Профилактическое занятие "Здоровье и вредные привычки"
план-конспект по биологии на тему

Орлова Людмила Львовна

Занятие "Здоровье  и вредные привычки" было проведено совместно с обучающимися Шерекинской школы и воспитанниками Льговской школы интерната в рамках недели здорового образа жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема занятия: «Здоровье и вредные привычки».

Цель занятия:  воспитание потребности здорового образа жизни.

Задачи занятия:

  • повышать культуру знаний учащихся по проблеме;
  • формировать у воспитанников потребность в здоровом образе жизни;
  • ответственность за свое здоровье;
  • негативное отношение к вредным привычкам;
  • формировать устойчивый навык неприятия алкоголя, курения;
  • учить рассуждать и осознавать пагубность пристрастия к вредным привычкам;
  • познакомить с отрицательными последствиями курения;
  • развивать речь, память, мышление;
  • развивать творческие способности;
  • обогащать словарный запас слов;

Оборудование: медиапроектор. Видеоролик «влияние алкоголя на организм человека».

Ход занятия.

1.Орг. момент.

2.Сообщение темы и целей занятия.

Ученик 1. «Здоровье, здоровый, здравствуйте» — эти очень важные для человека слова мы слышим, пожалуй, чаще всего в нашей жизни. Здоровье является первейшей необходимостью для человека, оно требуется ему для того, чтобы учиться, работать, заниматься интересными делами, даже для того, чтобы отдыхать! Человек, ведущий здоровый образ жизни, умеет преодолевать жизненные трудности, не впадать в уныние или раздражение, справляться с усталостью; приобретая здоровье, он приобретает и хорошее настроение!

Учитель: - Тема нашего занятия сегодня «Здоровье и вредные привычки».

Ученик 2. Мудрые люди всегда уверяли нас в том, что здоровье – это самое ценное, что есть у человека. С ним несравнимы никакие другие богатства жизни. Здоровый человек имеет возможность в течение долгого времени наслаждаться и пользоваться всеми теми сокровищами, которые ему предоставляет природа. Каждый человек – хозяин своей жизни. И во многом здоровье человека зависит от него самого.

Учитель:  Скажите, какого человека мы называем здоровым?

 - Это человек, который хорошо себя чувствует и хорошо выглядит.

-  Сильного, смелого и ловкого.

- Человека, который мало болеет.

Учитель:  Правильно, здоровый человек это тот, который психически и физически хорошо развит и хорошо себя чувствует, умеет радоваться жизни, даже самым обычным вещам.

Учитель: А сейчас, давайте   ответим на вопрос: Что же влияет на наше здоровье и от чего оно зависит?

Наследственность – это то, что передается человеку  от родителей.

 От уровня медицинского обслуживания.

Какую помощь нам оказывают наши медики?

Медосмотры, профилактика респираторных заболеваний, прививки

От окружающей нас среды (чистоты воздуха, воды, земли)

От того ведем ли мы здоровый образ жизни.

Учитель:  А как вы понимаете выражение «вести здоровый образ жизни?

 Уделять большое внимание личной гигиене.

 Соблюдать режим дня.

 Правильно питаться.

Заниматься физкультурой и спортом.

Вырабатывать у себя полезные привычки.

4. Основная часть.

- А что такое привычка?

 - Это то, что человек привык делать сам без напоминания.

 Привычка – это такое действие, которое человек выполняет как бы автоматически, без напоминания и возникает она на основе многократного повторения определенных действий.

- У каждого человека в течение жизни вырабатывается много привычек. А какие привычки бывают?

- Хорошие и плохие.

- Как можно сказать по- другому?

- Вредные и полезные.

Ученик 3. Все полезные и вредные привычки человек «выращивает в себе сам». Только полезные привычки требуют особого ухода – дело это нелегкое, изо дня в день нужно трудиться, чтобы получить результат, а вредные привычки очень легко пускают корни, как сорная трава. Но зато полезные привычки могут сделать из своего хозяина настоящего человека. Издревле люди заметили, что привычки, которые имеет человек, способны оказать громадное влияние на всю его жизнь. Недаром в народе говорится «Посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу!» Хорошо, когда человек приобретает полезные привычки, которые дают ему здоровье и помогают в жизни. И очень обидно бывает порой, когда приобретенные человеком, так называемые вредные привычки — курение, пьянство и употребление наркотиков – самым безжалостным образом губят и физическое, и психическое здоровье человека, делают его несостоятельным в жизни.

Учитель: Как это происходит? Сегодня мы не только поговорим об этом, но и увидим опыты, подтверждающие отрицательное влияние табака и алкоголя на организм человека.

Послушайте пословицу. Курить – здоровью вредить.

- Как вы понимаете смысл пословицы?

