Гипотезы происходждения жизни на Земле
план-конспект урока по биологии (11 класс) на тему

Малюга Оксана Владимировна

Представлены гипотезы эволюции

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teoriya_i_gipotezy_proishozhdeniya_cheloveka.docx20.7 КБ

Предварительный просмотр:

Теория и гипотезы происхождения человека.   11 класс

Цель урока: формирование представлений учащихся о приоритетности научных взглядов по вопросам происхождения человека.

Задачи урока:

Обучающая: обобщить знания об эволюции, понять законы антропогенеза, доказать несостоятельность религиозной точки зрения о происхождении человека;

Развивающая: развить коммуникабельность, умение аргументированно представить и защитить свою точку зрения;

Воспитательная: развить толерантное отношение к вероисповеданиям, уважение позиции оппонента, умение находить компромиссы.

Технические средства обучения: Компьютер, мультимедия-проектор, фотографии и таблицы "Рудименты и атавизмы", "Сравнительная характеристика эмбрионов различных животных и человека", "Сюжеты из Библии".

Демонстрационный материал: влажные препараты "Зародыш крысы", "Зародыш курицы".

До урока Класс был разделён на три группы. Каждая группа получила домашнее задание. Первая группа - приверженцы религиозной точки зрения происхождения человека (Религия), вторая группа - научная точка зрения (Наука), т.е. Дарвинисты и группа, которая не разделяет ни одну из точек зрения - Судьи. Группа судей самая малочисленная, именно она будет подводить итоги. Именно их вы должны убедить в своей правоте. Они имеют право задавать различные вопросы той или иной группе.

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний. Прежде чем приступить к основному этапу нашего урока проведём небольшую тестовую работу, целью которой является проверка полученных знаний по пройденным темам данного раздела и работа над терминологией. На выполнение работы 10 минут.

Презентация.

На слайде №1 Тестовые задания1 вариант        2 вариант

На слайде №2 показаны ответы к данным заданиям. После сбора работ, она демонстрируется детям. Вы можете сравнить ваши ответы и приблизительно выставить себе оценки.

Учитель: Сегодня у нас тема урока "Эволюция человека - антропогенез". Мы все с вами знаем, что человек, как и все другие животные, менялся в процессе эволюции. Как происходил этот процесс и вообще был ли этот процесс? Сегодня ставится вопрос о состоятельности теории Чарльза Дарвина "Происхождение человека".

Наш урок мы проведем в форме научной дискуссии. Для этого мы с вами уже разделились на три группы. Что послужит предметом спора на данном уроке?  Вы ребята все уже взрослые и знаете что такое религия. И у меня вопрос, какие вам известны религии. Если это не секрет. Какую религию исповедует ваши родители, друзья, знакомы и вы сами?

Дети называют те религии которые им известны, которые исповедают они сами их родители. Вы назвали самые древние и те, которые у нас на слуху. Это Буддизм, Христианство и Ислам. И тема нашей сегодняшней дискуссии Теории и гипотезы происхождения человека.

Судьи: Уважаемые друзья, вы должны убедить нас в правоте своего мнения, вы можете не соглашаться с мнением оппонентов. Вы можете их убеждать, но при этом вы должны уважать их мнение, их взгляды. Ответы ваши должны быть аргументированными, вы должны быть корректными в своих высказываниях.

Религия: Миллионы людей верят, что наш общий создатель- это Бог, некоторые Его видят в лице Иисуса Христа, другие в лице Мохаммеда. Но все сходятся в одном, что нас сотворил Он. Все религии, кроме буддизма, описывают один и тот же путь происхождения и развития человека. Конечно, не все описания сходятся, но всё же эти различия малозаметны по сравнению с их сходством. Трудно поспорить с тем, что Создатель - Бог, когда различные религии трактуют одно и то же явление очень схоже. Ведь ислам и христианство - это религии-соперники или конкуренты. Священные писания, Коран, Библия являются одними из древнейших творений человечества, призывающих к мудрости наших предков и к разуму их потомков. Своими корнями религиозная теория уходит в глубокую древность.

