Рабочая программа по биологии 10 класс (профиль)
рабочая программа по биологии (10 класс) на тему

Ульянова Наталья Васильевна

Рабочая программа по биологии 10 класс (профильный уровень)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biologiya_10_kl_profil.docx96.33 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка по Биологии (10 класс)

        Данная рабочая программа написана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования 2004 года по предмету «Биология», а также примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии МО РФ 2004 и авторской программы  среднего (полного) общего образования по биологии 10-11 классы, профильный уровень, авт. В.Б.Захаров – М.: Дрофа, 2010.  

        В учебном плане МБОУ - СОШ с Красное Знамя на изучение биологии в 10 классе отводится 105 часов – 3 часа в неделю.

        Программа по биологии 10-11 классов построена на принципиально важной содержательной основе – в раскрытии свойств живой природы, ее закономерностей; многомерности разнообразия уровней организации жизни; историзме явлений в природе и открытий в биологической области знаний; понимании биологии как науки и как явление культуры.

Изучение биологии на профильном уровне направленно на достижение следующих целей:

  • освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся составной частью современной естественно-научной картины мира; о методах биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;
  • овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими, экологическими проблемами человечества; самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения проблем современной биологической науки; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;
  • воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований;
  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; выработки навыков экологической культуры; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции.

        Задачи курса:

  • формирование у школьников естественнонаучного мировоззрения, основанного на понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы, осознании человека как части природы, продукта эволюции живой природы;
  • формирование у школьников экологического мышления и навыков здорового образа жизни на основе умелого владения способами самоорганизации жизнедеятельности;
  • приобретение школьниками опыта разнообразной практической деятельности, опыта познания и самопознания в процессе изучения окружающего мира;
  • воспитание гражданской ответственности и правового самосознания, самостоятельности и инициативности учащихся через включение их в позитивную созидательную экологическую деятельность;
  • создание условий для возможности осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории, способствующей последующему профессиональному самоопределению, в соответствии с индивидуальными интересами ребенка и  потребностями региона.

        Это осуществляется через дополнение традиционных тем федерального компонента экологической и валеологической составляющими, актуализацию внутрипредметных связей, конкретизацию общетеоретических положений примерами регионального биоразнообразия.

Требования к уровню подготовки учащихся

        В результате изучения биологии на профильном уровне ученик должен:

        знать/понимать

        • основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности); учений (о путях и направлениях эволюции; Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений); сущность законов (Г. Менделя; сцепленного наследования Т. Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости; зародышевого сходства; биогенетического); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологических основ); правил (доминирования Г. Менделя); гипотез (чистоты гамет);

        • строение биологических объектов: клетки (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов);

        • сущность биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтез, пластический и энергетический обмен, брожение, хемосинтез, митоз, мейоз, развитие гамет у цветковых растений и позвоночных животных, размножение, оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных, индивидуальное развитие организма (онтогенез), взаимодействие генов, получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов, • современную биологическую терминологию и символику;

        уметь

        • объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов, используя биологические теории, законы и правила; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций;

        • устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул в клетке; строения и функций органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза;

        • решать задачи разной сложности по биологии;

        • составлять схемы скрещивания, путей переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);

        • описывать клетки растений и животных (под микроскопом), особей вида по морфологическому критерию, экосистемы и агроэкосистемы своей местности; готовить и описывать микропрепараты;

        •сравнивать биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и бактерий, экосистемы и агроэкосистемы), процессы и явления (обмен веществ у растений и животных; пластический и энергетический обмен; фотосинтез и хемосинтез; митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных; внешнее и внутреннее оплодотворение; формы естественного отбора; искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макро-и микро-эволюцию; пути и направления эволюции) и делать выводы на основе сравнения;

        • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, человеческих рас, глобальные антропо-генные изменения в биосфере, этические аспекты современных исследований в биологической науке;

        • осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популяр-ных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернета) и применять ее в собственных исследованиях;

        Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

        • грамотного оформления результатов биологических исследований;

        • обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде, мер профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ- инфек-ции) и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);

        • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

        • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

Учебно-тематический план.

Тема, раздел, глава

Количество часов

Раздел I. Введение в биологию.

5

Тема 1.1. Предмет и задачи общей биологии. Уровни органи-зации живой материи.

2

Тема 1.2. Основные свойства живого. Многообразие живого мира.

3

Раздел II. Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле.

14

Тема 2.1. История представлений о возникновении жизни на Земле.

4

Тема 2.2. Предпосылки возникновения жизни на Земле.

5

Тема 2.3.  Современные представления о возникновении жизни на Земле.

5

Раздел III. Учение о клетке.

37

Тема 3.1. Введение в цитологию.

2

Тема 3.2 Химическая организация живого вещества.

11

Тема 3.3. Строение и функции прокариотической клетки.

1

Тема 3.4. Структурно-функциональная организация клеток эукариот.

9

Тема 3.5. Обмен веществ в клетке (метаболизм).

9

Тема 3.6. Жизненный цикл клеток.

2

Тема 3.7. Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги.

1

Тема 3.8. Клеточная теория.

2

Раздел IV. Размножение организмов.

8

Тема 4.1. Бесполое размножение растений и животных.

2

Тема 4.2. Половое размножение.

6

Раздел V. Индивидуальное развитие организмов.

14

Тема 5.1. Эмбриональное развитие животных.

4

Тема 5.2. Постэмбриональное развитие животных.

2

Тема 5.3. Онтогенез высших растений.

4

Тема 5.4. Общие закономерности онтогенеза.

1

Тема 5.5. Развитие организма и окружающая среда.

3

Раздел VI. Основы генетики и селекции.  

27

Тема 6.1. История представлений о наследственности и изменчивости.

2

Тема 6.2. Основные закономерности наследственности.

13

Тема 6.3. Основные закономерности изменчивости.

4

Тема 6.4. Генетика человека.

3

Тема 6.5. Селекция животных, растений и микроорганизмов.

5

Всего

105

Содержание тем учебного курса «Биология» (105 часов)

Раздел I.

Введение в биологию. (5 ч.)

Тема 1.1. Предмет и задачи общей биологии. Уровни организации живой материи. (2 ч.)

        Биология как наука; предмет и методы изучения в биологии. Общая биология – учебная дисциплина об основных закономерностях возникновения, развития и поддержания жизни на Земле. Связь биологических дисциплин с другими науками (химией, физикой, географией, астрономией, историей и др.). Роль биологии в формировании научных представлений о мире. Жизнь как форма существования материи. Уровни организации живой материи и принципы их выделения.

Тема 1.2. Основные свойства живого. Многообразие живого мира. (3 ч.)

        Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующие живое вещество биосферы.         Клеточное строение организмов, населяющих Землю. Обмен веществ (метаболизм) и саморегуляция в биологических системах.         Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость как основа существования живой материи, их проявления на различных уровнях организации живого. Рост и развитие. Раздражимость. Ритмичность процессов жизнедеятельности; биологические ритмы и их адаптивное значение.

        Энергозависимость живых организмов; формы потребления энергии.

        Царства живой природы; естественная классификация живых организмов. Видовое разнообразие крупных систематических групп и основные принципы организации животных, растений, грибов и микроорганизмов.

