Технологическая карта урока "Живой организм" (контрольная работа) в 5 классе
методическая разработка по биологии (5 класс) по теме

Поддубская Екатерина Петровна

Технологическая карта урока "Живой организм" (контрольная работа) в 5 классе по учебнику Н. И. Сонина, А. А. Плешакова "Биология. Введение в биологию. 5 класс"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: Биология

Класс: 5

Тема: Живой организм (контрольная работа)

Цель: создание условия для проверки качества усвоения обучающимися знаний и умений по теме «Живой организм».

Задачи урока:

Тип урока: урок контроля и оценки знаний; контрольная работа.

Планируемые результаты:

Личностные: будут сформированы: навыки обучения; интеллектуальные и творческие способности;  познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение программы; социальные нормы и навыки поведения в классе и школе.

Предметные: обучающиеся научатся называть основные свойства живых организмов, признаки, по которым они отличаются от неживых тел; давать определение понятию «биология»; объяснять роль и значение биологических знаний; пользоваться лабораторным оборудованием; делать выводы по результатам работы; объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни; определять и характеризовать основные методы биологических исследований; соблюдать правила работы с приборами и инструментами в кабинете биологии; пользоваться различными способами измерения длины, объема, температуры, времени; узнавать основные органоиды клетки в микропрепаратах и на таблицах; объяснять роль минеральных и органических веществ в клетке; различать тела живой и неживой природы, используя соответствующие признаки, приводить примеры простых и сложных веществ; наблюдать вещества в различных агрегатных состояниях; объяснять роль естествоиспытателей и их открытий в биологии; будут знать основные живой природы; основные свойства живых организмов; признаки, по которым живые организмы отличаются от неживых; правила техники безопасности при выполнении лабораторных и практических работ; понятия «опыт», «наблюдение», «гипотеза»; строение живой клетки, строение и функции органоидов клетки; устройство светового микроскопа; основные  минеральные и органические вещества составе клетки; функции органических и неорганических веществ в клетке и организме; признаки тел живой и неживой природы; элементарное определение молекулы, атома;  имена ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы.

Формируемые УУД (метапредметные):

Регулятивные УУД: научатся: составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы; получат возможность научиться: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и неизвестного.

Познавательные УУД: научатся устанавливать причинно-следственные связи среди изучаемых явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; владеть навыками контроля и оценки своей деятельности; получат возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять знания при решении биологических задач.

Коммуникативные УУУ: научатся: принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получат возможность научиться: принимать мнение и позицию других, строить понятные для учителя и товарища высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; получат возможность применить умения и опыт межличностной коммуникации, корректное ведение диалога в соответствии с нормами родного языка.

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы обучения: словесные (беседа, диалог), наглядные (работа с рисунками, схемами), практические (составление схем, поиск информации), дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение).

Ход урока (организационная структура урока)

Этап урока

Методический прием

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

I. Организа-

ционный момент

Создание благопри-ятной обстановки с использо-ванием необходи-мого тембра голоса

Приветствует обучающихся. Проверяет готовность к уроку, организует позитивный психологический настрой урока:

Я скажу себе, друзья:

Не боюсь я никогда

Ни диктанта, ни контрольной,

Ни стихов и ни задач,

Ни проблем, ни неудач.

Я спокойна, терпелива,

Сдержанна, и нехмурлива,

Просто не люблю я страх

И держу себя в руках

Приветствуют учителя. Готовятся к уроку, настраиваются на работу на уроке

Осуществляют самопроверку, самоконтроль, умеют организовывать свою учебную деятельность. Демонстрируют собранность, внимательность

II. Актуали-

зация знаний

Фронталь-ный опрос

Активизирует знания обучающихся, необходимые для проведения контрольной работы и выполнения заданий. Задает вопросы, которые касаются тематики контрольной работы. Пока дежурные раздают тетради, проверяет знание основных понятий, дополняет ответы, корректирует знания учащихся

Отвечают на вопросы. Слушают мнение одноклассников

Осуществляют анализ ответов одноклассников; сравнивают; строят высказывания, понятные для сверстников и учителя

III. Мотива-

ция

Вводная беседа

Мотивирует к написанию контрольной работы. Использует при этом следующие слова и словосочетания: «все знаете», «вы молодцы», «обязательно справитесь» и др.

