Школьный конкурс учебно-методических разработок педагогов Исследовательский проект «Мой друг – зеленый лук»
проект по биологии на тему

Крошкина Галина Александровна

 Исследовательский проект «Мой друг – зеленый лук»

в рамках внеурочной деятельности младших школьников

Актуальность работы.                                                                                    Подрастающее поколение сегодня должно не столько уметь что-то делать и знать, сколько уметь учиться делать, уметь применять знание. Именно поэтому важнейшей заслугой Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) является поворот от школы, которая передавала знания учащимся, к школе, которая проектирует творческие способности личности. И именно поэтому в основе реализации ФГОС лежит системно-деятельностный подход.

В рамках такого подхода в обучении школа может создать условия для развития таких способностей, как активно, творчески, инициативно искать средства решения новых задач, встающих перед школьником на материале учебных предметов, но в иной, чем традиционный урок, форме.

В соответствии с ФГОС НОО основная общеобразовательная программа  реализуется образовательным учреждением и через внеурочную деятельность. Под внеурочной деятельностью следует понимать деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения образовательной программы.

Виды и направления внеурочной деятельности тесно связаны между собой. Особый содержательный приоритет при организации внеурочных занятий приобрела проектная деятельность. Она может быть реализована в любом из видов внеурочной деятельности.

 

Ребенок – он исследователь по своей природе. Исследовательская и поисковая активность – естественное его состояние. Их внутреннее стремление к познанию создает благоприятные условия для использования проектирования.

Проект «Мой друг – зеленый лук» возник по инициативе самих детей. В ходе беседы выяснили, что все знают, что лук  полезен, его надо есть, чтобы не болеть. А что в нем полезного и как его надо выращивать на подоконнике, никто не знал.

Реализация проектной деятельности осуществлялась поэтапно

- во-первых, был сделан правильный выбор темы проекта – это начало успеха;

- во-вторых, было стимулирование положительной мотивации. Началом деятельности является интерес. Вызвать его сложно, но возможно, если вопрос или ситуация становятся проблемной для конкретного ученика, вызывают личную заинтересованность. Тогда у школьника возникает состояние поисковой активности;

- в-третьих, в начальной школе проектная деятельность осуществляется под руководством воспитателя. Составляется план проекта. Далее намечается план действий.Здесь школьники учатся работать с различными информационными источниками, отбирать нужный материал, проводить наблюдения, беседовать с различными людьми (специалистами в разных областях знаний), совершать экскурсии, посещать выставки;

- в-четвертых, это умение описывать факты, найденный материал. Работы оформляются и становятся доступными для знакомства всех учащихся, родителей, педагогов  школы.

Таким образом, основная идея данной системы заключается в том, что младший школьник фактически осваивает основы способа проектирования. Такая работа позволяет детям чувствовать себя субъектами деятельности, ставит каждого ребенка в позицию активного участника. Создается обстановка общей увлеченности и творчества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГКОУ  ВО «Специальная (коррекционная) общеобразовательная              школа-интернат г. Владимира для детей с тяжелыми нарушениями речи».

Школьный конкурс учебно-методических разработок педагогов

Исследовательский проект

«Мой друг – зеленый лук»

Номинация:

Методические разработки по организации внеурочной деятельности.

                                                                        Автор: Крошкина Галина Александровна,

воспитатель первой квалификационной                                            

  категории

2016-2017 учебный год

 Исследовательский проект «Мой друг – зеленый лук»

в рамках внеурочной деятельности младших школьников

"Великая цель образования –

не только знания, но и прежде всего действия" 
Н.И. Мирон

I.Введение

Актуальность работы.                                                                                    Подрастающее поколение сегодня должно не столько уметь что-то делать и знать, сколько уметь учиться делать, уметь применять знание. Именно поэтому важнейшей заслугой Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) является поворот от школы, которая передавала знания учащимся, к школе, которая проектирует творческие способности личности. И именно поэтому в основе реализации ФГОС лежит системно-деятельностный подход.

В рамках такого подхода в обучении школа может создать условия для развития таких способностей, как активно, творчески, инициативно искать средства решения новых задач, встающих перед школьником на материале учебных предметов, но в иной, чем традиционный урок, форме.

