Программа по биологии для основной школы предназначена для обучающихся 5-9 классов .
рабочая программа по биологии (8 класс) по теме

Тюленева Елена Александровна

Программа включает четыре раздела:

  •  «Пояснительная записка», где охарактеризован вклад предмета в достижение целей основного общего образования; сформулированы цели и основные результаты изучения предмета биологии на нескольких уровнях — личностном, метапредметном и предметном, дается общая характеристика курса, его места в примерном учебном плане.
  • «Основное содержание», где представлено изучаемое содержание, объединенное в содержательные блоки.
  • «Тематическое планирование», в котором дан  перечень тем курса и число учебных часов, отводимых на изучение каждой темы, представлена характеристика основного содержания тем и основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий).
  • «Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса», где дается характеристика необходимых средств обучения и учебного оборудования, обеспечивающих результативность преподавания биологии в современной школе.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon biologiya10.doc279 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы по биологии среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 классов (базовый уровень) автор В.В.Пасечник,  //Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А. Г, Аркадьев. М.: Дрофа, 2006,- 172., полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся.

Рабочая программа выполняет две основные функции:

- информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета;

- организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации обучающихся.

Общая характеристика учебного предмета

Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования  на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее  отличительных признаках – уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на базовом уровне составляет культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде,  востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования  современной естественнонаучной картины мира, ценностных ориентаций, реализующему гуманизацию биологического образования. Основу структурирования содержания курса биологии в  старшей школе на базовом уровне составляют ведущие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии курса: Биология как наука. Методы научного познания; Клетка; Организм; Вид; Экосистемы.

В рабочей программе предусмотрен резерв свободного учебного времени (10 часов) для обобщения и систематизация знаний по основным темам курса, более широкого использования, наряду с уроком, разнообразных форм организации учебного процесса (экскурсий, лабораторных и практических работ, семинаров) и внедрения современных педагогических технологий.

Цели

Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

- освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

- овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы  с различными источниками информации;

- воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Рабочая программа  предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне являются:  сравнение объектов,  анализ, оценка, поиск информации в различных источниках.

Особенности рабочей программы

За счет компонента образовательного учреждения увеличено количество часов в:

- разделе «Клетка» на 9 часов;

- разделе «Организм» на 29 часов.

Данное увеличение часов обусловлено тем, что ежегодно обучающиеся выбирают сдавать экзамен по биологии за курс среднего (полного) общего образования.

Срок реализации рабочей программы один год.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа  предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне являются:  сравнение объектов,  анализ, оценка, поиск информации в различных источниках.

Требования  к   уровню  подготовки  выпускников

В результате изучения биологии на базовом уровне обучающийся  должен

знать /понимать

- основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;

- строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);

- сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

- вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

- биологическую терминологию и символику;

уметь

- объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;

- решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

- описывать особей видов по морфологическому критерию;

- выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

- сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

- анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

- изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

Результаты обучения

Результаты изучение курса «Биология» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует  стандарту. Требования на базовом уровне направлены на  реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими  ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» содержит требования, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания.

В рубрику «Уметь» включены требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять,  описывать, выявлять, сравнивать, решать задачи,  анализировать и оценивать, изучать, находить и критически оценивать информацию о биологических объектах.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены  требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

Место предмета в базисном учебном плане

На  изучение курса биологии в 10 классе  выделено 70 часов, (2 часа в неделю).

Сведения об используемом  УМК:

Общая биология. 10- 11 класс:  учебник  для общеобразовательных учреждений. А.А. Каменская, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник - М  Дрофа 2014,  

а также методических пособий для учителя:

  Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение, 5 класс. Биология, 6-1 1 классы. - М.: Дрофа, 2005. - 138 с;

  Сборник нормативных документов. Биология /  Сост. Э.Д. Днепров, А. Г., Аркадьев. - М. Дрофа, 2006;

 Т.А. Козлова. Тематическое и поурочное планирование по биологии. К учебнику А.А. Каменская, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник  «Общая биология. 10- 11 классы»

дополнительной литературы для учителя:

  Козлова ТА... Кучменко В.С, Биология в таблицах 6-11 классы Справочное пособие. - М.: Дрофа, 2014;

  Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену. Общая биология. - М.: Дрофа, 2014.

Литература, задания которой рекомендуются в качестве измерителей:

 Анастасова Л. П. Общая биология. Дидактические материалы. - М.: Вентана-Граф, 2014. - 240с;

  И.Р. Мухамеджанов. Тесты, зачеты, блицопросы по общей биологии. 10-11 классы. – М.,: «Вако», 2014.

  Сборники тестов ЕГЭ.  

Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.

МULТIМЕDIА - поддержка курса биология

Лабораторный практикум. Биология 6-11  класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2014

Биология 9 класс. Общие закономерности. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2014

Подготовка к ЕГЭ по биологии. Электронное учебное издание, Дрофа, Физикон, 2014

Уроки биологии Кирилла и Мефодия. 10-11 классы. 2014.

ЕГЭ. Репетитор 2014 по биологии  Кирилла и Мефодия.

1С: Репетитор. Биология. 2014.

Биология 10-11 класс. Интерактивный курс для школьников. 2014.

Электронные уроки и тесты. Биология в школе. 2014

Адреса сайтов в Интернете.

www.bio.1septembeu/ru - газета «Биология» - приложение к «1 сентября»

 «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам линии В.В. Пасечника) (http://school-collection.edu.ru/),

http://fcior.edu.ru/).

