Внешнее и внутреннее строение почки
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Ситникова Людмила Владимировна

Комбинированный урок изучения нового материала  и первичного закрепления знаний в 6 классе по биологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pochka.docx23.1 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: биология

Класс: 6

Автор УМК: И.Н.Пономарёва

Тема: Внешнее и внутреннее строение почки

Тип урока: комбинированный (изучение нового материала и первичного закрепления знаний)

Цель: доказать, что почка является зачаточным побегом, убедить во взаимосвязи строения органа с выполняемой функцией.

Задачи: сформировать знания о внешнем и внутреннем строении почки, отличительных особенностях в строении вегетативных и генеративных почек; охарактеризовать процесс развития из почки вегетативного побега и способы управления ростом побега;

развивать навыки самостоятельной работы с текстом учебника и натуральными объектами; формировать умение общаться, высказывать свою точку зрения, кратко излагать ее, учиться слушать товарищей и выражать свое мнение.

Оборудование:  натуральные объекты (побеги сирени), лупы, микроскопы, таблица «Строение  побега», мультимедийный комплекс, информационный модуль ФЦИОР «Побег и почки»

Методы обучения: частично-поисковый метод (выполнение самостоятельных исследований), словесный метод (беседа с элементами самостоятельной работы), наглядно-образный метод (работа с таблицами, иллюстрациями, модулем).

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Содержание урока:                                                     

Технологическая карта урока

Этапы урока

Содержание учебного материала. Деятельность учителя

Деятельность обучающихся.

Формирование УУД

Определение потребностей и мотивов

Организационный момент. Приветствие учеников. Организация познавательной деятельности учащихся.

Фронтальная работа с классом по вопросам и заданиям:

Объясните, почему побег называют сложным  органом.

Дайте определение понятий: узел, междоузлие, пазуха листа, боковая почка,  верхушечная почка.

Покажите названные части побега на таблице.

Какие виды побегов вам известны и чем они отличаются друг от друга?

По каким признакам в зимнее время можно определить тип листорасположения у побега?

Какие типы листорасположения вам известны?

Какое значение имеет листорасположение?

Что такое листовая мозаика?

Какова роль побега в жизни растения?

Создание проблемной ситуации на уроке.

Почему именно почки дают начало новым побегам?

Учитель предлагает определить тему и цели  данного урока.

Приветствуют учителя, проверяют готовность своего рабочего места к уроку, настраиваются на работу.

Вспоминают и повторяют материал предыдущего урока.

Отвечают на вопросы и выполняют задания, предложенные учителем.

Выдвигают разные версии

Формулируют тему урока «Внешнее и внутреннее строение почки» и учебные задачи: изучить строение почки и объяснить, почему побеги развиваются из почек.  

Делают записи в тетради.

Личностные (самоопределение, смыслообразование)

Коммуникативные (сотрудничество с учителем)

Познавательные:

общеучебные: построение речевого высказывания;

логические: анализ объектов, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование

Познавательные (выдвижение гипотез и их обоснование)

Регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование)

Познавательные  (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели)

Принятие учебных целей и условий их достижения

Предлагает сформулировать возникшую на уроке проблему и высказать предположения о вариантах её решения.

Одинаковы ли почки по внешнему виду?

Чем отличаются друг от друга?

Какие побеги развиваются из почек?

Как и почему побег развивается из почки?

Связаны ли строение органа и функция, которую он выполняет?

Имеется ли в почке зачаток нового побега?

Как проверить наши предположения?

Предлагает провести лабораторную работу «Изучение строения почки» по инструкции.

Выдвижение гипотезы «Почка – это зачаточный побег»

Предлагают провести исследование

Записывают тему лабораторной работы в тетрадь.

Познавательные (выдвижение гипотез и их обоснование)

Постановка проблемы и её решение

Коммуникативные (учебное сотрудничество со сверстниками)

Проверка принятой гипотезы, сбор данных, их анализ и формулировка выводов

Организует самостоятельную работу с натуральными объектами (почки сирени),  текстом и рисунками учебника. Учащиеся  работают в парах и, используя  учебник, выполняют по инструкции лабораторную работу, собирая нужную информацию, отвечают на вопросы, предложенные в конце работы.

Организует фронтальную проверку по итогам лабораторной  работы и корректирует ответы учащихся, используя модуль ФЦИОР «Побег и почки»

Возвращается к проблемным вопросам и просит учащихся ответить на них с учётом приобретённых знаний о строении почек.

Какие виды почек существуют в составе побега?

Чем они отличаются друг от друга?

Какие почки называют спящими?

Какие функции выполняют разные части почки?

Какой орган растения напоминает почка по своему строению?

Фронтальная работа с учителем.

Почему из почки развивается побег?

Какая ткань обеспечивает рост органа? Имеется ли в составе почки образовательная ткань? Где она находится?

Вывод: формирование зачаточных частей новых побегов происходит в верхушечной части почки, где в конусе нарастания зачаточного стебля находится участок образовательной ткани.

Задание классу: используя текст параграфа, ответьте на вопросы:

Как происходит развитие побега из почки? Какие условия необходимы, чтобы ускорить рост и развитие побегов из почек?

Почему раздвигаются почечные чешуи и последующие зелёные листья?

Какой тип роста характерен для побега?

Можно ли управлять ростом побегов?

