Технологическая карта "Экологические факторы среды"5 класс ФГОС
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Технологическая карта 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon "Экологические факторы среды"107.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Тема: «Экологические факторы и их влияние на живые организмы»

Учебник Биология. Авторы: В. В. Пасечник. Издательство «Дрофа» 2012 г .5 класс.

Технологическая карта урока

Предмет: биология

Класс: 5

Тема урока: «Экологические факторы и их влияние на живые организмы».

№ урока по теме: урок №5 в разделе «Введение»

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цель урока: Сформировать представление об экологических факторах среды, рассмотреть их влияние на организмы.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: Учащиеся должны знать экологические факторы и их влияние на живое.

 Учащиеся должны уметь определять понятие «экологические факторы»; характеризовать экологические факторы.


Метапредметные: учащийся должен уметь ставить учебную задачу под руководством учителя;

Планировать свою деятельность под руководством учителя;

Работать в соответствии с поставленной задачей и планом;

Оценивать работу одноклассников.

Личностные:

 Учащийся должен уметь работать в малых группах (парах), уметь выслушивать ответы одноклассников, анализировать и оценивать их. Формирование у учащихся самостоятельного, ответственного мышления с элементами экологической культуры.

Словарь урока: экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные.

Ресурсы урока: компьютер, мультимедийный проектор, Учебник Биология. Авторы: В. В. Пасечник. Издательство «Дрофа» 2012 г .5 класс.Материалы рабочей тетради к учебнику биологии 5 класс (В. В. Пасечник)

Электронное приложение к учебнику биологии 5 класса.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный этап (1мин.)

1.Приветствие.

Приветствие учащихся

Приветствие учащимися учителя

2. Проверка готовности учащихся к уроку.

Внешний вид учеников, их рабочая поза, состояние рабочего места.

3.Организация внимания.

Небольшая психологическая пауза, побуждающая учащихся быть внимательными на уроке. Краткое вводное слово.

Актуализация опорных знаний(3 мин)

 Стихотворение.  

- Я вам прочитаю стихотворение, а вы послушайте и скажите о чём идёт речь?

- Да, это стихотворение  об условиях, месте, или по-другому о среде обитания

- Делит класс на 4 группы каждая представляют свою среду обитания по плану предыдущего урока    (водная, наземно-воздушная, почвенная, организменная)

или по-другому о среде обитания

- Из конверта выбрать живые организмы, которые обитают в данной вам среде, наклеить их на ватман

 Слушает, анализирует, определяет, о чём идёт речь.

 выполняет задание,

 взаимопроверку

Мотивация к учебной деятельности(5 мин.)

Могут ли живые организмы существовать обособленно, без окружающей среды?

Условия среды называются экологическими факторами). 

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Цветы, деревья и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса,

Человек и время года – Это факторы природы.

 Как вы думаете:  что мы будем изучать?

( Учитель предлагает учащимся познакомиться с текстом сказки «Грустная история» и выполнить задания к ней. Приложение № 1  

Учитель обобщает ответ ученика, подводит к тому, что условия погоды и среды это и есть «экологические факторы среды»)

Отвечают,слушают стихотворение анализируют, выбирают условия, обсуждают, перечисляют, дают ответ. Определяют тему. «Экологические факторы и их влияние на организмы» записывают в тетрадь.

Целеполагание

и планирование(2 мин.)

Обсуждение с учащимися плана урока

Принимает цели, высказывает своё мнение, что известно по теме, что не известно, что хотелось бы узнать.

Открытие нового знания(20 мин.)

. Несмотря на многообразие факторов природы, приведённых в стихотворении, их можно разделить на три группы. Подумайте, какие?

Организую просмотр электронного приложения к учебнику (Экологические факторы), в ходе которой у учащихся должно сформироваться первичное представление об экологических факторах

Организует работу в группах

1гр. – «абиотический фактор»

2 гр. – «биотический фактор»

3 гр. – «антропогенный фактор»

Даёт сигнал об окончании работы .

Составьте схему типы экологических факторов.

 Слушают, думают, отвечают на вопросы учителя,смотрят, участвуют в беседе  (Различают три группы экологических факторов: факторы неживой природы – абиотические, факторы живой природы -биотические и влияние деятельности человека на природу –антропогенный.)

