью уверенным, что этот человек виновен. Поскольку в  состоянии нервного напряжения секреция слюны замедляется, во рту пересыхает.

Подсчет баллов, отметить самую сильную команду, самых активных учащихся. Выставление оценок

Домашнее задание.

§ 31.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по биологии для 8 класса по теме: "Пищеварение в ротовой полости"

Данная методическая разработка включает конспект урока, информационнаую карту урока....

Презентация к уроку биологии 8 класс. Тема: "Пищеварение в ротовой полости".

Презентация к уроку биологии, 8 класс на тему " Пищеварение в ротовой полости"...

Конспект урока биологии для 8 класса по теме «Пищеварение в ротовой полости»

Данный урок является вторым в теме «Пищеварительная система»Тип урока – комбинированный, согласно тематическому планированию для учащихся 8 классов.  Класс имеет высокие учебные возможности....

Урок по теме "Пищеварение в ротовой полости и желудке"

Методическая разработка по теме "Пищеварение в ротовой полости и желудке"....

Технологическая карта урока по теме "Пищеварение в ротовой полости"

Технологическая карта урока по теме "Пищеварение в ротовой полости", 8 класс...

Урок по теме "Пищеварение в ротовой полости"

Разработка урока по теме "Пищеварение и питание" в 8 классе...