Технологическая карта урока "Испарение воды растениями" 6 класс
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Предмет

Биология

УМК

Пасечник В.В.  Биология 6 класс, учебник для общеобразовательных учреждений/ М.: Дрофа, 2013 г;

Класс

6

Тип урока

Изучение нового материала

Тема

Испарение воды листьями

Цель урока

Создать условия для эффективного усвоения обучающимися знаний  о значении  испарения воды листьями растений, его зависимости от факторов внешней среды

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока биологии

Предмет

Биология

УМК

Пасечник В.В.  Биология 6 класс, учебник для общеобразовательных учреждений/ М.: Дрофа, 2013 г;

Класс

6

Тип урока

Изучение нового материала

Тема

Испарение воды листьями

Цель урока

Создать условия для эффективного усвоения обучающимися знаний  о значении  испарения воды листьями растений, его зависимости от факторов внешней среды

Задачи урока

Предметные:

  1. Закрепить знания о процессах фотосинтеза и дыхания растений
  2. Ознакомить  со значением испарения воды листьями растений;
  3. Выявить причинно-следственные связи зависимости испарения воды листьями  от различных факторов внешней среды.

Метапредметные:

  • формировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности и к полученным результатам;
  • проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;
  • формировать
  • формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, самостоятельно ставить учебные задачи и разрешать их, анализировать полученные результаты, умение делать выводы.

Межпредметные связи

Естествознание

Ресурсы

  1. Презентация «Испарение воды»;
  2. Интерактивные образовательные ресурсы (разработка автора);
  3. Презентационное мультимедийное оборудование;
  4. Интерактивная доска;
  5. Набор лабораторной посуды для проведения эксперимента (пробирки, штативы).

Технологии

Учебно-исследовательская деятельность, проблемное изложение материала

Планируемые результаты

Предметный результат:

  • владеют биологической терминологией;
  • умеют характеризовать процессы жизнедеятельности растений (фотосинтез, дыхание, транпирацию)
  • знают значение испарения воды и его зависимость от факторов внешней среды;
  • владеют навыками проведения биологического эксперимента;
  • умеют применять знания при решении практических задач.

Метапредметные результаты:

Личностные:

  • проявляют познавательный интерес к предмету;
  • могут давать самооценку деятельности и подводить итоги работы;

Познавательные:

  • могут  работать по алгоритму (инструкции);
  • находить ответы на вопросы, используя свои знания, жизненный опыт и информацию;
  • умеют логически рассуждать, анализировать полученную информацию, делать выводы.

Коммуникативные:

  • имеют навыки сотрудничества;
  • имеют навыки взаимоконтроля и взаимопомощи при выполнении совместного задания;
  • могут представлять результат работы в устной и письменной речи, высказывать свою точку зрения.

Регулятивные:

  • определяют границы своего знания – незнания;
  • умеют планировать и регулировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
  • могут оценивать свою работу.

Ход урока.

Дидактическая
структура
учебного занятия

Деятельность
учителя

Деятельность
обучающихся

Оценивание (форма контроля)

Организационный этап

(2 мин.)

Приветствует учеников.

Проверяет готовность учащихся к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность.

Создаёт условия для включения учащихся в учебный процесс.

Приветствуют учителя, определяют самооценку готовности к уроку.

Настраиваются на предстоящую работу в классе.

Самооценка готовности к предстоящей учебной деятельности

Актуализация знаний  

(3 мин.)

Организует повторение знаний, закрепление умений.

Обеспечивает мотивацию к изучению материала необходимого для «открытия нового знания».

Слайд 1

ТЕСТ

Уровень А     Выберите правильный ответ:

1.В процессе фотосинтеза в атмосферный воздух выделяется:

а) кислород;

б) углекислый газ;

в) азот и углекислый газ.

2.Сложные процессы, протекающие в зеленых клетках растения приводят к образованию:

а) сахара, который затем превращается в крахмал;

б) крахмала, который затем превращается в сахар;

в) крахмала или сахара.

3.Дыхание растения, находящегося в темноте:

а) не прекращается;

б) приостанавливается;

в) происходит более энергично, чем на свету.