В соответствии с ФГОС НОО основная общеобразовательная программа  реализуется образовательным учреждением и через внеурочную деятельность. Под внеурочной деятельностью следует понимать деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения образовательной программы.

Виды и направления внеурочной деятельности тесно связаны между собой. Особый содержательный приоритет при организации внеурочных занятий приобрела проектная деятельность. Она может быть реализована в любом из видов внеурочной деятельности.

Ребенок – он исследователь по своей природе. Исследовательская и поисковая активность – естественное его состояние. Их внутреннее стремление к познанию создает благоприятные условия для использования проектирования.

Проект «Мой друг – зеленый лук» возник по инициативе самих детей. В ходе беседы выяснили, что все знают, что лук  полезен, его надо есть, чтобы не болеть. А что в нем полезного и как его надо выращивать на подоконнике, никто не знал.

Реализация проектной деятельности осуществлялась поэтапно

- во-первых, был сделан правильный выбор темы проекта – это начало успеха;

- во-вторых, было стимулирование положительной мотивации. Началом деятельности является интерес. Вызвать его сложно, но возможно, если вопрос или ситуация становятся проблемной для конкретного ученика, вызывают личную заинтересованность. Тогда у школьника возникает состояние поисковой активности;

- в-третьих, в начальной школе проектная деятельность осуществляется под руководством воспитателя. Составляется план проекта. Далее намечается план действий.Здесь школьники учатся работать с различными информационными источниками, отбирать нужный материал, проводить наблюдения, беседовать с различными людьми (специалистами в разных областях знаний), совершать экскурсии, посещать выставки;

- в-четвертых, это умение описывать факты, найденный материал. Работы оформляются и становятся доступными для знакомства всех учащихся, родителей, педагогов  школы.

Таким образом, основная идея данной системы заключается в том, что младший школьник фактически осваивает основы способа проектирования. Такая работа позволяет детям чувствовать себя субъектами деятельности, ставит каждого ребенка в позицию активного участника. Создается обстановка общей увлеченности и творчества.

Цель проекта – вырастить лук в комнатных условиях и изучить влияние различных факторов на растение.

 Задачи проекта:

  1. Формирование навыков исследовательской деятельности.
  2. Узнать о пользе лука и его применении, истории культуры, о профессиях, в рамках которых люди занимаются выращиванием лука.
  3. Определить  необходимые условия и способы выращивания лука на перо.
  4. Проводить наблюдения за ростом зеленого лука.
  5. Вызвать интерес родителей учеников к проекту.
  6. Развивать коммуникативные навыки детей.
  7. Обогащать словарный запас первоклассников, развивать навык связного устного высказывания, умение слушать другого.
  8. Активизировать познавательные процессы.
  9. Воспитывать уважительное отношение к природе, к родному краю.

II. Основная часть.

 Методические рекомендации к исследовательскому проекту «Мой друг – зеленый лук».

Программа действий.

1.Помещение лука в баночки с водой с соответствующим диаметром, согласно  

   диаметру луковицы;

2.Уход за растениями. Наблюдение за количеством воды в баночках, за ростом

 луковых перьев, запись в дневнике наблюдений развития, роста по дням.

3.Распределение обязанностей по сбору информации об истории культуры, научных фактах, лечебных свойствах, упоминании в художественной литературе.

4.Оформление проекта.

5.Презентация проекта.

6.Конкурс рисунков по сказке Д. Родари «Чипполино».

Заключительным этапом проекта является презентация проекта, в ходе которого все ученики выступают с сообщениями, которые им удалось разыскать в различных источниках информации.

Сообщение историка

   Лук - одно из самых популярных и очень древних овощных растений.

   Его выращивают 5 тысячелетий. Возделывание этой культуры началось в древнем Китае.

   Азия - родина лука. Слой земли в горах неглубок, поэтому корешки у него короткие, слабые. Зато их много. Тоненькие, как струнки, они проникнут в любую щелку между камней, где найдётся земля. (Слайд 1)

В России лук получил широкое распространение ещё в 8 веке. Даже в самой бедной семье суп не варили без луковицы. Она была не только приправой, но и защитницей. Это была здоровая и полезная пища.

