"Взаимодействие учителя и ученика в современных условиях"
учебно-методический материал по биологии на тему

"Взаимодействие учителя и ученика в современных условиях" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_uchitelya_i_uchenika.docx17.04 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ ГШИ №2

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

 

учитель биологии и химии

Бернат В.К

                                                         Учитель и ученик растут вместе.                                                                                            Конфуций

 Демократизация взаимоотношений  между учеником и учителем, в современных условиях  становится,  наиболее актуальна.

Роль учителя в жизни общества огромно. Учитель отвечает за преемственность передачи знаний, умений, навыков молодому поколению людей, он формирует человека, именно от учителя зависит  будущее нашего государства, поэтому дело образования и воспитания молодого поколения является государственным делом.

В системе образования очень важен образ преподавателя, учителя. Конечный продукт образования - человек. Но какой человек? Совершенный, целостный, в котором присутствует полнота всех достоинств.

Школа является одним из главных институтов социализации.

Содержание образования представляет собой среду, в которой происходит становление и развитие личности ребенка.

Взаимодействие рассматривается как плодотворное общение учителя и ученика.

В обучении и воспитании невозможно обойтись без общения. Все в школе опирается на взаимоотношения   учителя и учеников. Общение, будучи важным фактором формирования личности школьника, содержит в себе огромные педагогические возможности.

Проблемы педагогического общения, без овладения которым немыслим  современный учитель и педагог. Как общается учитель с учащимися на уроке и в не его, как он с ними говорит. Как их  понимает, во многом зависит успех обучения и воспитания. Нельзя научить приемам  педагогического общения, если учитель не чувствует себя педагогом, если он не любит детей, не любит профессию.

Технология общения – это, прежде всего средство реализации личности учителя в его профессиональной деятельности.

Что такое общение. Педагогическое общение – это профессиональное общение между учителем и учащимися на уроке и вне его (в процессе обучения и воспитания). Общение имеет определенные педагогические функции и направлено на создание благоприятного психологического климата, а также на психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися  внутри ученического коллектива.

Оптимальное  педагогическое общение – такое общение учителя со школьниками в процессе обучения, которые создают наилучшие условия для развития мотивации учащихся и творческого характера учебной деятельности, для правильного формирования личности школьника, обеспечивает благоприятный эмоциональный климат. Общение учителя и ученика имеет самые разнообразные функции: информационную, нормативную, познавательную, коммуникативную, регулятивную, воспитательную. Общение является непременной атрибутикой коммуникативной деятельности.

 Много внимания педагогическому общению уделяли известные отечественные педагоги. А.С.Макаренко подчеркивал необходимость для учителя овладеть техникой педагогического мастерства, техникой педагогического общения.

Много внимания  уделял этому вопросу  и выдающийся педагог  С.Т.Шацкий. Ему принадлежит мысль, что учитель должен заботиться, не только о содержании своих требований, но и о форме и тоне их предъявления.

В.А.Сухомлинский высказывался «Каждое слово, звучащее в стенах школы, должно быть продуманным, мудрым, целеустремленным, полновесным и – это особенно важно – обращенным к совести живого, конкретного человека, чтобы не было обесценивания слов, чтобы цена слова постоянно возрастала. Пусть каждое слово, произнесенное в школе,  дает плод, а не остается пустоцветом».

Слово учителя, по мысли В.А. Сухомлинского, - прежде всего орудие человечности, чуткости, терпимости. «Будьте осмотрительны, чтобы слово не стало кнутом, прикасаясь  к нежному телу, обжигает, оставляя на всю жизнь грубые рубцы. Слово щадит и оберегает душу подростка только тогда, когда оно правдивое и идет от души воспитателя, когда в нем нет фальши, предубежденности. Слово педагога должно, прежде всего, успокоить».

«Словом можно убить, Словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести»  Вадим Шефнер.

Каждое слово произнесенное учителем воздействует на учеников, и  может отозваться в его настоящем и будущем.

Интересные рекомендации высказал В.А.Сухомлинский относительно способов общения на уроке. Он резко выступал против излишнего возбуждения психики школьников повышенным тоном, напряжением, против перегрузки речи учителя информацией, против ненужных повторений и вопросов.

