"Клеточное строение листа" Урок биологии 6 класс.
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

кольцова ольга павловна


Урок биологии 6 класс " Клеточное строение листа". Презентация.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Клеточное строение листа. Урок биологии 6 класс. Выполнила Кольцова Ольга Павловна учитель биологии ГБОУФМЛ№366,Московского района Г.Санкт -Петербурга

Слайд 2

Ключ к тесту для взаимопроверки. «5»-правильных ответов -16-14 «4»- правильных ответов -13-10 «3»- правильных ответов -9-6 «2»-правильных ответов менее 6. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 D C B C B C B D B C B A C D A A

Слайд 3

Клеточное строение листа. Тема урока:

Слайд 4

Клетки кожицы листа.

Слайд 5

Снаружи лист имеет кожицу (покровную ткань), которая защищает его от неблагоприятных воздействий внешней среды: от высыхания, от механических повреждений, от проникновения к внутренним тканям болезнетворных микроорганизмов. Клетки кожицы живые, по размерам и форме они разные. Одни из них более крупные, бесцветные, прозрачные и плотно прилегают друг к другу, что повышает защитные качества покровной ткани. Прозрачность клеток позволяет проникать солнечному свету внутрь листа.

Слайд 6

Другие клетки более мелкие, в них имеются хлоропласты, придающие им зелёный цвет. Эти клетки располагаются парами и обладают способностью изменять свою форму. При этом клетки или отдаляются друг от друга, и между ними появляется щель, или приближаются друг к другу и щель исчезает. Эти клетки назвали замыкающими, а возникающую между ними щель – устьичной . Устьице открывается, когда замыкающие клетки насыщены водой. При оттоке воды из замыкающих клеток устьице закрывается.

Слайд 7

Устьице.

Слайд 8

Основная ткань листа( мякоть). Столбчатая ткань – основная ткань, клетки которой имеют цилиндрическую форму, плотно прилегают друг к другу и расположены с верхней стороны листа (обращённой к свету). Служит для фотосинтеза. Каждая клетка этой ткани имеет тонкую оболочку, цитоплазму, ядро, хлоропласты, вакуоль. Наличие хлоропластов придаёт зелёный цвет ткани и всему листу. Клетки, которые прилегают к верхней кожице листа, вытянуты и расположены вертикально, называют – столбчатой тканью.

Слайд 10

Губчатая ткань – основная ткань, клетки которой имеют округлую форму, расположены рыхло и между ними образуются крупные межклетники, также заполненные воздухом. В межклетниках основной ткани накапливаются пары воды, поступающие сюда из клеток. Служит для фотосинтеза, газообмена и транспирации (испарения).

Слайд 11

Проводящая ткань листа. Проводящая ткань – основная ткань листа, пронизанная жилками. Жилки – это проводящие пучки, так как они образованы проводящими тканями – лубом и древесиной. Клетки вытянуты в длину, и в том месте, где они соприкасаются друг с другом короткими сторонами в оболочках, имеются небольшие отверстия. Через отверстия в оболочках раствор сахара переходит из одной клетки в другую. Ситовидные трубки приспособлены к передаче органического вещества на большое расстояние. Плотно по всей длине к боковой стенке ситовидной трубки прилегают живые клетки меньших размеров.

Слайд 12

Заполните таблицу. Слой клеток Какие это клетки? Ткань листа Функция.

Слайд 13

Слой клеток Какие это клетки? Ткань листа Функция Кожица листа Бесцветные, прозрачные, среди них есть клетки с хлорофиллом Покровная Защита от повреждений и высыхания, испарение Мякоть листа Плотно прилегают друг к другу, много хлоропластов, зелёные. Столбчатая Фотосинтез Округлые, много межклетников Губчатая Служит для фотосинтеза, газообмена и транспирации (испарения). Жилки листа Сильно вытянутые , с толстыми стенками. Проводящая, механическая Придают прочность , проводят воду и растворенные вещества.

Слайд 14

Спасибо за урок!!!! Д/з§24-25. В презентации использованы материалы: http://images.yandex.ru/ ; http://biouroki.ru/material/p . lants /list.html



Предварительный просмотр:

Тест к уроку биологии 6 класс на тему: Клеточное строение листа.

