Тема: Многообразие простейших. Паразитические простейшие.
план-конспект урока по биологии (7 класс)

Тюленева Елена Александровна

 

Цель урока: повторение, обобщение, систематизация и расширение знаний о многообразии простейших, определение их роли в природе и жизни человека.

Задачи урока.

1. Образовательные:

  • на основе повторения и обобщения ранее изученного материала и в ходе знакомства с новым материалом, сформировать современное представление о многообразии простейших, их строении, происхождении, классификации и значении в природе и в жизни человека;
  • раскрыть особенности строения паразитических простейших;
  • выяснить основные отличия между представителями различных классов простейших.

2. Развивающие:

  • развивать способности правильно формулировать свои мысли в процессе обобщения изученного материала;
  • развивать у учащихся умения выделять главное, отбирать нужный материал, работать с таблицами, схемами, рисунками, текстами;
  • развивать логическое мышление.

3. Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношения к природе и к своему здоровью;
  • прививать экологическую культуру учащимся;
  • развивать мировоззренческие позиции.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc111 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Многообразие простейших. Паразитические простейшие.

Цель урока: повторение, обобщение, систематизация и расширение знаний о многообразии простейших, определение их роли в природе и жизни человека.

Задачи урока.

1. Образовательные:

  • на основе повторения и обобщения ранее изученного материала и в ходе знакомства с новым материалом, сформировать современное представление о многообразии простейших, их строении, происхождении, классификации и значении в природе и в жизни человека;
  • раскрыть особенности строения паразитических простейших;
  • выяснить основные отличия между представителями различных классов простейших.

2. Развивающие:

  • развивать способности правильно формулировать свои мысли в процессе обобщения изученного материала;
  • развивать у учащихся умения выделять главное, отбирать нужный материал, работать с таблицами, схемами, рисунками, текстами;
  • развивать логическое мышление.

3. Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношения к природе и к своему здоровью;
  • прививать экологическую культуру учащимся;
  • развивать мировоззренческие позиции.

Оборудование: микроскоп, микропрепараты представителей простейших; компьютер, презентация урока, видеофильм «Простейшие», проекты «Многообразие простейших и их значение в природе и жизни человека», «Паразитические простейшие», «Модели простейших», схемы, основной раздаточный материал.

Структура урока.

  • изучения и первичного закрепления новых знаний
  • комплексного применения ЗУН
  • обобщения и систематизации знаний

ХОД УРОКА

I Организационный момент.

 Приветствие класса    (10сек.)

Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь друг другу, мысленно пожелаем успеха себе и своим друзьям. Мы одна команда и я надеюсь на нашу совместную плодотворную работу в течении всего урока.

II. Основная часть урока

Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, через повторение ранее изученного

1. Систематика простейших. 

Урок мы начнем с того, что вспомним систематику и заполним схему «Классификация простейших» (на доске и в инструктивных картах).

Вопросы:

  1. Какое царство живых организмов мы изучаем? (Животные)
  2. Какие подцарства к ним относятся? (Одноклеточные и многоклеточные)
  3. Какое подцарство мы изучаем? (Простейшие или Одноклеточные)

Какие типы и классы подцарства Простейших мы изучили?

  1. С какими представителями подцарства мы познакомились? (Амёба Протей, Эвглена Зелёная, Инфузория Туфелька)

Составить классификацию простейших животных (Слайд 1)

II Актуализация знаний.

Итак, сегодня на уроке мы попытаемся нарисовать «Большой портрет маленьких животных», увидеть которых можно только при увеличении. Для этого создадим «художественную мастерскую» и все вместе нарисуем такой портрет.

Вспомним отличительные особенности строения простейших, выполнив следующие задания. К сегодняшнему уроку группа учащихся готовила проект по созданию макетов простейших

1. У доски 1 ученик отчитывается по  заданию к проекту.

Задание для проекта. Сделать модель амёбы, эвглены и инфузории-туфельки.

Из ватмана изготовлены отдельные органоиды клеток и контуры самих клеток простейших. (Прикрепляются при помощи магнитов).

Из имеющихся макетов составить модели клеток амёбы, инфузории и эвглены.

2. ЗАДАНИЕ   «Узнай простейшее»

Предлагаю ученику рассмотреть микропрепарат под микроскопом и назвать организм, который он увидит. Объяснить по каким признакам он его определил.

Эвглена зеленая (имеет зеленый цвет на свету и жгутик)

3. Каждый ученик заполнит таблицу, поставив крестик там, где верный ответ.

Учащиеся обмениваются таблицами,  и осуществляется взаимопроверка.

Ответы сверьте с таблицей на экране и поставьте оценку товарищу. (Приложение. Слайд 2).

     

«Сходство и различия простейших».

