Технологическая карта по теме "Экологические факторы среды", 5 класс
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему
Предмет: биология
УМК: Биология: 5 класс / И. Н. Пономаревой, И.В. Николаев, О.А. Корнилова: - М.: Вентана- Граф, 2014
Раздел: Жизнь организмов на планете Земля
Тема: Экологические факторы среды
Тема урока: Открытие теоретических знаний и способа предметного действия
Планируемые результаты:
Узнают, что такое экологические факторы и как они влияют на среду.
Научатся характеризовать экологические факторы, анализировать влияние на среду.
Пояснительная записка по отбору содержания: Урок является вторым при изучении раздела. На изучение темы отводится 1 час.
Объект: Среда
Единицы описания объекта.: организмы: (растения, животные, микроорганизмы, грибы); факторы живой природы; факторы неживой природы; антропогенные факторы.
Связь: факторы (живой, неживой антропогенные) могут и благоприятно, и неблагоприятно влиять на жизнь организмов в среде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_po_teme_ekologicheskie_faktory_sredy.docx | 224.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Автор: Тырышкина Дарья Павловна, учитель биологии МАОУ «СОШ №35»
Предмет: биология
УМК: Биология: 5 класс / И. Н. Пономаревой, И.В. Николаев, О.А. Корнилова: - М.: Вентана- Граф, 2014
Раздел: Жизнь организмов на планете Земля
Тема: Экологические факторы среды
Тема урока: Открытие теоретических знаний и способа предметного действия
Планируемые результаты:
Узнают, что такое экологические факторы и как они влияют на среду.
Научатся характеризовать экологические факторы, анализировать влияние на среду.
Пояснительная записка по отбору содержания: Урок является вторым при изучении раздела. На изучение темы отводится 1 час.
Объект: Среда
Единицы описания объекта.: организмы: (растения, животные, микроорганизмы, грибы); факторы живой природы; факторы неживой природы; антропогенные факторы.
Связь: факторы (живой, неживой антропогенные) могут и благоприятно, и неблагоприятно влиять на жизнь организмов в среде.
Ход урока:
Этапы урока, микроэтапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся (ПУД-познавательные действия; РУД – регулятивные; КУД- коммуникативные; ЛД-оценочные действия, касающиеся ценностей) |
| ||
| Учитель приветствует учащихся. Учитель создаёт благоприятный психологический настрой для учебной деятельности, задает вопросы про самочувствие и настроение учащихся. | КУД – приветствуют учителя. РУД – оценивают готовность к учебной деятельности, установление визуального контакта |
| Организует актуализацию теоретического материала. Инструктирует по выполнению задания. Контролирует полноту и правильность выполнения задания. Ребята, какую тему вы изучали на прошлом уроке. Назовите среды обитания. Выполните задание №1, назовите для каждого организма среду обитания. (примечание – задание представлено на карточке №1) Организует проверку выполнения задания. Корректирует ответы. | ПУД: Сопоставляют организмы и среду обитания. Оформляют ответы в таблице КУД:Составляют и представляют монологическое высказывание в виде законченных предложений. РУД: Сверяют ответы и полноту выполнения задания по образцу. |
| Организует обобщение теоретического материала Ребята, обратите внимание на таблицу, есть ли организмы, у которых совпадает среда обитания? А почему эти организмы обитают в одной среде? 1 вариант - перечислите условия обитания кита 2 вариант - перечислите условия обитания водорослей Какой вывод можно сделать? Можете ли вы предположить, все ли условия мы перечислили, положительно или отрицательно сказывается одни и те же условия на организмах, можете ли объяснить свое предположение? Какова будет цель урока? Ребята, значит, нам нужно узнать, какие ещё существуют условия и как они влияют на живые организмы в природе? | ПУД: анализируют сходные условия среды обитания организмов. Выдвигают предположения о сходных для организмов условиях обитания. КУД: представляют свои рассуждения в связной монологической речи РУД: формулируют цель урока и планируют шаги по её достижению |
1.4. Выработка плана действий | Организует деятельность по извлечению учебного материала по тексту учебника. Ребята, откройте учебник на стр. 78. (п.18), изучите первый абзац и выпишите в тетрадь ключевые слова, обсудите с соседом по парте. Какое новое понятие вам встретилось в тексте? Как думаете, связано ли оно с теми вопросами, которые мы задали? Давайте на основе сформулированных нами ранее вопросов составим план, по которому мы будем работать на уроке. Составляют и записывают план урока: 1.Что такое экологические факторы среды? 2. Виды экологических факторов и их влияние на организмы | ПУД – извлекают информацию и интерпретируют. ПУД – самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель |
| ||
2.1 Решение учебной задачи по изучению видов факторов | Организует извлечение материалы из учебного текста. Ребята, можете ли вы сказать, сколько факторов выделяют? Давайте обратимся к параграфу учебника. Откроем стр. 79, рис 66. 3 группы. Какие группы? Перечислите
Давайте, составим схему в тетради. | ПУД- извлекают информацию, заданную в явном виде, составляют схему. КУД –организуют учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками (работают в парах) |