Основное содержание (68 часов)

        Биология как наука. Методы познания (4 ч)

        Объект изучения биологии – живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Биологические системы[1]. Современная естественнонаучная картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.

        Демонстрации

        Биологические системы. Уровни организации живой природы. Методы познания живой природы.

        

        Клетка (17 ч)

        Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн). Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира.

        Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека.

        Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и ядерные клетки. Вирусы. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа. Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код. Роль генов в биосинтезе белка.

        Демонстрации

Строение молекулы белка. Строение молекулы ДНК. Строение молекулы РНК. Строение клетки. Строение клеток прокариот и эукариот. Строение вируса. Хромосомы. Характеристика гена. Удвоение молекулы ДНК

        Лабораторные и практические работы

          Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание.

           Сравнение строения клеток растений и животных.

           Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.

Организм (47 ч)

Организм – единое целое. Многообразие организмов.

Обмен веществ и превращения энергии – свойство живых организмов. Особенности обмена веществ у растений, животных, бактерий.

Размножение – свойство организмов. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Половое и бесполое размножение.

Оплодотворение, его значение. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных.

Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме.

Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследование признаков у человека. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор.

Биотехнология, ее достижения, перспективы развития. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).

Демонстрации

Многообразие организмов. Обмен веществ и превращения энергии в клетке. Фотосинтез.

Деление клетки (митоз, мейоз). Способы бесполого размножения. Половые клетки. Оплодотворение у растений и животных. Индивидуальное развитие организма. Моногибридное скрещивание. Дигибридное скрещивание. Перекрест хромосом. Неполное доминирование. Сцепленное наследование. Наследование, сцепленное с полом. Наследственные болезни человека. Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность. Мутации. Модификационная изменчивость. Центры многообразия и происхождения культурных растений Искусственный отбор.

Гибридизация. Исследования в области биотехнологии

Лабораторные и практические работы

Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства

Составление простейших схем скрещивания

Решение элементарных генетических задач

Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм

Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии

Перечень лабораторных, практических работ .

Тема

1.

Л.р.  Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание.

2.

Л.р. Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.

3.

П.р. Сравнение строения клеток растений и животных.

4.

Л.р. Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства.

5.

П.р. Составление простейших схем скрещивания.

6.

П.р. Решение простейших генетических задач.

7

П.р.  Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм.

8.

П.р. Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.  

Учебно-тематическое планирование

п/п

Наименование

раздела.

Количество

часов

(всего)

Из них (количество часов)

Лабораторные,

практические

работы

Экскурсии

Проверочные

работы

1.

Биология как наука. Методы познания

4

1

2.

Клетка

17

3

1

3.

Организм

49

5

1

Итого

70

8

3

Календарно-тематическое планирование

урока

Раздел.

Тема урока. Эксперимент.

Элементы

содержания

Требования

к  уровню подготовки

Д/з

Дата

план.

Дата

факт

Биология как наука. Методы познания (4 час)

1.

Введение. Вводный инструктаж по ПТБ.

Объект изучения биологии – живая природа. Современная естественнонаучная картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Давать   определение   термину биология.

Приводить примеры: практического   применения достижений современной б-гии;  дифференциации и интеграции биол-их наук.

Выделять предмет изучения биологии.

Характеризовать   биологию как комплексную науку.

Объяснять роль б-гии  в фор-нии      сов-ной ест-но-научной    картины мира, в прак-ой деятельности людей.

§1

2.

Методы исследования в биологии.

Методы   изучения   живых   объектов: биологический эксперимент, наблюдение,  описание  и  измерение биологических объектов.

Перечислять методы научного исследования.

§2

3.

Сущность жизни и свойства живого.

Основные понятия

Жизнь. Открытая система.

Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы.

Давать определение    понятию жизнь.

Называть    признаки    живых организмов.

Описывать           проявления свойств живого.

Различать процессы обмена у живых организмов и в неживой природе.

Выделять   особенности   развития живых организмов.

Доказывать, что живые организмы - открытые системы.

§§3,4

4.

Обобщающий урок. Общая биология – наука об изучении общебиологических закономерностей живой природы.

Общая биология – Характеризовать   биологию как комплексную науку.

Характеризовать   биологию как комплексную науку и науку об изучении общебиологических закономерностей живой природы.

Повт.  

§§ 1-4

Тема 1. Клетка (17ч)

5.

Клеточная теория.

Л. р. Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание.

Основные понятия. Цитология. Клетка - основная структурная и функциональная   единица   организмов. Клетка как биосистема. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы.

Основные положения клеточной теории Т. Шванна, М. Шлейдена.

Приводить  примеры  организмов,  имеющих клеточное  и  неклеточное строение.

Называть:  жизненные свойства клетки;

 положения клеточной теории.

Узнавать клетки различных организмов.

Находить    в    биологических словарях и справочниках значение термина теория. Объяснять общность  происхождения растений и животных.

Доказывать, что клетка - живая структура.

*Самостоятельно     формулировать   определение   термина цитология.

Давать   оценку   значению   открытия клеточной теории.

*Доказывать, что нарушения в строении    и    функционировании клеток - одна из причин заболеваний организмов.

§5

6.

Особенности химического состава клетки.

Основные понятия. Микроэлементы. Макроэлементы.

Факты. Особенности химического состава   живых   организмов.   Микроэлементы и макроэлементы,  их вклад в образование   неорганических и органических веществ молекул живого вещества.

