Элективный курс
рабочая программа по биологии (10, 11 класс) на тему

Элективный курс по биологии "Решение цитологических и генетических задач" 10 - 11 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon reshenie_geneticheskih_i_tsitologicheskih_zadach.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка:

           Рабочая программа разработана на основании:

- федерального компонента государственного стандарта общего образования;

- ООП ООО   МБОУ «Новомарьясовская СОШ-И»;

- авторской программы  И.Д. Чермошенцевой «Решение цитологических и генетических задач».

Программа элективного курса предлагается учащимся 10 - 11 классов. Она направлена на расширение знаний и умений по базовому предмету «Биология», развитие специфических  способов  деятельности – решение задач. Позволяет  учащимся, в дальнейшем, успешно сдать ЕГЭ и обучаться в ВУЗах естественнонаучного направления.

    В основу создания данного элективного курса положен материал из темы «Основы цитологии» и « Основы генетики» по разделу общей биологии.

    Программа курса дополняет и углубляет знания школьников по данным темам, формирует умение решать задачи на повышенном уровне сложности, обеспечивает подготовку к сдаче итоговых испытаний за курс полной средней  школы.                                                                                                

 Цель курса:

     Повышение уровня изучения биологии как базового предмета, что позволяет подготовить учащихся к итоговой аттестации.

Основные задачи курса:

  1. Формирование научной картины мира у учащихся.
  2.  Развитие навыков применения знаний в практической деятельности.
  3.  Изучение общебиологических понятий на более сложном уровне.

Курс  рассчитан на 34 часа (1ч в неделю).

Учебно-методический комплект:

  1. «Элективные курсы. Биология. 10-11 классы. (И.Д. Чермошенцевой «Решение цитологических и генетических задач») Волгоград. Учитель 2011
  2. Н.И. Деркачева, А.Г. Соловьев Биология КГЭ выполнение заданий части В. М. Экзамен. 2010
  3. Т.А. Шустанова. Репетитор по биологии. Ростов-на-Дону. Феникс 2010.
  4. А.А. Кириленко, С.И. Колесников Биология. Подготовка к ЕГЭ. Ростов-на-Дону. Легион. 2011.
  1. Содержание элективного курса.

 Введение.

Цели и задачи курса. Место и роль цитологии и генетики в системе биологических знаний. Методы исследования данных наук.

 Материальные основы наследственности.

Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК,АТФ. Особенности строения и функции в клетке. Расчет процентного содержания нуклеотидов в молекуле. Расчет длины  молекулы при заданных условиях  (применение  правила Чаргаффа).

  Биосинтез белка. Основные этапы, химизм. Генетический код. Матричный характер синтеза. Задачи на установление последовательности расположения нуклеотидов на заданной цепи и аминокислот в белковой молекуле ( применение правила  комплементарности).

     Особенности строения хромосом, их видовая специфичность. Митоз. Мейоз. Цитологические основы, значение данных процессов. Особенности овогенеза и сперматогенеза.

 Закономерности наследования признаков.

  Наследование признаков при моногибридном скрещивании. Особенности гибридологического метода Г. Менделя. Правила оформления генетических задач. Доминирование признаков: полное, неполное, кодоминирование. Дигибридное скрещивание.

Наследование признаков при полигибридном скрещивании. Кроссинговер. Явление сцепленного наследования. Наследование признаков сцепленных с полом. Половые хромосомы и аутосомы.

 Генетика человека.

  Методы изучения генетики человека. Генеалогический метод, анализ и составление родословных. Методы: близнецовый, цитогенетический, онтогенетический. Здоровье и наследственные болезни человека               (хромосомные и генные). Заболевания, сцепленные с полом.

Изменчивость, ее причины.

  Формы изменчивости. Методы ее изучения. Классификация мутаций: геномные, хромосомные, генные. Сравнительная характеристика модификационной и мутационной изменчивости.

 Генетика популяций.

   Популяция. Динамика популяции. Математическое доказательство закона Харди-Вайнберга.

 Генетические основы селекции.

    Селекция как наука. Отбор и его формы. Порода, сорт, штамм. Классификация типов скрещивания. Гетерозис.  

 Заключение.

Подведение итогов курса.

  1. Требования к уровню подготовки выпускников.

В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен

знать /понимать

- основные положения биологических теорий (клеточная); сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;

- строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом;

- сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности;

- биологическую терминологию и символику;

уметь

- объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов;

- решать   биологические задачи повышенного уровня;

- сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих,  процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

Календарно-тематическое планирование курса.

часа

               Тема занятия

Дата/

план

Дата/

факт

1

Введение.

2

Особенности строения и биологическая функция нуклеиновых кислот.

3

Расчет  процентного содержания нуклеотидов в молекуле ДНК.

4

Основные этапы биосинтеза белка. Правило комплементарности

5

Генентический код. Матричный характер синтеза.

6

Применение правила комплементарности.

7

Установление последовательности аминокислот в белковой молекуле.

8

Особенности строения  хромосом.

9

 Цитологические основы митоза и мейоза.

10

 Основные понятия генетики. Особенности моногибридного скрещивания.

11

Первый и второй законы  Г. Менделя.

12

Доминирование признаков (полное и неполное).

13

Анализирующее и возвратное скрещивание.

14

Дигибридное и полигибридное скрещивание.

17

Соотношение полов в естественных условиях.

18

Половые хромосомы  и аутосомы.

19

Методы изучения генетики человека.

20

Составление родословных.

21

Наследственные болезни человека.

22

Медико-генетические консультации

23

Сравнительная характеристика модификационной и мутационной изменчивости.

24

Сравнительная характеристика модификационной и мутационной изменчивости.

25

Модификационная и мутационная изменчивость

26

Популяция. Динамика популяций.

27

Популяция. Динамика популяций. Закон Харди-Вайнберга

28

Популяция. Динамика популяций Закон Харди-Вайнберга.

29

Селекция.

30

Формы отбора.

31

Классификация типов скрещивания.

32

Гетерозис.

33

Формы отбора. Классификация типов скрещивания. Гетерозис.

34

Подведение итогов курса.

35

Резерв


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по русскому языку «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»

Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме....

Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная

Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ Требования к элективным курсам

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫТребования к элективным курсамИзбыточность (их должно быть много).Кратковременность (6–16 часов).Оригинальность содержания, названия.Курс должен заканчиваться определенным результатом ...

Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)

РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...