Органоиды

П р о с т е й ш и е

Амеба

Эвглена зеленая

Инфузория-туфелька

1.Оболочка

+

+

+

2.Цитоплазма

+

+

+

3 Ядро

+

+

+(2)

4. Ложноножка

+

-

-

5. Жгутик

-

+

-

6. Ресничка

-

-

+

7.Пищеварительная вакуоль

+

-

+

8.Сократительная вакуоль

+

+

+(2)

9.Ротовое отверстие

-

-

+

10.Порошица

-

-

+

11.Хлоропласты

-

+

-

12.Светочувствительный глазок

-

+

-

III.Изучение нового материала

Сейчас мы с вами посмотрим фильм о представителях простейших.

Учащиеся отвечают на вопрос после просмотра фильма.

– Так кто же такие простейшие? Что вы знаете об этих организмах?

– Это – одноклеточные организмы, клетка которых выполняет все функции, присущие целому организму.

– А что бы хотели узнать?
Узнать, какие животные еще относятся к простейшим. Получить знания о болезнях, которые вызывают простейшие и как от них уберечься.

На сегодняшнем уроке, ребята, мы и должны привести в систему наши знания о простейших, на основе знакомства с многообразием и значением простейших в природе и жизни человека, с паразитическими простейшими.

– Какова будет тема нашего урока? Записать в инструктивных картах и на доске.
Слайд 3
– А какова цель урока?
Уч-ся отвечают на вопрос

  1. Изучить многообразие простейших и их значение в природе и жизни человека.
  2. Выяснить какие болезни вызывают простейшие организмы.
    Слайд 4

Эпиграф: Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» (Слайд 5)

Ребята, как вы думаете, почему я взяла эти слова к эпиграфу сегодняшнего урока?

1. Известно около 70 000 простейших, ежегодно ученые открывают новые виды. Мы рассмотрим лишь несколько из них.

Несмотря на то, что они отличаются друг от друга по строению, размножению, особенностям жизнедеятельности,  все простейшие животные сочетают в себе функции клетки и самостоятельного организма

Начнем рассматривать многообразие и значение простейших в ходе отчета по мини-проекту на данную тему

Отчет ученика по мини-проекту «Многообразие и значение простейших в природе и жизни человека»

Слайд 6

-Какую же роль играют простейшие в нашей жизни?

Составление совместного кластера «Роль простейших в природе и жизни человека» на доске и в тетради 

 (Ученики дополняют кластер материалом из текста к заданию 3 в инструктивной карте.. Учащиеся приводят пример простейших, имеющих то или иное значение, например:

  • осадочные породы, мел и кремнезем, образованы раковинами фораминифер и лучевиков;
  • инфузория - туфелька может служить биологическим фильтром;
  • морские простейшие составляют планктон и являются пищей для других организмов и т.д.;

в кишечнике человека обитает кишечная амеба, питающаяся кишечными бактериями (симбиоз).

Слайд 27

                                         Участвуют в круговороте веществ

Сформулируем вывод по данному кластеру.

                ЗАДАНИЕ   «Здоровьесберегающий компонент»

  • Простейшие медленно, но движутся, а мы с вами засиделись, немного разомнемся (выполняют физкультминутку под музыку)

Слайд 29

Учитель. Понадобилось два столетия после открытия Левенгука, чтобы отделить простейших от иных организмов. Лишь к началу ХХ века ученые проникли в мир паразитических простейших и узнали, что такие тяжелые заболевания, как малярия, сонная болезнь, преследовавшие человека с древних времён, вызываются паразитическими простейшими.

- Простейшие – паразиты. Давайте вспомним, кого в биологии мы называем паразитами?

(Паразиты – это организмы, которые живут за счет других живых организмов, питаясь их соками и нанося вред)

Давайте ваши знания сравним с энциклопедическими (Слайд 30). Ребята, в чем разница?

- В организме человека паразитирует около 30 видов простейших.

Давайте познакомимся с паразитическими простейшими подробнее. Над мини-проектом по данной теме у нас работали 2 уч-цы и сейчас они представят отчет.

В ходе рассказа вы заполните таблицу «Заболевания, вызываемые Простейшими»

Слайды 31-44

Таблица. Заболевания, вызываемые Простейшими

Болезнь

Возбудитель

Саркодовые

Жгутиконосцы

Споровики

Учитель. Ребята, давайте попробуем составить памятку, отправляющемуся в турпоездку, чтобы путешествующий смог уберечься от болезней, возбудителями которых являются простейшие.

Уч-ся предлагают меры профилактики данных болезней. Обсуждаем и сравниваем с памяткой, составленной в ходе выполнения проекта.

Слайд 45

(Можно раздать памятки.)

Обобщение и выводы по теме

Сегодня мы с вами закончили изучение главы Подцарство Простейшие.

Вопросы: Для чего мы изучаем простейших?

1.После того, как отрыли простейших и изучили их, люди смогли бороться со многими заболеваниями.

2. Значение простейших?

-Образовали минералы и горные породы.

-Являются пищей для других животных.

- Являются показателями загрязненности водоемов.

-Содействуют геологической разведке.        