4.При дыхании зеленое растение поглощает:

а) азот;

б) кислород;

в) углекислый газ.

Уровень В   Допишите предложения:

Дыхание происходит во всех ______________________ клетках.

При дыхании поглощается _______, а выделяется _____ .

При дыхании органические вещества ______________________ .

Для протекания процесса дыхания световая энергия _____________.

При дыхании энергия ______________________ .

Уровень С    Почему нельзя выращивать комнатные растения в большом количестве с комнате где вы спите?

О каких процессах протекающих в растении мы говорим?

Фотосинтез – Это

Дыхание-  это

Слайд 2   Сравним фотосинтез и дыхание, выполнив задание.

Отвечают устно на вопрос (фотосинтез, дыхание, всасывание воды).

1 ученик выполняет задание на интерактивной доске, другие обучающиеся проверяют правильность выполнения.

Взаимоконтроль

Создание проблемной ситуации, целеполагание

(5 мин)

Слайд 3

ОПЫТЫ.

Опыт №1. Для опыта взяли  ветку комнатного растения бальзамин с низко расположенными листьями  и поместили  её в колбу  наполненную водой комнатной температуры. Уровень воды отметили  полоской цветной бумаги. На поверхность воды налили  слой масла, чтобы защитить от испарения. Прибор с растением взвесили на весах. Он весил 205 гр. Повторное взвешивание провели  перед уроком. Прибор стал весит 199г.

  • Как вы думаете, почему колба с веточкой стала весить меньше?
  • Почему нарушилось равновесие весов?

Итак, мы убедились, что вода испаряется

  • Откуда в растениях берётся вода?
  •  Что заставляет подниматься воду  из корней в другие части растения?

Как бы вы сформулировали цель урока?

Можете ли вы сейчас ответить, что такое испарение, почему растению необходимо испарять воду в таком количестве и всегда ли растение испаряет одинаковое количество воды?

Определение темы урока.

Несколько обучающихся выдвигают гипотезу, что растение испаряет воду.

Учащиеся определяют тему урока.

Сталкиваются с затруднением, связанным с недостаточным объемом знаний.

Предполагаемая формулировка цели: Изучить какое значение имеет испарение воды  для растений, и выяснить причины, от которых зависит количество испаряемой воды.

Участие в дискуссии, ответы на вопросы;

Оценка/самооценка умений определять и формулировать проблему, цель урока.

Первичное усвоение и проверка понимания  новых знаний

- Что же такое испарение? (просмотр видео) Попробуйте  сами сформулировать определение.

Испарение – это переход воды из жидкого состояния в пар.

Пар – это вода в газообразном состоянии

Транспирация – это процесс испарения воды.

Организует работу в группах

1 группа.   Через какой орган растения происходит испарение воды. ( рис. 75.  с 98)

2 группа.  Через что вода испаряется  из листьев? (рис. 76 с.98)

Проанализируйте таблицу «Количество устьиц» и предположите у всех ли растений нижняя сторона листа будет испарять больше, от какого показателя это зависит?

Количество устьиц

Вид

Число устьиц на 1 мм2

Верхняя сторона листа

Нижняя сторона листа

Кувшинка

625

3

Дуб

0

438

Яблоня

0

246

Пшеница

47

32

Овес

40

47

Очиток

21

14

Молодило

11

14

3 группа  откуда в растениях берется вода?

- обратите внимание на комнатные растения. Чем отличаются эти растения друг от друга?

Как вы считаете они испаряют одинаковое количество воды в сутки?

Почему вы так думаете? Какие растения будут испарять воды меньше? Почему? Выясните от чего зависит испарение воды растениями.

Ст.98. самостоятельное изучение.

Факторы, влияющие на испарение

 Особенности  

Влажность

При недостатке воды  устьица закрываются

Температура

Чем выше температура, тем интенсивнее испарение

Время суток

Днем устьица открыты, ночью закрыты. При солнечном освещении испаряется больше воды, чем в тени.

Состояние устьиц

Если устьица закрыты- испарения нет, если – открыты, то испарение происходит

Ветер

При ветре испарение интенсивнее

Организует самостоятельную работу с учебником по изучению значение испарения воды растениями.

Дает проблемный вопрос для обсуждения.