2.2 Решение учебной задачи по изучению особенностей каждого вида факторов | Организует изучение примеров экологических факторов Ребята, посмотрите на слайд, на нём представлены условия, давайте распределим по видам экологических факторов. (слайд, распределение условий) температура, гусеница и растение, свет, влажность воздуха, свалки, осадки, волк и заяц, ветер, вырубка лесов, строительство мегаполисов | ПУД - группируют материал по заданному основанию РУД - сверяют полноту и правильность выполнения задания КУД – формулируют ответы в виде связного монологического высказывания |
2.3. Решение учебной задачи по анализу факторов | Организует работы в группах по извлечению информации из текста, по созданию монологического высказывания Ребята, прочитайте внимательно текст. Выполните задания после текста. Заяц-беляк - лесной житель. Зайцы питаются растениями, грибами, корой деревьев. В оттепель, снегопад или дождливую погоду беляк часто вообще не выходит на кормежку. У зайца много врагов. Лиса не прочь полакомиться вкусной зайчатиной. Зимой зайца спасает защитная окраска – мех его становится белым, под цвет снега. Недаром говорят: «Бел, потому и цел». (представлен на карточке №2)
| ПУД – находят в тексте информацию; ориентируются в содержании текста, дают описание условий, выделяют факторы КУД - представляют ответ в виде связного монологического высказывания |
| ||
3.1 Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Организует самостоятельную работу, контролирует и оценивает полноту и правильность выполнения задания, корректирует индивидуальные ошибки. 1. Рассмотрите фотографию, сделанную во время акции «Речная лента». 2. Перечислите и обсудите условия, которые неблагоприятно сказываются на почве, водоеме, организмах. 3. Запишите, к какой группе экологических факторов относится названые вами условия? (представлено на карточке №3) | ПУД - анализируют учебный материал (фото), группируют факторы, оценивают их влияние, формулируют выводы. РУД - контролируют полноту выполнения заданий КУД – представляют в устной форме продукт своей деятельности |
3.2. Включение нового знания в систему знаний по теме | Организует включение нового материал в систему знаний Давайте попробуем создать условия для водных обитателей и смоделируем аквариум для рыб Что нам понадобиться? - Аквариум - вода - водоросли - питание - рыбки | ПУД: анализ условий для водной среды обитания КУД – представляют устное монологическое высказывание |
3.3. Итоговая самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности | Ребята, на какие вопросы мы с вами должны были ответить? 1.Что такое экологические факторы среды? 2. Виды экологических факторов 3. Как влияют экологические факторы? Мы с вами ответили на вопросы? Справились? | КУД – представляют в устной форме ответы на вопросы РУД – оценивают результаты своей учебной деятельности; |
3.4 Разноуровневое домашнее задание | В связи с этим, каждый из вас сможет выбрать себе домашнее задание, которое поможет устранить те трудности, которые вы определили в ходе самооценки
| РУД – выбирают и фиксируют домашнее задание с целью определения последовательных действий для достижения требуемого результата |
Приложение
Карточка №1
Напротив каждого живого организма отметьте среду его обитания
Живой организм | Среда обитания |
Кит | |
Липа | |
Синичка | |
Корни растений | |
Паразитические черви | |
Водоросли |
Отметь количество правильных ответов………………….
Карточка №2
Прочитайте внимательно текст. Выполните задания после текста.
Заяц-беляк - лесной житель. Зайцы питаются растениями, грибами, корой деревьев. В оттепель, снегопад или дождливую погоду беляк часто вообще не выходит на кормежку. У зайца много врагов. Лиса не прочь полакомиться вкусной зайчатиной. Зимой зайца спасает защитная окраска – мех его становится белым, под цвет снега. Недаром говорят: «Бел, потому и цел».
- Обсудите, что влияет на жизнь зайца?
- К какой группе экологических факторов можно отнести эти условия?
Карточка №3
- Рассмотрите фотографию, сделанную во время акции «Речная лента».
- Перечислите и обсудите условия, которые неблагоприятно сказываются на почве, водоеме, организмах в них обитающих.
- Запишите, к какой группе экологических факторов относятся названные вами факторы?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта к уроку в 5 классе « Фотопериодизм: механизм приспособленности организмов к среде обитания» Пасечник
Технологическая карта...
Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме: « Среда обитания живых организмов»
Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме: "Среда обитания живых организмов"...
Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме «Среды обитания организмов»
Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме «Среды обитания организмов»...
Технологическая карта урока физики в 10 классе ТЕМА: «Тепловые двигатели и их влияние на окружающую среду».
Технологическая карта урока физики в 10 классе .ТЕМА: «Тепловые двигатели и их влияние на окружающую среду».В данном материале дана краткая разработка урока по этапами видам деятельности учителя и уча...
Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме: "Экологические факторы и их влияние на живые организмы", с использованием ЭОР
урок разработан с применением ЭОР...
Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Среды обитания организмов»
Цели урока: узнать, что такое среда обитания организмов;познакомиться с отличительными особенностями разных сред обитания организмов; найти отличия между условиями жизни в разных средах и определить ч...
Технологическая карта урока биологии для 7 класса по теме " Факторы среды и их влияние на биоценозы"
Технологическая карта урока биологии для 7 класса по теме "Факторы среды и их влияние на биоценозы" ( учебник В.В. Латюшин)...