Давать   определение   терминам

микроэлементы,     макроэлементы.

Приводить примеры: макро- и микроэлементов.

Называть: неорганические вещества

клетки;

Характеризовать: биологическое значение макро- и микроэлементов. 

§6

7.

Вода и

минеральные вещества в клетке.

Вода, минеральные соли, углеводы и липиды живых организмов.

Выявить   взаимосвязь   между пространственной   организацией молекул, воды и ее свойствами.  

Характеризовать: биологическую роль воды; биологическое значение солей неорганических кислот.

§§ 7-8

8.

Углеводы и их роль в жизнедеятельности клетки.

Основные понятия. Микроэлементы. Макроэлементы. Углеводы,   роль в жизнедеятель-ности клетки.

Приводить примеры: веществ, относящихся к углеводам.

Называть: органические вещества клетки; клетки, ткани, органы, богатые углеводами.

Характеризовать: биологическую роль углеводов.

Классифицировать   углеводы по группам.

§9

9.

Липиды и их роль в жизнедеятельности клетки.

Основные понятия. Микроэлементы. Макроэлементы. Углеводы.  Липиды. Гормоны

Приводить примеры: веществ, относящихся к липидам.

Называть: органические вещества клетки; клетки, ткани, органы, богатые липидами.

Характеризовать: биологическую роль липидов.

§10

10.

Строение белков.

Основные понятия. Белки. *Глобула. Гормоны. Ферменты.

Факты.  Особенности химического состава живых организмов. Органические вещества, их роль в организме.    Белки,    аминокислоты. Структура и функции белков в клетке. Ферменты и их роль.

Объекты. Молекула   белка.

Давать   определение   основным понятиям.

Называть: продукты богатые белками.

Приводить   примеры  белков, выполняющих  различные  функции.

Характеризовать: функции белков. Объяснять: причины многообразия функций белков; почему белки редко используются в качестве источника энергии.

§11

 11.

Функции белков.

Основные понятия. Белки. *Глобула. Гормоны. Ферменты.

Факты.  Особенности химического состава живых организмов. Органические вещества, их роль в организме.    Белки,    аминокислоты. Структура и функции белков в клетке. Ферменты и их роль.

Объекты. Молекула   белка.

Давать   определение   основным понятиям.

Называть: продукты богатые белками.

Приводить   примеры  белков, выполняющих  различные  функции.

Характеризовать: функции белков. Объяснять: причины многообразия функций белков; почему белки редко используются в качестве источника энергии.

12.

Нуклеиновые кислоты  и их роль в жизнедеятельности клетки.

Основные понятия. Нуклеиновые кислоты. Нуклеотид

Факты.  Особенности химического состава живых организмов. Органические вещества, их роль в организме.    Нуклеиновые кислоты, их структура и функции.

Объекты. Молекула   нуклеиновых кислот-ДНК, РНК.

Давать   определение   основным понятиям.

Давать полное название нуклеиновым кислотам ДНК и РНК.

Называть: нахождение  молекулы  ДНК  в клетке; мономер нуклеиновых кислот.

Перечислять  виды  молекул РНК и их функции.

Характеризовать: функции нуклеиновых кислот.

Сравнивать строение молекул ДНК и РНК.

§12

13.

АТФ и другие органические соединения клетки.

Основные понятия. АТФ.  Гормоны. Витамины.

Факты.  Особенности химического состава живых организмов. Органиские вещества, их роль в организме.    Гормоны и ферменты и их роль.

Давать   определение   основным понятиям.

Называть: продукты богатые АТФ, гормонами, витаминами.

Характеризовать: функции АТФ, гормонов, витаминов

§13 и повт §§ 5-12

14.

Обобщающий урок. Химическая организация клетки.

Обобщение, систематизация и закрепление основных понятий.

Давать   определение   основным понятиям.

Повт.  §§ 5-12

15.

Строение клетки. Клеточная мембрана.  Ядро.

Основные понятия. Эукариоты, наружная мембрана. Экзоцитоз, эндоцитоз, калий-натриевый насос.

Объекты. Плазмалемма. Функции: транспортная, защитная. Ядро: ядерная оболочка, ядерный сок, ядрышко. Хромосомы, гаплоидный и диплоидный наборы хромосом

Факты. Строение    клетки.    Строение и функции ядра.

Химический состав наружной мембраны.  

Процесс. Фагоцитоз, пиноцитоз, диффузия, активный транспорт.

Давать определения ключевым понятиям

Называть функции мембраны

Описывать строение  и химический состав наружной мембраны

Осуществлять самостоятельный поиск информации на основе анализа  рисунков.

Устанавливать взаимосвязи строения и функций наружной мембраны.

Различать механизм пиноцитоза и фагоцитоза

§14

16.

Цитоплазма. Клеточный центр. Рибосомы.

Основные понятия. Органоиды.  Цитоплазма. Клеточный центр. Рибосомы.

Факты. Строение    клетки.    Цитоплазма, мембранные и немембранные органоиды  

Объекты. Цитоплазма. Клеточный центр. Рибосомы.

Факты. Строение клетки. Основные компоненты и органоиды клетки и их функции.  Мембранный принцип строения органоидов

Давать определения ключевым понятиям

Называть мембранные и немембранные органоиды клетки.

Выделять особенности строения эукариотической клетки

Описывать органоиды цитоплазмы и их значение в ж\д клетки, строение ядра

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органоидов клетки

Находить информацию о строении клетки в различных источниках и критически оценивать её

§15

17.

