Внеурочное мероприятие. Проблемы охраны водных ресурсов родного края и возможные пути их решения».
методическая разработка по биологии (7, 8 класс) на тему

Якупова Гульнара Ирфановна

Внеурочное мероприятие  форме конференция для учащихся 7-8 классов по теме "Проблемы охраны водных ресурсов родного края  и возможные пути их решения».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnoe_meropriyatie.docx35.35 КБ

Предварительный просмотр:

 Внеурочное мероприятие  форме конференция для учащихся 7-8 классов.

       Автор: Учитель биологии МБОУ “ Марсовская средняя общеобразовательная школа” Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан Якупова Гульнара Ирфановна.

Тема: “Проблемы охраны водных ресурсов родного края  и возможные пути их решения».

Цель:  Формирование бережного и ответственного отношения к природе, личной заинтересованности в сохранении экологически чистой и эстетически привлекательной окружающей среды посредством представления, обсуждения и нахождения возможных путей решения экологических проблем , выявления в результате поисково-исследовательской деятельности.

Задачи:

  1. Изучение физико-химических характеристик воды и его роли в жизни человека.
  2. Иследование состояния водных ресурсов, расположенных вблизи села.
  3. Развивать у учащихся  практические навыки работы в группах.
  4. Воспитывать у учащихся любовь и бережное отношение к природе родного края.

Оборудование:  компьютер, проектор, интерактивная доска,  плакаты с лозунгами: «Управлять природой можно лишь подчиняясь ей»
Фрэнсис Бэкон» , «Кто не любит природы, тот не любит человека, тот не гражданин»  Федор Достоевский», карта Республики Татарстан, отрывки из  фильма  ВВС  «Вода»,  творческие работы учащихся подготовленные в ходе выполнения исследовательских работ, презентации.

                                                    

                                    Ход мероприятия:

Учитель:  Родной край, природа, родители! С самых первых дней жизни человек не раз встречается с этими словами. Родина- родной край! С первых дней жизни мы дышим его воздухом, пьем его воду , растем и развиваемя на его красивых просторах. Человек который рос в объятиях природы, никогда не забудет его красоту.

  Мы родились в России. В самой большой стране  мира. В зеленном красивом уголке этой страны есть Республика Татарстан. Там наш дом, наш любимый край. Наша деревня на карте Татарстана кажется лишь маленькой точкой. Но для нас она самая красивая, самая любимая.

                   ( работа с картой Татарстана)

Учитель: Ребята, посмотрите на карту внимательно, что вы там видите? Какие Цвета там видите? Что они обозначают?

Ученики: зеленым цветом обозначены равнины, синим цветом –реки  ... и тд.

Учитель:  Сегодня  мы  будем разговаривать о веществе обозначенным синим цветом на карте. О воде.  

   Посмотрите пожалуйста на экран.  ( отрывок из фильма ВВС “Вода”)

Учитель:  С   первых дней  зарождения жизни на Земле  вода является самым  ценным веществом на планете. Без воды ни может прожить на планете ни одно живое существо. О целительных свойствах воды знали уже несколько тысячилетий тому назад. Еще Гиппократ, Авиценна  советовали использовали воду как  лекарственное средство.  Знали о том, что в воде присутсвует около 65 микроэлементов. 20 из которых необходимы для человеческого организма. Основываясь на знаниях полученных на уроках биологии учащиеся самостоятельно  подготовили проектные работы. Сегдня они выступят перед школой на защиту своих исследований.

                 1-я  группа “  Роль  воды в человеческом организме”

   Роль воды в организме человека по значимости заняла второе место после воздуха. Свидетельством важности воды, является факт присутствия ее в органах человека в целом на 70% - 90%.

   На сегодняшний день важно принимать воду, имеющую сбалансированный минеральный состав. Ведь она занимается выводом отходов из нашего организма, обеспечивает доставку смазки к суставам, обеспечивает стабилизацию температуры нашего тела, а также вода это жизненная основа клетки.

  Вода поддерживает все необходимые обменные процессы, помогает усваивать клеткам питательные вещества. Процесс пищеварения начинается в том случае, когда форма пищи становится  водорастворимой и способной проходить в кровь через ткань кишечника. Почти все обменные процессы организма (более 85%) происходят в водной сфере, и поэтому при нехватке чистой воды неминуемо происходит процесс образования свободных радикалов в кровеносной системе, что в свою очередь является виновником преждевременной дряхлости кожи и впоследствии образования морщин. Слизистая оболочка, как и глазное яблоко, увлажняются исключительно водой.

