Технологическая карта по теме "Экологические факторы среды", 5 класс
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Предмет: биология

УМК: Биология: 5 класс / И. Н. Пономаревой, И.В. Николаев, О.А. Корнилова: - М.: Вентана- Граф, 2014

Раздел: Жизнь организмов на планете Земля

Тема: Экологические факторы среды

Тема урока: Открытие теоретических знаний и способа предметного действия

Планируемые результаты:

Узнают, что такое  экологические факторы   и как они влияют на среду.

Научатся характеризовать экологические факторы, анализировать влияние на среду.

Пояснительная записка по отбору содержания: Урок является вторым при изучении раздела. На изучение темы отводится 1 час.

Объект: Среда

Единицы описания объекта.: организмы: (растения, животные, микроорганизмы, грибы); факторы живой природы; факторы неживой природы; антропогенные факторы.

Связь: факторы (живой, неживой антропогенные)   могут и благоприятно, и неблагоприятно влиять  на жизнь организмов в среде.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Автор: Тырышкина Дарья Павловна, учитель биологии МАОУ «СОШ №35»

Предмет: биология

УМК: Биология: 5 класс / И. Н. Пономаревой, И.В. Николаев, О.А. Корнилова: - М.: Вентана- Граф, 2014

Раздел: Жизнь организмов на планете Земля

Тема: Экологические факторы среды

Тема урока: Открытие теоретических знаний и способа предметного действия

Планируемые результаты:

Узнают, что такое  экологические факторы   и как они влияют на среду. 

Научатся характеризовать экологические факторы, анализировать влияние на среду.

Пояснительная записка по отбору содержания: Урок является вторым при изучении раздела. На изучение темы отводится 1 час.

Объект: Среда

Единицы описания объекта.: организмы: (растения, животные, микроорганизмы, грибы); факторы живой природы; факторы неживой природы; антропогенные факторы.

Связь: факторы (живой, неживой антропогенные)   могут и благоприятно, и неблагоприятно влиять  на жизнь организмов в среде.

Ход урока:

Этапы урока, микроэтапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

(ПУД-познавательные действия;

РУД – регулятивные;

КУД- коммуникативные;

ЛД-оценочные действия, касающиеся ценностей)

  1. Ориентировочно-мотивационный этап

  1. Мотивация учащихся на включение в учебную деятельность

Учитель приветствует учащихся.

Учитель создаёт благоприятный психологический настрой для учебной деятельности, задает вопросы про самочувствие и настроение учащихся.

КУД – приветствуют учителя.

РУД – оценивают готовность к учебной деятельности, установление визуального контакта

  1. Актуализация знаний, выравнивание стартовых позиций. Создание ситуации успеха

Организует актуализацию теоретического материала. Инструктирует по выполнению задания.  Контролирует полноту и правильность выполнения задания.

Ребята, какую тему вы изучали на прошлом уроке.

Назовите  среды обитания. 

Выполните задание №1, назовите для каждого организма среду обитания.

(примечание – задание представлено на карточке №1)

Организует проверку выполнения задания. Корректирует ответы.

ПУД: Сопоставляют   организмы и среду обитания.

Оформляют ответы в таблице

КУД:Составляют и представляют   монологическое высказывание в виде законченных предложений.

РУД: Сверяют ответы и полноту выполнения задания по образцу.

  1. Проблемная ситуация, постановка цели УД.

Организует обобщение теоретического материала  

Ребята,  обратите внимание на таблицу, есть  ли организмы, у которых совпадает среда обитания?

А почему эти организмы обитают в одной среде?

1 вариант - перечислите  условия обитания кита

2 вариант - перечислите  условия обитания водорослей  

Какой вывод можно сделать?

Можете ли вы предположить, все ли условия мы перечислили, положительно или отрицательно сказывается одни и те же условия на организмах, можете ли объяснить свое предположение?

Какова будет цель урока?

Ребята, значит, нам нужно узнать, какие ещё существуют  условия  и как  они влияют на живые организмы в природе?

ПУД: анализируют сходные условия среды обитания организмов. Выдвигают предположения о сходных для организмов условиях обитания.

КУД: представляют свои рассуждения в связной монологической речи

РУД: формулируют цель урока и планируют шаги по её достижению

1.4. Выработка плана действий

Организует деятельность по извлечению учебного материала по тексту учебника.

Ребята, откройте учебник на стр. 78. (п.18), изучите первый абзац и выпишите в тетрадь ключевые слова,  обсудите с соседом по парте.                                        

Какое новое понятие вам встретилось в тексте? Как думаете, связано ли оно с теми вопросами, которые мы задали?

Давайте  на основе  сформулированных нами ранее  вопросов  составим план, по которому мы будем работать на уроке.

Составляют и записывают план урока:

1.Что такое экологические факторы среды?

2. Виды экологических факторов и их влияние на организмы

ПУД – извлекают информацию и интерпретируют.  

ПУД – самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель

  1. Операционально-исполнительный этап

2.1 Решение учебной задачи по изучению видов факторов

Организует извлечение материалы из учебного текста.

Ребята, можете ли вы сказать,  сколько факторов выделяют?

Давайте обратимся к параграфу учебника.

Откроем стр. 79, рис 66.

3 группы. Какие группы? Перечислите

 

Давайте, составим схему в тетради.

UFuqU5Zgr3Y

ПУД- извлекают информацию, заданную в явном виде, составляют схему.