Работают по чёткому алгоритму заданий, приложения № 2

 -  Читают текст, анализируют, выделяют значимое, формулируют ответ, записывают понятие, рассматривают  иллюстрации учебника, обсуждают, выполняют  5 итоговое задание приложения №2

1 группа -

Следуют к доске, демонстрируют итоговое задание

Открывают электронное приложение –проверка

2группа – Используют свой коллаж начала урока, перечисляют факторы живой природы, открывают электронное приложение – проверка

3 группа – Следуют  к доске, демонстрируют итоговое задание приложения №2

Открывают электронное приложение -  проверка

Составляют схему.

Включение нового знания в систему знаний (закрепление 10 мин)

Проводит физкультминутку

Раз – подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою – три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – за парту сесть опять.

Организует совместную работу с обучающимися с практическим ресурсом(электронное приложение учебника), с целью закрепления полученных знаний, проверяет полноту усвоения изученного для ликвидации «пробелов» в знаниях

Организует индивидуальную работу по приложению на печатной основе, организует взаимопроверку

Выполняют задание электронного приложения к учебнику (Контроль знаний, проверочная работа «Экологические факторы»)

Выполняют задания приложения № 3

(взаимооценка).

Рефлексия и оценивание (2 мин)

Предлагает назвать тему и цели урока, соотнести с планом урока и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом.

- Выставляет и комментирует отметки.

 

- Что узнали нового на уроке?

- Что показалось трудным?

- Что вызвало интерес?

- Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения.

- Определяют степень своего продвижения к цели (самооценка).

- Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы (взаимооценка).

Домашнее задание(2 мин.)

Задаёт домашнее задание

1.Выучить материал параграфа 5 учебника

2. Ответить на вопросы учебника после параграфа стр.27,рабочая тетрадь выполнить задание 18 стр.12.

3. Напишите сочинение на тему: « Как вести себя в природе», « Что вы можете сделать, чтобы животные могли комфортно существовать?»

4.Обьясни пословицы:

- Весенний дождь растит, а осенний гноит»

- Где вода есть, там в саду цвесть

- Не высок лесок, а от ветра защита

.Записываю домашнее задание в дневник

Дают сигнал о том, как прошёл урок (с помощью смайликов)

Дополнительное оборудование к уроку

1.Сигнальные карточки: красные – требуется помощь,

                                           зелёные – готов отвечать,

2. Смайлики: весёлый – урок прошёл хорошо,

                        грустный – нет удовлетворения от урока

3. Солнце – поощрение, так как Солнце – звезда, а стремиться к звёздам, значит, стремиться к  знаниям, подниматься вверх, развиваться.

Надеюсь, наш урок помог Вам в этом.


Приложения

Стихотворение «Среда обитания»

У осла и соловья,

У лисы и журавля,

У стрекоз и муравья

Жизнь у каждого своя.

Каждый соблюдает точно

Свой режим и дня, и ночи,

И у каждого своё

Облюбовано жильё.

Выбирает привереда

Лишь своё меню обеда,

А в дороге изберут

Каждый собственный

Маршрут –

У букашки и у птички

Тем- то каждый и хорош,

Что на прочих не похож.

Грустная история

Автор: Как-то раз, в один из холодных ненастных летних дней, когда пронизывающий ледяной ветер, выворачивая наизнанку листья деревьев, с силой сгибал до самой земли каждую травинку, а потом, будто оставшийся без присмотра озорной мальчишка, подбрасывал их в самую высь, встретились маленький ежик, серая кукушка и крошечный муравей. Встретились они под ветвями старой ели, куда забрались в поисках убежища.

Муравей: Ну и погодка сегодня! Льет как из ведра! Я только на пять минут из муравейника выбежал - и нате вам: все тропинки кругом водой залило, никакой возможности домой вернуться.

Кукушка: Да если бы только сегодня! Третий день уже поливает! От дождя все по щелям, да по норам забились - ни одной живой души кругом! Никакой еды не сыскать! Еще один такой дождливый день, и я от голода погибну!

Муравей: Скорее бы этот дождик кончился, я бы сразу домой, в муравейник побежал - там сейчас тепло и сухо!

Кукушка: Да и мне пора посушить мокрые перышки.

Ёж: Что вы все одно заладили - «погода плохая», мокро вам, голодно! В жизни всякое бывает. Плохая погода - это не повод для нытья. Это еще не самая плохая штука. Потерпите немного – скоро погода наладится.