Раздел II.

Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле. (14 ч.)

Тема 2.1. История представлений о возникновении жизни на Земле. (4 ч.)

        Мифологические представления. Первые научные попытки объяснения сущности и процесса возникновения жизни. Опыты Ф. Реди, взгляды В. Гарвея, эксперименты Л. Пастера. Теории вечности жизни. Материалистические представления о возникновении жизни на Земле.

Тема 2.2. Предпосылки возникновения жизни на Земле. (5 ч.)

        Предпосылки возникновения жизни на Земле: космические и планетарные предпосылки; химические предпосылки эволюции материи в направлении возникновения органических молекул: первичная атмосфера и эволюция химических элементов, неорганических и органических молекул на ранних этапах развития Земли. Практическая работа №1 «Анализ и оценка различных гипотез возникновения жизни на Земле».

Тема 2.3 Современные представления о возникновении жизни на Земле. (5 ч.)

        Современные представления о возникновении жизни; теория А. И. Опарина, опыты С. Миллера. Теории происхождения протобиополимеров. Свойства коацерватов: реакции обмена веществ, самовоспроизведение. Эволюция протобионтов: формирование внутренней среды, появление катализаторов органической природы, возникновение генетического кода. Значение работ С. Фокса и Дж. Бернала. Гипотезы возникновения генетического кода. Начальные этапы биологической эволюции: возникновение фотосинтеза, эукариот, полового процесса и многоклеточности.

Раздел III.

Учение о клетке. (37 ч.)

Тема 3.1. Введение в цитологию. (2 ч.)

        Предмет и задачи цитологии. Лабораторная работа №1. Наблюдение клеток растений, животных, бактерий под микроскопом, их изучение и описание.

Тема 3.2 Химическая организация живого вещества. (11 ч.)

        Методы изучения клетки: световая и электронная микроскопия; биохимические и иммунологические методы. Два типа клеточной организ-ции: прокариотические и эукариотические клетки. Элементный состав живого вещества биосферы. Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы, микроэлементы; их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества. Неорганические молекулы живого вещества: вода; химические свойства и биологическая роль.

        Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности. Осмос и осмотическое давление; осмотическое поступление молекул в клетку. Буферные истемы клетки и организма.

        Органические молекулы. Биологические полимеры – белки. Свойства белков. Функции белковых молекул. Биологические катализаторы –белки, классификация, их свойства, роль белков в обеспечении процессов жизнедеятельности.

        Углеводы в жизни растений, животных, грибов и микроорганизмов. Структурно-функциональные особенности организации моно-и дисахаридов. Строение и биологическая роль биополимеров — полисахаридов.

        Жиры – основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. Особенности строения жиров и липоидов, лежащие в основе их функциональной активности на уровне клетки и целостного организма.

        ДНК – молекулы наследственности; история изучения. Уровни структурной организации; структура полинуклеотидных цепей, правило комплементарности (правилоЧаргаффа1), двойная спираль (Уотсон и Крик); биологическая роль ДНК. Генетический код, свойства кода. Редупликация ДНК, передача наследственной информации из поколения в поколение. Передача наследственной информации из ядра в цитоплазму; транскрипция.

        РНК, структура и функции. Информационные, транспортные, рибосомальные и регуляторные РНК. «Малые» молекулы и их роль в обменных процессах.

        Витамины: строение, источники поступления, функции в организме.

        Определение нуклеотидных последовательностей (секвенирование) геномов растений и животных. Геном человека. Генетическая инженерия;

генодиагностика и генотерапия заболеваний человека и животных.

        Лабораторная работа №2. «Опыты по определению каталитической активности ферментов».  Практическая работа №2.  «Решение задач по молекулярной биологии».

Тема 3.3. Строение и функции прокариотической клетки. (1 ч.)

        Царство Прокариоты (Дробянки); систематика и отдельные представители: цианобактерии, бактерии и микоплазмы. Форма и размеры прокариотических клеток. Строение цитоплазмы бактериальной клетки.

        Генетический аппарат бактерий; особенности реализации наследственной информации. Особенности жизнедеятельности бактерий: автотрофные и гетеротрофные бактерии; аэробные и анаэробные микроорганизмы.

        Спорообразование и его биологическое значение. Размножение, половой процесс у бактерий; рекомбинации. Место и роль прокариот в биоценозах.

Тема 3.4. Структурно-функциональная организация клеток эукариот. (9 ч.)

        Цитоплазма эукариотической клетки. Мембранный принцип организации клеток; строение биологической мембраны, морфологические и

функциональные особенности мембран различных клеточных структур.

        Органеллы цитоплазмы, их структура и функции. Наружная цитоплазматическая мембрана, эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, лизосомы; механизм внутриклеточного пищеварения. Митохондрии – энергетические станции-клетки; механизмы клеточного дыхания. Рибосомы и их участие в процессах трансляции. Клеточный центр. Органоиды движения: жгутики и реснички. Цитоскелет. Специальные органоиды цитоплазмы: сократительные вакуоли и др. Взаимодействие органоидов в обеспечении процессов метаболизма.

        Особенности строения растительных клеток; вакуоли и пластиды. Виды пластид; их структура и функциональные особенности. Клеточная стенка. Особенности строения клеток грибов. Включения, значение и роль в метаболизме клеток.

        Клеточное ядро – центр управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин (гетерохроматин и

эухроматин), ядрышко. Кариоплазма; химический состав и значение для жизнедеятельности ядра. Дифференциальная активность генов; эухроматин.

        Хромосомы. Структура хромосом в различные периоды жизненного цикла клетки; кариотип, понятие о гомологичных хромосомах. Диплоидный и гаплоидный наборы хромосом.

        Клеточные технологии. Стволовые клетки и перспективы их применения в биологии и медицине. Клонирование растений и животных.

        Практическая работа №3. «Сравнение строения клеток растений, грибов и бактерий». Лабораторная работа №3. «Опыты по изучению плазмолиза и деплазмолиза в растительной клетки». Лабораторная работа №4. «Изучение клеток дрожжей под  микроскопом».

Тема 3.5. Обмен веществ в клетке (метаболизм). (9 ч.)

        Обмен веществ и превращение энергии в клетке – основа всех проявлений ее жизнедеятельности. Каталитический характер реакций обмена веществ. Компартментализация процессов метаболизма и локализация специфических ферментов в мембранах определенных клеточных структур.

        Автотрофные и гетеротрофные организмы. Пластический и энергетический обмен. Реализация наследственной информации. Биологический синтез белков и других органических молекул в клетке. Транскрипция; ее сущность и механизм. Процессинг иРНК; биологический смысл и значение.

        Трансляция; сущность и механизм. Энергетический обмен; структура и функции АТФ. Этапы энергетического обмена. Подготовительный этап, роль лизосом; неполное (бескислородное) расщепление. Полное кислородное окисление; локализация процессов в митохондриях. Сопряжение

расщепления глюкозы в клетке с распадом и синтезом АТФ.

        Фотосинтез; световая фаза и особенности организации тилакоидов гран, энергетическая ценность. Темновая фаза фотосинтеза; процессы темновой фазы; использование энергии. Хемосинтез. Принципы нервной и эндокринной регуляции процессов превращения веществ и энергии в клетке.