КУД –организуют учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками (работают в парах)

2.2 Решение учебной задачи  по изучению особенностей каждого вида факторов

Организует изучение примеров экологических факторов

Ребята, посмотрите на слайд,  на нём представлены условия, давайте  распределим по видам экологических факторов.

 (слайд, распределение условий)

температура, гусеница и растение, свет, влажность воздуха, свалки, осадки, волк и заяц, ветер, вырубка лесов, строительство мегаполисов

ПУД - группируют материал по заданному основанию

РУД - сверяют полноту и правильность выполнения задания

КУД – формулируют ответы в виде связного монологического высказывания

2.3. Решение учебной задачи по анализу факторов

Организует работы в группах по извлечению информации из текста, по созданию монологического высказывания

Ребята, прочитайте внимательно текст. Выполните задания после текста.

Заяц-беляк -  лесной житель. Зайцы питаются  растениями, грибами, корой деревьев. В оттепель, снегопад или дождливую погоду беляк часто вообще не выходит на кормежку.  У зайца много врагов. Лиса не прочь полакомиться вкусной зайчатиной. Зимой зайца спасает  защитная окраска – мех его становится белым, под цвет снега. Недаром говорят: «Бел, потому и цел».

(представлен на карточке №2)

  1. Обсудите, что влияет на жизнь зайца?
  2. К какой группе экологических факторов можно отнести эти условия?

ПУД – находят в тексте информацию; ориентируются в содержании текста, дают описание условий,  выделяют факторы

КУД - представляют ответ в виде связного монологического высказывания  

  1. Рефлексивно-оценочный этап

3.1 Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Организует самостоятельную работу, контролирует и оценивает полноту и правильность выполнения задания, корректирует  индивидуальные  ошибки.

1. Рассмотрите фотографию, сделанную во время акции «Речная лента».

2. Перечислите и обсудите условия, которые неблагоприятно сказываются на почве, водоеме, организмах.

3. Запишите, к какой группе экологических факторов относится названые вами условия? (представлено на карточке №3)

ПУД - анализируют учебный материал (фото), группируют факторы, оценивают их влияние, формулируют выводы.

РУД - контролируют полноту выполнения заданий

КУД – представляют  в устной форме продукт своей деятельности

3.2. Включение нового знания в систему знаний по теме

Организует включение нового материал в систему знаний

Давайте попробуем создать условия для водных обитателей и смоделируем аквариум для рыб

Что нам понадобиться?

 - Аквариум

- вода

- водоросли

- питание

- рыбки

ПУД: анализ  условий для водной среды обитания

КУД – представляют устное монологическое высказывание  

3.3. Итоговая самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности

Ребята, на какие вопросы мы с вами должны были ответить?

1.Что такое экологические факторы среды?

2. Виды экологических факторов

3. Как влияют экологические факторы?

Мы с вами ответили на вопросы? Справились?

КУД – представляют  в устной форме ответы на вопросы

РУД – оценивают результаты  своей учебной деятельности;

3.4 Разноуровневое домашнее задание

В связи с этим, каждый из вас сможет выбрать себе домашнее задание, которое поможет устранить те трудности, которые вы определили в ходе самооценки

  1. Опишите среду обитания и перечислите  благоприятные и неблагоприятные факторы влияния на домашнего питомца или комнатное растение;
  2. Поясните, как вы понимаете выражение «разумная деятельность людей в природе»

РУД – выбирают и фиксируют  домашнее задание с  целью определения последовательных действий для достижения требуемого результата

Приложение

Карточка №1

Напротив каждого живого организма отметьте среду его обитания

Живой организм

Среда обитания

Кит

Липа

Синичка

Корни растений

Паразитические черви

Водоросли

Отметь количество правильных ответов………………….

Карточка №2

Прочитайте внимательно текст. Выполните задания после текста.

Заяц-беляк -  лесной житель. Зайцы питаются  растениями, грибами, корой деревьев. В оттепель, снегопад или дождливую погоду беляк часто вообще не выходит на кормежку.  У зайца много врагов. Лиса не прочь полакомиться вкусной зайчатиной. Зимой зайца спасает  защитная окраска – мех его становится белым, под цвет снега. Недаром говорят: «Бел, потому и цел».

  1. Обсудите, что влияет на жизнь зайца?
  2. К какой группе экологических факторов можно отнести эти условия?

Карточка №3

  1. Рассмотрите фотографию, сделанную во время акции «Речная лента».
  2.  Перечислите и обсудите условия, которые неблагоприятно сказываются на почве, водоеме, организмах в них обитающих.
  3. Запишите, к  какой группе экологических факторов относятся названные вами факторы?

OchRek_5_15092011_1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме: « Среда обитания живых организмов»

Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме: "Среда обитания живых организмов"...

Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме «Среды обитания организмов»

Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме «Среды обитания организмов»...

Технологическая карта урока физики в 10 классе ТЕМА: «Тепловые двигатели и их влияние на окружающую среду».

Технологическая карта урока физики в 10 классе .ТЕМА: «Тепловые двигатели и их влияние на окружающую среду».В данном материале дана краткая разработка урока по этапами видам деятельности учителя и уча...

Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Среды обитания организмов»

Цели урока: узнать, что такое среда обитания организмов;познакомиться с отличительными особенностями разных сред обитания организмов; найти отличия между условиями жизни в разных средах и определить ч...

Технологическая карта урока биологии для 7 класса по теме " Факторы среды и их влияние на биоценозы"

Технологическая карта урока биологии для 7 класса по теме "Факторы среды и их влияние на биоценозы" ( учебник В.В. Латюшин)...