Наука (учёный селекционер): Вы утверждаете, что человека создал Бог. Как сказано в Библии, Он создал человека по образу и подобию своему. С этим я готов согласиться. Мне импонирует то, что я - копия такого всемогущего явления как БОГ. Но в Библии также сказано, что после того как Он создал Адама, он создал Еву. И главное, здесь как он её создал Из Ребра Адама. Т.е Ева - это клон Адама. С точки зрения науки категорично заявляю, что Адам и Ева НЕ могли иметь потомков. У нас получается "инбридинг" - близкородственное скрещивание. Я понимаю, что слово "инбридинг" употребляется в селекции по отношению к скрещиванию животных и растений человеком, который получает новые сорта и породы.

Религия: Не надо сравнивать селекционера с Богом. Но в то же время я должна согласиться с вами. Здесь наука доказала на 99,9%, что в результате близкородственного скрещивания потомки рождаются либо уродами, либо бесплодными. Но ещё существует 0,1%. Может, произошла какая-то оказия или кариотип наших предков был другим.

Судьи: А можно узнать, как относятся сторонники религиозной теории к мнению о том, что все религии, кроме буддизма, одинаково описывают процесс происхождения человека.

Религия: В учении сказано, что ученики Будды спросили его, откуда произошли животные, растения и человек. Он ответил просто: "Когда я пришёл на Землю, всё это было. И я не знаю, откуда всё это произошло".

Наука (учёный генетик): Мы на все 100% доказали, что кариотип наших предков ненамного отличается от кариотипа современного человека.  Наука (археолог): Или вы поставите наши многолетние труды, раскопки под сомнение. Кстати, я вам должен сказать, что человечество начало проводить археологические раскопки очень давно.

Религия: Вы все утверждаете, что мы произошли от обезьян, что они являются нашими предками. Но почему же эти обезьяны не эволюционируются в людей. Мы их тренируем, учим. Некоторые научились считать, писать, но не более. На людей как таковых они не похожи. И, следовательно, у вас нет доказательств правомерности этой эволюции.

Наука (археолог): Как нет? Ведь есть наши раскопки. Мы нашли скелет древнейших людей, наскальные рисунки, можно сказать автопортреты. Именно из этих рисунков мы узнали о существовании мамонта, хотя до нас они не дожили.

Наука (анатом): А такие явления как рудименты и атавизмы вы не считаете доказательством (демонстрация слайдов "атавизмы и рудименты"). Что такое рудименты, уважаемые судьи? Это остатки признаков наших предков, т.е. у наших предков этот орган функционировал, а сейчас утратил первоначальное значение. Примерами могут послужить аппендикс, третье веко, копчик. Атавизмы - это возврат к признакам наших предков или те признаки, которые исчезли, но по каким-то причинам проявились вновь. Это волосатый человек, человек, который полностью покрыт волосами (шерстью), хвостатый мальчик - вновь вырос хвост, многососковость - шесть сосок, как у всех млекопитающих, вместо двух.  Также вы можете посмотреть на рисунок 61, на странице 168, где даётся сравнение скелета человека и человекообразных обезьян, есть, конечно, различия, но они не такие уж и сильные. А если посмотреть на строение и соединение костей, то различий практически нет.

Религия: "Бог создавал всё живоё семь дней и ночей". Это изречение из Библии. На шестой день он создал животных и растения, а уже затем он создал человека.

Наука (эмбриолог): Я вам сейчас покажу одну вещь (демонстрация препаратов эмбрионов "Крысы", "Курицы" и изображение эмбриона человека на ранних стадиях развития). Посмотрите на эти эмбрионы и скажите, есть ли какое-либо отличие?

Религия: Это варварство, убийство нерожденных живых существ. Но мы не видим отличий.

Судьи: Мы также не видим различий, которые можно увидеть невооружённым взглядом.

Наука (эмбриолог): Мы сумели доказать, что все живые организмы схожи, даже одинаковы на ранних стадиях своего эмбрионального развития.

Это вы можете увидеть на 169 странице учебника, рисунок 62, где изображен развитие эмбриона рыбы, первый столбец, амфибии, рептилии, млекопитающих и в пятом столбце развитие эмбриона человека.

Чтобы вам было легче сравнивать, мы демонстрируем также рисунок эмбриона курицы, крысы, черепахи и обезьяны. Различий нет. О чём это говорит? О нашем родстве с животными, говоря иначе, о единстве происхождения человека и животных.