ЭПС. Комплекс Гольджи. Лизосомы. Клеточные включения.

Ключевые понятия.

ЭПС. Комплекс Гольджи. Лизосомы. Клеточные включения.

Объекты. ЭПС (шероховатая и гладкая), АГ, лизосомы. Клеточные включения.

Факты. Строение клетки. Основные компоненты и органоиды клетки и их функции. Мембранный принцип строения органоидов.

Давать определения ключевым понятиям

Называть мембранные и немембранные органоиды клетки.

Выделять особенности строения эукариотической клетки

Описывать органоиды цитоплазмы и их значение в ж\д клетки, строение ядра

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органоидов клетки

Находить информацию о строении клетки в различных источниках и критически оценивать её

§16

18.

Митохондрии. Пластиды. Л.р. Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.

Основные понятия. Органоиды.  Митохондрии. Пластиды. Органоиды движения.

Факты. Основные компоненты и органоиды клетки и их функции. Мембранный принцип строения органоидов.

Давать определения ключевым понятиям

Называть мембранные и немембранные органоиды клетки.

Выделять особенности строения эукариотической клетки

Описывать органоиды цитоплазмы и их значение в ж\д клетки, строение ядра

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органоидов клетки

Находить информацию о строении клетки в различных источниках и критически оценивать её

§17

19.

Сходство и различия в строении прокариот и эукариот.

П.р. Сравнение строения клеток растений и животных.

Основные понятия. Органоиды.  Эукариоты.  Прокариоты.

Факты. Клетки  бактерий.   Прокариоты,  эукариоты. Клеточное строение организмов   как   доказательство   их родства, единства живой природы.

Давать определения ключевым понятиям

Называть мембранные и немембранные органоиды клетки.

Выделять особенности строения эукариотической клетки

Описывать органоиды цитоплазмы и их значение в ж\д клетки, строение ядра

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органоидов клетки

Находить информацию о строении клетки в различных источниках и критически оценивать её

§§18-19

20.

Неклеточная форма жизни. Вирусы.

Ключевые понятия.

Вирус, генетическая информация, капсид.

Объект. Вирусы и бактериофаги. Строение.

Факты. Возбудители инфекционных заболеваний. Меры профилактики вирусных заболеваний (СПИД, грипп, герпес, гепатит). Значение бактериофагов.

Явление. Паразитизм на генетическом уровне

Процесс. Жизненный цикл вируса

Давать определения ключевым понятиям

Называть мембранные и немембранные органоиды клетки.

Выделять особенности строения эукариотической клетки

Описывать органоиды цитоплазмы и их значение в ж\д клетки, строение ядра

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органоидов клетки

Находить информацию о строении клетки в различных источниках и критически оценивать её

§20, повт §§ 14-19

21.

Обобщающий урок. Клетка – структурная единица живого.

Обобщение, систематизация и закрепление основных понятий.

Давать   определение   основным понятиям.

§§ 14-20

Тема 2. Организм (47 ч)

22.

Обмен веществ и энергии в клетке.

Ключевые понятия. Метаболизм, анаболизм, катаболизм, гомеостаз.  

Объекты. 1-клеточные и многоклеточные, колониальные организмы

Факты. Организм – единое целое

Процесс. Обмен веществ и превращение энергии. Энерг-ский обмен, пластический обмен

Давать определения ключевым понятиям.

Метаболизм, анаболизм, катаболизм, гомеостаз.  

Устанавливать взаимосвязь между этими процессами.

§21

23.

Энергетический обмен в клетке.

Ключевые понятия. Метаболизм, АТФ, макроэргические связи, диссимиляция, гликолиз, кислородный этап

Объекты. АТФ

Факты. Этапы энерг-ского обмена.

Процесс. Энерг-ский обмен: подгот-ный этап, бескислородный этап, кислородный этап

Давать определения ключевым понятиям. 

Объяснять роль АТФ в обмене веществ в клетке, потребность большинства организмов в кислороде.

Называть этапы ЭО

Характеризовать сущность и значение ОВ, этапы энергообмена на примере расщепления глюкозы

Устанавливать связь между строением митохондрий и дыханием.

§22

24.

Питание клетки.

Ключевые понятия. Питание. Способы питания. Автотрофы. Гетеротрофы.

Давать определения ключевым понятиям. Питание. Способы питания. Автотрофы. Гетеротрофы.

Устанавливать взаимосвязь между способами питания.

§23

25.

Пластический обмен. Фотосинтез.

Ключевые понятия. Автотрофы, пластический обмен, фотосинтез

Объекты. Автотрофные организмы

Факты. Организм – открытая система. Источники энергии реакций световой и темновой фаз.

Процесс. Фотосинтез: световая и темновая фазы.

Давать определения ключевым понятиям. 

Объяснять  роль фотосинтеза.

Характеризовать сущность световой и темновой фаз.

§24

26.

Автотрофное питание. Хемосинтез.

Давать определения ключевым понятиям. 

Характеризовать сущность хемосинтеза. Выделять различия между фотосинтезом и хемосинтезом.

§25

27.

Биосинтез белка.

Основные понятия. Ген. Триплет. Генетический код. Кодон. Транскрипция. Антикодон. Трансляция

Факты.  Обмен веществ и превращение энергии - признак живых организмов, основа

жизнедеятельности  клетки.  Свойства  генетиче- ского  кода:   избыточность,   специфичность, универсальность.

Процессы.  Механизм   транскрипции,   механизм трансляции.