  1. Корневая система представлена:
  1. Боковыми корнями
  2. Боковыми корнями или главным корнем
  3. Главным корнем
  4. Всеми корнями растения
  1. Многие двудольные растения имеют:
  1. Мочковатую корневую систему
  2. Только придаточные корни
  3. Стержневую корневую систему
  4. Боковые или придаточные корни
  1. Придаточными называют корни
  1. Развивающиеся из корешка зародыша
  2. Отрастающие от стебля
  3. Развивающиеся на главном корне
  4. Развивающиеся на корнях, отрастающих от стебля
  1. В поглощении воды и минеральных солей участвует одна из зон корня:
  1. Зона деления
  2. Зона роста
  3. Зона всасывания
  4. Зона проведения
  1. Корневой чехлик :
  1. Обеспечивает передвижение веществ по растению
  2. Выполняет защитную роль
  3. Придаёт корню прочность и упругость
  4. Учавствует в делении клеток
  1. Побегом называют:
  1. Почки
  2. Почки и листья
  3. Стебель с листьями и почками
  4. Цветок
  1. Почка-это:
  1. Видоизмененный побег
  2. Зачаточный побег
  3. Орган растения
  4. Верхушка стебля
  1. Зачаточные бутоны находятся в:
  1. Вегетативной почке
  2. Любой почке
  3. Любом зачаточном побеге
  4. Генеративной почке

9.Побег растения – это:

  1. участок стебля без почек и листьев,
  2. стебель с почками и листьями,
  3. ствол дерева,
  4. подземная часть побега.

 10. Вегетативные почки растений состоят из

  1.  зачаточных листьев,
  2.  зачаточного стебля,
  3.  зачаточных листьев, зачаточного стебля и почек,
  4. зачаточного стебля, зачаточных листьев, почек и цветков.

11. Простой лист состоит из

  1. одной листовой пластины,
  2.  одной листовой пластины и черешка,
  3.  нескольких листовых пластинок и черешка,
  4.  одной или нескольких листовых пластинок.

12. Сидячий лист

  1.  не имеет черешка,
  2.  имеет черешок,
  3.  имеет одну листовую пластинку,
  4.  имеет несколько листовых пластинок,

 13. Черешковый лист

  1.  имеет одну листовую пластинку,
  2.  не имеет черешка,
  3.  имеет черешок,
  4.  имеет несколько листовых пластинок.

 14. Сложный лист

  1.  имеет черешок,
  2. имеет одну листовую пластинку,
  3.  не имеет черешка,
  4.  имеет несколько листовых пластинок.

15. Большинство двудольных растений имеют жилкование

  1.  сетчатое,
  2.  параллельное,
  3. дуговое,
  4. параллельное и дуговое.

16. Листья растений обеспечивают в основном

  1.  воздушное питание и газообмен,
  2.  размножение и запасание веществ,
  3.  транспорт веществ и размножение,
  4.  испарение воды и транспорт веществ,



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей № 366 Московского района Санкт-Петербурга

 «Физико-математический лицей»

                                                             

Конспект урока по биологии,

составленный по принципу системно-деятельностного подхода.

1. ФИО: Кольцова Ольга Павловна, учитель географии и биологии, ГБОУ ФМЛ№366, Московского района, г.СПб.

2. Предмет: биология

3. Класс: 6

4. Тема урока: «Клеточное строение листа.», раздел  « Строение и многообразие покрытосеменных», урок № 18 (5)

5. Учебник «Биология. Бактерии. Грибы. Растения». Дрофа.2006.

6. Цель: 

Познакомить учащихся с особенностями строения кожицы листа и его внутренним строением, тканями, входящими в состав мякоти листа.

7. Задачи:

-   обучающие: углубить знания о строении растительного организма;

- развивающие: ; развитие общеучебных умений и навыков: сравнивать, анализировать, делать вывод;

  развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в группе с учебником, дополнительной литературой и ресурсами ЭОР;

-   воспитательные: воспитание  культуры речи, интереса к предмету, умения взаимодействовать в группах и парах, формирование культуры общения при работе в парах.

8. Планируемые результаты:

- личностные : осознание ценностей биологического  знания, как важнейшего компонента научной картины мира;

-  метапредметные :  умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования;

- предметные: самостоятельно рассказывать о строении кожицы и внутренних тканях листа, объяснять строение устьица листа и делать вывод о их значении для разных растений. Учащиеся со средним уровнем интеллектуального развития смогут по таблице рассказывать о внутреннем строении листа и строении устьица, Ставить самостоятельно учебные задачи урока и определять тему занятия.  Учащиеся с низким уровнем интеллектуального развития с помощью таблицы смогут определять основные ткани листа, приводить примеры растений с разным количеством устьиц.

