Урок "Многообразие земноводных"
учебно-методический материал по биологии (7 класс) на тему

Ситникова Людмила Владимировна

Комбинированный урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnogoobrazie_zemnovodnyh.docx24.51 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: биология

Класс: 7

Автор УМК: И.Н.Пономарёва

Тема: Многообразие земноводных, их значение и охрана

Тип урока: комбинированный (изучение нового материала и первичного закрепления знаний)

Цель: обобщить и расширить знания о земноводных 

Задачи: показать многообразие земноводных, их характерные особенности, взаимосвязь строения с образом жизни; познакомить с редкими и исчезающими видами земноводных; развивать навыки самостоятельной работы с текстом учебника; формировать умение общаться, высказывать свою точку зрения, кратко излагать ее, учиться слушать товарищей и выражать свое мнение.

Оборудование:  таблица: «Многообразие земноводных», презентация «Многообразие земноводных», модули ФЦИОР, мультимедийный комплекс

Методы обучения: частично-поисковый метод (выполнение самостоятельной работы), словесный метод (беседа), наглядно-образный метод (работа с таблицами  и модулем).

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Содержание урока:

                                                             

Технологическая карта урока:

Этапы урока

Содержание учебного материала. Деятельность учителя

Деятельность обучающихся.

Формирование УУД

Определение потребностей и мотивов

Организационный момент. Приветствие учеников. Организация познавательной деятельности учащихся (создание проблемной ситуации).

Фронтальная работа с классом по заданиям:

1. Используя таблицу, расскажите о размножении земноводных (сроки размножения, половой диморфизм, брачное поведение, уход за потомством)

2. Используя интерактивный модуль, составьте правильную последовательность стадий развития земноводных и дайте краткую характеристику каждой стадии

3. Разместите соответствующие названия органов земноводных в таблице: жабры, лёгкие, два круга кровообращения, кожа, двухкамерное сердце, трёхкамерное сердце, один круг кровообращения, замкнутая система, печень, клоака, боковая линия, пищевод, незамкнутая система, кишечник, трахея, желудок, поджелудочная железа

Органы

дыхания

Органы

пищеварения

Кровеносная

система

4. Распределите в таблице перечисленные признаки: обтекаемая форма тела, жаберное дыхание, 2 круга кровообращения, слизистая кожа, лёгочное дыхание, нервная система с обособленным головным и спинным мозгом, развитие яиц в воде, наличие барабанных перепонок, развитие с метаморфозом, пятипалая конечность, наличие внутреннего уха, слюнные железы, сложное поведение

Признаки

рыб

Признаки земноводных

Общие признаки хордовых животных

Какие признаки строения и жизнедеятельности имеют земноводные животные?

Создание проблемной ситуации

Демонстрирует таблицу с изображениями разных земноводных

К какой группе позвоночных животных они относятся?

Чем можно объяснить их отличия друг от друга?

Учитель предлагает определить тему и цели  урока.

Приветствуют учителя, проверяют готовность своего рабочего места к уроку, настраиваются на работу.

Вспоминают и повторяют материал предыдущих уроков.

Выполняют задания, предложенные учителем.

Исправляют ошибки, допущенные одноклассниками

Отвечают на вопросы учителя

Выводы учащихся:

земноводные – это животные, которые имеют голую слизистую кожу, барабанную перепонку, лёгочное дыхание, пятипалую конечность, трёхкамерное сердце, 2 круга кровообращения и развитие с метаморфозом

Предлагают разные гипотезы

Формулируют тему урока «Многообразие земноводных».

Делают записи в тетради.

Личностные (самоопределение, смыслообразование)

Коммуникативные (сотрудничество с учителем)

Познавательные:

общеучебные: построение речевого высказывания, выбор наиболее эффективных способов решения; логические: анализ объектов, выбор критериев для сравнения, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование

Познавательные (выдвижение гипотез и их обоснование)

Регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование)

Познавательные  ( самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели)

Принятие учебных целей и условий их достижения

Предлагает сформулировать возникшую проблему и высказать предположения о том, как её решить.

Предлагает использовать в качестве источников информации текст учебника  и сообщения учащихся

Выдвижение гипотезы «Земноводные обитают в разных местообитаниях и приспосабливаются к разным условиям, поэтому внутри класса  есть более мелкие систематические и экологические группы»

Предлагают найти доказательства в дополнительных источниках информации

Коммуникативные (учебное сотрудничество со сверстниками)

Постановка проблемы и её решение

Проверка принятой гипотезы, сбор данных, их анализ и формулировка выводов

Организует самостоятельную работу с текстом учебника для ответа на вопрос:

Какие систематические группы выделяют внутри класса земноводных?

Какими признаками отличаются земноводные разных отрядов?

Заполните схему «Отряды Земноводных» в тетради

Организует фронтальную проверку содержания записей в схеме, корректирует ответы учащихся.