Почему в жаркий летний день камни и асфальт на земле сильно нагреваются, а листья подорожника, расположенные рядом, остаются прохладными?

Дает вопрос для обсуждения.

Когда растения требуют большего полива в ветренную или безветренную погоду? Почему?

Организуется обобщение по факторам, влияющим на испарение воды листьями.

Физкультминутка.

Глазки крепко закрываем

Дружно до пяти считаем

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем

Слайд  У растений имеются различные приспособления к меньшему испарению. Посмотрите, пожалуйста на экран  и убедитесь в этом!

  1. Видоизменение листьев (иголки у кактуса).
  2. Опушение листовой  пластинки (полынь).
  3. Восковой налет на листьях (сосна).
  4. Поворот листа к свету ребром (у эвкалипта).
  5. Способность некоторых степных растений сворачивать лист в трубочку(ковыль степной).
  6. Мелкие кожистые листья (брусника).

Работают с учебником параграф 18  и записывают в тетрадь значение испарения воды для растений.

Устанавливают закономерности; делают выводы, фиксируют преодоление возникшего ранее затруднения;

Ст.98. самостоятельное изучение.

Выясняют от чего зависит испарение воды растениями. называют:

  • от состояния устьиц;
  • от площади листовой пластинки;
  • много воды испаряется молодыми листьями
  • от ветра
  • от времени суток

от влажности

Высказывают свои гипотезы на основе изученного материала. Предполагаемый ответ: Лист охлаждается за счет испарения воды.

Составляют перечень факторов, усиливающих и замедляющих испарение воды растениями. Записывают в тетрадь.

Оценка деятельности групп по достижению результата.

Оценка умения выявлять и формулировать свои затруднения при решении практических задач в незнакомой ситуации.

Оценка/самооценка умений определять результаты и  критерии их оценки.

Проверка усвоения изученного материала

Решите задачу: Если капуста испаряет 1 л. в сутки, то сколько надо 10 литровых ведер ей на 1 месяц (Ответ – 3 ведра)
2. Когда вы чаще будете поливать капусту, в пасмурную или солнечную погод.

Тест

Решают кроссворд. Применяют полученные знания при ответе на вопросы.

Взаимопроверка, взаимоконтроль

Рефлексия учебной деятельности  

Возвращаемся к цели, которую формулировали в начале урока:

Изучить какое значение имеет испарение воды  для растений, и выяснить причины, от которых зависит количество испаряемой воды.

Рефлексия «Выбери верное утверждение»

Учащимся предлагается выбрать подходящее утверждение

1) Я сам не смог справиться с затруднением;

2) У меня не было затруднений;

3) Я только слушал предложения других;

4) Я выдвигал идеи….

Анализируют степень достижения цели урока. Проговаривают кратко  значение испарения воды растениями и факторы, которые влияют на интенсивность испарения.

Выбирают утверждение, проводят самоанализ деятельности на уроке.

Рефлексия деятельности (оценка успешности)

Информация о домашнем задании,

Задание по выбору обучающихся:

  1. Параграф 18. Подготовить устно ответы на вопросы (репродуктивный

2.Составить кроссворд на тему   «Дыхание, фотосинтез, испарение»

3. Косить траву можно в любое время дня, но народная мудрость гласит, что лучше всего ее косить утром. Справедливо ли это утверждение?

Биология 6 класс. Испарение. Выберите правильный ответ.

1. Значение испарения:

а) выделение кислорода,
б) передвижение минеральных веществ и охлаждение растения,
в) передвижение веществ по растению,
г) выделение углекислого газа.

2. Защита сосны от испарения воды зимой:

а) наличие воскового налёта на мелких листьях,
б) отсутствие устьиц,
в) наличие мелких листьев,
г) сбрасывание листьев.

3. Устьичная щель становится шире, если:

а) солнечная погода, мало влаги в почве
б) солнечная погода, достаточно влаги в почве
в) пасмурная погода, достаточно влаги в почве
г) пасмурная погода, мало влаги в почве

4. Всасывание воды происходит через:

а) зону всасывания коня,
б) зону проведения коня,
в) зону роста корня,
г) зону растяжения корня.