        Практическая работа №4. «Сравнение   процессов фотосинтеза и хемосинтеза».

Тема 3.6. Жизненный цикл клеток. (2 ч.)

        Клетки в многоклеточном организме. Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Жизненный цикл клеток. Ткани организма с разной скоростью клеточного обновления: обновляющиеся, растущие и стабильные. Размножение клеток. Митотический цикл: интерфаза – период подготовки клетки к делению, редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и преобразования хромосом в них. Механизм образования веретена деления и расхождения дочерних хромосом в анафазе. Биологический смысл митоза. Биологическое значение митоза (бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях). Понятие о регенерации. Нарушения интенсивности клеточного размножения и заболевания человека и животных, трофические язвы, доброкачественные и злокачественные

опухоли и др. Лабораторная работа №5. «Изучение фаз митоза в клетках корешка лука».

Тема 3.7. Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги. (1 ч.)

        Вирусы – внутриклеточные паразиты на генетическом уровне. Открытие вирусов, механизм взаимодействия вируса и клетки, инфекционный процесс. Вертикальный и горизонтальный тип передачи вирусов. Заболевания животных и растений, вызываемые вирусами. Вирусные заболевания, встречающиеся у человека; грипп, гепатит, СПИД. Бактериофаги.

Тема 3.8. Клеточная теория. (2 ч.)

        Клеточная теория строения организмов. История развития клеточной теории; работы М. Шлейдена, Т. Шванна, Р. Броуна, Р. Вирхова и других ученых. Основные положения клеточной теории; современное состояние клеточной теории строения организмов. Значение клеточной теории для развития биологии.

Раздел IV.

Размножение организмов. (8 ч.)

Тема 4.1. Бесполое размножение растений и животных. (2 ч.)

        Формы бесполого размножения: митотическое деление клеток одноклеточных; спорообразование, почкование у одноклеточных и многоклеточных организмов; вегетативное размножение. Биологический смысл и эволюционное значение бесполого размножения.

Тема 4.2. Половое размножение. (6 ч.)

        Половое размножение растений и животных. Половая система, органы полового размножения млекопитающих. Гаметогенез. Периоды образования половых клеток: размножение и рост. Период созревания (мейоз); профаза I и процессы, в ней происходящие: конъюгация, кроссинговер. Механизм, генетические последствия и биологический смысл кроссинговера. Биологическое значение и биологический смысл мейоза. Период формирования половых клеток; сущность и особенности течения. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Осеменение и оплодотворение. Моно- и полиспермия; биологическое значение. Наружное и внутреннее оплодотворение. Партеногенез. Развитие половых клеток у высших растений; двойное оплодотворение. Эволюционное значение полового размножения. Практическая работа №5. Сравнение процессов митоза и мейоза.

Раздел V.

Индивидуальное развитие организмов. (14 ч.)

Тема 5.1. Эмбриональное развитие животных. (4 ч.)

        Типы яйцеклеток; полярность, распределение желтка и генетических детерминант. Оболочки яйца; активация оплодотворенных яйцеклеток к

развитию. Основные закономерности дробления; образование однослойного зародыша – бластулы. Гаструляция; закономерности образования двуслойного зародыша – гаструлы. Зародышевые листки и их дальнейшая дифференцировка. Первичный органогенез (нейруляция) и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем. Регуляция эмбрионального развития; детерминация и эмбриональная индукция. Роль нервной и эндокринной систем в обеспечении эмбрионального развития организмов.

        Управление размножением растений и животных. Искусственное осеменение, осеменение in vitro, пересадка зародышей. Клонирование растений и животных; перспективы создания тканей и органов человека.

Тема 5.2. Постэмбриональное развитие животных. (2 ч.)

        Закономерности постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Стадии постэмбрионального развития (личинка, куколка, имаго). Прямое развитие: дорепродуктивный, репродуктивный и пострепродуктивный периоды. Старение и смерть; биология продолжительности жизни.

Тема 5.3. Онтогенез высших растений. (4 ч.)

        Биологическое значение двойного оплодотворения. Эмбриональное развитие; деление зиготы, образование тканей и органов зародыша. Постэмбриональное развитие. Прорастание семян, дифференцировка органов и тканей, формирование побеговой и корневой систем. Регуляция развития растений; фитогормоны.

Тема 5.4. Общие закономерности онтогенеза. (1 ч.)

        Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков (закон К. Бэра). Биогенетический закон (Э. Геккель и К. Мюллер). Работы академика А. Н. Северцова, посвященные эмбриональной изменчивости (изменчивость всех стадий онтогенеза; консервативность ранних стадий эмбрионального развития; возникновение изменений как преобразование стадий развития и полное выпадение предковых признаков).

Тема 5.5. Развитие организма и окружающая среда. (3 ч.)

        Роль факторов окружающей среды в эмбриональном и постэмбриональном развитии организма. Критические периоды развития. Влияние изменений гомеостаза организма матери и плода в результате воздействия токсичных веществ (табачного дыма, алкоголя, наркотиков и т. д.) на ход эмбрионального и постэмбрионального периодов развития (врожденные уродства). Понятие о регенерации; внутриклеточная, клеточная, тканевая и органная регенерация. Эволюция способности к регенерации у позвоночных животных.

Раздел VI.

Основы генетики и селекции. (27 ч.)

Тема 6.1. История представлений о наследственности и изменчивости. (2 ч.)

        Представления древних о родстве и характере передачи признаков из поколения в поколение. Взгляды средневековых ученых на процессы наследования признаков. История развития генетики. Основные понятия генетики. Признаки и свойства; гены, аллельные гены. Гомозиготные и гетерозиготные организмы. Генотип и фенотип организма; генофонд.

Тема 6.2. Основные закономерности наследственности. (13 ч.)

        Молекулярная структура гена. Гены структурные и регуляторные. Подвижные генетические элементы. Регуляция экспрессии генов на уровне

транскрипции, процессинга и-РНК и трансляции. Хромосомная (ядерная) и нехромосомная (цитоплазматическая) наследственность. Связь между генами и признаками. Закономерности наследования признаков, выявленные Г. Менделем. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Первый закон Менделя – закон доминирования. Второй закон Менделя — закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. Дигибридное и полигибридное скрещивание; третий закон Менделя – закон независимого комбинирования. Хромосомная теория наследственности. Группы сцепления генов. Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана. Полное и неполное сцепление генов; расстояние между генами, расположенными в одной хромосоме; генетические карты хромосом. Генетическое определение пола; гомогаметный и гетерогаметный пол.

Генетическая структура половых хромосом. Наследование признаков, сцепленных с полом. Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных (доминирование, неполное доминирование, кодоминирование и сверхдоминирование) и неаллельных (комплементарность, эпистаз и полимерия) генов в определении признаков. Плейотропия. Экспрессивность и пенетрантность гена.

        Практическая работа №6. «Решение генетических задач на неполное доминирование». Практическая работа  №7. «Решение генетических задач на моно- и дигибридное скрещивание». Практическая работа  №8. Решение генетических задач на сцепленное наследование. Практическая работа №9. Решение генетических задач на сцепленное с полом наследование. Практическая работа  №10. Решение генетических задач на взаимо-действие генов.