Сообщение ученого 

Принято считать, что лук — это обычный овощ. На самом деле,  есть целое луковое семейство, где можно встретить множество «родственников».(слайд 2)

Сообщение доктора

Раньше лук вообще считался божественным растением. Древние медики утверждали, что лук из-за своей горечи укрепляет желудок, возбуждает аппетит. А смесь лукового сока с медом помогает от ангины.

     Лук – источник витамина С, особенно много его в листьях, в 3 раза больше, чем в луковице. Для покрытия суточной потребности человеческого организма в витамине С требуется 50-60 г  зеленого лука. Витамин С  защищает от простуды.

А еще лук содержит фитонциды – они убивают микробы. (слайд 3).

     

Сообщение ученого агронома

Круглый год в магазинах можно купить лук для потребления.. Откуда так много лука? Его выращивают на огромных полях люди, которые выбрали профессию овощевода. Они рыхлят землю, сажают овощи, поливают и обрабатывают поля от сорняков. (слайд 4)

Сообщения исследователей по выращиванию лука.

 Чтобы вырастить лук, надо взять  подходящие баночки с водой и посадить в них луковицу донцем вниз, так как из нижней части развиваются корни. 

Стаканчики с луком поставили на подоконник, чтобы было больше света: мы знаем, что это помогает росту растений. Следили за тем, чтобы корни всегда были в воде, для этого каждый день проверяли наш лук и доливали воду. На верхней части появились зеленые перья. 

По мере роста зеленых перьев происходят изменения в луковице. Луковица становится день ото дня все меньше и меньше. Значит, питательные вещества, которые находятся в мясистых чешуях, переходят в листья.

Еще был проделан опыт, чтобы понять влияние света на рост. Для этого одну луковицу поместили в «темницу». Оказалось, что перышки у луковицы выросли бледными и тонкими, в отличие от тех, что стояли на свету.

 Мы сделали вывод, что выращивание репчатого лука на перо не требует больших затрат.  Достаточно посадить луковицу в банку с водой, и через 3-4 недели можно снимать урожай. Таким образом, для выращивания лука в комнатных условиях необходимы вода, свет, тепло. (слайд 5 - 6)

Образ лука в литературных произведениях.(слайд 7)

Вот на грядке лук зелёный,
Ярким солнцем освещенный,
Стрелы вытянулись в ряд,
Как солдатиков отряд.
Знают все, что лук полезен,
Витаминами богат,
Но немного горьковат.
В этом лук не виноват.
От природы он такой,
Очень скромный и простой.
Ешьте все зелёный лук,
Он здоровью верный друг!

Итогом  исследовательской работы по выращиванию лука стали следующие результаты:

1.Ученики запомнили и осмыслили информацию о древней полезной овощной культуре – луке.

2.Убедились на практике, что для выращивания лука необходимы свет, тепло и вода.

3.Заинтересовались исследовательской работой и захотели продолжить выращивать в следующем году другие овощные культуры (огурец, сельдерей) и цветы (гиацинты).

 4.Приготовили салат с луком, чтобы все были здоровы.(слайд 8)

Список литературы для педагогов и обучающихся

1. Воронкевич, О.А. Добро пожаловать в экологию [Текст]: / О.А.Воронкевич. - М.:  Детство-пресс, 2004г.

2. Давыдова Г.Г., Познаю себя [Текст]: / Г.Г. Давыдова, М.В. Корепанова. - Волгоград, 1999г.

3. Люцис, К.К. Растительный мир в картинках [Текст]: / К.К.Люцис. М.: Владос, 2004г.

4. Неволина, Е.С. Большая книга растений [Текст]: / Е.С. Неволина - М.: ОЛМА ПРЕСС «Звездный мир», 2003г.

5. Шорыгина, Т.А. Овощи. Какие они? [Текст]: / - Т.А. Шорыгина. М.: Гном и Д, 2003г.

6. Шорыгина, Т.А. Экологические сказки для малышей [Текст]: / Т.А. Шорыгина. М.: Прометей, 2003г.

7. Я познаю мир: Детская энциклопедия: экология, география, животные, медицина, растения [Текст]: / - М.: Издательство АСТ, 1997г.

8. Научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с основным содержанием).

9. Детская справочная литература.