Ставят своей целью написание контрольной работы

Устанавливают причинно-следственные связи

IV. Контроль знаний

Контроль-ная работа

Контролирует работу обучающихся, сообщает о времени выполнения работы

Выполняют задания контрольной работы (ресурсный материал к уроку)

Демонстрируют сосредоточенность, внимательность, умение устанавливать причинно-следственные связи между известным и тем, что необходимо найти

V. Подве-

дение итогов

Закрепляющая беседа

Оценивает работу обучающихся во время урока. Этап рефлексии проводит на следующем уроке. После проверки контрольной работы, на этапе актуализации знаний организует анализ контрольной работы и работу над ошибками

Слушают учителя

Осуществляют контроль знаний и их коррекцию

Ресурсный материал к уроку

Контрольная работа по теме «Живой организм»

Вариант 1

Часть А. При выполнении заданий части А из четырех предложенных вариантов выберите один верный.

  1. Наука, которая изучает диких и домашних животных, называется:
  1. зоология;     2) микробиология;    3) микология;     4) ботаника.
  1. Местообитание, строение и жизнедеятельность рыб изучает наука:
  1. бриология;   2) ихтиология;   3) цитология;   4) бактериология.
  1. Основные части клеток:
  1. ядро, оболочка, пластиды;                     3) мембрана, митохондрии, пластиды
  2. цитоплазма, ядро, клеточная стенка;    4) мембрана, цитоплазма, ядро.
  1. Анатомия изучает:
  1. строение и процессы, происходящие в растениях;
  2. жизнедеятельность живых организмов;
  3. строение тканей и органов живых организмов;
  4. поведение  и жизнедеятельность плиц.
  1. Изучает простейших:
  1. териология;   2) микология;   3) протистология;   4) орнитология.
  1. Для грибов и животных характерно:
  1. наличие клеточной стенки;   3) неограниченный рост;
  2. активное передвижение;       4) питание готовыми органическими веществами
  1. Организмы состоят из:
  1. белков, углеводов, жиров и нуклеиновых кислот;
  2. органических веществ, жиров и белков;
  3. минеральных веществ, воды и солей;
  4. минеральных и органических веществ.
  1. Питание – это:
  1. переработка веществ в организме;
  2. получение необходимых веществ из окружающей среды;
  3. поступление в организм кислорода;
  4. выделение ненужных веществ.
  1. Готовыми питательными веществами питаются:
  1. грибы и животные;                3) растения и грибы;
  2. только животные;                  4) только растения.
  1.  Нуклеиновые кислоты выполняют:
  1. энергетическую функцию;
  2. функцию хранения и передачи наследственных признаков;
  3. опорную функцию;
  4. строительную функцию.

Часть В.

В1. При выполнении задания выберите три верных ответа из шести и запишите выбранные цифры в порядке возрастания.

Выберите номера верных предложений:

  1. При наблюдении исследователь не вносит в природу изменений.
  2. Все живые организмы имеют сходный химический состав.
  3. Нуклеиновые кислоты в организме выполняют защитную функцию.
  4. Углеводы – это носители наследственной информации.
  5. Углерод, водород, кислород и азот – наиболее распространенные элементы в живой природе.
  6. Белки являются основными источниками энергии.

В2. При выполнении задания закончите предложение. В ответах запишите только недостающее слово.

  1. Внутреннее содержимое клетки называется … .
  2. Клетки растений, кроме мембраны, окружены еще толстой и прочной … .
  3. Ядро выполняет функцию … .
  4. Горение дерева относится к … явлениям.
  5. Борются с чужеродными организмами, выполняя защитную функцию в организме … .