Земноводные, или амфибии, широко распространены по всему земному шару, не встречаются они только в Антарктиде и высокогорных районах. Существует около 4 000 видов амфибий. У многих людей земноводные не вызывают приятных эмоций, а некоторые относятся к ним с брезгливостью, но сегодня мы сможем убедиться, что они наши настоящие друзья, а друзей выбирают не по внешности и ценят не за красоту. Мы познакомимся с отрядами земноводных,  и помогут нам в этом ваши одноклассники.

Возвращается к проблемным вопросам и просит учащихся ответить на них с учётом приобретённых знаний

Все ли земноводные чувствуют себя хорошо и уютно на земле?

Демонстрация слайдов

33 вида амфибии занесены в Красную книгу, из них 8 видов – в Красной книге России: крестовка кавказская, жаба камышовая, тритон альпийский, чесночница сирийская, тритон костистый, тритон карпатский, тритон малоазиатский, саламандра кавказская

Какие меры по охране земноводных вы можете предложить?

Почему амфибии нуждаются в охране?

Читают информацию в учебнике, выбирают нужную им информацию и заполняют в тетради схему «Отряды Земноводных».

        

Зачитывают свои записи в тетради и корректируют их.

Слушают сообщения учащихся о хвостатых и бесхвостых земноводных

Формулируют выводы по проблеме урока: «Земноводные подразделяются на три отряда, представителя которых освоили водную, наземную и почвенную среду, благодаря разным адаптациям, входят в состав самых разных сообществ»

Отвечают на вопросы учителя и формулируют выводы:

1. хозяйственная деятельность человека оказывает пагубное влияние: земляные работы, вырубка лесов, загрязнение водоёмов при водят к исчезновению естественных местообитаний амфибий

2. очистка водоёмов, запрет на уничтожение, специальные тоннели под автострадами для прохода амфибий во время миграций

3. имеют большое значение в природе и жизни человека: уничтожение вредителей, звено в цепях питания, объект лабораторных исследований, изготовление лекарственных препаратов, употребление в пищу, регулируют численность беспозвоночных, являются индикаторами чистоты окружающей среды

Познавательные (поиск и выделение необходимой информации,  выведение следствий)

Познавательные (смысловое чтение, извлечение информации, определение основной информации, умение структурировать знания) , логические

Регулятивные (преодоление препятствий)

Познавательные (построение речевого высказывания)

Регулятивные (коррекция, оценка)

Познавательные (выведение следствий, построение речевого высказывания)

Регулятивные (коррекция, оценка)

Итоговый самоконтроль и самооценка

Предлагает учащимся назвать, какие новые знания они получили на уроке, и проверить насколько хорошо они их усвоили.

Составьте синквейн о земноводных

Выставление оценок за урок.

Предлагает учащимся домашнее задание:

Изучить §39 и ответить устно на вопросы параграфа с.187.

Перечисляют новую для себя информацию

Фронтальная работа у интерактивной доски

Записывают информацию о домашнем задании, заслушивают комментарии учителя.

Познавательные (рефлексия, контроль и оценка результатов деятельности)

Регулятивные (самоконтроль и самооценка)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока биологии для 7 класса по теме "Размножение, развитие и происхождение земноводных. Годовой цикл жизни земноводных"

Разработка урока биологии для 7 класса по теме «Размножение, развитие и происхождение земноводных. Годовой цикл жизни земноводных» может быть использована учителями, работающими по программе «Жи...

Тема Места обитания и внешнее строение Земноводных. Внутреннее строение земноводных 7 урок

К разработке раздела Тема Места обитания и внешнее строение Земноводных. Внутреннее строение земноводных 7 урок...

Годовой цикл жизни земноводных. Происхождение земноводных. 9 урок

Годовой цикл жизни земноводных. Происхождение земноводных. 9 урок...

«Места обитания и внешнее строение земноводных. Внутреннее строение земноводных на примере лягушки»

Задачи:Сформировать знания у учащихся об особенностях внешнего строения, скелета и мускулатуры земноводных в связи с наземно-водным образом жизни...

«Класс земноводные. Среда обитания, внешнее строение, скелет и мускулатура земноводных».

Урок является первым в теме "Тип Земноводные". Тип урока-урок получения новых знаний....

Технологическая карта урока биологии. Тема урока «Класс Земноводные. Общая характеристика земноводных».

Ознакомление  учащихся с информацией о представителях класса Земноводные, как с животными, занимающими особое место в истории развития позвоночных, их многообразием, особенностями внешнего строен...

методическая разработка по теме: Редкие и исчезающие виды земноводных. Заключительное занятие в теме "Класс Земноводные" Биология 7 класс

Конспект урока по теме: Редкие и исчезающие виды земноводных. Заключительное занятие  в теме "Класс Земноводные" Биология 7 класс. Составлен в соответствии с ФГОС...