Контрольно-измерительные материалы для внутригимназической проверки знаний по биологии; составитель: учитель химии и биологии МБОУ "Гимназия №12" Борисова Г.В.
материал для подготовки к егэ (гиа) по биологии (11 класс) на тему

Составленные КИМ полностью соответствуют демоверсии, кодификации и спецификации ЕГЭ по биологии в 2018 году. Большая часть заданий взята из открытого банка заданий ФИПИ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл variant_ege_2018_biologiya_sostavleno_borisovoy_g.v.docx463.5 КБ

Предварительный просмотр:

ВАРИАНТ ЕГЭ ПО БИОЛОГИИ

(СООТВЕТСТВУЕТ ДЕМОВЕРСИИ И СПЕЦИФИКАЦИИ ЭКЗАМЕНА В 2018 ГОДУ)

Составлен учителем биологии МБОУ «Гимназия №12» г. Ленинска-Кузнецкого Борисовой Г.В.

Инструкция по выполнению работы

Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 28 заданий. Часть 1 содержит 21 задание с кратким ответом. Часть 2 содержит 7 заданий с развёрнутым ответом. На выполнение экзаменационной работы по биологии отводится 3,5 часа (210 минут). Ответами к заданиям части 1 являются последовательность цифр, число или слово (словосочетание).

Задания части 2 (22–28) требуют полного ответа (дать объяснение, описание или обоснование; высказать и аргументировать собственное мнение). В бланке ответов № 2 укажите номер задания и запишите его полное решение.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком.

Записи в черновике, а также в тексте контрольных измерительных материалов не учитываются при оценивании работы.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.

Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Успеха!

Часть 1

Ответами к заданиям 1–21 являются последовательность цифр, число или слово (словосочетание). Ответы запишите в поля ответов в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номеров соответствующих заданий, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждый символ

пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

1.Рассмотрите схему. Запишите в ответе пропущенный термин обозначенный на схеме знаком вопроса.

 

https://bio-ege.sdamgia.ru/get_file?id=25562


Ответ: ___________________.

2.Выберите два верных ответа из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Генеалогический метод используют для определения

  

 1) 

степени влияния факторов среды на формирование признака

  

 2) 

характера наследования признака

  

 3) 

вероятности передачи признака в поколениях

  

 4) 

структуры хромосом и кариотипа

  

 5) 

частоты встречаемости патологичного гена в популяции

Ответ:

3. Белок состоит из 300 аминокислот. Сколько нуклеотидов в гене, который служит матрицей для синтеза этого белка? В ответ запишите только количество нуклеотидов.

Ответ: ________________________.

undefined

4.Все перечисленные ниже термины, кроме двух, используют для описания клетки, изображённой на рисунке. Определите два термина, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 1) 

замкнутая молекула ДНК

 2) 

мезосома

 3) 

мембранные органоиды

 4) 

клеточный центр

 5) 

нуклеоид

Ответ:

5.Установите соответствие между характеристиками и органоидами клетки: 
к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

  

ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

ОРГАНОИДЫ

А) 

замкнутая молекула ДНК

Б) 

окислительные ферменты на кристах

В) 

внутреннее содержимое – кариоплазма

Г) 

линейные хромосомы

Д) 

наличие хроматина в интерфазе

Е) 

складчатая внутренняя мембрана

   

1) 

ядро

2) 

митохондрия

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е

6. Сколько типов гамет образует зигота с генотипом АаDdCc? Ответ запишите в виде цифры.

Ответ ___________________________.

7.Все перечисленные ниже термины, кроме двух, используют для описания процесса, изображённого на рисунке. Определите два термина, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

undefined

 

  

 1) 

фотосинтез

  

 2) 

гликолиз

  

 3) 

мембранный транспорт

  

 4) 

эндоцитоз

  

 5) 

фагоцитоз

Ответ:

8.Установите соответствие между примерами и способами размножения: 
к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

  

ПРИМЕРЫ

 

СПОСОБЫ РАЗМНОЖЕНИЯ

А) 

вымётывание рыбами икры

Б) 

размножение фиалки листьями

В) 

партеногенез пчёл

Г) 