10. Справочники, атласы, энциклопедии  об окружающем мире.

Приложение: презентация «Исследовательский проект по выращиванию лука на подоконнике».


Заявка на участие в конкурсе «Открытие» 2017-2018

ГКОУ ВО «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат г. Владимира для детей с тяжелыми нарушениями речи».

600007, ул. 1-ая Пионерская, д. 66

тел./факс (4922)53-34-43, тел. 53-38-24

е-kroshkina33@mail.ru

Автор проекта: Крошкина Галина Александровна, воспитатель

Тема проекта: Как и зачем выращивают зеленый лук зимой?

Визитка

Название проекта: «Как и зачем выращивают зеленый лук зимой?»

Вид проекта: поисково-исследовательский.

Участники проекта: ученики 2Б класса.

Продолжительность: 5 недель

Объект исследования: растение – лук репчатый.

Предмет: Окружающий мир. Знакомство с овощными культурами.

Краткая аннотация

Ребенок – исследователь по своей природе. Исследовательская и поисковая активность – естественное его состояние. Поисково-исследовательский проект «Как и зачем выращивают зеленый лук зимой» возник по инициативе самих детей. В ходе беседы выяснили, что все знают, что зеленый лук  полезен, его надо есть, чтобы не болеть. А что в нем полезного и как его можно выращивать на подоконнике, никто не знал.

В ходе работы над проектом формируются метапредметные УУД и компетенции:

  1. Регулятивные УУД

- умение ставить учебную задачу на основании того, что известно и что неизвестно;

- умение планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей, составлять план и последовательность действий;

- умение корректировать, вносить изменения и дополнения в план;

- умение оценивать, осознавать то, что усвоено и что подлежит усвоению.

2. Познавательные УУД

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- умение осуществлять поиск информации, выделять главное;

- строить рассуждения в форме суждений об объекте, его строении,свойствах.

3.Коммуникативные УУД

- умение сотрудничать, договариваться и принимать общие решения;

- адекватно использовать речевые средства для коммуникации;

- умение выступать с докладом и сообщением перед аудиторией.

4. Личностные

- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

- установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом (какое значение для меня имеет учение)

- нравственная оценка трудовой деятельности.

Цель проекта – вырастить лук в комнатных условиях и  изучить влияние различных факторов на растение; расширить познания об окружающем мире.

                Задачи проекта:

  1. Формировать навык планирования действий для достижения конкретной цели: вырастить лук зимой.
  2. Формировать навык исследовательской деятельности: добросовестно относиться к  проведению опытов и  тщательно оформлять журнал наблюдений.
  3. Развивать умение анализировать результаты опытов и делать выводы: какие условия необходимы для выгонки лука зимой.
  4. Сформировать общие представления о луке репчатом, его полезных свойствах, особенностях выращивания, использовании в качестве пищи и лекарства.
  5. Воспитывать бережное отношение к растениям как к живым существам, сопереживать им, понимать необходимость их охраны, основываясь на собственных наблюдениях..

Содержание проекта.

  1. Этап - подготовительный

Поиск информации по группам:

 Задание для группы «Ученые» 1. Какова история происхождения культуры лука репчатого?                              

                                                     2. Какие еще виды лука существуют?

 Задание для группы «Врачи»1. Какие полезные вещества содержатся в луке?                                                                                2. Как используют    свойства лука  в медицине),     2. Как применяют свойства лука в народной медицине?

  Задание для группы «Повара» 1.Как использовали лук в приготовлении пищи разные народы.

Какие блюда с зеленым луком можно приготовить в зимний период для укрепления иммунитета.

  1. Этап - исследовательский

Задание для группы «Исследователи»

  1. Заложить опыты: «Выращивание лука в воде», «Выращивание лука в почве», «Выращивание лука без освещения».
  2. Вести наблюдения и записывать все изменения, происходящие с луком, в дневник наблюдений один раз в неделю.
  3. Проанализировать результаты опытов и подготовить сообщение с выводами из проделанной работы.
  4. Этап – заключительный

Подведение итогов поисково-исследовательского проекта в форме конференции, на которой учащиеся докладывали о результатах опытно-исследовательской работы и поисково-исследовательской работы в группах с использованием презентации.