   Роль воды для организма человека состоит и в поддержании его жизнеспособности. Без пищи любому человеку можно прожить более месяца, а без воды - всего пару дней. Когда организм обезвоживается на 10%, наступает физическая и психическая недееспособность. А когда обезвоживается на 20%, наступает смерть. Вода, которая содержится в организме, обменивается на протяжении суток в размере 3% – 6 % , а в течение 10 дней подвергается обмену около 50%.

  Основа здорового образа жизни состоит из правильного питания, активного времяпровождения и потребления качественной воды. Так вот, принимая во внимание, какую роль  в организме человека играет вода, она должна быть непременно высокого качества, иначе находящиеся в ней вредные элементы сразу же распространятся по всему организму.

   Учитель:  Водные ресурсы Республики Татарстан  представлены речным стоком, который слагается из стока, формирующегося в пределах республики, и стока, поступающего из соседних республик и областей. Среднегодовая величина местного речного стока составляет  10км, в т.ч. на годовой сток малых рек приходится 7 км3, что свидетельствует о достаточно высокой обеспеченности  территории республики водными ресурсами.

  Поверхностные водные ресурсы Республики Татарстан характеризуются наличием разветвленной речной сети, в т.ч. крупными реками - Волга, Кама, их притоками - Вятка, Белая, и рядом средних и малых рек. Из общего количества водотоков республики (4098 рек, речек и ручьев общей протяженностью 19632,5 км), 3686 рек являются действительно малыми реками, длина которых не превышает 10 км. ( работа с картой Татарстана)

                             2-я  группа   “ Воды родников”

   Одним из чудесных природных явлений на земле считаются родники. Вода в родниках свежая, прозрачная как хрусталь, чудодейственная. Ещё на зоре своей истории люди сознавали великое значение водной стихии. Это подтверждают и мифы разных народов, и философские умозаключения древних, которые поняли бесспорную истину: без воды нет, и не может быть жизни.

   Родником, ключом или источником называют естественный выход подземных вод на поверхность земли (встречаются и подводные родники). Вода из родника, по сути, является такой же, как вода из колодца или артезианской скважины, но отличается своей способностью самостоятельно выходить на поверхность почвы. Следует отметить, что именно родниковая вода считается одной из самых чистых, что имеет под собой вполне обоснованное объяснение - ведь чтобы пробиться на поверхность воде нужно пройти через слои почвы, песка и камней, в результате чего происходит её естественная фильтрация. При этом вода из подземных ключей сохраняет все свои полезные свойства, является "живой" и насыщенной кислородом, бывает не только пресной, но и минерализованной. Издавна людьми замечено, что родниковая вода не только вкусная и хорошо утоляет жажду, но также обладает и целебными свойствами.

 Учитель:  3 группе было дано задание  накопление материала о водоеме “Еранка”.

         3 группа: Водоем “Еранка”  ( на экране фотографии водоема).

    Деревня Верхний Каракитан расположена на юго-западе Республики Татарстан. На территории деревни расположен водоем- платина, который отходит от реки “Еранка”  построенный 1992 году.  И он наполнен водой в 1993 году.  Высота дамбы 1717 м, глубина 14 м. Зеркальная площадь  63,200 м2, вместимость 714000 м3, площадь водораздела 3650 га, количество аварийных труб  4, диаметр аварийных труб  1100 мм, диаметр отводной трубы 400 мм,  длина отводной трубы 113 м,  длина дамбы 120 м.

   На левом берегу водоема , сосновый лес. На правом берегу расположены луга, главным образом, по склонам балок и оврагов, в поймах малых рек и небольшими участками вокруг лесов, пашен и населенных пунктов. В основном, распространены верховые луга, представленные типчаково-мятликовым разнотравным лугом с преобладанием низовых злаков: мятлика узколистного, типчака, полевицы обыкновенной, овсяницы красной, и костра берегового. Из бобовых произрастают клевер горный, ползучий и луговой, люцерна серповидная, мышиный горошек; из разнотравья – тысячелистник обыкновенный, одуванчик лекарственный, кульбаба осенняя, бедренец-камнеломка и другие.

    Учитель:  В этом году члены кружка «Юный натуралист» исследовали «Экологическое состояние водоема «Еранка» Подготовили проект по данной работе. Сейчас на конференции давайте обобщим наши полученные данные, сделаем выводы.

   Цели проекта:

  1. Выявить экологическое состояние биогеоценоза водоема.
  2. Провести анализ   свойств воды водоема;  
  3. Изучение состава беспозвоночных животных  водоема;
  4. Определение индекса устойчивости к загрязнению  беспозвоночных.
  5. Установить основные источники загрязнения и выявить пути решения проблемы загрязнения.