Закономерности.  Принцип комплементарности. Реализация наследственной информации  в  клетке  (биосинтез белков).

Давать   определение   терминам: ассимиляция, ген.

Называть: свойства генетического кода;  роль и-РНК, т-РНК в биосинтезе белка.

Анализировать       содержание определений:   триплет,   кодон, ген,  генетический код,  транскрипция, трансляция.

Объяснять сущность генетического кода.

Характеризовать:  механизм транскрипции;  механизм трансляции.

*Составлять   схему  реализации наследственной информации в процессе биосинтеза белка.

§26

28

Решение биологических задач

29.

Регуляция транскрипции и трансляции в клетке и организме.

Основные понятия. Оперон и репре-ссор, структурный ген, промотор.

Процессы. Механизмы регуляции синтеза белка у прокариот и эукариот.

Давать   определение   терминам: оперон и репрессор, структурный ген, промотор.

Объяснять механизмы регуляции синтеза белка у прокариот и эукариот.

§§27,повт.§§ 21-26

30.

Обобщающий урок. Обмен веществ и энергии в клетке.

Обобщение, систематизация и закрепление основных понятий.

Давать   определение   основным понятиям.

Повт. §§21-27

31.

Жизненный цикл клетки.

Ключевые понятия. Размножение, митоз, мейоз, жизненный (клеточный) цикл клетки. Апоптоз. Интерфаза.

Факты. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов.

Давать определения ключевым понятиям. Описывать жизненный (клеточный) цикл клетки.

Находить информацию о способах деления клетки в различных источниках и критически оценивать

§28

32.

Митоз. Амитоз.

Ключевые понятия. Размножение, митоз, амитоз.

Факты. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Митоз, сущность и значение.

Процессы. Непрямое деления клетки. Фазы митоза.

Давать определения ключевым понятиям 

Описывать последовательно фазы митоза

Объяснять сущность и значение митоза.

Находить информацию о способах деления клетки в различных источниках и критически оценивать её.

§29

33.

Мейоз.

Ключевые понятия. Размножение, мейоз.

Факты. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Мейоз, сущность и значение.

Процессы. Редукционное деления клетки. Фазы митоза и мейоза

Давать определения ключевым понятиям 

Описывать фазы 1 и 2 делений мейоза

Объяснять сущность и значение мейоза

Выделять отличия мейоза от митоза

Находить информацию о способах деления клетки в различных источниках и критически оценивать её

§30

34.

Формы размножения организмов. Бесполое размножение.

Ключевые понятия. Половое размножение, бесполое размножение.

Факты. Типы бесполого размножения.

Процессы

Размножение бесполое и половое.

Давать определения ключевым понятиям 

Доказывать, что размножение – одно из важнейших свойств живой природы

§31

35.

Половое размножение.

Ключевые понятия.

Половое размножение и его формы.

Объекты. Строение половых клеток

Давать определения ключевым понятиям 

Доказывать, что размножение – одно из важнейших свойств живой природы

Сравнивать бесполое и половое размножение и делать выводы на основе сравнения

Аргументировать свою точку зрения о значении для эволюции жизни появления полового размножения

Описывать строение половых клеток

§32

36.

Развитие половых клеток.

Ключевые понятия.

Половое размножение, гаметогенез.

Факты. Значение гаметогенеза. Процессы. Образование половых клеток. Стадии размножения, роста, созревания.

Давать определения ключевым понятиям 

Доказывать, что размножение – одно из важнейших свойств живой природы

Называть стадии гаметогенеза

§33

37.

Оплодотворение.

Ключевые понятия. Оплодотворение и его формы.

Факты. Биологическое значение оплодотворения

Процессы.  Оплодотворение.

Давать определения ключевым понятиям 

Доказывать, что размножение – одно из важнейших свойств живой природы

Характеризовать сущность и значение оплодотворения

§34

38.

Онтогенез – индивидуальное развитие организмов.

Ключевые понятия.

Онтогенез, его типы.

Факты. Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития. Онтогенез животных, онтогенез человека.

Процессы

Периоды онтогенеза: эмбриональный и постэмбриональный.

Давать определения ключевым понятиям 

Называть периоды онтогенеза

Приводить простейшие исследования и использовать данные для доказательства единства органического мира

Осуществлять самостоятельный поиск информации на основе анализа  рисунков

§35

39.

Эмбриональный период. Л.р. Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства.

 

Ключевые понятия. Онтогенез, эмбриогенез, органогенез,  дифференциация клеток, бластула, гаструла, энтодерма, эктодерма, мезодерма.

Объекты. Бластула, гаструла, зародышевые листки

Факты. Эмбриональный периоды развития. Онтогенез животных, онтогенез человека.

Процессы. Периоды онтогенеза: эмбриональный, процесс образования бластулы, гаструлы.

Теории, законы.

Биогенетический закон

Давать определения ключевым понятиям 

Называть периоды онтогенеза

Формулировать биогенетический закон

Описывать процесс эмбриогенеза

Сравнивать стадии бластулы и гаструлы

Приводить простейшие исследования и использовать данные для доказательства единства органического мира

Осуществлять самостоятельный поиск информации на основе анализа  рисунков

§36

40.

Индивидуальное развитие.  Постэмбриональный.

Ключевые понятия. Онтогенез.

Факты. Постэмбриональный периоды развития. Онтогенез животных, онтогенез человека.

Процессы. Периоды онтогенеза: постэмбриональный.