9. Универсальные учебные действия:

- личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.

- регулятивные : принимать и формулировать учебную проблему.

- познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.

- коммуникативные :  умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

10. Тип урока: комбинированный.

11. Формы работы учащихся: коллективная, групповая, работа в парах

12. Оборудование: мультимедийная  установка, персональный компьютер, презентация, video.yandex.ruШколфильм

Этап урока

Содержание

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Формирование УУД.

1

Организационный этап

- Подготовка учащихся к работе на уроке,

- обеспечить нормальную внешнюю  обстановку для работы на учебном занятии;

- психологически подготовить уч-ся к работе на учебном занятии.

Готовятся к уроку

Приветствуют учителя

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем

- Здравствуйте, ребята!

- Фиксация отсутствующих.

- Организация внимания.

Проверьте подготовку рабочего стола к уроку. На столе должны быть учебники,  рабочие тетради, распечатки, дневники, ручки.

- Прошу вас садиться.

- Начинаем урок.

Регулятивные УУД:

 формируем умение готовить рабочее место для выполнения разных видов работ

2

Этап актуализации субъектного опыта учащихся

1. Обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока.

2. Актуализация субъектного опыта уч-ся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений). 

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем

Отвечают на вопросы учителя

Выполняют задания

-. Каждый урок, ребята, вы раскрываете для себя часть тайны строения растительного организма. Вами уже открыто строение корня, а на прошлом уроке вы познакомились со строением побега, почки и листа. Хотелось бы выяснить степень усвоения вами этой темы.

1. Что такое побег? Из каких частей он состоит?

 2. Какие виды листорасположения вы знаете?

 3. Что такое почка?

 4. Как различают почки?

 5. Как почки располагаются на побегах?

 6. Какое строение имеет вегетативная почка?

 7. Чем отличаются генеративные почки от вегетативных?

 8. Как происходит рост побега в длину?

 9. Какие листья называются сложными, а какие простыми?

 10. Как однодольные растения отличаются от двудольных по жилкованию листьев?

 11. Какую функцию выполняют жилки листа?

Ответы на вопросы помогли Вам вспомнить тему прошлого урока , а теперь для оценки Ваших знаний выполните тест. После выполнения заданий обменяйтесь тетрадями и проведите взаимопроверку.

 

Познавательные УУД:

Вспоминают изученный ранее материал

формируем умение на основе анализа пройденного материала делать выводы;

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Регулятивные УУД:

 формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом;

3

Этап изучения новых знаний и способов деятельности

1.Создание проблемной ситуации.

2.Целеполагание

3«Открытие» нового знания»

1. Установить правильность и осознанность изученного материала.

2. Выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся.

3.Провести коррекцию выявленных пробелов в осмыслении уч-ся изученного материала

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем

Отвечают на вопросы учителя

Выполняют задания

1Вступают в диалог, проговаривают и осознают (К, Р)

2 Объясняют и  формулируют тему, записывают в тетради (П). Цель записывается на доске и обсуждается (Р). 

Смотрят,слушают,  узнают  информацию,  передают своими словами содержание (П,Р) 

1.Побуждает  учащихся     на  создание проблемной ситуации

Ребята на прошлом уроке Вы познакомились с особенностями внешнего строения листа. Наверное, у вас возник интерес к внутреннему его строению. Ведь листья растений выполняют очень важную функцию, давайте вспомним, какую?

Итак, лист – это важный вегетативный орган растения, который является главным компонентом в преобразовании солнечной энергии в органические вещества. Поэтому строение его сложное и практически универсальное.

2 Подводящий диалог для формулирования учениками целей урока.

  • Как Вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
  • Как можно сформулировать тему нашего урока?

3Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов.

Демонстрация фильма ,»Клеточное строение листа» (video.yandex.ruШколфильм)

Стимулирует активное участие всех детей к практической части урока.

Познавательные УУД

Научатся - строить сообщения в устной форме; находить в тексте ответ на заданный вопрос;  проводить наблюдения; пользоваться различными и сточниками информации.

Коммуникативные УУД:

Научатся – формулировать собственное мнение и позицию;  воспринимать другое мнение и позицию.