1 группа. Главной задачей работы первой группы было провести  анализ свойств воды. Исследование проводилось 15  июня 2014 года; время проведения: с 9:00 до 12:00 часов дня.  Данные записывали в  заранее оформленные таблицы в дневниках

  Общая характеристика воды:

   а) температура воды измерялась водным термометром в тени у берега и в некотором удалении от него. Отсчет показаний термометра  проводился не вынимая его нижнюю часть из воды. На глубине 1 метра опускали термометр в воду на верёвке, поднимали и быстро считали показания, не вынимая термометр из воды;

   б) для определения цвета воды из водоёма наполняли пробирку и  

    оценивали на фоне белого листа бумаги. Определить цветность воды  

      можно двумя способами: сбоку и сверху;

   в) запах – отсутствие или наличие; или запах есть- его идентификацировали по шкале интенсивности запаха, то есть воду наливают в колбу, встряхивают и быстро определяют характер интенсивности запаха.  

 

Температура воды

    Цвет воды

   Запах воды

 + 17 С

Светло-желтоватая

Илистый, тенистый.

      Таблица 2  Общая характеристика воды водоема Еранка.

    Следующую часть работы мы продолжили  школьной лаборатории. Для этого мы взяли пробы  воды для определения  растворенного в ней кислорода  брали небольшие ( объемом100-150 мл) склянки с притерными стеклянными пробами. После заполнения  склянки из пруда осторожно ее закрыли, следя, чтобы под пробкой не оставалось  ни одного пузырька  воздуха. Затем приступили к фиксации кислорода: открыли  склянку с пипеткой, ввели в нее  1 мл 40% раствора хлористого марганца и 1 мл раствора едкого натра с иодистым калием. После введения фиксаторов склянку закрыли  и тщательно взболтали содержимое. Подождав, когда образовавшийся бурый осадок опустился на дно, его растворили, влив пипеткой 2 мл концентрированной  соляной кислоты. Затем из нее пипеткой взяли  50 мл жидкости и перелили в колбу  для титрования. Выделившийся иод , который окрашивает  пробу в желтый цвет, титровали  0,01 сантинормальным раствором гипосульфита ( 2,5 г гипосульфита на 1 мл 1% ного раствора крахмала, который сразу же  окрасил жидкость  в интенсивный синий цвет и затем дотировали  пробу до обесцвечивания  ее одной каплей гипосульфита.  Однако для получения  точного коэффициента  можно вычислить  мы не смогли, поскольку для этого необходимо  точного лабораторного оборудования.  Взяли подверженнее из анализов  сделанных арендатором водоема.       Определили  рН воды « цветовым методом с помощью универсального индикатора.

Наименование исследование

Показатели

 Среднее значение

Содержание кислорода

7,94- 15,0 мг/л

норма

Жесткость воды

Присутствуют катионы Na,Ca,Mg

норма

Уровень рН

 Колеблется  7,6-8,4

норма

Учитель:  Исходя из работы первой группы, можно сказать, что вода в водоеме чистая. А как обстоит дело с состоянием берегов.

2 группа: Главной задачей работы нашей группы было исследование экологического состояния берегов водоема. Водоем  является – местом для отдыха. Это очень хорошо. Значит люди умеют отдыхать, дышать свежим воздухом, занимаються своим здоровьем. Однако в то же время они приносят большой урон природе. На местах отдыха людей остается мусор. Мы на росстаянии 50 м  от Еранки мы обнаружили: пластиковые бутылки, полиэтиленовые банки, банки из под консервов, пачки из под сигарет и тд. Так же около водоема можно увидет экскременты крупного рогатого скота. Исследования проводились в разные времена года. Зимой когда замерзает вода вожно увидеть загрязнения и мусор на льду. ( фоторепортаж)  Весной, когда  начинаеться весенне половодье мусор лежаший на берегу попадает в воду. Что приводит к загрязнению воды.

А лето период  костров, рыбалок, праздников. Так же стадо фермерского крупно рогатого скота для поило приходит к водоему.  Самое большое количество загрязнения происходит летом.

    Учитель: 3 я группе было дано задание изучение  флоры и фауны водоема.

3 группа.  Над поверхностью воды летают стрекозы, комары-звонцы, поденки, по поверхности носятся водомерки разной величины, в толще воды снуют хищные клопы — водяной скорпион и гладыш.

Притаившись, ждут своих жертв хищные личинки стрекоз и жуков-плавунцов.  Более  оседлый образ жизни ведут гидры, брюхоногие моллюски, кольчатые черви, ручейники, личинки многих насекомых, закапывающихся в ил.