Тема 6.3. Основные закономерности изменчивости. (4 ч.)

        Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Генные, хромосомные и геномные мутации. Свойства мутаций; соматические и генеративные мутации. Нейтральные мутации. Полулетальные и летальные мутации. Причины и частота мутаций; мутагенные факторы. Эволюционная роль мутаций; значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Комбинативная изменчивость. Уровни возникновения различных комбинаций генов и их роль в создании генетического разнообразия в пределах вида (кроссинговер, независимое расхождение гомологичных хромосом в первом и дочерних хромосом во втором делении мейоза, оплодотворение). Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости Н. И. Вавилова. Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств. Свойства модификаций: определенность условиями среды, направленность, групповой характер, ненаследуемость. Статистические закономерности модификационной изменчивости; вариационный ряд и вариационная кривая. Норма реакции; зависимость от генотипа. Управление доминированием.

        Лабораторная работа №6. «Выявление изменчивости у особей одного вида».

Тема 6.4. Генетика человека. (3 ч.)

        Методы изучения наследственности человека: генеалогический, близнецовый, цитогенетический и др. Генетические карты хромосом человека. Сравнительный анализ хромосом человека и человекообразных обезьян. Характер наследования признаков у человека. Генные и хромосомные аномалии человека и вызываемые ими заболевания. Генетическое консультирование. Генетическое родство человеческих рас, их биологическая равноценность.

Тема 6.5. Селекция животных, растений и микроорганизмов. (5 ч.)

        Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений и животных: отбор и гибридизация; формы отбора (индивидуальный и массовый). Отдаленная гибридизация; явление гетерозиса. Искусственный мутагенез. Селекция

микроорганизмов. Биотехнология и генетическая инженерия. Трансгенные растения; генная и клеточная инженерия в животноводстве. Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.

        Практическая работа №11. «Сравнительная характеристика пород (сортов)».

Контроль уровня обученности

Лабораторные работы – 6, практические работы – 11, зачёты  – 8.

Календарно-тематическое планирование 10 класс

Дата

Коррек-тировка

уро-ка

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Вид контроля

Домашнее задание

Раздел I. Введение в биологию. (5 ч.)

Тема 1.1. Предмет и задачи общей биологии. Уровни организации живой материи. (2 ч.)

1

Предмет и задачи общей биологии.

Урок  обобщения и   систематизации знаний.

Презентация: «Биология как наука». Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании научного мировоззрения. Методы познания живой природы. Биологические системы.

Текущий контроль.

Введение

2

Понятие жизни и уровни ее организации.

Урок обобщения и   систематизации знаний.

Презентация: «Уровни организации живой материи». Иерархический    (многоуровневый) принцип построения живой природы.

Текущий контроль. Биологический диктант.

§1.1

Тема 1.2. Основные свойства живого. Многообразие живого мира. (3 ч.)

3-4

Критерии живых     систем.

Уроки  обобщения и   систематизации знаний.

Презентация: «Критерии живых систем». Общие признаки биологических систем. Процесс Обмен  веществ  в  неживой природе и метаболизм.

Текущий контроль. Биологический диктант.

§1.2

5

«Введение в биоло-гию».

Урок  контроля, оценки   и коррекции знаний учащихся.

Тестирование по разделу «Введение в биологию». 

Текущий контроль. Тест.

Повт.

Раздел I

Раздел II. Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле. (14 ч.)

Тема 2.1. История представлений о возникновении жизни на Земле. (4 ч.)

6

История представлений о возникновении жизни.

Урок изучения и  закрепления новых знаний.

Научные точки зрения на возникновение жизни: абиогенез, биогенез. Религиозная точка зрения.

Текущий контроль.

§2.1.1

7

Работы Пастера.

Урок изучения и закрепления новых знаний.

Экспериментальные доказательства невозможности самозарождения жизни.

Текущий контроль.

§2.1.2

8

Гипотеза вечности жизни.

Урок изучения и  закрепления новых знаний.

Доводы в пользу представления о вечности жизни. Теория вечности жизни (панспермии).

Текущий контроль, работа по карточкам.

§2.1.3

9

Материалистические теории.

Урок изучения и  закрепления новых знаний.

Материалистические теории.

Текущий контроль.

§2.1.4

Тема 2.2. Предпосылки возникновения жизни на Земле. (5 ч.)

10

Эволюция химичес-ких элементов в кос-мическом пространстве.

Урок изучения и закреления новых знаний.

Предпосылки (космические и планетарные) возникновения жизни абиогенным путем. Синтез биогенных элементов в результате ядерных реакций.

Текущий контроль, вопрос 1, задание 3.

§2.2.1, 2.2.2

11

Химические предпо-сылки возникновения жизни.

Урок изучения и закрепления новых знаний

Состав первичной атмосферы Земли. Восстановительный характер первич-ной атмосферы. Образование  газов  первичной атмосферы Земли.

Задания со свободным ответом по выбору учителя.

§2.2.3

12

Источники энергии и возраст Земли.

Урок изучения и закрепления новых знаний.

Возможные источники энергии для  первичной химической эволюции: ядерные реакции,  ультрафиолетовое излучение,  вулканизм,  молнии. Роль источников энергии для химической эволюции.

Фронтальный опрос.

§2.2.4

13

Условия среды на древней Земле.          

 

Урок изучения и  закрепления новых знаний.

Опыты Миллера и Юри. Условия среды, необходимые    для  синтеза органических веществ. Вода – необходимое условие для жизни.  Моделирование условий первичной атмосферы.

Текущий контроль, вопросы к §2.2.

§2.2.5

14

Предпосылки возникновения жизни         на Земле.  Практичес-кая работа №1 «Анализ и оценка различных гипотез возникновения жизни на Земле».

Урок  обобщения и систематизации знаний.

Возникновение жизни. Состав первичной атмосферы Земли. Источники энергии. Вода – необходимое условие для жизни.

Тематический контроль. Практическая работа.

Повт. §2.2

Тема 2.3.  Современные представления о возникновении жизни на Земле. (5 ч.)

15

Гипотеза происхож-дения протобиополи-меров.

Урок изучения и закрепления новых знаний.

Экспериментальное  получение коацерватных капель. Возможности для преодоления низких концентра-ций. Коацерватная гипотеза А. И. Опарина, Дж. Холдейна.

Текущий контроль.

§2.3

16

Эволюция протобион-тов.

 

Урок изучения и закрепления новых знаний.

Роль фотосинтеза в эволюции протобионтов. Возникновение энергетических систем. Становление генетического кода. Появление фотосинтеза.

Текущий контроль. Биологический диктант.

§2.4

17

Начальные этапы био-логической эволюции.

Урок изучения и  закрепления новых знаний.

События в биологической эволюции: появление  эукариот, многоклеточ-ности, полового процесса. Возникно-вение растительных и животных клеток. Гипотеза симбиогенеза.

Текущий контроль, вопрос 4, задание 3, 4.

§2.5

18

Современные представления о возникно-вении жизни на Земле.

Урок обобщения и систематизации знаний

Принцип естественного отбора.

Текущий контроль, вопросы для повторения.

