Организация проектной и исследовательской деятельности на основе технологии деятельностного метода обучения. Методический семинар по ФГОС.
статья по биологии по теме

Чупрова Наталья Валерьевна

Представлен авторский взгляд на систему работы по организации проектной деятельности учащихся в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методический семинар21.98 КБ

Предварительный просмотр:

Организация проектной и исследовательской деятельности

на основе технологии деятельностного метода обучения

Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал»    К. Д. Ушинский

Отличительные черты нынешней эпохи: динамичность, усиление требований к креативности мышления, стремительный рост разнообразной информации - формируют в качестве важнейшей школьной образовательной цели  обеспечение всех возможностей для того, чтобы выпускник школы успешно разрешал любые задачи, проблемы, которые ставит перед ним жизнь. Инструментом достижения данных результатов являются универсальные учебные действия.  Программа УУД должна быть направлена на формирование у учащихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования. Основным подходом формирования  УУД, согласно новым стандартам, является  системно - деятельностный подход. Одним из методов реализации данного подхода является проектно- исследовательская деятельность.

Система  моей работы по организации проектной деятельности учащихся строится в двух направлениях. Первое направление предполагает организацию деятельности по проектированию на уроках  биологии. Учащиеся осуществляют поиск информации по интересующей проблеме и в ходе поиска  решения самостоятельно осваивают ряд тем учебной программы. Это происходит  посредством практической деятельности  учащихся.  Моя задача – выступать в роли  консультанта. Как показывает опыт применения, данный подход может нести в себе опасность теоретических пробелов в знаниях учеников, если не предусматривается время на обобщение и контроль самостоятельно пройденных тем. Так, в 7 классе при изучении ботаники учителю необходимо из программы курса выделить несколько уроков на выполнение  лабораторных работ по систематике растений, но, времени порой на это не хватает. Решить проблему мне, как учителю,  помогает внедрение в образовательный процесс метод проектов.  Мини-проект реализуется  в рамках одного урока, все его этапы выполняются в сжатом виде. Цель проекта: определение  названия растения и семейство. Задачи мини-проекта: отработать навыки работы с определительными карточками, собрать материал о растениях, с которыми работал, подготовить отчет (письменный и устный). Учащиеся работают в течение 20 минут, затем каждая группа выступает с отчетом. Оценка за урок складывается из оценок за письменный отчет и устные ответы. Часть лабораторных и практических  работ по биологии, начиная с 5-го класса, можно организовать как мини-проект.  Выполняя лабораторную работу,  ученики получают субъективно новые знания, приобретают навыки наблюдения, фиксирования и правильного оформления результатов наблюдений, анализа полученных данных, делают выводы.  Мною разработаны и реализованы следующие учебные проекты: исследовательские: «Свет в жизни растений» 5 класс, «Фотосинтез» 6 класс, «Видоизменения побегов» 5 класс; информационные: «Бактерии: Друзья или враги» 5 класс, «Лекарственные растения нашего края» 6 класс, «Происхождение жизни на Земле» 10 класс, «Сохранение биоразнообразия» 11 класс и т.д. Практико-ориентированные проекты: «Сохраним красавицу елочку» 7 класс, «Покормите птиц зимой» 7 класс, «Кожа-зеркало здоровья» 8 класс и т.д. Реализация мини-проектов на уроке требует от учителя более тщательной подготовки, это трудоемкий процесс, поэтому количество проектных уроков не может быть избыточным.  

В практике своей работы проектную деятельность в старших классах в основном осуществляю во внеурочной деятельности. Предпочтения отдаются исследовательским и социально-значимым проектам.  Их структура приближена к структуре научного исследования, старшеклассники получают навыки написания курсовых и творческих проектов, осваивают научный стиль изложения материала. Например, реализованные проекты этого учебного года: «Исследование чистоты воздуха в городе Нижний Тагил методом лихеноиндикации», «Качество пыльцы мать-и-мачехи в условиях загрязнения окружающей среды», «Содержание витамина С в овощных культурах при разных условиях хранения», «Оценка жизненного объема легких у подростков с разной степенью физической активности», «Биологические средства борьбы с трипсовыми клещами», «Влияние мощности WI –FI роутера на рост и развитии растений». Результатом проектов стали буклеты, видеофильмы, стендовые доклады, оформленный уголок в столовой лицея и многое другое. Главное достоинство проектной деятельности – высокая эффективность процесса формирования у обучающихся интеллекта и важнейших способностей к самообразованию и саморазвитию. Однако требования ФГОС ставят перед учителями задачу реализации проектной деятельности именно в урочной деятельности учащихся.

- Возможно ли объединение классно-урочной и проектной формы занятий не как отдельного учебного занятия, а в качестве системы? Такой вопрос выносит А.В. Хуторской — автор современного учебника по дидактике — как тему для обсуждения со студентами. И действительно, для современных реформ в образовании этот вопрос является, пожалуй, центральным. Как найти способ поддержания должного равновесия между классно-урочной формой обучения и проектной.

В современной российской школе имеется опыт решения этой проблемы.     Об этом пишут в концепции развития универсальных учебных действий, разработанной на основе системно-деятельностного подхода (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, В.В.Давыдов, А. Г. Асмолов).   Главная методическая цель урока при системно- деятельностном обучении – создание условий для проявления познавательной активности учеников. Основная идея  его состоит в том, что новые знания не  даются в готовом виде.  Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. В требованиях к современному уроку по ФГОС в приоритете самостоятельная работа учеников, а не учителя, осуществляется практический, деятельностный подход и каждый урок направлен на развитие универсальных учебных действий (УУД).

Реализация ТДМ обучения  является механизмом  систематической организации  проектной деятельности на уроке  в условиях реализации ФГОС, дает возможность на каждом уроке открытия новых знаний тренировать способность учащихся к проектной деятельности, при этом его этапы повторяются неоднократно и  становятся предметом специальной рефлексии. Приобретение такого опыта на уроках, построенных в ТДМ, позволяет переходить к построению продолжительных межпредметных проектов во внеурочной деятельности.

Таким образом, на уроке,  выстроенном  в технологии ТДМ, обучающийся учится формулировать проблему, планировать свою деятельность, критически мыслить, выполнять сложные задания, взвешивать альтернативные мнения, самостоятельно принимать продуманные решения, брать на себя ответственность за их реализацию. А результаты применения ТДМ позволяют сделать следующий вывод о том что, данная технология является  необходимым инструментом  педагога, способствующим современный развитию  познавательной активности и творческого потенциала учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация проектной и исследовательской деятельности на уроках технологии»

Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служаще...

Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС

Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОСНа тему:Методика исследования одного из подходов улучшения качества гор...

«Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС» Гульчеевой Риты Петровны

Аттестационная работа слушателя курсов повышения квалификации по программе: «Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реал...

Применение технологии деятельностного метода обучения в условиях реализации ФГОС с учетом регионального компонента.

Жизнь не стоит на месте. Меняются дети, меняется школа. Школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Учитель в постоянном поиске: как научить ученика мыслить и д...

«Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС»

Гуляя в тенистой роще, греческий философ беседовал со своим учеником. "Скажи мне, - спросил юноша, - почему тебя часто одолевают сомнения?Ты прожил долгую жизнь, умудрен опытом и учился у ве...