   В толще воды обосновываются представители зоопланктона — ветвистоусые и веслоногие рачки, бокоплавы. В  пруд  мы нашли лягушек .

В пруду можно обнаружить немалое количество  карпов, красноперки, карасей. Все обитатели связаны между собой сложными отношениями и образуют пищевые цепи: бактерии, личинки, черви, живущие в донных отложениях, моллюски, использующие органические остатки жизнедеятельности растений и других обитателей водоема, служат кормом для водных  насекомых, хищных личинок, которые в свою очередь питают рыб и лягушек.

   Микроскопические водоросли — пища для зоопланктона, поглощаемого рыбами. Так пруд борется с цветением воды.

Водоем достаточно большой и глубокий, он сам в состоянии создать биоценоз, то есть равновесие между всеми составляющими, и главная задача владельца — не нарушить это равновесие: не перенаселять пруд рыбой, не перекармливать ее, не избавляться от лягушек и жаб, удалять отмершие части растений, не менять воду при первых признаках цветения.

 У берегов водоема обитают большое количество птиц. Среди которых встречаются краснокнижные виды.

 Большая белая цапля- крупная болотная птица семейства цаплевых, распространённая в тёплых умеренных и тропических широтах как западного, так и восточного полушария.

 Учитель:  Завершая проектную работу, какие выводы можно сделать?

Ученики:   Выводы. ( заранее подготовленный материал) 

  1. Содержание растворенного кислорода в воде Еранка  в норме , это связано , с тем что водоем находиться в дали от загрязненных районов.

Качество воды в Еранке, хорошее, так как в воде много кислорода, вода чистая. Так же этому указывает богатый видовой состав гидроэкосистемы реки. По берегам растут представители высших растений: ольха, ива,. Из позвоночных животных встречаются: ондатры, бобры, водяные крысы.  

 

2.Наиболее доступным методом оценки качества пресноводных водоёмов является нахождение биотического индекса, анализируя видовой состав беспозвоночных, так как именно в грунтах накапливаются загрязняющие вещества. В водоеме Еранка индекс устойчивости  к загрязнению 18, качество воды хорошее.

3. В ходе исследования были выявлены наиболее загрязненные  районы водоема это -  юго-восточный участок (источник загрязнения – домашний скот). Источник загрязнения в северной части – бытовой мусор отдыхающих, купающихся. Наименее загрязнённый – юго-западный участок.

Учитель: Какие рекомендации  предложите?

Ученики:  Для сохранения хорошего экологического состояния водоема мы рекомендуем:

   - Продолжить начатые нами  изучение  состояние реки   Еранка и пруда- земляной платины.

 -Очистить и укрепить берега водоема;

- Усилить разъяснительную работу среди населения.

- Переоборудовать очистительное сооружение водоема, обносить трубы.

- Поскольку водоем находиться в чистом, хорошем состоянии усилить контроль, над загрязняющими источниками.

-   Предложить запустить промысловые виды рыб на земляную платину. С целью  их размножения и возможного переноса в реки.

Учитель: И в заключении конференции хочеться вспомнить   конституцию.  Статья 58.  Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.   Берегите природу!

Спасибо за внимание.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое мероприятие "Современное состояние и охрана водных ресурсов"

Вода - удивительное вещество на Земле. Еще Аристотель считал ее одним из элементов мироздания и трудно с ним не согласится. Она растворяет, разрушает и транспортирует. Но не смотря на то, что вода – с...

Урок в 8 классе по экологии Тема: «Рациональное использование и охрана водных ресурсов».

Урок в 8 классе по экологии Тема: «Рациональное использование и охрана водных ресурсов». Конспект урока. Тест к уроку....

Охрана водных ресурсов

Охрана водных ресурсов. Проблема пресной воды в мире....

Подходы к оценке качества работы учителя в рамках НСОТ: проблемы и возможные пути их решения

Поиск эффективных механизмов оценки качества труда учителя привёл нас к необходимости разработки новой системы внутришкольного контроля и мониторинга....

План-конспект урока по теме "Рациональное использование и охрана водных ресурсов"

Конспект урока может быть использован при изучении темы "Основы рационального природопользования" в 11 классе или как обобщающий урок после прохождения  раздела "Основы экологии". На данном ...

Портфолио ученика: проблемы и возможные пути их решения…

Портфолио ученика: определение портфолио, его виды, возможные ошибки при работе с портфолио, электронное портфолио (где создавать и его возможности)....

Портфолио ученика: проблемы и возможные пути их решения…

Портфолио ученика: определение портфолио, его виды, возможные ошибки при работе с портфолио, электронное портфолио (где создавать и его возможности)....