Повт. §2.3-2.5

19

Зачет №1. «Современ-ные представления о возникновении жизни на Земле».

Урок  контроля, оценки и коррекции знаний.

Тестирование по разделу «Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле».  

Тематический контроль.

Вопросы и задания к теме 2.3

Раздел III. Учение о клетке. (37 ч.)

Тема 3.1. Введение в цитологию. (2 ч.)

20

Введение в цитоло-гию.

Урок изучения и  закрепления новых знаний.

Презентация: «Цитология – наука о клетке». Предмет и задачи цитоло-гии. Клетка – объект   изучения цито-логии.

Задания со свободным ответом по выбору учителя.

с.82.

21

Лабораторная работа №1. «Наблюде-ние клеток растений, животных, бактерий под микроскопом, их изучение и описание».

Урок-практикум.

Клетки растений, животных, бактерий.

Лабораторная работа.

с.82.

Тема 3.2 Химическая организация живого вещества. (11 ч.)

22

Химическая организа-ция клетки. Неорга-нические вещества.      

Урок изучения и закрепления новых знаний.

Презентация: «Неорганические вещ-ества». Химический состав  клетки. Макро и микроэлементы, ультрамик-роэлементы. Строение и биологичес-кие функции молекул воды и неорга-нических веществ.

Текущий контроль, вопросы 1, 2, задание 2.

§3.1

23

Органические   моле-кулы  – углеводы.

Урок изучения и  закрепления новых знаний.

Презентация: «Углеводы». Структура молекулы простых и сложных углево-дов. Моносахариды. Дисахариды.

Полисахариды. Строение и функции молекул. Особенности  углеводного состава  в  растительной и животной клетке.

Текущий контроль, вопросы 1, 2, задание 3.

§3.2.2. Повторить по учебнику биологии 8 кл. «Обмен углеводов».

24

Органические моле-кулы – жиры и липои-ды.

Урок изучения и  закрепления новых знаний.

Презентация: «Жиры и липоиды». Липиды живых организмов. Строение и функции молекул.  Виды липидов: фосфолипиды,  гликолипиды, липопротеиды, половые  гормоны человека и животных.

Текущий контроль.

§3.2.3

25-26

Биологические поли-меры – белки.            

Уроки  изучения и  закрепления новых знаний.

Презентация: «Белки». Молекулы белка живых клеток. Строение молекулы   белка. Свойства белков. Функции белков.

Задания со свободным ответом по выбору учителя.

§3.2.1

27

Лабораторная работа №2. «Опыты по определению катали-тической активности ферментов».

Урок  закрепления знаний.

Специфичность   ферментов и условия их действия. Зависимость строения и состава белка от их функции.

Лабораторная работа. 

Повт. §3.2.1

28

ДНК – биологический   полимер

Урок изучения и закрепления новых знаний

Презентация: «ДНК». Молекулы ДНК. Модель Уотсона и Крика. Образование суперспирали. Функции ДНК: хранение и передача наследственной  информа-ции; матрица в процессе транскрипции.

Задания со свободным ответом по выбору учителя.

§3.2.4, с.106-109

29

Рибонуклеиновые кислоты. Генетичес-кий код.

Урок изучения и  закрепления новых знаний.

Презентация: «РНК». Молекулы РНК. Функции РНК: хранение наследствен-ной  информации, участие в реакциях матричного синтеза белка, перенос аминокислот,  образование рибосом. Виды  РНК:  транспортная, информа-ционная, рибосомальная. Свойства генетического кода.

Текущий контроль.

§3.2.4,

c.109-112

30

Редупликация ДНК.  

Урок изучения и  закрепления новых знаний.

Механизм редупликации молекулы ДНК. Условия редупликации. Ком-плементарность. Полуконсерватив-ность. Антипараллельность. Преры-вистость.

Текущий контроль.

Лекция

31

 Практическая рабо-та №2. «Решение задач по молекуляр-ной биологии».

Урок закрепления знаний.

Молекулы  ДНК и РНК. Генетический код. Транскрипция.

Решение задач.

Решить

задачи.

32

Зачет №2. «Химичес-кая организация живого вещества»

Урок  контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.

Тестирование по теме «Химическая организация живого вещества».

Тематический контроль.

Повт. Тему 3.2

Тема 3.3. Строение и функции прокариотической клетки. (1 ч.)

33

Прокариотическая клетка.

Урок изучения и  закрепления новых знаний.

Презентация: «Бактерии». Бактерии и сине-зеленые водоросли (цианобакте-рии). Строение и жизнедеятельность. Механизм спорообразования. Деление надвое.

Задания со свободным ответом по выбору учителя.

§5.1

Тема 3.4. Структурно-функциональная организация клеток эукариот. (9 ч.)

34

Эукариотическая клетка. Наружная

цитоплазматическая

мембрана.

Урок изучения и  закрепления новых знаний.

Презентация: «Эукариотическая клетка». Наружная клеточная мембрана. Химический состав. Функции. Механизм пиноцитоза и фагоцитоза. Цикл внутриклеточного пищеварения.

Текущий контроль, вопросы 4, 5, 6.

§5.2.1, с.143-147 до эндо-плазматичес-кой сети. Повт. § 3.2.4.

35-36

Органоиды эукарио-тической клетки.

Уроки  изучения и  закрепления новых знаний.

Презентация: «Эукариотическая клет-ка». Цитоплазма. Мембранные (ЭПС, комплекс Гольджи, митохондрии, лизосомы) и немембранные компо-ненты (рибосомы, клетоточный центр, цитоскелет). Виды ЭПС: шеро-ховатая, гладкая.

Задания со свободным ответом по выбору учителя.

§5.2.1, c.147-154

37

Особенности строения

растительной клетки.

Комбинированный урок.

Презентация: «Особенности  строения  растительной клетки». Виды пластид. Строение хлоропластов. Гипотеза симбиогенеза.

Текущий контроль, задание 3-5.

§5.4

38

Клеточное ядро.

Урок изучения и  закрепления новых знаний.

Ядро живой клетки.

Строение ядра. Функции структурных компонентов ядра.

Текущий контроль, тест.

§5.2.2, с.157-159 до хро-матина.

39

Строение и функции

хромосом.

Урок изучения и  закрепления новых знаний.

Хромосомы: химический состав, строение и функции. Диплоидный набор хромосом в соматических клетках. Гаплоидный – в половых клетках.

Текущий контроль, тест.

§5.2.2, с.159-162.

40

Практическая рабо-та №3. «Сравнение строения клеток рас-тений, грибов и бактерий».

Урок закрепления знаний (практикум).

Особенности строения эукариот и прокариот. Плазмолиз и деплазмолиз.

 Практическая работа.

Повт §5.1, 5.2, 5.4.

41

Лабораторная рабо-та №3. «Опыты по изучению плазмолиза и деплазмолиза в рас-тительной клетки». Лабораторная рабо-та №4. «Изучение клеток дрожжей под  микроскопом».

Урок закрепления знаний (практикум).

Лабораторные работы.

Лабораторные работы.

Повт §5.1, 5.2, 5.4.

42

Зачет №3. «Структур-но-функциональная организация клеток эукариот».

Урок  контроля, оценки и коррекции знаний.      учащихся.