Предлагает проверить результаты проделанной работы и сформулировать выводы. Корректирует устные ответы учащихся.

Выводы: для распускания почек нужны определённая температура и влага, вначале они набухают, затем раздвигаются почечные чешуи и в процессе роста зачаточного стебля наружу выступают зелёные листья. Для побега характерен верхушечный и вставочный рост, благодаря образовательной ткани  в конусе нарастания и узлах. Управлять ростом побега можно при помощи прищипки, пасынкования и обрезки.

Выполняют лабораторную работу по предложенной инструкции, отвечают на вопросы и формулируют выводы.

Формулируют вывод «Почка – это зачаток нового побега. Из листовых почек развиваются вегетативные побеги, из цветочных почек – генеративные» и фиксируют его в тетради.

Формулируют выводы по проблеме урока: «Почки – это зачатки новых побегов, главной функцией которых является образование вегетативных и генеративных побегов, нарастание растений в длину, ветвление побегов и их естественное обновление и восстановление в случае механического повреждения»

Познавательные (выведение следствий)

Познавательные (поиска и выделение необходимой информации, анализ объектов)

Познавательные (смысловое чтение, извлечение информации, определение основной информации, умение структурировать знания) , логические

Регулятивные (преодоление препятствий)

Познавательные (выведение следствий, построение речевого высказывания)

Регулятивные (коррекция, оценка)

Познавательные (смысловое чтение, извлечение информации, определение основной информации, умение структурировать знания) , логические

Регулятивные (преодоление препятствий)

Познавательные (выведение следствий, построение речевого высказывания)

Регулятивные (коррекция, оценка)

Итоговый самоконтроль и самооценка

Предлагает учащимся назвать, какие новые знания они получили на уроке и проверить насколько хорошо они их усвоили.

Организует краткий тестовый контроль знаний.

Предлагает готовые коды для проверки ответов.

Выставление оценок за урок.

Предлагает учащимся домашнее задание: п.17 (прочитать и ответить на вопросы с.66)

Перечисляют новую для себя информацию

Выполняют тестовое задание с выбором верных суждений.

Осуществляют самоконтроль и самопроверку, затем обмениваются тетрадями в парах и осуществляют проверку работ друг друга

Записывают информацию о домашнем задании, заслушивают комментарии учителя.

Познавательные (рефлексия, контроль и оценка результатов деятельности)

Регулятивные (самоконтроль и самооценка)

Приложение 1

Инструкция к лабораторной работе «Изучение внешнего и внутреннего строения почки»

  1. Рассмотрите побеги сирени. Найдите верхушечные и боковые почки. Определите тип расположения почек.
  2. Отметьте внешний вид почек: форму, размеры, окраску. Отличаются ли почки одного и того же растения по внешнему строению?
  3. Отделите от побега одну почку. Рассмотрите её. Какие приспособления имеются у почки для перенесения неблагоприятных условий?
  4. Разрежьте почку вдоль её оси. Что расположено под почечными чешуями? Какие части почки вы видите?
  5. Используя рисунок учебника, определите вид изучаемой почки. Какие ещё почки встречаются у растений?
  6. Определите, чем отличается от вегетативной (листовой) почки генеративная (цветочная) почка?
  7. Сделайте рисунки вегетативных и генеративных почек в тетради.
  8. Сделайте вывод, почему почку называют зачаточным побегом.

Приложение 2

Тестовый контроль знаний:

Какие утверждения верны?

  1. Почка – это зачаточный побег.
  2. Побег состоит из стебля и листьев.
  3. Почка – это зачаток растения.
  4. У семенных растений могут быть вегетативные и генеративные почки.
  5. Побег – это система взаимосвязанных органов: стебля, листьев и почек.
  6. Почечная чешуя – это лист растения.
  7. Побег – один из основных органов растения.
  8. Из всех почек могут вырасти побеги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Корень. Внешнее и внутреннее строение корня."

При изучении темы “Корень”, учащиеся усваивают ряд понятий, касающиеся: морфологии, анатомии, роста, развития и функций корня. Данный урок продолжает развивать и закреплять имеющиеся навыки работы с: ...

Презентация «Корень. Внешнее и внутреннее строение корня»

Данная презентация может быть использована как сопроводительный материал к уроку "Корень. Внешнее и внутреннее строение корня."...

Урок по теме "Лист-часть побега, его внешнее и внутреннее строение" 6 класс

Целью урока является: сформировать понятия, связанные с морфологией листа, познакомить учащихся с элементами внутреннего строения листа, дать представления  о взаимосвязи внутреннего строения ли...

Внешнее и внутреннее строение семян. Типы семян. Строение семени двудольных и однодольных растений

Познакомить учащихся с особенностями  строения  семян однодольных и двудольных растений....

Технологическая карта урока по биологии в 7 классе по теме "Класс Насекомые. Внешнее и внутреннее строение. Лабораторная работа «Внешнее строение таракана»

Класс: 7Предмет: биологияТип урока в технологии деятельностного метода с включением модели смешанного обучения «Ротация станций»: ОНЗТема: Класс Насекомые. Внешнее и внутреннее строение. ...

Проверочная работа по темам: «Лист. Внешнее и внутреннее строение листа», «Стебель, его строение и значение», « Цветок».

Задания по типу ВПРдля проведения проверочной  работы по темам: «Лист. Внешнее и внутреннее строение листа»,  «Стебель, его строение и значение»,  « Цветок...