Курение отравляет организм, приносит вред человеку и всем его окружающим.

Учитель: Молодцы. Курение – это тоже вредная привычка. Но как, же устоять перед познанием неизвестного.

Ведь очень часто слишком велико желание убедиться на собственном опыте, так ли все плохо, как говорят взрослые. А может они ошибаются? Ведь многие из них курят. И ни чего.

Но это не так. Те, кто начал курить просто уже не могут бросить, эта привычка в них укоренилась, и они не могут от нее избавиться. Хотя и знают о многих  вредных последствиях этой пагубной привычки, которые проявляются не сразу, а со временем.

Ученик №4

Табак наносит телу вред,

Для организма сотню бед

Приносит он.

И разум разрушает,

Народы, нации

Он едким дымом отупляет.

Не первый год все знают,

Куренье – это яд! И это так.

Все было так или не так,

Пробрался к нам таки табак.

Колумб в Америке индейцев вдруг увидел,

И вместе с ними закурил, чтоб не обидеть.

Листья сушеные они курили,

А дым, казалось,  просто «пили».

Затем сквозь ноздри выпускали.

Занятием таким чертей напоминали.

С куреньем у матросов

Сначала было все не так:

Сон пропадал, и кашель, слезы

Вдруг вызывал табак.

Но постепенно большинство так пристрастилось,

Что вредная привычка, увы, укоренилась.

Когда второй уже поход

Колумб свой завершил,

Он для испанских королей

Семян табачных захватил.

Вот так пошел расти табак,

Который нам теперь всем – враг.

Ученик №5.

Затем он Пиренеи перешел,

Уютное местечко во Франции нашел.

Посол Нико все королеве подарил,

Куренью путь во Франции открыл.

«Траву Нико» курили все подряд,

Чтоб бодрым дух стал,

И ясным взгляд.

Почувствовал табак и власть, и волю.

Ну, как же, он считался

Лекарством от всех болей.

Религия в Италии

Табак решила запретить,

«Забавой дьявола» куренье объявить!

А тех, кто курит,

От церкви отлучить.

Курящих пять монахов

Живьем в стену замуровали.

Но, к сожаленью,

Преграду не создали.

А в Англии курящих, словно  воров,

Так на веревке всех по улицам водили.

Но ни позор, ни наказанья

Привычку не искоренили.

Теперь мы знаем, страшно привыканье,

Оно совсем не без причин.

Всему виною злой наркотик

Под названьем никотин.

Учитель: Когда человек курит, то табак медленно сгорает и образуется дым. Дым состоит из множества вредных веществ, среди которых 30 ядовитых. Самое опасное из них –  никотин – бесцветное, маслянистое вещество, на вкус горький с неприятным запахом и он вызывает у курящего человека зависимость Этот наркотик вызывает самое быстрое привыкание из всех известных человечеству веществ: чтобы пристраститься к нему, может потребоваться лишь одна сигарета. А как влияет курение на наш организм мы с вами увидим из опыта «Курящая кукла»

ОПЫТ № 1 «КУРЯЩАЯ КУКЛА».

Модель представляет собой прозрачную пластиковую бутылку, в крышке которой проделано отверстие и вставлена сигарета (лучше без фильтра). Если сигарету поджечь и затем надавливать на бутылку, будет создаваться эффект курения; при этом все отработанные вещества, содержащиеся в табаке, в виде черного налета будут оседать на стенках бутылки, а воздух будет наполняться неприятным запахом. Можно показать учащимся вату, находящуюся внутри Бутылки и попросить представить, что таким образом мы можем как бы «заглянуть» в легкие курящего человека и увидеть все то, что с ними происходит. Следует обязательно обратить внимание на изменение цвета ваты, на ее влажность, неприятный запах (дать понюхать). Обязательно подойти к каждому! Во время демонстрации опыта следует постоянно предоставлять возможность учащимся высказать свои наблюдения относительно того, что они наблюдают. (Как вы думаете, почему цвет ваты в бутылке изменился?)

Факты о курении.

- Ученые установили, что извлеченный из 5 сигарет никотин убивает кролика, а из 100- лошадь.

- Ученые Германии установили, что одна сигарета сокращает жизнь на 12 минут. Курящий человек живет в среднем на 7-8 лет меньше курящего.

 - Если человек не курит, но находится в помещении, где курят, он является пассивным курильщиком и его здоровью наносится непоправимый вред.

- В Ницце проводился конкурс «Кто больше выкурит?». Его итогом стала смерть двоих, если можно так сказать победителей. Они выкурили по 60 сигарет сразу. А других участников с различного рода степенью отравления были отправлены в больницу.

Это произошло из-за того, что печень и почки, которые выводят никотин из организма, не справились с такой большой дозой.