Личностные УУД:

формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

Регулятивные УУД: формируем умение самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами, и другими лицами.

4

Этап первичной проверки понимания изученного

1. Установить правильность и осознанность изученного материала.

2. Выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся.

3.Провести коррекцию выявленных пробелов в осмыслении уч-ся изученного материала

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем

Отвечают на вопросы учителя

Знакомятся с заданием и выполняют задания

Объясняют, анализируют, формулируют.(П,Р,К)

Дают развернутый ответ, обобщают информацию. (К, Р)

Предлагает задания на «новое»  знание, побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов,

Беседа сопровождается демонстрацией презентации.

1. Какие клетки образуют листовую пластинку? (Слайд№4)

 2. Какое значение имеет кожица листа? Клетками, какой ткани она образована? (Слайд№5)

 3. Что такое устьица и где они расположены?

(Слайд№6-7)

Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности при ответе на  вопрос

4.Каково значение устьиц?

Количество устьиц для каждой группы растений индивидуально.

  • Посмотрите на таблицу на странице 111 и сделайте по ней вывод.

От чего зависит количество устьиц?

5. Какое строение имеют клетки мякоти листа? К какому типу ткани они относятся?

(Слайд№8-10)

 5. В каких клетках листа особенно много хлоропластов?

 6. Какую функцию выполняют проводящие пучки листа? Клетками, каких тканей они образованы?

(Слайд№11)

Регулятивные УУД:

 формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом; организовывать свою деятельность для проведения наблюдений и опытов;

Личностные УУД:

 формируем интерес к предметно-исследовательской   деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;

Познавательные УУД:

формируем умение находить ответы на вопросы, используя иллюстрации.

Коммуникативные УУД:

 формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

5

Этап информации о домашнем задании

Обеспечить понимание уч-ся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.  

Фиксируют информацию

- Ребята, запишите домашнее задание - §24_25 внимательно изучить, определения выучить наизусть.

Личностные УУД:

формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

6

Этап закрепления  изученного

Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания.

  1. Обеспечить закрепление в памяти уч-ся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

2. Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания.  

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем

Знакомятся с заданием и выполняют задания

Предлагает задания на «новое»  знание, побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов.

- Учитель. Возьмите распечатки, которые лежат у Вас на партах. Выполните задания

Заполните таблицу.

Познавательные УУД:

формируем умение находить ответы на вопросы, используя текст учебника

Коммуникативные УУД:

 формируем умение оформлять свои мысли в письменной форме;

Личностные УУД:

формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

Слой клеток

Какие это клетки?

Ткань

Функции

кож

7

Этап рефлексии

Инициировать и интенсифицировать рефлексию уч-ся по поводу своего эмоционального состояния, мотивации, своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками.

Фиксируют свое настроение и анализируют уровень усвоения материала

Записывают выводы.

Определяют степень продвижения к  цели 

Мобилизация уч-ся на рефлексию своего поведения.  

- Итак, что Вы сегодня узнали на уроке? Как Вы думаете, для чего нам нужна полученная информация?

Регулятивные УУД: формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по биологии 6 класс. Тема урока: «Микроскоп. Клеточное строение растений».

В этом конспекте представлены все этапы поводимого урока, работа учащихся на уроке, выполнение лабораторной работы и работа по индивидуальным карточкам....

Урок биологии в 8 классе по теме "Клеточное строение организма" (конспект урока + презентация)

Урок биологии в 8 классе по теме "Клеточное строение организма". В данной работе представлен конспект урока с презентацией. На уроке дети должны усвоить знания о строении и жизнедеятельности кле...

Тест" Клеточное строение организма" 6 класс

Для проверки пройденного материала...

Проверочная работа по теме "Клеточное строение растений" - 6 класс

Проверочная работа в двух вариантах для контроля знаний учащихся по строению и функциям клетки и тканей растений в форме теста. УМК В.В.Пасечник....

Контрольная работа "Клеточное строение организмов" биология 5 класс

Контрольная работа Клеточное строение организмов...

Спецификация проверочной работы по теме «Клеточное строение организмов» 5 класс ФГОС

Спецификация проверочной работы по теме «Клеточное строение организмов» 5 класс ФГОС...

Тест "Клеточное строение листа", 6 класс

Тест для 6 класса по биологии на тему "Клеточное строение листа" по программе В.В.Пасечника...