Результаты проектной деятельности.

  1. Убедились, что лучшими условиями для выращивания лука являются умеренно-теплая температура, увлажненный плодородный грунт, хорошее освещение.
  2. Научились анализировать и сравнивать изменения, происходящие с луковицами в ходе опыта, с помощью дневника наблюдений.
  3. Научились добывать интересную практикоприменимую информацию о полезных свойствах лука из разных источников.
  4. Осознали важность трудолюбия и упорства в достижении цели.
  5. Создали с помощью воспитателя групповой отчет о проделанной работе в форме презентации и выступили на конференции.

После завершения проекта ученики смогут перенести знания на выращивание и изучение полезных свойств других культур как в домашних условиях, так и на дачном участке. Кроме того, ученики смогут применять кулинарные и лечебные рецепты в повседневной жизни.

Жизненный опыт, приобретенный в ходе работы над проектом, поможет в дальнейшем  осознанию ценности человеческого труда, важность бережного отношения к живой природе и склонности к какому-либо роду профессиональной деятельности .

                                                            Оценочный лист

Класс_______ Дата начала проекта_______________ Дата защиты проекта _________________

Участник проекта _______________________________________________

Тема проекта _____________________________________________________________________

Критерии

Показатели(что оценивать?)

Оценка в баллах

(максимально 2 б)

Регулятивные действия

Работа спланирована и последовательно реализована

Самостоятельная коррекция действий

Осознание того, что усвоено, и что подлежит усвоению.

Знание предмета

Свободное владение предметом проектной деятельности.

Работа содержит достаточно полную информацию из различных источников.

Отсутствие ошибок

Коммуникация

Тема изложена ясно, логично, последовательно

Работа вызывает интерес.

Автор свободно отвечает на вопросы.

Качество презентации (продукт проекта)

Соответствие содержания выбранной теме

Наличие наглядного ряда.

Четкость и логичность формулировок.

Итого баллов

максимально 24 б

Критерии выставления оценки

Баллы

20-24

11-19

1-10

Оценка

отлично

хорошо

удовлетворительно

Руководитель проекта ___________________________

Дата ________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к районному конкурсу учебно-методических разработок по проблеме международного гуманитарного права

Цели урока: Добиться понимания необходимости ответственности за выбор средств и методов для достижения поставленной цели применительно к ситуации вооруженного конфликта;Познакомить учащихся с осн...

Положение о проведении конкурса учебно-методических комплексов ФГОС

Представленный материал позволит методисту   в образовательном учреждении среднего профессионального образования провести конкурс учебно-методических комплексов по дисциплине и профессиональному ...

Классный час в 8 классе «Где родился, там и пригодился» в рамках конкурса учебно-методических разработок по профориентации «Уроки жизни»

Цель: Разъяснить обучающимся сущность предпринимательства и предпринимательских отношений, сформировав потребность в развитии коммуникативности, деловитости, самостоятельности.Познакомить обучающ...

«Где родился, там и пригодился» в рамках конкурса учебно-методических разработок по профориентации «Уроки жизни»

Цель: Разъяснить обучающимся сущность предпринимательства и предпринимательских отношений, сформировав потребность в развитии коммуникативности, деловитости, самостоятельности.Познакомить обучающ...

Статья преподавателя Михальковой Т.Л. Участие в Республиканском конкурсе учебно-методических разработок «Калейдоскоп методических идей» по дисциплине «Иностранный язык».

По итогам конкурса методическая разработка Интегрированного урока по английскому языку и истории по теме “Victory, 71”, посвященного 71-ой годовщине победы в Великой Отечественной войне преподавателя ...

участие в региональном заочном профессиональном конкурсе учебно-методических разработок урока физической культуры «Мой лучший урок»

конспект и презентация урока физкультуры по теме:"Совершенствование технических и тактических действий в баскетболе"....

Протокол Иволгинский дацан Региональный конкурс учебно-методических материалов и разработок по духовно-нравственному просвещению и воспитанию учащихся. - Авторские учебно-методические продукты

Иволгинский дацан Региональный конкурс учебно-методических материалов и разработок по духовно-нравственному просвещению и воспитанию учащихся. - Авторские учебно-методические продукты...