5. Испарение происходит:

а) только днём,
б) постоянно, но зависит от погодных условий,
в) только на свету,
г) только ночью


ТЕСТ

Уровень А     Выберите правильный ответ:

1.В процессе фотосинтеза в атмосферный воздух выделяется:

а) кислород;

б) углекислый газ;

в) азот и углекислый газ.

2.Сложные процессы, протекающие в зеленых клетках растения приводят к образованию:

а) сахара, который затем превращается в крахмал;

б) крахмала, который затем превращается в сахар;

в) крахмала или сахара.

3.Дыхание растения, находящегося в темноте:

а) не прекращается;

б) приостанавливается;

в) происходит более энергично, чем на свету.

4.При дыхании зеленое растение поглощает:

а) азот;

б) кислород;

в) углекислый газ.

Уровень В   Допишите предложения:

Дыхание происходит во всех ______________________ клетках.

При дыхании поглощается ___________________, а выделяется _____________________ .

При дыхании органические вещества ______________________ .

Для протекания процесса дыхания световая энергия _____________.

При дыхании энергия ______________________ .

Уровень С    Почему нельзя выращивать комнатные растения в большом количестве с комнате где вы спите?

ТЕСТ

Уровень А     Выберите правильный ответ:

1.В процессе фотосинтеза в атмосферный воздух выделяется:

а) кислород;

б) углекислый газ;

в) азот и углекислый газ.

2.Сложные процессы, протекающие в зеленых клетках растения приводят к образованию:

а) сахара, который затем превращается в крахмал;

б) крахмала, который затем превращается в сахар;

в) крахмала или сахара.

3.Дыхание растения, находящегося в темноте:

а) не прекращается;

б) приостанавливается;

в) происходит более энергично, чем на свету.

4.При дыхании зеленое растение поглощает:

а) азот;

б) кислород;

в) углекислый газ.

Уровень В   Допишите предложения:

Дыхание происходит во всех ______________________ клетках.

При дыхании поглощается ___________________, а выделяется _____________________ .

При дыхании органические вещества ______________________ .

Для протекания процесса дыхания световая энергия _____________.

При дыхании энергия ______________________ .

Уровень С    Почему нельзя выращивать комнатные растения в большом количестве с комнате где вы спите?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Уровень А Выберите правильный ответ: 1.В процессе фотосинтеза в атмосферный воздух выделяется: а) кислород; б) углекислый газ; в) азот и углекислый газ. 2.Сложные процессы, протекающие в зеленых клетках растения приводят к образованию: а) сахара, который затем превращается в крахмал; б) крахмала, который затем превращается в сахар; в) крахмала или сахара. 3.Дыхание растения, находящегося в темноте: а) не прекращается; б) приостанавливается; в) происходит более энергично, чем на свету. 4.При дыхании зеленое растение поглощает: а) азот; б) кислород; в) углекислый газ. Уровень В Допишите предложения: 1 Дыхание происходит во всех ______________________ клетках. 2 При дыхании поглощается ______________________, а выделяется ______ 3 При дыхании органические вещества ______________________ . 4 Для протекания процесса дыхания световая энергия ______________________ . 5 При дыхании энергия ______________________ . Уровень С Почему нельзя выращивать комнатные растения в большом количестве с комнате где вы спите?

Слайд 2

Черты процесса Фотосинтез Дыхание В каких клетках происходит Какой газ поглощается Какой газ выделяется Что происходит с органическими веществами Световая энергия для протекания реакции Энергия в процессе

Слайд 3

Черты процесса Фотосинтез Дыхание В каких клетках происходит Клетки мякоти столбчатой ткани Во всех живых клетках Какой газ поглощается Углекислый Кислород Какой газ выделяется Кислород Углекислый газ Что происходит с органическими веществами образуются расходуются Световая энергия для протекания реакции необходима нет Энергия в процессе накапливается освобождается

Слайд 5

Испарение воды растениями

Слайд 6

цели урока Раскрыть сущность процесса испарения, его роль в жизни растения. Выяснить причинную обусловленность этого процесса, его зависимость от факторов окружающей среды. Формировать бережное отношение к зеленым растениям, исходя из знаний об их роли в жизни человека и всех живых организмов на Земле..