Давать определения ключевым понятиям 

Называть периоды онтогенеза, типы постэмбрионального развития

Сравнивать типы постэмбрионального развития.

Приводить простейшие исследования и использовать данные для доказательства единства органического мира

Осуществлять самостоятельный поиск информации на основе анализа  рисунков

§37, повт. §28-36

41.

Обобщающий урок. Размножение и индивидуальное развитие организмов.

Обобщение, систематизация и закрепление основных понятий.

Давать   определение   основным понятиям.

§§28-37, 27

42.

История развития генетики.

Ключевые понятия. Генетика, ген, генотип, изменчивость, наследственность, фенотип, гибридологический метод.

Факты. Основные генетические понятия. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Мендель – основоположник генетики

Явления.

Наследственность, изменчивость

Давать определения ключевым понятиям 

Характеризовать сущность биологических процессов наследственности и изменчивости

Объяснять причины наследственности и изменчивости, роль генетики в формировании современной ЕНКМ, в практической деятельности человека

§38

43.

Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание.

Ключевые понятия. Аллельные гены, моногибридное скрещивание, доминантный и рецессивный признаки, закон расщепления

Факты. Цитологические основы генетических законов

Законы, теории. Закон расщепления, правило чистоты гамет

Давать определения ключевым понятиям 

Воспроизводить формулировки правила единообразия и закона расщепления

Описывать механизм проявления законов моногибридного скрещивания;

Анализировать содержание схем наследования при моногибридном скрещивании

Составлять схемы моногибридного скрещивания,

Определять по фенотипу генотип и по генотипу фенотип, по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов

Записывать обозначения доминантных и рецессивных признаков

Решать задачи на моногибридное скр-ние

§39

44.

Анализирующее скрещивание.

П.р. Составление простейших схем скрещивания.

Ключевые понятия. Аллельные гены, множественные аллели. Анализирующее моногибридное скрещивание, доминантный и рецессивный признаки, закон расщепления

Факты. Цитологические основы генетических законов

Законы, теории. Закон расщепления, правило чистоты гамет

Давать определения ключевым понятиям 

Воспроизводить формулировки правила единообразия и закона расщепления, анализирующего скрещивание

Описывать механизм проявления законов моногибридного скрещивания;

Анализировать содержание схем наследования при моногибридном скрещивании

Составлять схемы моногибридного скрещивания

Определять по фенотипу генотип и по генотипу фенотип, по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов

Записывать обозначения доминантных и рецессивных признаков

Решать задачи на моногибридное скр-ние

§40

45.

Дигибридное скрещивание.  

Ключевые понятия. Дигибридное скрещивание, доминантный и рецессивный признаки, закон независимого наследования

Факты. Условия проявления закона независимого наследования, соотношение генотипов и фенотипов при проявлении закона независимого наследования: 9:3:3:1. Цитологические основы генетических законов

Процессы. Механизм наследования признаков при дигибридном скрещивании

Законы, теории. Закон независимого наследования

Давать определения ключевым понятиям 

Описывать механизм проявления закономерностей дигибридного скрещивания

Формулировать закон независимого наследования

Называть условия закона независимого наследования

Составлять схемы дигибридного скрещивания

Анализировать схему дигибридного скрещивания

Определять по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве

Решать задачи на дигибридное скрещ-ние

§41

46.

Хромосомная теория наследования.

Основные понятия. Гомологичные хромосомы. Локус гена.  Перекрест – кроссинговер.  Конъюгация.  Сцепленные гены

Факты.  Расположение   генов:   в   одной хромосоме,   в разных хромосомах.    Линейное    расположение генов.

Условие     выполнения     закона Т. Моргана. Перекрест хромосом (кроссинговер) - источник генетической изменчивости.

Процессы Сцепленное наследование.

Закономерности Закон Т.Моргана.

Давать   определение   терминам: гомологичные хромосомы, конъюгация, кроссинговер.

 Отличать сущность открытий Г. Менделя и Т. Моргана.

Формулировать определение понятия сцепленные гены.

Объяснять    причины    перекомбинации     признаков     при сцепленном наследовании.

§42

47.

Взаимодействие независимых генов.

Основные понятия. Аллельные гены.  Генотип Доминирование.  Фенотип.

Факты.  Генотип - система взаимодействующих генов (целостная система).

Качественные и количественные признаки.

Характер   взаимодействия:   дополнение,  подавление,  суммарное действие.

Влияние   количества   генов   на проявление признаков.

Процессы.  Взаимодействие генов и их множественное действие

Давать   определения   терминам. Приводить примеры:

аллельного    взаимодействия генов;

неаллельного    взаимодействия генов.

Называть   характер   взаимодействия неаллельных генов.

Описывать проявление множественного действия гена.

§43

48

Цитоплазматическая (нехромосомная) наследственность.

Основные понятия. Цитоплазматическая (нехромосомная) наследственность.

Давать   определения   терминам.

Приводить примеры. Цитоплазматической (нехромосомной) наследственности.

§44

49.

Генетическое определение пола.

П.р. Решение простейших генетических задач.

Ключевые понятия. Аутосомы, половые хромосомы, гетерогаметный пол, гомогаметный пол

Факты. Особенности наследования признаков, сцепленных с полом, практическое значение знаний о сцепленном с полом наследовании,

Процесс. Наследование, сцепленное с полом, хромосомный механизм определения пола

Давать определения ключевым понятиям 

Объяснять цитологический механизм расщепления по полу

Выделять особенности наследования, сцепленного с полом

Составлять схемы хромосомного определения пола и объяснять механизм

Сравнивать кариотип мужчины и женщины

Осуществлять самостоятельный поиск информации

Решать биологические задачи

§45

50.