деление надвое инфузории-туфельки

Д) 

почкование гидры

Е) 

живорождение у акулы

   

1) 

бесполое

2) 

половое

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е

9.Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Для грибов характерны следующие признаки:

  

 1) 

по типу питания – гетеротрофы

  

 2) 

имеют ограниченный рост

  

 3) 

содержат хитин в оболочках клеток

  

 4) 

выполняют роль редуцентов в экосистеме

  

 5) 

имеют корневые волоски

  

 6) 

являются доядерными организмами

Ответ:

10.Установите соответствие между характеристиками и отделами растений: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

  

ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

ОТДЕЛЫ РАСТЕНИЙ

А) 

наличие двух видов побегов: весеннего и летнего

Б) 

расположение листьев мутовками на прямостоячем стебле

В) 

развитие спорангиев на нижней стороне листьев

Г) 

распространение на почвах с повышенной кислотностью

Д) 

развитие спор в спороносных колосках

Е) 

наличие перистых листьев – вай

   

1) 

Хвощевидные

2) 

Папоротниковидные

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е

11.Установите последовательность стадий развития печёночного сосальщика, начиная с выделения яиц окончательным хозяином во внешнюю среду. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

  

1) 

выход личинки из яиц в воде

2) 

выход личинки из тела малого прудовика

3) 

внедрение личинки в тело малого прудовика

4) 

образование цисты

5) 

прикрепление хвостатой личинки к водным предметам

6) 

размножение личинки

Ответ:

12. Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку «Череп человека». Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 

1)лобная кость

2)затылочная кость

3)височная кость

4)теменная кость

5)нижнечелюстная кость

6)скуловая кость

undefined

Ответ:

13.Установите соответствие между характеристиками и слоями кожи: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию 
из второго столбца.

  

ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

СЛОИ КОЖИ

А) 

защита от ультрафиолетовых лучей

Б) 

расположение рецепторов

В) 

наличие мышечных волокон

Г) 

расположение потовых желёз

Д) 

образование ногтевых пластин

Е) 

выработка меланина

   

1) 

эпидермис

2) 

дерма

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е

14.Установите последовательность этапов образования и движения мочи в организме человека.

  

1) 

движение мочи по извитым канальцам нефронов и образование вторичной мочи

2) 

движение мочи по собирательным трубочкам пирамидок

3) 

фильтрация крови из почечного клубочка в капсуле нефрона

4) 

отток мочи по мочеточнику в мочевой пузырь

5) 

скопление мочи в почечной лоханке

Ответ:

15. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания биохимического критерия вида Крапива двудомная. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

(1)Крапива двудомная – многолетнее травянистое растение с мощным корнем и длинным горизонтальным ветвистым корневищем. (2)Крапива защищена от поедания травоядными животными жгучими волосками, которые располагаются на всех частях растений. (3)Каждый волосок представляет собой крупную клетку. (4)В стенке волоска содержатся соли кремния, которые придают ему хрупкость. (5)Содержание муравьиной кислоты в клеточном соке волосков не превышает 1,34%. (6)Молодые листья крапивы содержат много витаминов, поэтому используются в пищу.

Ответ:

16.Установите соответствие между органами животных и эволюционными процессами, в результате которых эти органы сформировались: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

  

ОРГАНЫ ЖИВОТНЫХ

 

ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

А) 

конечности крота и зайца

Б) 

крылья бабочки и птицы

В) 

крылья орла и пингвина

Г) 

ногти человека и когти тигра

Д) 

жабры краба и рыбы

   

1) 

конвергенция

2) 

дивергенция

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

17.Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

К продуцентам биоценозов относят

  

 1) 

гриб-пеницилл

  

 2) 

молочнокислую бактерию

  

 3) 

берёзу повислую

  

 4) 

белую планарию

  

 5) 

серобактерию

  

 6) 

верблюжью колючку

Ответ:

18.Установите соответствие между организмами и типами их взаимоотношений: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

  

ОРГАНИЗМЫ

 

ТИПЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

А) 

гидра и дафния

Б) 

личинка божьей коровки и тля

В) 

щука и карась

Г) 

носорог и воловья птица

Д) 

