Урок биологии в 5 классе "Животные"
методическая разработка по биологии (5 класс) по теме

Голубева Екатерина Андреевна

Технологическая карта и презентация предназначены для использования на уроках биологии в 5 классе по теме "Животные".

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Добрый день!

Слайд 2

Каковы признаки растений? Назовите основные группы растений и охарактеризуйте их?

Слайд 3

Какие организмы неразрывно связаны с растениями?

Слайд 4

Тема : Цель : узнать о животных, как царстве живой природы, их разнообразии, роли в природе, связях с растениями и другими живыми организмами. «Царство Животные» Задачи: Определить общие признаки, характерные только для животных организмов; Узнать о разнообразии животных; Выяснить, какова роль животных в природе и жизни человека.

Слайд 5

Как называется наука, изучающая Царство Животные?

Слайд 6

Основоположником зоологии считается Аристотель, который первым в задумался о делении животных на группы . Он разделил их на животные с кровью и бескровные.

Слайд 7

Животные Многоклеточные Тело состоит из одной клетки Тело состоит из различных типов клеток, специализированных в выполнении определенных функций Микроскопические размеры тела Клетки образуют ткани, ткани-органы, органы- системы органов. Сходство: 1.В клеточном строении 2.В процессах жизнедеятельности: дышат, питаются, передвигаются, выделяют продукты обмена, раздражаются Одноклеточные

Слайд 8

Физкультминутка

Слайд 9

1 2 3 4 Определите среды жизни. Наземно- воздушная Водная Почвенная Среды жизни Организменная

Слайд 10

Как называется наука, занимающаяся классификацией знаний о живых организмах?

Слайд 11

Систематика животных Царство Тип Класс Отряд Семейство Род Вид

Слайд 12

Вид: Л исица обыкновенная

Слайд 13

Царство: Животные Тип: Хордовые Класс: Млекопитающие Отряд: Хищные Семейство: Псовые Род: Лисицы Вид: Лисица Обыкновенная

Слайд 14

Видовое название животного Еж европейский Тигр уссурийский Запомни , первое слово указывает на род, к которому принадлежит данное животное, а второе на конкретный вид

Слайд 15

Какие из перечисленных ниже признаков, относятся: 1) к растениям 2) к животным А)Способны к обмену веществ и энергии; Б) Способны к активному передвижению; В) Самостоятельно синтезируют органические вещества; Г)Состоят из клеток; Д) Наличие в клетках хлоропластов

Слайд 16

Объясни пословицы и поговорки с биологической точки зрения. 1. У коровы молоко на языке. 2. Волка ноги кормят. 3. Без труда не вытянешь и рыбку из пруда. 4. Собака – друг человека. 5. Грач на горе, весна на дворе. 6. Синица в избе, зима на дворе.

Слайд 17

Расположи единицы классификации в правильном порядке, начиная с наименьшей 1) Тип 2) Царство 3) Вид 4) Отряд 5) Род 6) Класс 7) Семейство

Слайд 18

Многое было не понятно Понял(а), но не все Понял все Нарисуйте соответствующий кружок на полях .

Слайд 19

Домашнее задание 1. Прочитайте п. 12 в учебнике «Животные». 2. Выберете задание: Составьте кроссворд о животных (10 слов); Подготовьте презентацию из 10 слайдов «Значение животных в природе» или «Значение животных в жизни человека»; Подготовить сообщения с рисунком, фотографией животного. Отметьте место обитания, приспособленность к жизни и значение его в природе и жизни человека



Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет

Биология

Класс

5

Учитель

Голубева Екатерина

Продолжительность урока

45 минут

Тема урока

Животные

Учебник

«Биология» 5 класс под ред. И.Н. Пономарева., И.В. Николаев.,О.А. Корнилова; «Вентана-Граф» 2012г

Тип урока

Открытие новых знаний (конструирование способов действия по ФГОС)

Цель урока

 Формирование представлений о животных как царстве живой природы, их разнообразии, роли в природе, связях с растениями и другими живыми организмами.

Задачи по содержанию

Обучающие:

- сформировать у учащихся общие представления о многообразии животного мира, о единстве органического мира на основе учения о клетке, о сходстве и различии растений и животных;

- познакомить с простейшей классификацией животных, раскрыть значение животных в природе и жизни человека, значение необходимости охраны животного мира.

Развивающие:

- формировать умения сравнивать животных с растениями и объяснять отличительные признаки их, применять знания в новой ситуации, делать вывод на основе сходства, расширить объем жизненных наблюдений и кругозора учащихся;

- формировать универсальные учебные действия: умение самостоятельно искать информацию, анализировать, сравнивать, делать выводы.

Воспитательные:

- продолжать формирование научно-материалистического мировоззрения на основе знаний о родстве животных и растений, взаимосвязях их со средой обитания, воспитывать бережное отношение к животным как составной части природы, формировать экологическое мышление;

- поддерживать интерес к изучению биологии, формировать эволюционные взгляды на живую природу, прививать самостоятельность и любознательность, поддерживать интерес к биологической науке.