Изменчивость.

Ключевые понятия. Изменчивость, наследственная, мутационная и модификационная изменчивость, мутагенные факторы

Факты. Биологическое значение, источники комбинативной изменчивости: независимое расхождение хромосом, кроссинговер, случайная встреча гамет при оплодотворении. Классификация мутаций по месту возникновения, причины мутаций, последствия их влияния на организм

Процесс. Мутирование

Законы, теории

Статистические закономерности в фенотипической изменчивости

Давать определения ключевым понятиям 

Называть различные виды изменчивости

Характеризовать проявления наследственной и ненаследственной изменчивости,

Объяснять механизм возникновения  видов изменчивости

Обосновывать значение модификаций

Формулировать закон гомологических рядов

Находить информацию  в различных источниках и критически оценивать

§46

51.

Виды мутаций.

Ключевые понятия. Изменчивость, мутационная изменчивость, мутагенные факторы

Факты. Биологическое значение мутационная изменчивость. Классификация мутаций по месту возникновения, причины мутаций, последствия их влияния на организм

Процесс. Мутирование

Давать определения ключевым понятиям 

Называть различные виды изменчивости, виды мутаций

Характеризовать проявления наследственной и ненаследственной изменчивости, виды мутаций

Объяснять механизм возникновения  видов изменчивости, последствия влияния на организм мутагенов

Обосновывать значение мутаций

Находить информацию  в различных источниках и критически оценивать

§47

52.

Соматические и генеративные мутации.

Ключевые понятия. Соматические и генеративные мутации. Причины мутаций, последствия их влияния на организм

Процесс. Мутирование

Давать определения ключевым понятиям 

Называть причины мутаций

Характеризовать проявления наследственной и ненаследственной изменчивости, виды мутаций

Объяснять механизм влияния на организм мутагенов

Обосновывать значение мутаций

Находить информацию  в различных источниках и критически оценивать

§48, повт. §§38-47

53.

Обобщающий урок.  Основы генетики. Решение  задач С-6.

Обобщение, систематизация и закрепление основных понятий.

Давать   определение   основным понятиям.

 Повт. §§38-48

54.

Методы исследования генетики человека.

Ключевые понятия

Методы изучения наследственности человека: генеалогический, близнецовый, цитологический, популяционный, наследственные заболевания

Процесс

Типы наследования: аутосомно-доминантное, аутосомно-рецессивное; сцепленное с Х хромосомой

Факты

Наследственные болезни человека и их причины. Генные болезни: фенилкетонурия, серповидноклеточная анемия, гемофилия. Хромосомные болезни: синдром Дауна, Патау, Клайнфельтера, Шерешевского-Тернера Профилактика наследственных заболеваний: медико-генетическое консультирование, здоровый образ жизни, дородовая диагностика

Давать определения ключевым понятиям 

Называть методы изучения наследственности человека,

Выделять трудности в применении методов в генетике человека

Характеризовать методы изучения наследственности человека

Находить информацию  в различных источниках и критически оценивать

§49

55.

Генетика и здоровье.

Ключевые понятия. Наследственные  заболевания

Факты. Наследственные болезни человека и их причины. Генные болезни: фенилкетонурия, серповидноклеточная анемия, гемофилия. Хромосомные болезни: синдром Дауна, Патау, Клайнфельтера, Шерешевского-Тернера.

Давать определения ключевым понятиям 

Называть основные причины наследственных заболеваний

Выделять трудности в применении методов в генетике человека

Характеризовать методы изучения наследственности человека

Объяснять опасность близкородственных браков, влияние медико-генетического консультирования, причины наследственных заболеваний

Находить информацию  в различных источниках и критически оценивать

§50

56.

Проблемы генетической безопасности.

П.р.  Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм.

Ключевые понятия.  Генетическая безопасность.

Факты. Профилактика наследственных заболеваний: медико-генетическое консультирование, здоровый образ жизни, дородовая диагностика

Давать определения ключевым понятиям 

Называть основные причины наследственных заболеваний

Объяснять опасность близкородственных браков, влияние медико-генетического консультирования, причины наследственных заболеваний

Находить информацию  в различных источниках и критически оценивать

§51

57.

Обобщающий урок. Генетика  человека.

Обобщение, систематизация и закрепление основных понятий.

Давать   определение   основным понятиям.

Повт. §§49-51

58.

Основные методы селекции и биотехнологии.

Ключевые понятия. Селекция, сорт, гибридизация, отбор, гетерозис, биотехнология

Факты. Генетика – теоретическая основа селекции. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор

Процесс

Искусственный мутагенез

Давать определения ключевым понятиям 

Осуществлять самостоятельный поиск информации из различных источников

§64

59

Методы селекции растений.

Ключевые понятия. Селекция, сорт, гибридизация, отбор, гетерозис

Факты. Генетика – теоретическая основа селекции. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор, достижения современной селекции растений. Основные сорта растений, используемые в с\х производстве Курской области

Теории и законы

Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости, учение о центрах происхождения культурных растений

Процесс

Искусственный мутагенез

Давать определения ключевым понятиям 

Объяснять значение для селекционной работы закона гомологических рядов и учения о центрах происхождения культурных растений

Характеризовать положения о центрах происхождения культурных растений.

Осуществлять самостоятельный поиск информации из различных источников

§65

60.