- Но все-таки, почему у человека возникает повторное желание покурить, хотя все знают, что это вредно?

- Организм привыкает к никотину и у человека вырабатывается привычка.

- Правильно,  организм, постепенно привыкает к курению и начинает требовать все больших доз.

А истинная причина курения  - это наркотическая зависимость.

- И все - таки вы можете задать вопрос. Ведь некоторые люди курят до глубокой старости. Правда кашляют, часто сплевывают, их пальцы пропитаны желтизной и все равно живут долго. А другие умирают быстро?

- В чем здесь вина табака?

- Мы с вами все знаем, что все люди разные. Одни – более сильные, другие слабые. Кто – то больше болеет: у кого - то больной желудок, почки, сердце и т. д.

Такие места ученые называют слабые места. Это места повышенной опасности. Поэтому при воздействии на них никотина происходит сбой в их работе и человек заболевает, т. е. он сам укорачивает свою жизнь. Особую опасность для здоровья вызывает привычка курить с детства, т. к. детский организм еще очень слаб, чтобы справиться  с ядовитыми веществами, которые находятся в табаке и табачном дыме.

 «ОРГАНИЗМ И АЛКОГОЛЬ».

Мы с вами увидели, как табачный дым воздействует на организм человека. А теперь я продемонстрирую опыт, показывающий негативное влияние на организм еще одного вещества – алкоголя.

Описание опыта. Когда человек имеет привычку употреблять часто и регулярно алкогольные напитки, его организм неминуемо испытывает на себе его отрицательное воздействие. Как это происходит? Попробуем провести такой опыт: необходимо взять два стакана с подкрашенной акварельной краской водой – синей и желтой (стаканы наливать не полные). Желтый стакан символизирует здоровый организм человека (недаром он такого яркого и светлого цвета, как солнце – источник жизни!); синий стакан – символ алкоголя. Начнем понемногу доливать синей жидкости в стакан с желтой. Что будет происходить? Сначала никакого изменения цвета желтой жидкости не будет, потом, по мере продолжения вливания, она все больше будет принимать зеленый оттенок, и, наконец, наступит такой момент, когда вся жидкость и стакане окрасится в зеленый цвет.

Так происходит и с организмом человека: по мере попадания алкоголя в организм тот не будет успевать восстановиться и произойдет необратимый сбой в его работе, все большее болезненное перерождение органов и систем под его влиянием.

Во время демонстрации опыта следует постоянно предоставлять возможность учащимся высказать свои наблюдения относительно того, что они наблюдают. (Как вы думаете, можно ли сделать так, чтобы жидкость приняла вновь желтый цвет?). Следует подвести ребят к ответу, что жидкость никогда уже не сможет вновь приобрести первоначальный цвет, равно как и организм человека, испытавший на себе пагубные последствия алкоголя, вновь никогда уже не сможет быть первоначально здоровым.

Такое частое и регулярное употребление алкоголя человеком с причинением вреда всему организму носит название «злоупотребление алкоголем». В результате такого употребления алкоголя у человека развивается болезнь, которая называется «хронический алкоголизм». Слово «хронический» означает, что полного выздоровления быть не может: болезнь изменила работу органов и систем. Таким образом, привычка человека принимать алкоголь может действительно изменить работу его организма и повлиять на всю его жизнь

Просмотр видеоролика «Алкоголь – наркотический яд»

4. Итоговый круг.

Учитель:  «А теперь давайте все по кругу скажем, что на этом уроке для нас оказалось интересным или полезным, что нового вы узнали. А может быть, кому-нибудь что-то показалось неправильным или обидным? Каждый может говорить полминуты- минуту или просто сказать несколько слов».

- А что мы с вами должны делать, чтобы сберечь свое здоровье?

- Какой вред нашему организму приносят вредные привычки?

- И хочется закончить наше занятие пословицей «Береги свое здоровье смолоду».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по ОБЖ в 10-м классе "Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек"

Данный урок занимает важное место в курсе «Основы здорового образа жизни». Это комбинированный урок  с использованием информационно-коммуникационных  технологий  по теме «Вредные привыч...

Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек.

В презентации описываются такие вредные привычки как курение, употребление алкоголя и наркотических средств и ихвлияние на здоровье человека....

Урок ОБЖ в 10 классе: Вредные привычки, и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек.

Методическая разработка урока ОБЖ в 10 классе. Тема : "Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек." На различных этапах урока испоьзовались современные педагогические техн...

Методическая разработка урока ОБЖ в 10 классе: Вредные привычки, и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек.

Методическая разработка урока ОБЖ в 10 классе. Тема : "Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек." На различных этапах урока испоьзовались современные педагогические техн...

Конспект занятия «Здоровье и вредные привычки»

Конспект занятия «Здоровье и вредные привычки»...