чесоточный зудень и человек

   

1) 

симбиоз

2) 

паразит – хозяин

3) 

хищник – жертва

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

19.Установите последовательность этапов круговорота азота в природе, начиная со свободного азота атмосферы. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

  

1) 

поглощение атмосферного азота бактериями

2) 

потребление связанного азота животными

3) 

усвоение соединений азота растениями

4) 

превращение свободного азота в связанные формы

5) 

денитрификация связанного азота бактериями

Ответ:

20.Рассмотрите рисунок. Определите стадию эмбриогенеза хордового животного, зародышевый листок, обозначенный на рисунке вопросительным знаком, и органы, которые из него развиваются. Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины и понятия, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин или соответствующее понятие из предложенного списка.

 

Стадия

Зародышевый листок

Органы

 

__________(А)

 

 

__________(В)

 

 

__________(Б)

 

 

  

Список терминов и понятий:

1)гаструла

2)нейрула

3)бластула

4)эктодерма

5)энтодерма

6)мезодерма

7)почки, мышцы, сердце

8)печень, поджелудочная железа

undefined

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

В

21.Проанализируйте график зависимости количества тихоходок в пробах мхов 
из зон с разной степенью загрязнения среды. (Тихоходки – тип микроскопических беспозвоночных, близких членистоногим.) Степень загрязнения окружающей среды определялась в условных единицах: 
0 – отсутствие загрязнения; 5 – максимальное загрязнение.

 

undefined

 

Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных.

  

 1) 

Тихоходки способны выжить только в чистой среде обитания.

  

 2) 

Высокая численность тихоходок возможна при средней степени загрязнения среды обитания.

  

 3) 

Численность тихоходок зависит от состояния мхов.

  

 4) 

Мхи плохо приспособлены к выживанию в загрязнённой среде обитания.

  

 5) 

При максимальном загрязнении среды обитания в пробах мха тихоходки отсутствуют.

Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.

Ответ: _____________________.

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов №1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.

Часть 2

Для записи ответов на задания этой части (22-28) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ №2. Запишите сначала номер задания (22, 23 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

22. Как называют представленный на рисунке ряд предков современной лошади? Какие изменения произошли в конечности лошади? Укажите не менее трёх признаков. 

http://ege.fipi.ru/os11/docs/CA9D848A31849ED149D382C32A7A2BE4/questions/BI.E11.C2.09(copy1)/img739554n1.png

23. На рисунке изображен Аммонит - вымершее животное, обитавшее 220 млн лет назад.

https://bio-ege.sdamgia.ru/get_file?id=33436

Используя фрагмент геохронологической таблицы, установите эру и период, в который обитал данный организм, а также «близких родственников» данного животного в современной фауне (ответ - на уровне рода). Укажите признаки, по которым Вы сделали данный вывод.

 

Геохронологическая таблица

 

https://bio-ege.sdamgia.ru/get_file?id=33429

24.Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

 

1. Ароморфоз – направление эволюции, для которого характерны мелкие адаптационные изменения. 2. В результате ароморфоза формируются новые виды в пределах одной группы. 3. Благодаря эволюционным изменениям организмы осваивают новые среды обитания. 4. В результате ароморфоза произошёл выход животных на сушу. 5. К ароморфозам также относят формирование приспособлений к жизни на дне моря у камбалы и ската. 6. Они имеют уплощённую форму тела и окраску под цвет грунта.

25.Роберт Кох, изучая причины заболевания овец сибирской язвой, выделил чистую культуру микроорганизмов, взятых у больной овцы. Он ввёл эту культуру 70 другим здоровым овцам, из которых 50 заболели сибирской язвой и погибли. Ответьте на следующие вопросы: какова причина гибели 50 овец; почему выжили 20 овец, является ли культура, выделенная Кохом, вакциной? Ответ объясните.

26.Птицы и млекопитающие достигли в эволюции большого успеха в освоении наземно-воздушной среды по сравнению с другими позвоночными. Объясните, какие общие черты их организации этому способствовали. Приведите не менее трёх признаков.