Тестирование по теме «Структурно-функциональная организация клеток эукариот». 

Тематический контроль.

Вопросы к теме 3.4

Тема 3.5. Обмен веществ в клетке (метаболизм). (9 ч.) 

43-44

Анаболизм.

Уроки  изучения и  закрепления новых знаний.

Презентация: «Биосинтез белка». Роль ДНК, и-РНК, т-РНК, АТФ, рибо-сом в биосинтезе белка. Этапы транскрипции: связь РНК-полимера-зы  с ДНК; инициация цепи РНК, наращи-вание цепи РНК; терминация. Этапы трансляции: инициация, элонгация, терминация.

Текущий контроль. Задания со свободным ответом по выбору учителя.

§4.1

45

Решение задач по   теме «Биосинтез белка».

Урок закрепления знаний.

Биосинтез белка.

Решение задач.

Решить

задачи

46-47

Энергетический обмен веществ.

Уроки  изучения и  закрепления новых знаний.

Молекулы АТФ. Строение и функ-ции. Этапы энергетического обмена. Потребность живых организмов в кислороде.  

Текущий контроль, тест.

§4.2

48

Автотрофный тип обмена веществ.

Урок изучения и  закрепления новых знаний.

Локализация специфических фермен-тов в  мембранах хлоропластов. Свет – источник энергии для реакций. Све-товые и темновые реакции фотосин-теза. 

Текущий контроль, тест.

§4.3, с.126-129

49

Хемосинтез. 

Урок изучения и  закрепления новых знаний.

Серобактерии, нитрифицирующие бактерии,  водородные бактерии. Реакции хемосинтеза. Роль хемосин-тезирующих бактерий на Земле.

Фронтальный опрос.

§4.3,

с.129-130

50

Практическая работа №4. «Сравнение   процессов фотосинтеза и хемосинтеза».

Урок  закрепления знаний.

Обмен веществ и энергии.

Практическая работа.

Повт. §4.1-4.3

51

Зачет №4. «Обмен веществ в клетке (метаболизм)».

.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.

Тестирование по теме «Обмен веществ в клетке (метаболизм)».

Тематический контроль.

Решить задачи

Тема 3.6. Жизненный цикл клеток. (2 ч.) 

52

Жизненный цикл клетки.

Урок изучения и  закрепления новых знаний.

Роль интерфазы  в жизненном цикле. Изменение количества ДНК в  различные  периоды жизненного цикла. Продолжительность жизненного цикла.  Подготовка к митозу.

Текущий контроль. Задания со свободным ответом по выбору учителя.

§5.3, с.167-170

53

Митоз. Лаборатор-ная работа №5. «Изучение фаз митоза в клетках корешка лука».

Урок изучения и  закрепления новых знаний.

Презентация: «Митоз». Фазы митоза. Биологическое значение митоза.

Лабораторная работа.

§5.3, с.170-173

Тема 3.7. Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги. (1 ч.) 

54

Неклеточные формы жизни. Вирусы.              

Уроки  изучения и  закрепления новых знаний.

Презентация: «Вирусы». Вирусы и бактериофаги. Химический состав. Строение. Жизненный цикл. Виды вирусов,  содержащих ДНК и РНК; возбудители инфек-ционных  заболеваний. Меры профилактики вирусных заболеваний (СПИД, грипп, герпес).

Текущий контроль. Биологический диктант.

§5.6

Тема 3.8. Клеточная теория. (2 ч.)

55

Клеточная теория   строения  организмов.

Урок обобщения и систематизации знаний.

М. Шлейден  и Т. Шванн – основоположники клеточной теории. Положения   клеточной теории. Роль   клеточной   теории   в формировании современной естественнонаучной   картины мира.

Фронтальный опрос.

§5.5

56

Зачёт №5. «Учение о клетке».

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.

Тестирование по теме «Учение о клетке».

Тематический контроль.

Решить задачи

Раздел IV. Размножение организмов. (8 ч.)

Тема 4.1. Бесполое размножение растений и животных. (2 ч.)

57

Бесполое размноже-ние.  

Урок изучения и закрепления новых знаний.

Размножение – свойство живых орга-низмов. Презентация:  «Способы бес-полого размножения». Причины гене-тического однообразия при бесполом размножении. Роль в природе.

Фронтальный опрос.

§6.1, с.193-195

58

Вегетативное размножение.                  

Комбинированный урок.

Презентация:  «Вегетативное размно-жение».    Вегетативное размножение у растений  и животных.  Распростра-нение в природе и сельском хозяй-стве.

Текущий

контроль.

§6.1, с.195-197

Тема 4.2. Половое размножение. (6 ч.)

59

Половое размноже-ние.

Урок изучения и  закрепления новых знаний.

Приспособления у обоеполых расте-ний или животных для  предотвраще-ния  самооплодотворения. Особеннос-ти  полового  размножения и его био-логическая роль. Виды оплодотворе-ния: наружное  и  внутреннее.  

Фронтальный опрос.

§6.2, с. 199-200

60-61

Развитие половых клеток. Мейоз.

Уроки  изучения и  закрепления новых знаний.

Презентация: «Мейоз». Половые клетки: яйцеклетка, сперматозоид. Гаметогенез. Стадии развития поло-вых клеток. Особенности продолжи-тельности репродуктивного периода у разных полов. Типы кроссинговера. Деление    половых  клеток.

Текущий контроль.

§6.2

62

Практическая работа №5. «Сравнение проце-ссов митоза и мейоза».

Урок  закрепления знаний.

Деление клетки. Биологическое значение.

Практическая работа

Повт. §6.1, 6.2

63

Развитие половых клеток у высших растений.

Урок – лекция.

Особенности размножения растений.

 Фронтальный опрос.

Лекция.

64

Зачет №6. «Размноже-ние организмов».

Урок  контроля,   оценки и коррекции знаний учащихся.

Тестирование по теме «Размножение организмов».

Тематический контроль.

Вопросы и задания к §6.1, 6.2

Раздел V. Индивидуальное развитие организмов. (14 ч.)

Тема 5.1. Эмбриональное развитие животных. (4 ч.)

65

Краткие исторические   сведения.

Урок изучения и  закрепления новых знаний.

Учение о зародышевых листках А.О. Ковалевского. Биогенетический закон. Периоды онтогенеза: эмбриональный и постэмбриональный.

Текущий контроль.

§7.1

66

Эмбриональный период развития.

Урок изучения и закрепления новых знаний.

Особенности  строения  клеток  бластулы. Дробление. Митотическое деление во время дробления.

Текущий контроль, тест.

§7.2.1

67

Эмбриогенез: гаструляция и органогенез.

Урок изучения и  закрепления новых знаний.

Гаструла. Зародышевые листки. Механизм гаструляции и органогенеза. Дифференцирование  клеток.

Фронтальный опрос.

§7.2.2, 7.2.3

68

Эмбриональное раз-витие животных.

Урок обобщения и   систематизации знаний.

Особенности эмбрионального периода. Эмбриогенез.   Этапы и характеристики.

Текущий контроль

Вопросы и задания к §7.1, 7.2

Тема 5.2. Постэмбриональное развитие животных. (2 ч.)

69-70

Постэмбриональный   период.

Уроки и изучения и  закрепления новых знаний.