- Являются возбудителями заболеваний животных и человека

Закрепление. Ребята, сейчас при помощи кубика Блума вы сами сформулируете и  зададите друг другу вопросы по теме «Подцарство Простейшие». Напоминаю вам, что вопросы должны начинаться со слова, которое указано на кубике. Поймавший кубик Блума, отвечает на вопрос и передает другу. Вопросы будут разного уровня сложности: легкие, средней сложности и сложные. Начинаем игру.

Домашнее задание: изуч. п.12 в учебн., заполнить таблицу.

Сравнить особенности строения и жизнедеятельности простейших животных, отметив сходство и различия (строение, тип питания, движение).

Процесс жизнедеятельности

Амеба

Эвглена зеленая

Инфузория туфелька

Движение

С помощью ложноножек (псевдоподий)

С помощью жгутика

С помощью ресничек

Питание

Фагоцитоз,   пиноцитоз,   пищеварительные вакуоли

Автотрофно, гетеротрофно (клеточный рот, глотка, пищеварительная вакуоль)

Гетеротрофно      (клеточная воронка, рот,  глотка, пищеварительная вакуоль, порошица)                      

Выделение

Сократительная вакуоль

Сократительная вакуоль

Сократительные вакуоли

Основная   форма размножения

Бесполое, путем

деления

Бесполое, путем деления.

Бесполое, путем деления

Рефлексия (2-3 мин)

– Итак, подведем итог урока. Выставление оценок.

Слайд 46

Продолжите фразы:

 - На сегодняшнем уроке мне больше всего понравилось …

 - На сегодняшнем уроке мне больше всего запомнилось …

 - Я никогда не думал, что …

 - Теперь я буду знать, что …

 - Наиболее трудным на уроке было …

Инструктивная карта

Тема урока;__________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

1. Заполнить схему «Классификация простейших»

 2. Сходства и различия в строении Простейших

Задание. Заполнить таблицу, используя значки «+» и «–».

Органоиды

П р о с т е й ш и е

Амеба

Эвглена зеленая

Инфузория-туфелька

1.Оболочка

2.Цитоплазма

3 Ядро

4. Ложноножка

5. Жгутик

6. Ресничка

7.Пищеварительная вакуоль

8.Сократительная вакуоль

9.Ротовое отверстие

10.Порошица

11.Хлоропласты

12.Светочувствительный глазок

.

Задание 3.             Многообразие   простейших:       ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4:

Составить кластер «Значение простейших»

Значение простейших как в природе, так и в жизни человека весьма велико. Простейшие поедают бактерий и микроскопические водоросли. Они служат пищей различным водным организмам – мельчайшим рачкам, малькам рыб и земноводным. Поэтому простейшие играют важную роль в круговороте веществ на Земле. Многие водные простейшие, питающиеся взвешенными органическими частицами и бактериями, играют существенную роль в биологической очистке вод.

 Паразитические простейшие, обитающие в органах растений, животных и человека, наносят серьезный вред растениеводству, животноводству и вызывают тяжелые заболевания у людей. Ряд видов простейших составляют полезную группу симбионтов высших животных, улучшающих пищеварение в организме.

Таблица. Заболевания, вызываемые Простейшими

Болезнь

Возбудитель

Саркодовые

Жгутиконосцы

Споровики

             


Домашнее задание: заполнить таблицу

Сравнить особенности строения и жизнедеятельности простейших животных, отметив сходство и различия (строение, тип питания, движение).

Процесс жизнедеятельности

Амеба

Эвглена зеленая

Инфузория туфелька

Движение

Питание

Выделение

Основная форма размножения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Настоящее простое, будущее простое, прошедшее простое времена

УМК М.З. Биболетова “Enjoy English”, 4th grade.Подготовка  к контрольной работе ”Времена английского глагола”.Present Simple, Past Simple, Future Simple.При изучении времен английского язык...

«Многообразие и значение простейших». 7 класс

Предлагаемый урок – урок обобщения, закрепления и систематизации знаний учащихся проводился как дифференцированный, использовались разные способы организации деятельности детей с применени...

Урок по теме "Многообразие простейших"

Интегрированный урок биология - экология для учащихся 7-х классов....

Конспект урока по биологии на тему: "Многообразие простейших. Паразитические простейшие" - 2013 год

Сформировать у учащихся понятие о многообразии одноклеточных, особенностях строения и жизнедеятельности представителей типов Споровики, Инфузории, о роли одноклеточных в биосфере: определить общие при...

3. Урок по теме "Разнообразие простейших. Значение простейших в природе и жизни человека"

Тема: Разнообразие простейших. Значение простейших в природе и  жизни человека.Цель: познакомить учащихся с разнообразием Простейших: свободноживущих и паразитов, с их ролью в экосистемах и значе...

Методическая разработка урока биологии в 7 классе на тему «Многообразие паразитических червей и борьба с ними».

Форма проведения: конференция.Цель: обобщить знания детей об особенностях строения, жизнедеятельности паразитических червей и мерах борьбы с гельминтами.Предварительная подготовка: учащиеся по желанию...

Презентация на тему: "Многообразие простейших"

Презентация на тему: "Многообразие простейших"...