Формы организация учебной деятельности

Индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.

Методы обучения и познания

Словесные (фронтальная беседа, диалог), иллюстративно-словесный (работа с ЭОР), практический (поиск информации), дедуктивный (анализ, применения знаний, обобщение)

Планируемые результаты

Правильно использовать в речи биологические термины, устанавливать взаимосвязи, рассуждать и делать выводы, слушать собеседника и вести диалог; излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей.

Планируемые результаты  изучения темы (требования к уровню подготовки)

Личностные: Осознавать целостность взглядов и многообразие взглядов на мир;

                         Оценивать с позиции социальных норм поступки других людей;

                         Проявление учебно-познавательного процесса к биологической науке;

Метапредметные:

   Общие:

  - активизировать познавательную активность у учащихся, преодолевая затруднения;

- учащиеся должны уметь ставить учебную задачу, планировать свою деятельность под руководством учителя. Работать в соответствии поставленной задачи и планом, оценивать работу одноклассников, получать информацию из разных источников;

 Познавательные УУД:

- извлекать информацию о животных, делать анализ и отбор данной информации, добывать новые знания из источников ЭОР

- создавать обобщение, анализировать, сравнивать, выявлять причины, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД :

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. Уметь общаться друг с другом. Осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств и мыслей;

Регулятивные УУД:

Планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи и познавательной деятельности.

Предметные: Умение различать виды животных; находить информацию о разнообразии животных; приобретать навыки подбора, интерпретации и представление информации о животных по заданной теме

Технологии

  • ИКТ;
  • Элементы технологии контроля и самоконтроля;
  • Элементы технологии проблемного обучения;
  • Элементы здоровье сберегающей технологии.

Домашнее задание

Прочитайте п. 12 в учебнике «Животные».

2. Выберете задание:

  • Составьте кроссворд о животных (10 слов);
  • Подготовьте презентацию из 10 слайдов «Значение животных в природе» или «Значение животных в жизни человека»;

Подготовить сообщения с рисунком, фотографией животного. Отметьте место обитания, приспособленность к жизни и значение его в природе и жизни человека

УУД для учащихся

Этап урока

УУД

Организационный этап

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Личностные: действие смыслообразования.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Актуализация знаний и пробное учебное действие

Познавательные:

общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

логические: анализ.

Коммуникативные: управление поведением партнёра; контроль.коррекция, оценка действий партнёра.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи,

планирование, прогнозирование.

Целеполагание и постановка задач

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Познавательные:

общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера

Изучение нового материала

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Познавательные:

общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов

информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера

Физкультминутка

Продолжение изучения нового материала

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли.

умение осознанно и произвольно воспринимать полученную информацию;

Закрепление нового материала.

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; оценка - оценивание качества и уровня усвоения; коррекция.

Познавательные:

общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Рефлексия

Личностные: смыслообразование;

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Регулятивные: контроль, оценка

Информация о домашнем задании

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия

Содержание этапов урока

Этап урока, цели и задачи

Время, мин

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Организационный проверка готовности обучающихся их эмоционального настроя на работу, включение в деятельность на личностно значимом уровне

Итог: настрой на работу

1 мин.

Приветствие

Проверка готовности к уроку: учебник, тетрадь, дневник, ручка, карандаш

Прошу садиться

Как и на каждом уроке вас ждет открытие новых знаний при изучении новой темы

Осуществляют самопроверку готовности к уроку

Актуализация опорных знаний урока.

Проверка опорных знаний учащихся, необходимых для изучения нового материала. Выявление типичных ошибок и пробелов в ЗУН для дальнейшей коррекционной работы

Итог: определение степени усвоения учащимися материала

7 мин

Начнем урок с проверки ваших знаний и умений по прошлой теме: «Растения»

  1. Каковы признаки растений?
  2. Назовите основные группы растений и охарактеризуйте их?

Посмотрите внимательно на слайд, какие организмы неразрывно связаны с растениями?

Обучающиеся отвечают на вопросы

Целеполагание и мотивация к учебной деятельности

Формулирование темы и учебных задач урока

5 мин.

Какие признаки характерны для живых организмов?

 

  Рассказ о древнегреческой мифологии о богине природы Фауна. .В римской мифологии у Теллус (Tellus), богини Земли были дочери Флора и Фауна. Их царствование наступало вначале весны, после заморозков, когда начинали появляться первые цветы, и власть Флоры и Фауны распространялась над всеми живыми существами. Мы уже с вами знаем, что флорой называют -  всех представителей царства растения. А какое же царство живой природы называют Фауной? Какая же тема сегодняшнего урока?

Организация формулирования темы и цели урока

Какие же признаки характерны для животных?

 К какому типу живых организмов относятся животные, эукариоты или прокариоты?

