Конспект урока "Кишечнополостные"
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему
Урок разработан с применением технологии системного подхода, содержит дидактический материал, презентацию. презентация разделена на блоки, что удобно при изучении материала отдельными модулями, содержит красочные иллюстрации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tip_kishechnopolostnye.doc | 39.5 КБ |
tip_kishechnopolostnye.ppt | 1.36 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Тип Кишечнополостные
Тип урока: изучение нового материала
Цели:
Образовательная: дать знания о строении кишечнополостных, их отличии от одноклеточных;
Развивающая: развивать представление об усложнении организации живых организмов;
Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: плакаты, презентация Power Point, модель гидры.
Формы работы на уроке: лекция, показ, работа с учебником, работа с карточками, тестами.
I Проверка домашнего задания: работа по карточкам.
II Актуализация знаний
Какие функции может выполнять клетка? Всегда ли клетка – это один организм? Каких многоклеточных животных вы можете назвать?
III Объяснение нового материала
- Ключевые понятия: кишечнополостные, эктодерма, энтодерма, стрекательные клетки, регенерация, гидроидные, сцифоидные, коралловые полипы.
К подцарству многоклеточных относятся и беспозвоночные, и позвоночные животные. (Вспомните определение беспозвоночных и позвоночных животных.) К беспозвоночным относят типы простейших, губок, кишечнополостных, иглокожих, моллюсков, червей, членистоногих и некоторых других.
Тип кишечнополостных объединяет 9 тыс. видов двухслойных, многоклеточных организмов с лучевой симметрией тела (гидры, медузы, кораллы). Наружный слой их клеток называется эктодермой (экто - наружный, дерма - кожа), а внутренний – энтодермой (энто - внутренний). Эктодерма выполняет покровную и защитную функции, а энтодерма – функции переваривания пищи.
Большинство кишечнополостных живет в морях и океанах. Они подразделяются на 3 класса: гидроидные, сцифоидные и коралловые полипы.(слайд 5)
Основные особенности кишечнополостных – 2 слоя клеток, лучевая симметрия и наличие стрекательных клеток. Впервые появляются 2 типа ткани. Полость тела у них имеет вид мешочка. Заднепроходного отверстия нет. Непереваренные остатки пищи выбрасываются наружу через рот, окруженный щупальцами. Пищеварение происходит непосредственно в кишечной полости и внутри клетки. У всех кишечнополостных на эктодерме имеются особые стрекательные клетки. У них уже есть и своеобразная нервная система. Нервные клетки гидры, соприкасаясь друг с другом, образуют нервную сеть.
Размножаются кишечнополостные как бесполым (почкование), так и половым путями. Они являются как раздельнополыми организмами, так и гермафродитами. Питаются кишечнополостные мелкими водными организмами и мальками рыб.
Многие кишечнополостные обладают способностью к регенерации (восстановление утраченных частей тела). Например, при повреждении тела гидры промежуточные клетки начинают усиленно расти, и раненное место восстанавливается.
Кишечнополостные живут свободно плавая в воде или прикрепляются к различным подводным предметам. Малоподвижные кишечнополостные представлены полипами, а свободноплавающие – медузами. Среди кишечнополостных есть виды, образующие колонии (колониальные красные кораллы). Малоподвижные кишечнополостные прикрепляются под водой к различным предметам или к телу других животных (раковины моллюсков, панцири раков) при помощи подошвы.
К классу гидроидных относятся пресноводные гидры и морские колониальные полипы, например обелия. (слайд 6,7)Гидры ведут одиночный, обычно прикрепленный образ жизни. Они хищники. Питаются дафниями и циклопами. Морские гидроидные ведут сидячий образ жизни. Похожи они на кустики, состоящие из сотен особей. Особи без щупалец и рта отпочковывают маленьких медузок разного пола. Самки выметывают в воду яйца, а самцы – сперматозоиды. Из оплодотворенных яиц разовьются планулы (личинки), которые дадут начало новым колониям. (слайд 8)
Прочитайте текст учебника и укажите основные отличительные черты гидры (описать строение).(слайд 9,10,11)
Класс сцифоидных включает крупных медуз (ушастая, корнерот, полярная), которые похожи на перевернутые чаши (от греч. сцuфос - чаша). (слайд 14)
У медузы рот находится посередине нижней стороны тела, по краям которого располагаются щупальца. Медуза передвигается в воде с помощью верхней зонтикообразной части тела. Резко сокращая свой зонтик и выбрасывая воду наружу, она плывет выпуклой стороной вперед. (слайд 15)
Прочитайте текст учебника и укажите основные отличительные черты гидры (описать строение). (слайд 16,17,18)
Кораллы и актинии составляют класс коралловых полипов. (слайд 19)Актинии похожи на цилиндры с многочисленными короткими толстыми щупальцами. Отдельные особи кораллов живут не поодиночке, а образуют большие колонии, защищенные твердым известковым «скелетом». По мере роста кораллов надстраивается и их каменистый «скелет», состоящий из минеральных «скелетных» образований. Сверху продолжают расти и почковаться живые кораллы. Нижняя часть колонии становится совершенно безжизненной (слайд 20)
Прочитайте текст учебника и укажите основные отличительные черты гидры (описать строение).(слайд 21)
- Составление опорных схем: таблица «Тип Кишечнополостные» (слайд 22,23)
- Закрепление: блиц-опрос. (слайды 24-29)
IV Итоги урока
V Домашнее задание: §37, составление кроссворда по материалу параграфа..