Религия: Вы хотите сказать, что такие твари как крыса, черви созданы по подобию Бога?

Наука (цитолог): Нет, мы утверждаем, что вся ваша теория о создании Богом человека и животных ошибочна. Есть ещё одно доказательство единства происхождения животных, растений и человека от единого предка. Это их клеточное строение. Все живые организмы, кроме вирусов, состоят из клеток. Эти клетки, в свою очередь, имеют очень схожее строение. А главное, нашим общим предком, по нашему мнению, был не всемогущий Бог, а простой примитивный прокариот, т.е. микроб.

Судьи: Ну что же, наша дискуссия, хоть и увлекательна, но имеет временные рамки. Наше время уже подошло к концу, и мы должны подвести итоги.

Религия: Мы принимаем ваши доводы, уважаемые оппоненты, и готовы согласиться с вами. Но в тоже время вы не можете отбрасывать то, во что верят миллионы людей независимо от вероисповедания. И мы рады, что человеческий ум дошёл до таких открытий в области генетики, селекции и т.д., что человек может сравнивать себя с Богом. Но нам всем нужно помнить о том, что самолюбие, гордыня - это грех.

Наука (генетик): Спасибо за ваши добрые слова, мы также хотим сказать, что мы самые ярые сторонники науки, но и среди нас есть люди, которые верят в Бога. Не имеет значения, кто наш Бог - Христос, Мохаммед или Будда. Но вера не мешает нам заниматься научными изысканиями, она помогает нам жить, избегать больших ошибок или, как вы сказали, грехов. Среди нас очень много лиц, которые по религиозным взглядам категорически против проведения опытов над человеком, его клонирования.

Судьи: Это значит лишь одно, что мы остались без работы, вы сами поставили все точки в вашем споре. А вот что скажет наш учитель биологии.

Учитель: Вы правильно сказали, уважаемые участники дискуссии, что сами расставили все точки над "I". Мне остаётся обобщить весь тот материал, который мы сегодня услышали на уроке.

Первое - в ходе дискуссии вы подтвердили то, что все живые организмы произошли от единого предка. Это: клеточное строение, сходство эмбрионов, археологические открытия.

Второе - вы доказали, что человек также имеет предка из царства животных: это рудименты, атавизмы, генетическое сходство. Таким образом, мы с вами пришли к выводу о приоритетности научных взглядов над религиозными по вопросам происхождения человека.

Мне остаётся просто поблагодарить вас за хороший урок.

Домашнее задание: прочитать  45 и выполнить задания, письменно в конце параграфа №1-3, стр. 170

Выставление оценок: с оценками ознакомимся после проверки ваших работ в начале урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестовая проверочная работа 11 класс по теме "Гипотезы происхождения жизни на Земле"

Проверочная работа по теме"Гипотезы происхождения жизни на Земле" составлена в форме ЕГЭ, имеет два вида заданий: с выбором одного правильного ответа, с выборм нескольких ответов....

Гипотезы происхождения жизни на земле. Биология 11 класс

Гончаров В.Е. Гипотезы происхождения жизни на земле. Биология 11 класс...

Гипотезы происхождения жизни на Земле.

Презентация к уроку общей биологии в 9 классе, выполненная ученицей 9 класса. Может использоваться в качестве демострационного материала при объяснении новой темы, либо как пример творческого дом...

Урок по биологии в 9 классе на тему: "Гипотезы возникновения жизни на Земле".

Данный урок разработан мной вместе с презентацией и просмотром видеофильма, что повышает интерес учащихся не только к данной теме, но и к предмету в частности. Все гипотезы изложены последовательно их...

Основные гипотезы возникновения жизни на Земле

Разработка урока предназначена для учащихся 9  классов.Рассматриваются основные гипотезы возникновения жизни на Земле. Презентацию к уроку, а так же весь необходимый материал (таблица, текст для ...

Методическая разработка занятия "Гипотезы происхождения жизни на Земле"

Методическая разработка предназначена для проведения теоретического занятия по разделу «История развития жизни на Земле»», составлена в строгом соответствии с рабочей программой и требованиями Государ...

Разработка урока по теме: Гипотезы происхождения жизни на Земле

В папке находится конспект урока, презентация к уроку, а также вариант теста на уроке, для проверки знаний...