27.В биосинтезе фрагмента молекулы белка участвовали последовательно молекулы тРНК с антикодонами ЦГЦ, УЦЦ, ГЦА, АГА, ЦГА. Определите аминокислотную последовательность синтезируемого фрагмента молекулы белка и нуклеотидную последовательность участка двухцепочечной молекулы ДНК, в которой закодирована информация о первичной структуре фрагмента белка. Обоснуйте последовательность Ваших действий. Для решения задачи используйте таблицу генетического кода.

Генетический код (иРНК)

Первое основание

Второе основание

Третье основание

 

У

Ц

А

Г

 

У

Фен

Фен

Лей

Лей

Сер

Сер

Сер

Сер

Тир

Тир

Цис

Цис

Три

У

Ц

А

Г

Ц

Лей

Лей

Лей

Лей

Про

Про

Про

Про

Гис

Гис

Глн

Глн

Арг

Арг

Арг

Арг

У

Ц

А

Г

А

Иле

Иле

Иле

Мет

Тре

Тре

Тре

Тре

Асн

Асн

Лиз

Лиз

Сер

Сер

Арг

Арг

У

Ц

А

Г

Г

Вал

Вал

Вал

Вал

Ала

Ала

Ала

Ала

Асп

Асп

Глу

Глу

Гли

Гли

Гли

Гли

У

Ц

А

Г

Правила пользования таблицей

Первый нуклеотид в триплете берётся из левого вертикального ряда; 
второй – из верхнего горизонтального ряда и третий – из правого вертикального. Там, где пересекутся линии, идущие от всех трёх нуклеотидов, и находится искомая аминокислота.

28.Форма крыльев у дрозофилы – аутосомный ген, ген размера тела находится в Х-хромосоме. Гетерогаметным у дрозофилы является мужской пол.

При скрещивании самок дрозофил с нормальными крыльями, нормальным телом и самцов с редуцированными крыльями, укороченным телом всё потомство имело нормальные крылья и нормальное тело. Получившихся в F1 самцов скрестили с исходной родительской особью. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства F1, генотипы и фенотипы возможного потомства F2. Какая часть самок (от всех возможных самок) во втором скрещивании фенотипически сходна с родительской особью? Определите их генотипы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольно-измерительные материалы для проверки качества знаний по английскому языку для учащихся 6 класса, обучающихся по УМК "Enjoy English". издательство "Титул" - 2011 г., автор М. З. Биболетова. Unit 5 - "Faces of London".

Пояснительная записка к контрольно-измерительным материалам для проверки качества знаний по английскому языку для учащихся 6 класса, обучающихся по УМК “Enjoy English”, издательство «Титул» - 20...

Контрольно-измерительные материалы для проверки качества знаний по английскому языку для учащихся 7 класса, обучающихся по УМК "Enjoy English" 7 класс, автор М. З. Биболетова. 1 четверть, Unit "The World Teenagers\' Competition".

Пояснительная записка к контрольно-измерительным материалам для проверки качества знаний по английскому языку для учащихся 7 класса, обучающихся по УМК “Enjoy English”, издательство «Титул» - 20...

Материалы для проверки знаний по биологии в 7 классе

Тесты и вопросы для письменного опроса учащихся по зоологии...

Методические рекомендации по содержанию контрольно-измерительных материалов для выявления уровня знаний и умений в ходе изучения дисциплин математика, русский язык, чтение, обществознание, география, история, биология, СБО, трудовое обучение, для

Контроль знаний-это выявление соответствия сформированного объема знаний обучающимися программы, а также определения уровня владения умениями и навыками.Цели контроля знаний и умений: диагностирование...

Задания для внутригимназического контроля знаний по химии; составитель: учитель химии и биологии МБОУ "Гимназия №12" Борисова Г.В.

Задания полностю соответствуют демоверсии, кодификации и спецификации ЕГЭ по химии 2018 года. Часть упражнений и задач была взята из открытого банка заданий ФИПИ....

Комплект контрольно-измерительных материалов для проведения проверки качества знаний по профессии "Повар"

Комплект КИМ предназначен для проведения проверки качества знаний по учебной дисциплине "Введение в современное обществознание для коррекционных групп. Содержит три блока: 1. Человек, природа, общес...