Презентация: «Периоды постэмбрио-нального развития». Непрямое и  пря-мое развитие. Изменения в дорепро-дуктивном периоде у животных. Стадии развития с метаморфозом.

Текущий контроль.

§7.3

Тема 5.3. Онтогенез высших растений. (4 ч.)

71

Жизненный цикл и  чередование поколе-ний  у водорослей.

Урок – лекция.

Развитие и размножение водорослей. Стадии: гаметогенез, оплодотворение, образование зиготы, развитие пророст-ка, развитие взрослого растения. Осо-бенности гаметофита. Особенности спорофита.

Текущий контроль. Задания со свободным ответом по выбору учителя.

Лекция

72

Жизненный цикл и чередование поколе-ний у высших споро-вых растений.                  

Урок – лекция.

Жизненный цикл высших споровых растений. Зависимость оплодотворения от наличия влаги. Преобладание гаметофита над спорофитом у мхов. Преобладание спорофита над гамето-фитом у папоротников. Отличия в строении спорофита и гаметофита.

Текущий контроль. Опорный конспект.

Лекция

73

Жизненный цикл и чередование поколе-ний у голосеменных.

Урок – лекция.

Появление органа размножения – се-мени. Редукция гаметофита. Биологи-ческое значение появления семян. Ветроопыляемые растения.

Текущий контроль. Опорный конспект.

Лекция

74

Жизненный цикл и чередование поколений у цветковых растений.

 Урок-лекция.

Преимущества двойного оплодотворения. Редукция гаметофита.

Текущий контроль. Опорный конспект.

Лекция

Тема 5.4. Общие закономерности онтогенеза. (1 ч.)

75

Сходство зародышей      и эмбриональная      дивергенция.

 

Урок изучения и закрепления новых знаний.

Единство происхождения животного мира. Последствия изменений на ранних и поздних этапах развития. Онтогенез. Биогенетический закон. Дополнение  к  биогенетическому закону А.Н. Северцева.

Текущий контроль.

§7.4

Тема 5.5. Развитие организма и окружающая среда. (3 ч.)

76-77

Развитие  организмов      и окружающая среда.

Уроки изучения и закрепления новых знаний.

Критические периоды в развитии эмбриона. Факторы    внешней  среды, влияющие на развитие. Гигиенические мероприятия, обеспечивающие  нормальное эмбриональное развитие человека. Регуляция нервной и эндокринной систем.

Текущий контроль. Задания со свободным ответом по выбору учителя.

§7.5

78

Зачет №7. «Индивидуальное развитие организмов».

Урок  контроля,   оценки и коррекции знаний учащихся.

Тестирование по теме «Индивидуаль-ное развитие организмов».

Тематический контроль.

Повт. §7.1-7.5

Раздел VI. Основы генетики и селекции.  (27 ч.)

Тема 6.1. История представлений о наследственности и изменчивости.  (2 ч.)

79

История развития представлений о наследственности и изменчивости.

Урок-лекция.

Основные  генетические  понятия. Генотип как результат взаимодейст-вия генов. 

Текущий контроль, Опорный конспект.

Лекция

с.253-259

80

Современные престав-ления о структуре гена.

Урок-лекция.

Молекулярно-генетический уровень про-явления признака. Строение гена эукари-от: регуляторная  зона, промотор, экзон, интрон, терминатор. Организация генома.

Текущий контроль, опорный конспект.

Лекция

Тема 6.2. Основные закономерности наследственности.  (13 ч.)

81

Первый  закон   Мен-деля – закон  единооб-разия первого поколе-ния.                        

 

Урок изучения и закрепления новых знаний.

Альтернативные      признаки гороха. Презентация»: «Гибридологический метод изучения наследственности». Условия проявления полного домини-рования. Закон доминирования (закон единообразия).

Текущий контроль. Задания со свободным ответом по выбору учителя.

§9.1, § 9.2.1, с.264-265

82

Второй закон Мен-деля – закон  расщеп-ления.

Урок изучения и закрепления новых знаний.

Расщепление по генотипу и феноти-пу. Условия появления  рецессивного признака. Презентация: «Закон рас-щепления». Гипотеза чистоты гамет: каждая гамета получает один ген из аллели.

Текущий контроль. Решение задач.

§9.2.2, 9.2.3.

83

Неполное доминиро-вание. Множествен-ный аллелизм. Практическая работа №6. «Решение генетических задач на неполное доминирова-ние».

Комбинированный урок.

Наследование  окраски  венчика ноч-ной красавицы. Особенности расщеп-ления по    генотипу и фенотипу. Промежуточное проявление признака при гетерозиготности генотипа. Множественный аллелизм – один признак контролируется несколькими генами.

Фронтальный опрос. Практическая работа.

§9.21, с.266

84

Дигибридное и поли-гибридное скрещива-ние. Третий закон Менделя закон независимого комбинирования.

Урок изучения и закрепления новых знаний.

Цитологические основы проявления третьего закона Менделя. Условия выполнения третьего закона Менделя. Особенности расщепления по генотипу и фенотипу. Презентация: «Закон независимого комбинирования».

Текущий контроль. Решение задач.

§9.4, с.272-275

85

Практическая работ  №7. «Решение гене-тических задач на моно- и дигибридное скрещивание».

Урок  закрепления знаний.

Вероятность проявления

признака. Число типов гамет.

Фронтальный опрос. Практическая работа.

Решить задачи

86

Анализирующее     скрещивание.

Комбинированный урок.

Условия проявления анализирующего скрещивания. Особенности расщеп-ления по генотипу и фенотипу. Прак-тическое значение.

Текущий контроль. Решение задач.

§9.2.4,

с.276-277

87

Хромосомная теория       наследственности.

Урок изучения и закрепления новых знаний.

Цитологические основы проявления закона сцепленного наследования. Условия проявления закона сцеплен-ного наследования. Закон сцепленного наследования генов. Хромосомная  теория наследственности.

Текущий контроль. Решение задач.

§9.3

88

Практическая рабо-та №8. Решение гене-тических задач на сцепленное наследо-вание.

Урок  закрепления знаний.

Расстояние между генами.

Фронтальный опрос. Практическая работа.

Решить задачи

89

Генетика пола.   Нас-ледование признаков, сцепленных с полом.

Урок изучения и закрепления новых знаний.

Презентация: «Генетика пола». Осо-бенности   наследования признаков, сцепленных с полом. Практическое значение знаний о сцепленном с полом наследовании для человека. Хромо-сомное определение пола.

Текущий контроль. Решение задач.

§9.4

90

Практическая работа №9. Решение генети-ческих задач на сцепленное с полом нас-ледование.

Урок закрепления знаний.

Наследование гемофилии и дальтонизма  у  человека   и черепаховой окраски шерсти у кошек как пример сцепленного с полом наследования.

Фронтальный опрос. Практическая работа.

Решить задачи

91

Генотип  как целостная система. Взаимодействие генов.

Урок изучения и закрепления новых знаний

Особенности наследования качественных и количественных признаков. Использование явления гетерозиса в практике сель-ского хозяйства. Аллельное и неаллельное взаимодействие генов.

Текущий контроль. Решение задач.