В педагогическом общении важен стиль отношений, различие стилей (демократический или авторитарный) влияет на оценку учителем  социально-психологической ситуации в детском коллективе. На оценку школьниками учителя и взаимоотношений с ними учащихся.

Для улучшения учебы и дисциплины используют авторитарный путь борьбы с учениками, и как следствие, нежелание учиться, отсутствие интереса, активности на уроке.

Демократизация – это поворот к интересам и потребностям общества и личности. Это раскрепощение педагогических отношений, изменение самой сути,  выход из системы подчинения в систему гуманизации и сотрудничества. Для демократизации взаимоотношений необходимо создать в школе микроклимат, благотворно влияющей на результаты и самочувствие. Такие условия: как положительная атмосфера на уроке и вне урока, в каждый момент общения. Учет возрастных и психологических особенностей  учащихся. Выбор оптимального стиль общения для каждой конкретной ситуации. Широко применять технологию   сотрудничества «учитель-ученик».

Постоянным требованием, предъявляемым к современному учителю, является такие качества, как любовь к детям, к педагогической деятельности, доброта, убежденность, честность, эрудиция. профессионализм, справедливость.

      Невозможно рекомендовать одинаково преподавать  любому учителю без учета его индивидуальности, неповторимости. Важно, чтобы общение было личностным, естественным для учителя.

      Для плодотворного общения необходимо поддерживать и одобрять ученика на уроке, включать работу учащихся  в парах, группах, индивидуальный подход, давать  творческие задания, включать в проектную деятельность по предмету, беседа, экскурсия, ролевые и деловые игры, все это сближает учащихся,  совместно решая задачи, учащиеся учатся общаться, учитывать мнение товарищей.

       Отсутствие взаимопонимания с учителем осложняет жизнь школьника, приводит к  многочисленными конфликтными ситуациями.

Отсутствие или низкий уровень культуры педагогического общения нередко приводит к возникновению конфликтных ситуаций, напряженности в отношениях между учителем и учеником, или целым классом. Успешное разрешение конфликтов зависит от общей психологической грамотности и уровни педагогической культуры учителя.

Основными моральными нормами, на которых основываются взаимоотношения  учителя с учениками, является уважение и достоинства каждого из своих воспитанников, доверие, внимательное отношение к их внутреннему миру, душевная чуткость и доброжелательность.

       Таким образом, общение является одним из основных видов деятельности людей, оно не только способствует развитию познавательных процессов, эмоционально – волевой сферы, но и оказывает влияние на формирование личности в целом.

ЛИТЕРАТУРА:

1.А.А.Леонтьев Педагогическое общение. М; 1996г.

2.В.А.Сухомлинский Рождение гражданина. М; 1971г.

3.М.Ю. Тихонова Учитель – ученик проблемы, поиски, находки М; 2007г.

4.Педагогическое проектирование http://orenlicey.shkola.hc.ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактика современного урока. Урок как средство взаимодействия учителя и ученика

Дидактика современного урока. Урок как средство взаимодействия учителя и ученика...

Современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и ученика.

В работе представлен опыт работы по созданию технологической карты урока.Обучение с использованием технологической карты  позволяет организовать эффективный учебный процесс, об...

Технологическая карта урока, как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и ученика, в соответствии с требованиями ФГОС.

С 1 сентября 2011 года образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения. Высказывание А. Дистервега о том, что «Развитие и образование ни од...

Субъектно-субъектное взаимодействие учителя и ученика как необходимое условие реализации проблемно - проектного подхода в обучении.

Субъектно-субъектное взаимодействие учителя и ученикав процессе обученияна основе положительного эмоционального фона активизирует познавательную деятельность учащихся.Невозможно работать в русле данно...

Взаимодействие семьи и школы в современных условиях. Совместная работа в системе «Классный руководитель – учитель – предметник – родители» по формированию культуры выполнения домашнего задания.

Социальное, семейное и школьное воспитание осуществляется в неразрывном единстве. Пристальное внимание к вопросу взаимодействия семьи и школы объясняется определяющей ролью семьи в процессе восп...

Интерактивное обучение как современная модель взаимодействия учителя и ученика

Интерактивное обучение – это один из методов обучения, который подразумевает под собой взаимодействие педагога и ученика, а  также работу в группах, сотрудничество, диалог, игра между учащи...