Муравей: Куда уж хуже. По мне, так хуже плохой погоды ничего на свете нет!

Кукушка: А я очень поесть люблю, и хуже голода для меня ничего нет.

Ёж: Эх, вы! Заладили одно - голодно, холодно! Если хотите знать - мне-то хуже вас пришлось, да я ничего, терплю, не жалуюсь!

Кукушка: А что с тобой случилось?

Муравей: Расскажи, что за беда с тобой случилась, может, мы тебе поможем. Мы же все-таки твои друзья.

Ёж: Обидели меня! Так обидели! Даже жить не хочется! Шел я по своим ежиным делам по лесу, искал, чем бы поживиться. Слышу, по тропинке люди идут - грибники вроде. Идут и между собой разговаривают: «Что-то, - говорят, - грибов в лесу не стало. Ходим с самого утра, а ничего не нашли. И места-то здесь грибные - раньше мигом целую корзину набирали. А сегодня ничего нет. Куда все грибы делись?» Тут я нечаянно старыми листьями зашуршал да на глаза им и попался. «Так вот куда грибы делись! Это еж противный, наверное, все грибы слопал», - закричал один из грибников и на меня палкой замахнулся. Тут уж я быстренько клубком свернулся и покатился от этого места куда подальше. И так горько и обидно стало, что решил я вообще из леса уйти куда глаза глядят. Вот какое горе у меня!.

Кукушка: И верно, незаслуженно тебя, ежик, обидели. Это уж хуже всего, когда тебя без вины виноватым делают, Эти горе-грибники просто неучи какие-то. Всем известно, что ежи едят всех насекомых. Ну, бывает, иногда мышку, лягушку, скушать могут. А грибы - это уж в сказках да мультфильмах. Не из-за ежей грибов в лесу мало стало!

Меня вон тоже обижают. Вспоминают кукушку только тем, что мы деток своих на воспитание чужим птицам подбрасываем. Вот, мол, какая мать плохая! А того не вспомнят, что большинство кукушек нежные и заботливые родители - сами и гнезда строят, и высиживают яйца, и птенцов выкармливают. И только представители 50 видов из 130 подбрасывают свои яйца в чужие гнезда. Ну, да еще люди кукушку вспоминают, когда мою скромную песню в лесу услышат. Услышат и давай глупые вопросы задавать: «Кукушка, кукушка, сколько мне жить осталось?» А я-то почем знаю?! Моя песня вовсе не для этого предназначена.

Мне обидно, что про меня люди только плохое говорят. А сколько я добра делаю и не вспоминают. Одних только волосатых гусениц, да жуков, да других вредителей леса каждая кукушка за лето тысячи съедает! Правильно ты, ежик, говоришь, незаслуженно нас люди обижают. Может, и правда уйти нам из этого леса куда подальше, где людей рядом нет? Как ты, муравьишка, думаешь?

 Муравей: Не знаю, что вам и посоветовать. Но раз уж вы со мною своими бедами поделились, я вам тоже правду открою. Меня нужда в дождливую погоду из муравейника на улицу погнала. Я ведь за строительным материалом побежал - чинить наш муравейник срочно надо.

Теперь вы послушайте мою печальную историю. Перед самыми дождями забрел в наш лес мальчик лет десяти. Как только он в лес зашел - сразу безобразничать начал. Мухомор увидит - сшибет его палкой; ветка на пути попадется - сломает. А потом нашел старую брошенную консервную банку и давай по ней стучать-бренчать, как будто не знает, что в лесу шуметь нельзя, а то всех птиц распугаешь.

Да это еще что, дальше хуже было! Решил он костер под старым дубом развести. Уж и спички из кармана достал, и веток сухих в кучу сгреб, только мы, лесные муравьи, и комары его остановили. Если бы он костер разжег, тут и до лесного пожара дело могло дойти. Но мы не побоялись этого юного поджигателя. Комары на него сверху налетели, а мы, муравьи, под рубаху да в штаны заползли и давай его кусать! Начал он от нас отбиваться, не до спичек ему стало, и про костер позабыл. Такая битва тут началась! Многих наших братьев он побил, придавил, но мы все равно не отступили - продолжали его кусать да жалить. До тех пор кусали, пока он наутек бежать из лесу не бросился. Когда бежал - ногой на наш муравейник наступил, разрушил часть нашей постройки. Теперь ремонтировать надо. Такая вот печальная история. Ну да, ничего, мы, муравьи, народ работящий. Восстановим все как было. Главное, чтобы такие безобразники к нам в лес больше не приходили.