Методы селекции растений.

Ключевые понятия. Селекция, сорт, гибридизация, отбор, гетерозис

Факты. Генетика – теоретическая основа селекции. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор, достижения современной селекции растений. Основные сорта растений, используемые в с\х производстве Курской области

Теории и законы

Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости, учение о центрах происхождения культурных растений

Процесс

Искусственный мутагенез

Давать определения ключевым понятиям 

Объяснять значение для селекционной работы закона гомологических рядов и учения о центрах происхождения культурных растений

Характеризовать положения о центрах происхождения культурных растений.

Осуществлять самостоятельный поиск информации из различных источников

§65

61

Методы селекции животных.

Ключевые понятия. Порода, гибридизация, отбор

Факты. Виды отбора: индивидуальный и массовый. Типы скрещивания: родственное и неродственной. Отдалённая гибридизация. Основные породы с\х животных Курской области

Давать определения ключевым понятиям 

Называть методы, используемые в селекции животных

Выделять признаки породы

Сравнивать отдалённую гибридизацию у растений и животных

Характеризовать типы скрещивания в животноводстве

Осуществлять самостоятельный поиск информации из различных источников

§66

62.

Селекция микроорганизмов.

Ключевые понятия. Геном, клонирование, биотехнология, генная инженерия, клеточная инженерия

Факты. Современные методы селекции. Успехи биотехнологии. Успехи клеточной и генной инженерии.

Давать определения ключевым понятиям 

Характеризовать успехи биотехнологии и генной инженерии.

§67

63.

Современное состояние и перспективы биотехнологии.

П.р. Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.  

Ключевые понятия

Геном, клонирование, биотехнология, генная инженерия, клеточная инженерия

Факты

Современные методы селекции. Успехи биотехнологии. Метод культуры ткани. Успехи клеточной и генной инженерии. Этические аспекты развития исследований по биотехнологии

Давать определения ключевым понятиям 

Характеризовать успехи биотехнологии и генной инженерии.

Давать оценку этическим аспектам биотехнологии

§68, повт. 64-67

64.

Обобщающий урок. Основы селекции и биотехнологии.

Обобщение, систематизация и закрепление основных понятий.

Давать   определение   основным понятиям.

Повт. §§64-68

65.

Общебиологические закономерности, изучаемые на клеточном и организменном уровнях организации живой природы.

Обобщение, систематизация и закрепление основных понятий об общебиологических закономерностях,  изучаемые на клеточном и организменном уровнях организации живой природы.

Давать   определение   основным понятиям.

Терминология

66.

Уровни организации живой материи.

Основные понятия темы

Обобщение, систематизация и закрепление основных понятий.

67.

Клетка – структурная единица живого.

Основные понятия темы

Обобщение, систематизация и закрепление основных понятий.

68.

Обмен веществ и энергии в клетке.

Основные понятия темы

Обобщение, систематизация и закрепление основных понятий.

69.

Размножение и индивидуальное развитие организмов.

Основные понятия темы

Обобщение, систематизация и закрепление основных понятий.

70.

Итоговое занятие.

        

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков

обучающихся

Оценка устного  ответа учащихся

Отметка "5" ставится в случае:

1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4":

1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "2": 
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ

Отметка "5" ставится, если ученик:
1.Правильно определил цель опыта.
2. Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений.
3.Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью.
4.Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы.
5.Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
6.Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик:
1. Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений.
2. Или было допущено два-три недочета.
3. Или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
4. Или эксперимент проведен не полностью.
5. Или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
1. Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.
2. Или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов.
3. Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения.
4. Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. Не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
2. Или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
3. Или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3".
4. Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Отметка "5" ставится, если ученик:
1. Выполнил работу без ошибок и недочетов.
2.Допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. Не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
2. Или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. Не более двух грубых ошибок.
2. Или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета.
3. Или не более двух-трех негрубых ошибок.
4. Или одной негрубой ошибки и трех недочетов.
5. Или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. Допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".
2. Или если правильно выполнил менее половины работы.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Начальный этап внедрения ФГОС по химии, биологии в основной школе»

Выступление на тему:« Начальный этап внедрения ФГОС по химии, биологии в основной школе»...

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ БИОЛОГИИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

Биологические сказки и их использование на уроках основной школы....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для основной школы (5-9 классы) (авторская линия Пономаревой И.Н.)

Рабочая программа по биологии для основной школы (5-9 классы) (авторская линия Пономаревой И.Н.)...

Программа факультативных занятий по учебно-методической разработке «Этика речевого общения» предназначена для обучающихся 5-6 классов, специальная (коррекционная) школа, VIII вид

Актуальность данной программы заключается в том, что в ней рассматриваются вопросы овладения речевым этикетом, как составной частью культуры речевого общения, которая, в свою очередь является необходи...

Рабочая учебная программа по биологии для основной школы к УМК Пономаревой И.Н.

Рабочая учебная программа по биологии к УМК  И.Н. Пономаревой для 5 - 9 классов. Содержит  пояснительную записку, поурочно - тематическое планирование....

Тематическое планирование по географии, химии и биологии для основной школы

Папка содержит материал с описанием календарно-тематического планирования по географии, химии и биологии....

Методологическая основа системы учебников «Алгоритм успеха» в актуализации знаний на примере линии курса биологии для основной школы «Живая природа»

Предлагаемый учебник входит в систему учебно-методических комплектов «Алгоритм успеха». Он продолжает линию курса биологии для основной школы «Живая природа», в котором все раз...