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
План урока Общая характеристика типа Класс Гидроидные Класс Сцифоидные Класс Коралловые полипы Значение кишечнополостных
Цели: Обобщить и систематизировать знания о Типе Кишечнополостных; Расширить представление о многообразии типа, значении этих организмов;
Ключевые слова Кишечнополостные, сцифоидные, эктодерма, энтодерма, регенерация, стрекательные, промежуточные клетки
Классы типа Кишечнополостных Гидроидные Сцифоидные Полипы
Класс Гидроидные Гидра пресноводная
Строение гидры 1 – рот 2 – щупальца 3 – эктодерма 4 – эндодерма 5 – кишечная полость 6 – сперматозоид 7 – яйцеклетка 8 – почка 9 – нервное сплетение 10 – нервная клетка 11 – стрекательная клетка 11А –стрекательная нить 11Б –чувствительный волосок 11В – стрекательная капсула
Главные характеристики класса Тело имеет вид мешочка, состоящего из двух слоёв – наружного эктодермы и внутреннего – энтодермы. Внутри имеет пищеварительную полость. Образ жизни – полуподвижный.
Органы и системы (наружный слой) КОЖНО-МУСКУЛЬНЫЕ КЛЕТКИ – покровная и двигательная функция. СТРЕКАТЕЛЬНЫЕ КЛЕТКИ – впрыскивают яд в тело жертвы.
Органы и системы (наружный слой) ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ КЛЕТКИ – дают начало другим клеткам. НЕРВНЫЕ КЛЕТКИ – имеют отростки, образующие сеть.
Органы и системы (внутренний слой) ПИЩЕВАРИТЕЛЬНО-МУСКУЛЬНЫЕ КЛЕТКИ –перемешивание и переваривание пищи. ЖЕЛЕЗИСТЫЕ КЛЕТКИ – вырабатывают ферменты, необходимые для пищеварения
Питание Стрекательные клетки парализуют жертву Через ротовое отверстие пища попадает во внутреннюю полость Переваривание пищи происходит с помощью мускульных клеток Пищеварение двух типов – внутриклеточное и внутриполостное
Размножение Почкованием (бесполое) – на теле гидры появляется бугорок, из которого вырастает взрослая гидра. Половое размножение – на теле гидры созревают половые клетки – сперматозоиды и яйцеклетки, которые сливаясь образуют яйцо.
Класс Сцифоидные (медузы) Аурелия
Строение медузы
Главные характеристики класса Тело состоит из купола, с нижней стороны ротовое отверстие, окруженное щупальцами. Образ жизни – подвижный
Питание Питается, захватывая щупальцами мелких рыбешек
Размножение Размножается половым путем. После слияния половых клеток развивается личинка – планула, которая затем прикрепляется ко дну. Далее происходит почкование и отделяются взрослые медузы.
Класс Коралловые полипы
Строение кораллового полипа
Главные характеристики класса Живут колониями. Имеют известковый скелет, который образует рифы. Питаются мелкими организмами, парализуя их как гидра. Образ жизни – неподвижный.
Значение Коралловые полипы образуют коралловые рифы – место обитания многих животных. Природные фильтраторы воды. Образовали залежи известняка.
Значение Используются для изготовления ювелирных украшений.
Контрольный тест
Какие классы относятся к Типу Кишечнополостных? Класс Сцифоидные Класс Саркодовые Класс Млекопитающие
Подбери пары : Через центр тела можно провести несколько полостей, рассекающих его на равные части Одна плоскость делит тело примерно на две равные половины Двусторонняя симметрия Радиальная симметрия
Что характерно для кишечнополостных? Относятся к простейшим Стенка тела образована двумя слоями Нервная система состоит из окологлоточного кольца и брюшной нервной цепочки Развита регенерация
Какое размножение характерно для кишечнополостных? Половое Бесполое
Подбери пары 1. Промежуточные клетки 2. Кожно-мускульные клетки 3. Стрекательные клетки 4. Железистые клетки на внутренней стенке А) Вырабатывают пищеварительные ферменты Б) Функция защиты и поражение жертвы В) Покров, функция движения Г) Способны образовывать любые другие клетки А В Г Б
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.
Презентация конспекта урока на немецком языке в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.
Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...
КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Поздняя осень» КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Поздняя осень
Интегрированное занятие "Поздняя осень". Использовался как открытое занятие в ДОУ со старшее группой....
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...