§9.5.1

92

Практическая работа    №10. Решение генети-ческих задач на взаимо-действие генов.

Урок закрепления знаний.

Наследование групп крови у челове-ка. Неаллельное взаимодействие ге-нов: комплементарность и эпистаз.

Фронтальный опрос. Практическая работа.

Решить задачи

93

 Основные закономерности  наследст-венности.

Урок  обобщения и систематизации знаний

Законы и правила

Законы наследственности.

Текущий контроль. Решение задач.

Повт. §9.1-9.5

Тема 6.3. Основные закономерности изменчивости. (4 ч.)

94

Наследственная (гено-типическая) изменчи-вость. Мутации.

Урок изучения и  закрепления новых знаний.

Классификация мутаций. Причины мутаций. Последствия влияния на организм.  Источники комбинативной изменчивости. Уровни возникновения комбинаций генов.

Текущий контроль. Задания со сво-бодным ответом по выбору учи-теля.

§10.1

95

Зависимость проявле-ния генов от условий   внешней среды (фено-типическая изменчи-вость).

Урок изучения и  закрепления новых знаний.

Свойства модификаций. Причины модификаций. Влияние степени силы и продолжительности  действия фактора на проявление модификаций. Влияние широты нормы реакции на приспособление к конкретным условиям. Представления

Ч. Дарвина о  ненаследственной  изменчивости среды.

Текущий контроль.

§10.2

96

Лабораторная работа №6. «Выявле-ние изменчивости у особей одного вида».

Урок  закрепления знаний.

Мутационная и модификационная изменчивость.

Текущий контроль. Лабораторная работа.

Повт. §10.1, 10.2

97

Зачет №8. «Основы генетики и селекции».

Урок  контроля,   оценки и коррекции знаний учащихся.

Тестирование по теме  «Основы генетики и селекции».

Тематический контроль.

Решить задачи

Тема 6.4. Генетика человека. (3 ч.)

98

Методы изучения     генетики человека.

Урок-лекция.

Методы изучения наследственности человека: генеалогический,   близнецовый,   цитологический.

Текущий контроль. Задания со свободным ответом по выбору учителя.

Лекция

99

Наследственные забо-левания и их  предуп-реждение.

Урок-лекция.

Хромосомные болезни. Меры профилактики наследственных заболеваний человека. Нежелательность родственных бра-ков. Медико-генетическое консульти-рование.

Текущий контроль. Опорный конспект.

Лекция

100

Генетика человека.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Типы наследования: аутосомно-доми-нантное; аутосомно-рецессивное; сцепленное с X-хромосомой.

Тематический контроль.

Решить задачи

Тема 6.5. Селекция животных, растений и микроорганизмов. (5 ч.)

101

Создание пород жи-вотных и сортов рас-тений.

Урок изучения и  закрепления новых знаний.

Цели и задачи селекции. Закон гомо-логических рядов в  наследственной  изменчивости. Учение о центрах про-исхождения культурных растений. Презентация: «Центры происхождения культурных растений».

Текущий контроль.

§11.1

102

Методы селекции растений и животных.

Урок изучения и  закрепления новых знаний.

Виды отбора: индивидуальный и мас-совый. Типы скрещивания: родствен-ное и неродственное. Отдаленная гибридизация у растений и живот-ных. Искусственный мутагенез. Презентация: «Методы селекции растений и животных».

Текущий контроль. Задания со свободным ответом по выбору учителя.

§11.2

103

Селекция микроорганизмов.  

Урок изучения и закрепления новых знаний.

 Особенности селекции микроорга-низмов. Успехи биотехнологии.

Текущий контроль.

§11.3

104

Достижения совре-менной селекции. Практическая рабо-та №11. «Сравни-тельная характерис-тика пород (сорт-ов)».

Урок обобщения и систематизации знаний.

Достижения современной селекции. Этические аспекты развития исследований     биотехнологии (клонирование человека, направленное       изменение генома).

Фронтальный опрос. Практическая работа.

§11.4

105

Селекция животных, растений и микро-организмов.

Урок обобщения и систематизации знаний.

 Селекция животных, растений и микроорганизмов.

Тематический контроль.

Повторить биологические понятия

Перечень литературы и дополнительных средств обучения

        Учебники и учебная литература для учащихся

  1. Учебник: Захаров В.Б... Общая биология: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений – М.: Дрофа, 2010
  2. Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. –  М.: Дрофа, 2004;
  3. Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии с решениями для поступающих в вузы. - М: ОО «ОНИКС 21 век», «Мир и образование», 2006. – 134с.
  4. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы.  Богданова Т.Л., Солодова Е.А. /М.: 2012, 816с.                   

Литература для учителя 

  1. Козлова Т.А. Методические рекомендации по использованию учебника В.Б. Захарова, С.Г. Мамонтова, Н.И. Сонина «Общая биология. 10-11 классы» при изучении биологии на базовом и профильном уровне. –  М.: Дрофа, 2005. – 48с;
  2. Новоженов Ю.И. Филетическая эволюция человека.– Екатеринбург, 2005. – 112с.

Электронные ресурсы

– Презентации

 MULTIMEDIA – поддержка курса «Биология»

– Лабораторный практикум. Биология 6-11  класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004

– 1 С: Репетитор. Биология. АОЗТ «1С», 1998-2001

– Уроки биологии. Общая биология. 11 класс. ООО «Кирилл и Мефодий», 2006

Интернет-сайты

        – (http://school-collection.edu.ru/  «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам линии Пономаревой И.Н.)).

        – www.bio.1september.ru– газета «Биология» - приложение к «1 сентября».

        – http://bio.1september.ru/urok/ - Материалы к уроку.

        – www.bio.nature.ru – научные новости биологии

        – www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования

        – www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

        – http://ebio.ru/ - Электронный учебник «Биология».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 10 -11 класс профиль

Данная рабочая программа составлена к УМК Н.И Сонина, А.А. плешакова, В.Б. Захарова, для учителей работающих в профильных классах на 3 часа в неделю....

Рабочая программа по биологии (профиль) для 11 класса

Рабочая программа по биологии (профиль) для 11 класса...

рабочая программа по биологии профиль 10-11 класс учебник А.В.Теремов, Р.А.Петросова "Биологические системы и процессы"

рабочая программа по биологии профиль 10-11 класс учебник А.В.Теремов, Р.А.Петросова "Биологические системы и процессы"...

Рабочая программа. История 10 класс, профиль

Программа для профильного класса. Структура и содержание программы соответствует образовательному стандарту и принципам развития системы российского образования. Составлена с учетом психологических...

Рабочая программа. Обществознание. 10 класс, профиль

Рабочая программа для социально-гуманитарного профиля. Структура и содержание программы соответствует образовательному стандарту и принципам развития системы российского образования. Составлена с учет...

Рабочая программа. Право. 10 класс, профиль

Рабочая програма для социально-гуманитарного профиля. Структура и содержание программы соответствует образовательному стандарту и принципам развития системы российского образования. Составлена с учето...

Рабочая программа по биологии в 11 классе (профиль)

Рабочая программа Биология. 10-11 классы (профильный уровень)  Рабочая программа по биологии (10-11 класс, профильный уровень) составлена в соответствии с: - Федеральным законом от 29.12.201...