Слайд 7

ИСПАРЕНИЕ – ПАР –

Слайд 8

ИСПАРЕНИЕ – это переход воды из жидкого состояния в пар. ПАР – вода в газообразном состоянии .

Слайд 9

Транспирация- процесс испарения воды.

Слайд 10

Почему появились капельки на внутренних стенках колбы?

Слайд 11

Через что вода испаряется из листьев?

Слайд 12

Устьице листа томата под электронным микроскопом

Слайд 14

Вид Число устьиц на 1 мм 2 Верхняя сторона листа Нижняя сторона листа Кувшинка 625 3 Дуб 0 438 Яблоня 0 246 Пшеница 47 32 Овес 40 47 Очиток 21 14 Молодило 11 14

Слайд 15

Откуда в растениях берётся вода? Что заставляет подниматься воду из корней в другие части растения?

Слайд 17

От чего будет зависеть испарение воды растениями? температура влажность Состояние устьиц Время суток

Слайд 18

1 2 3 4 Сильный сухой ветер) Дождливая пасмурная погода Ясный солнечный день ночь

Слайд 19

Значение испарения Способствует передвижению воды в растении. Предохраняет листья от перегрева оказывает большое влияние на климат

Слайд 21

Решите задачу: 1. Если капуста испаряет 1 л. в сутки, то сколько надо 10 литровых ведер ей на 1 месяц 2. Когда вы чаще будете поливать капусту, в пасмурную или солнечную погоду

Слайд 22

1. Значение испарения: а) выделение кислорода, б) передвижение минеральных веществ и охлаждение растения, в) передвижение веществ по растению, г) выделение углекислого газа.

Слайд 23

2. Защита сосны от испарения воды зимой: а) наличие воскового налёта на мелких листьях, б) отсутствие устьиц, в) наличие мелких листьев, г) сбрасывание листьев.

Слайд 24

3. Устьичная щель становится шире, если: а) солнечная погода, мало влаги в почве б) солнечная погода, достаточно влаги в почве в) пасмурная погода, достаточно влаги в почве г) пасмурная погода, мало влаги в почве

Слайд 25

4. Всасывание воды происходит через: а) зону всасывания коня, б) зону проведения коня, в) зону роста корня, г) зону растяжения корня.

Слайд 26

5. Испарение происходит а) только днём, б) постоянно, но зависит от погодных условий, в) только на свету, г) только ночью

Слайд 27

1-б 2-а 3-б 4-а 5-а

Слайд 28

1) Я сам не смог справиться с затруднением; 2) У меня не было затруднений; 3) Я только слушал предложения других; 4) Я выдвигал идеи….

Слайд 29

Домашнее задание § 18 1.Составить кроссворд на тему «Дыхание, фотосинтез, испарение» 2. Косить траву можно в любое время дня, но народная мудрость гласит, что лучше всего ее косить утром. Справедливо ли это утверждение?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока в 11 классе с применением проектной технологии «Основные классы неорганических соединении»

Технологическая карта урокаТема урока «Основные классы неорганических соединений»Цель: Организовать деятельность учащихся по обобщению, закреплению, углублению знаний об основных классах неоргани...

Технологическая карта урока в 6 классе по теме "Подземные воды"

Урок построен в технологии проблемного обучения с применением ИКТ и здоровьесбережения....

Технологическая карта урока для 5 класса "Вода на Земле"

Предметные результаты: объяснять значений понятий: гидросфера, мировой океан, ледник; уметь показывать океаны. Мета предметные результаты: формирование умения выделять ключевое слово и существе...

Технологическая карта урока в 8 классе на тему: «Он – как вода, принимающая форму любого сосуда» (Юрий Манн). Образ Хлестакова в произведении Н.В. Гоголя «Ревизор».

Технологическая карта урока в 8 классе на тему: «Он – как вода, принимающая форму любого сосуда» (Юрий Манн). Образ Хлестакова в произведении Н.В. Гоголя «Ревизор»....

Технологическая карта урока географии 8 класс Внутренние воды. Реки

Урок по теме "Внутренние воды. Реки". Цель урока: Создание условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации, применения её в знакомой и новой учебной ситуации, проверки уров...