А из леса я уходить не собираюсь. Тут я родился, вырос, туг мой дом, мои друзья и родные живут. Нельзя лес без защиты оставлять! Вы как хотите, а я остаюсь и ни за что не уйду.

Автор: Призадумались ежик с кукушкой, приумолкли. Пока наши друзья думали, дождик кончился, ветер приутих, из-за тучи выглянуло долгожданное солнышко. На душе у них сразу стало весело.

 Кукушка: Никуда мы из нашего леса не пойдем! Лес - это наш дом, нам его беречь и охранять надо!

Ёж: Спасибо тебе, муравей, ты самым мудрым и рассудительным оказался. Ты хоть и маленький, но смелый.

Приложение № 1

«Грустная история»

Как – то раз, в один из холодных, ненастных осенних дней, когда пронизывающий, ледяной ветер, с силой сгибал до самой земли каждую травинку, а тёмные тучи заволокли небо, дождь крупными каплями, силою ударял о землю. Было холодно и сыро, встретились маленький ёжик, серая кукушка и крошечный муравей.  Встретились они под ветвями старой ели, куда забрались в поисках убежища.

Задание

  1. Прочитайте текст
  2. Проанализируйте
  3. Какие природные условия оказали на героев сказки своё воздействие?
  4. В данном тексте подчеркните эти условия.

                           

Приложение № 2

 Группа №1 «Абиотические факторы»

1.Познакомьтесь с текстом учебника стр. 25, абзац « абиотические факторы»

2. Ответьте на вопрос: « Что относится к абиотическим факторам?»

3. Запиши в тетрадь основное понятие – «абиотический фактор - это …?»

4. Рассмотрите рисунок 14 «Влияние света на развитие одуванчика» с.25 учебника, ответьте на вопрос «Какое влияние оказали факторы неживой природы на организмы.

5.  Из предложенных вам магнитных иллюстраций, выберите те, которые иллюстрируют факторы неживой природы, продемонстрируйте их классу у доски.

Приложение №2

Группа № 2 «Биотический фактор»

1.Познакомьтесь с текстом учебника стр. 26, абзац «биотический фактор»

2. Ответьте на вопрос : « Что относится к биотическим факторам?»

3. Запиши в тетрадь основное понятие – «биотический фактор - это …?»

4.Приведите примеры влияния факторов живой природы на организмы

5. В начале урока вами был сделан коллаж  - перечислите факторы живой природы, изображенные на этом коллаже, продемонстрируйте их классу у доски.

Приложение №2

Группа № 3 « Антропогенный фактор»

1.Познакомьтесь с текстом учебника стр. 26, абзац «антропогенные факторы»

2. Подчеркни основное понятие текста.

3. Запишите понятие «антропогенный фактор»  в тетрадь.

4. Дайте анализ рисунку № 15 стр.26 учебника «антропогенные факторы », приведите примеры влияния хозяйственной деятельности человека на природу.

5. Из предложенных вам иллюстраций магнитной модели выбери примеры влияния хозяйственной деятельности человека на среду, продемонстрируйте их классу у доски.


Приложение №3

1.Распределите факторы среды в три колонки:

 Факторы живой природы (биотический), Факторы неживой природы(абиотический),                                 Антропогенный фактор:

Лесной пожар, погоня за зайцем, выпавший снег, выбросы в атмосферу, поедание малины медведем, знойная жара, сброс мусора в реку, опыление растений насекомыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока 5 класс ФГОС. Урок по теме" Прибор - открывающий невидимое"

Технологическая  карта -это трудность для начинающих  учителей  ,работающих во ФГОС ООО...

Технологическая карта урока 5 класс ФГОС

Вид планируемых учебных действийУчебные действияПланируемый уровень достижения результатов обученияПредметныеИзучить профили различных пиломатериалов, способ их изготовления и область применения...

Технологическая карта урока 6 класс ФГОС.

тема "  Многообразие жизненных форм растений."...

Технологическая карта урока 6 класс ФГОС.

тема "  Клеточное строение растений.Свойства растительной клетки."...

Технологическая карта урока 6 класс ФГОС.

тема "Корень, его строение и значение."...