Отвечают на заданные вопросы: Фауна – это царство животных.

Формулируют тему, цель и задачи урока.

Формулируют тему урока.

Формулируют цели и задачи урока, определив границы знания и незнания.

Планируют способы достижения цели.

Отвечают на вопросы

Тема: Царство животные.

Цель: узнать о животных, как царстве живой природы, их разнообразии, роли в природе, связях с растениями и другими живыми организмами.

Задачи:

  • Определить общие признаки, характерные только для животных организмов;
  • Узнать о разнообразии животных;
  • Выяснить, какова роль животных в природе и жизни человека.

(Называют общие признаки животных конспектируют в тетрадь)

-Питаются готовыми органическими веществами, получаемых из тел, растений, грибов и др. животных  - гетеротрофы

- ведут активный образ жизни, передвигаются;

- Сложное внутреннее строение;

- Сложное поведение (инстинкты, рефлексы);

 - Ограничены в росте;

 - Прокариоты

 

Пользуясь учебником на стр.52 называют общие признаки животных и записывают их в тетрадь.

Изучение нового материала (усвоение новых знаний и умений и способов действий) с первичным закреплением знаний, проверкой применения знаний и умений в новой ситуации.

15 мин

Организует учебную деятельность, объясняет новый материал. 

Составьте и заполните схему.
Назовите характерные признаки одноклеточных и многоклеточных организмов? Пользуемся учебником на стр. 52-53.

Слайд 6. Одноклеточные животные.  

Слайд 7. Многоклеточные животные. Рассказ о типах многоклеточных животных.

Читают учебник на стр. 52-53. Отвечают на вопросы. Делают вывод по изученным материалам.  

Заполняют схему:

                    Животные

        

Одноклеточные                Многоклеточные

 

Физкультминутка

1 мин.

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

Показ упражнений.

Быстро встали, улыбнулись,

Выше-выше подтянулись.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали, сели, встали,

И на месте побежали.

А теперь представим, детки,

Будто руки наши – ветки.

Покачаем ими дружно,

Словно ветер дует южный.

Ветер стих. Вздохнули дружно.

Нам урок продолжить нужно.

Подравнялись, тихо сели

И на доску посмотрели.

Повтор упражнений.

Продолжение изучения нового материала:

Где же можно встретить представителей фауны?

Рассказ учителя о средах жизни, в которых обитают животные.

В  настоящее время в царстве Животные насчитывае6тся около 1,5 млн видов. Как же ученые ориентируются в таком разнообразии животных? Какая наука, занимается классификацией?

Совершенно верно, это систематика!

Как называется наименьшая единица классификации? (вид)

А  наибольшая? (царство)

Классификация Лисицы обыкновенной:

Царство:      Животные

Тип:                Хордовые

Класс:           Млекопитающие

Отряд:          Хищные

Семейство: Псовые

Род:               Лисицы

Вид:         Лисица Обыкновенная

Учащиеся делают записи в тетради

Учащиеся отвечают на вопросы, высказывают свои предположения.

Среды жизни животных:

  • Наземно-воздушная
  • Водная
  • Почвенная
  • Организменная

Закрепление нового материала.

Итог: Определение степени усвоения полученных знаний

10 мин.

Задание: Самостоятельно выполняют задания, затем, меняются с соседом тетрадями. Оценивают друг друга.

Выполняют задание

На основе полученных знаний давайте выполним следующие задания:
Задание 1.Какие из перечисленных ниже признаков, относятся  : 1) к растениям;

2) к животным; ;

А)Способны к обмену веществ и энергии;

Б) Способны к активному передвижению;

В) Самостоятельно синтезируют органические вещества;

Г)Состоят из клеток;

Д) Наличие в клетках хлоропластов

Задание 2: объясни пословицы и поговорки с биологической точки зрения.

  1. У коровы молоко на языке.
    2. Волка ноги кормят.
    3. Без труда не вытянешь и рыбку из пруда.
    4. Собака – друг человека.
    5. Грач на горе, весна на дворе.
    6. Синица в избе, зима на дворе.

Задание 3: Расположите единицы классификации в правильном порядке, начиная с наименьшей.

Рефлексия

2 мин.

Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом.

– Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизод урока, высказывают оценочные суждения.

Выбрать цвет светофора, который соответствует

Зеленый – Все понял(а)

Красный – Многое было не понятно

Желтый- Понял, но не все

Домашнее задание

4 мин.

Подводит итог урока, предлагает дифференцированное домашнее задание.

Обучающиеся выбирают домашнее задание из предложенных вариантов. Записывают задание в дневник.

Прочитайте п. 12 в учебнике «Животные».

2. Выберете задание:

  • Составьте кроссворд о животных (10 слов);
  • Подготовьте презентацию из 10 слайдов «Значение животных в природе» или «Значение животных в жизни человека»;
  • Подготовить сообщения с рисунком, фотографией животного. Отметьте место обитания, приспособленность к жизни и значение его в природе и жизни человека