Часть С. При выполнении задания части С дайте полный развернутый ответ.

С1. Что изучает наука биология? Назовите другие биологические науки и объекты их изучения (не менее 3-х).

С2. Перечислите основные признаки живого. Дайте характеристику любым двум признакам.

Ресурсный материал к уроку

Контрольная работа по теме «Живой организм»

Вариант 2

Часть А. При выполнении заданий части А из четырех предложенных вариантов выберите один верный.

  1. Наука, которая изучает дикорастущие и культурные растения, называется:
  1. зоология;     2) микробиология;    3) микология;     4) ботаника.
  1. Строение клеток изучает такая наука, как:
  1. бриология;   2) ихтиология;   3) цитология;   4) бактериология.
  1. Растения самостоятельно создают питательные вещества, используя:
  1. энергию химических реакций;                          3) солнечную энергию
  2. питательные вещества других организмов;     4) энергию воды.
  1. Физиология изучает:
  1. строение и процессы, происходящие в растениях;
  2. жизнедеятельность живых организмов;
  3. строение тканей и органов живых организмов;
  4. поведение  и жизнедеятельность плиц.
  1. Изучает поведение птиц:
  1. орнитология;   2) микология;   3) протистология;   4) териология.
  1. Для растений и грибов характерно:
  1. наличие клеточной стенки;   3) ограниченный рост;
  2. активное передвижение;       4) питание готовыми органическими веществами
  1. Наиболее распространенные элементы в клетках живых организмов:
  1. кислород, углерод, фосфор, водород;
  2. кальций, фосфор, кислород, водород;
  3. водород, сера, кислород, азот;
  4. кислород, водород, азот, углерод.
  1. Раздражимость свойственна:
  1. растениям;                              3) всем живым организмам;
  2. животным;                              4) животным и грибам.
  1. Клеточное строение имеют:
  1. только растения и грибы;        3) животные;
  2. растения;                                   4) все живые организмы.
  1.  Основная функция углеводов:
  1. строительная;                                                                3) энергетическая;
  2. хранение и передача наследственных признаков;    4) опорная.

Часть В.

В1. При выполнении задания выберите три верных ответа из шести и запишите выбранные цифры в порядке возрастания.

Выберите номера верных предложений:

  1. Вода является хорошим растворителем.
  2. Воду и минеральные соли относят к органическим веществам клетки.
  3. Жиры служат запасным источником энергии.
  4. Углеводы выполняют только опорную функцию.
  5. Углерод, водород, кислород и азот – элементы, характерные только для живых организмов.
  6. Сходство химического состава и клеточное строение у растений и животных говорят о единстве органического мира.

В2. При выполнении задания закончите предложение. В ответах запишите только недостающее слово.

  1. Процесс поступления питательных веществ в организм называется … .
  2. Органоиды, выполняющие функцию пищеварения в клетке, называются … .
  3. Нуклеиновые кислоты содержатся в … .
  4. Образование инея относится к … явлениям.
  5. Функцию хранения и передачи наследственной информации в клетке выполняет  … .

Часть С. При выполнении заданий части  С дайте полный развернутый ответ.

С1. Назовите методы изучения природы. Охарактеризуйте каждый из методов.

С2. Каких великих естествоиспытателей вы знаете? Опишите вклад в развитие биологии любых двух ученых.

Ответы на задания контрольной работы по теме «Живой организм»:

Вариант 1.

Часть А.

1-1, 2-2, 3-4, 4-3, 5-3, 6-4, 7-4, 8-2, 9-1, 10-2.

Часть В.

В1: 1, 2, 5.  

В2: 1) цитоплазма, 2) клеточной стенкой, 3) хранение и передача наследственной информации, 4) химическим, 5) белки.

Часть С.

С1: Биология изучает живые организмы. Биологические науки: зоология – изучает животных; ботаника – изучает растения; анатомия – изучает строение организмов; физиология – изучает жизнедеятельность организмов; цитология – изучает клетки и др.

С2: Основные признаки живого: обмен веществ и энергии, питание, выделение, дыхание, раздражение, рост и развитие, размножение, подвижность. Обмен веществ и энергии происходит между организмом и средой: одни вещества он поглощает и использует, другие – выводит во внешнюю среду. В организме из простых веществ образуются сложные, которые идут на построение тела, а так же сложные вещества распадаются на простые с выделением необходимой энергии. Невозможен без питания (процесса поступления из окружающей среды питательных веществ и переваривания их при пищеварении) и выделения (удаления непереваренных остатков пищи, а также вредных веществ, образуемых в процессе жизнедеятельности организма).

Вариант 2.

Часть А. 

1-4, 2-3, 3-3, 4-2, 5-1, 6-1, 7-4, 8-3, 9-4, 10-3.

Часть В.

В1: 1, 3, 6.

В2: 1) питание, 2) лизосомы, 3) хромосомах (ядре), 4) физическим, 5) ядро.

Часть С.

С1: Наблюдение – метод изучения природы, при помощи которого изучают природу, описывая объект, не внося изменения в естественный ход событий. Его используют для накопления материала о том или ином биологическом объекте. Эксперимент – метод, при котором человек использует свои условия. Опыты проводят с химическими веществами и физическими явлениями. Измерением называется метод изучения биологических объектов при помощи измерительных приборов. Измеряют размеры и массу тел, их температуру, скорость движения и др.

С2: Великие естествоиспытатели: Аристотель, К. Линней, Ч. Дарвин, В. И. Вернадский. Аристотель разработал первую систематику животных. К. Линней привел в систему, классифицировал, дал двойное латинское название растениям и животным. Ч. Дарвин доказал, что растения и животные не всегда были такими, как сейчас, изменялись, приспосабливаясь к разнообразным условиям жизни на Земле. В. И. Вернадский создал учение о биосфере – оболочке жизни на Земле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка технологической карты урока " Строение и работа сердца" 8 класс

Данная методическая разработка является одним из вариантов проведения урока по теме «Строение и работа сердца» по учебнику Биология. Человек 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / Д.В.Колесов, Р...

Технологическая карта урока по ФГОС в 5 классе по теме "Прилагательные полные и краткие". (Маршрутный лист, групповая и индивидуальная формы работы. Самоанализ урока)

Урок русского языка Класс: 5Тема: «Прилагательные полные и краткие»Тип урока: изучение нового материалаФормы и методы: слово учителя, беседа, анализ языкового материала, наблюдение, орфографическ...

Технологическая карта урока по ФГОС в 5 классе по теме "Прилагательные полные и краткие". (Маршрутный лист, групповая и индивидуальная формы работы. Самоанализ урока)

Урок русского языка Класс: 5Тема: «Прилагательные полные и краткие»Тип урока: изучение нового материалаФормы и методы: слово учителя, беседа, анализ языкового материала, наблюдение, орфографическ...

Технологическая карта урока по физике в 8 классе по теме "Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания. КПД."

Технологическая карта составлена к уроку в 8 классе по теме "Работа газа и пара при расширении. Двигатели внутреннего сгорания. КПД". Прописана деятельность на уроке учителя  и учащихся с учетом ...

Технологическая карта к уроку физики в 8 классе по теме "Работа и мощность электрического тока"

Карта рассчитана на урок изучения нового материала, подробно описаны цели и задачи урока в соответствии с ФГОС, указаны все этапы урока, деятельность учителя и учащихся....

Проектная работа на тему: Проектирование современного урока физики в соответствии с требованиями ФГОС ООО: Технологическая карта урока по физики в 8 классе по теме «Работа и мощность электрического тока».

Тема урока актуальна, имеет важное практическое значение. Для достижения цели использована проблемное обучение. Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельн...

Технологическая карта "Урока добра" для работы в классах с инклюзией

Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями здоровья заключается в ограничении его связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступ...