Конспект урока биологии по теме "Биосинтез белка" 9 класс
план-конспект урока по биологии (9 класс) на тему

Коршунова Тамара Витальевна

Конспект урока биологии по теме "Биосинтез белка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon korshunova_t.v._urok_biosintez_belka.doc130.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарный план урока биологии  по теме:  «Пластический обмен. Биосинтез белков»

Предмет

Биология

Класс

9

Тема урока        

«Пластический обмен. Биосинтез белков»

Цели урока: -  Предметная: изучить суть пластического обмена веществ, процесс биосинтеза белка, его закономерности;

                         рассмотреть понятия «обмен веществ», генетический код и его свойства, процесс биосинтеза белка;

                       - Метапредметная: формировать умения и навыки выделять главное, сравнивать, анализировать, формулировать выводы.

                       - Личностная: формировать интеллектуальные и коммуникативные умения.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Определение обмена веществ, как существенного  признака живых организмов;

Сравнение видов обмена веществ;

Определение последовательности этапов биосинтеза белка;

Значение биологического синтеза для жизнедеятельности организма.

-Умение анализировать биологическую информацию,

-умение работать с понятийным аппаратом, -умение определять последовательность этапов биосинтеза белка,

-умение определять последовательность аминокислот в белковой молекуле с помощью таблицы «Генетический код»,       -умение вести дискуссию

Формирование ответственного отношения к учению, формирование интеллектуальных и коммуникативных умений.

Решаемые учебные проблемы

Развитие у учащихся навыков самостоятельности и саморазвития.

Тип урока

Урок получения нового знания

Основное содержание учебного материала (требования согласно программе)

Ученик научится:

- определять этапы процесса биосинтеза белков;

- давать  определения «обмен веществ», «пластический обмен», «энергетический обмен», «триплет», «генетический код», «комплементарность», «транскрипция», «трансляция», «синтез»;

Ученик получит возможность научиться:

- объяснять взаимосвязь процессов обмена веществ, свойства генетического кода, этапы биосинтеза белков.

Виды используемых на уроке средств ИКТ

Компьютер, ММП, Компьютерная презентация по теме урока, видеофайл «Процесс трансляции при пластическом обмене»

Оборудование

Таблица «Биосинтез белка», раздаточный материал: таблица  «Генетический код», карточки с формулировкой задач

Структура урока

Этап урока

Деятельность учителя

Виды деятельности учащихся

личностная

познавательная

коммуникативная

регулятивная

1. Орг. момент

Приветствует учащихся, настраивает на работу, проверяет их готовность  к уроку

Настраиваются на   получение нового знания

Приветствуют учителя

Проверяют готовность к уроку

2.Актуализация

Цель: актуализация имеющихся знаний; развитие познавательных интересов и инициативы учащихся; формирование коммуникативных умений.

- Проводит опрос Д/з:

1.Предлагает выполнить задание по слайду КП – устный диктант.

2. Называет тему урока, предлагает определить цели урока.

3.Задает вопросы:

- Какие механизмы транспорта веществ в клетку вам известны?

- Почему клетке необходимо получать вещества из окружающей среды?

4.Сегодня на уроке нам предстоит изучить механизм биологического синтеза белков.

Повторение  и закрепление изученного ранее материала, формирование базы знаний по теме.

Выполнение логических операций (анализ, сравнение)

Вспоминают суть

пассивного и активного транспорта веществ, отмечают, что клетке необходимы вещества для осуществления жизнедеятельности.

Взаимодействие с учителем в процессе повторения изученного ранее материала, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, умение слушать и вступать в диалог.

Взаимодействие с учителем в определении целей урока.

Определение    степени усвоения материала

3 . Создание проблемной ситуации.

Цель: вызвать у учащихся эмоциональную реакцию затруднения.

1.Демонстрирует видеофайл «Процесс трансляции при пластическом обмене»

2.Задает вопросы:

- Какой незнакомый термин был использован в видеосюжете?

3. Подводит учеников к пониманию сути биосинтеза:

- Биосинтез белков происходит на рибосомах – особых органоидах клетки, находящихся в цитоплазме

Рассмотрите рис. 61 (с. 115),   найдите изображение рибосомы. Молекул ДНК в рибосомах нет – они содержатся в ядре. Найдите ядро на схеме. Что происходит в ядре?

- Процесс считывания информации с ДНК на и – РНК получил название 

ТРАНСКРИПЦИЯ

Получают новые знания

Анализируют информацию

Предполагаемые ответы:

- Матричная РНК

- Раскручивание ДНК и образование

и - РНК – матрицы.

Ученики знакомятся с новым понятием

Могут выразить мнение по предложенному сюжету

Оценивают сложность материала, осознают, что не имеют достаточно знаний для восприятия этого материала.

4. Целеполагание

Цель: формирование познавательных мотивов учебной деятельности.

Объясняет новый материал, используя Компьютерную презентацию по теме:

- Для биосинтеза белка необходимы:

-аминокислоты (найдите их на схеме),

-энергия,

 -информация

(ДНК               и - РНК)

Далее учитель объясняет, как происходит непосредственно сам процесс, используя КП

 В рибосомах осуществляется ТРАНСЛЯЦИЯ механизм, с помощью которого последовательность нуклеотидов (триплетов) в молекуле и-РНК переводиться в последовательность аминокислот в молекуле белка. Сначала происходит присоединение и-РНК к рибосоме. На и-РНК нанизывается первая рибосома, синтезирующая белок. На одной и-РНК может одновременно находиться более 80 рибосом, синтезирующих один и тот же белок. Такая группа рибосом, соединенных одной и-РНК, называется ПОЛИСОМОЙ.
Вид синтезированного  белка определяется не рибосомой, а информацией, записанной на и-РНК. Одна и та же рибосома способна синтезировать различные белки. По завершению синтеза белка рибосома вновь нанизывается на и-РНК, а белок поступает в ЭПС и доставляется в те части клетки, где он нужен.

Воспринимают материал, в процессе изучения материала заполняют Карту познания.

Изучают новый материал, знакомятся с новыми терминами, усваивают понятия, соотносят их с этапами биосинтеза

Возможна работа в малых группах – парах.

Ведут дискуссию с учителем по теме.

Фиксируют информацию в Карте познания с целью лучшего усвоения материала.  

5. Планирование

Цель: формирование способности анализировать, сравнивать.

Предлагает выполнить

Задание:

Смыслообразование

Работают с информацией,

анализируют, выполняют задание.

Работают в малых группах, взаимодействуют с учителем.

6. «Открытие и применение нового знания»

Цель: формирование основ теоретического мышления, развитие умений работы с таблицей

Предлагает решить биологические задачи на определение последовательности аминокислот в белковой молекуле с использованием таблицы «Генетический код»

Формирование интеллектуального умения – решать задачи

Решают задачи

Работа в малых группах, обмен мнениями взаимодействие с учителем

Отрабатывают навыки решения задач и работы с таблицей

7. Рефлексия

Цель: формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока.

1. Предлагает вспомнить тему и цели урока, соотнести с этапами работы на уроке и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом. Совместно с учащимися проводится  анализ Карты познания

2. Оценивает работу учащихся, дает домашнее задание.

Самоопределение, определение ценности полученных знаний.

Анализируют Карту познания

Называют тему  урока, дают характеристику  этапов биосинтеза белка,  отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся моменты урока.

Осознание ответственности за общее дело, умение сотрудничать с другими людьми в поиске необходимой информации

Определяют степень своего продвижения к цели урока.

8. Домашнее задание

Дает Д/з:

- § 23, стр. 113-117, вопросы 1-5 устный ответ, работа с терминами;

 - Используя дополнительный материал, составить биологическую задачу по теме (возможна работа в группе)

 - по желанию доп. задание:

Составить биологический кроссворд по теме «Биосинтез белка»

Записывают Д/з

Приложение 1

Этап урока 2. Актуализация

Опрос Д/з

Учитель: Вы видите перед собой ответы к устному диктанту. Что здесь необычного?

Предполагаемый ответ: Ответы обозначены буквами.

Учитель: Вам предстоит ответить на вопросы устного диктанта. Во время работы выпишите по порядку буквы правильных ответов.

Диктант:

1.Назовите органические вещества, входящие в состав клетки.

 Б) белки, жиры, углеводы.

2. Из каких простых органических соединений состоят белки?

 И) Аминокислоты.

3.Какие химические соединения называют углеводами?

О) Органические вещества с общей формулой Cn(H2O)m.

4. Какой простой углевод служит мономером крахмала, гликогена, целлюлозы?

С) Глюкоза.

5.Как называются нерастворимые в воде органические вещества?

И) Липиды.

6.Эти вещества хранят, переносят и передают наследственную информацию о структуре белковых молекул.

Н) Нуклеиновые кислоты.

7. Назовите фамилии ученых, которые в 1953 году установили структуру нуклеиновых кислот.

Т) Уотсон и Крик.

8. Как называются мономерные единицы, из которых построены нуклеиновые кислоты?

Е) Нуклеотиды.

9. Как называется двухцепочный мономер с очень высокой молекулярной массой?

З) ДНК.

10. Название одноцепочного мономера (нуклеиновой кислоты).

Б) РНК.

11. Азотистое основание, входящее в состав только РНК?

Е) Урацил.

12. Сахар входящий в состав РНК.

Л) Рибоза.

13. Биологические катализаторы, вещества белковой природы.

 К) Ферменты.

14. В состав ДНК входит сахар.

А) Дезоксирибоза.

ЗАДАНИЕ НА СЛАЙДЕ:

Б) белки, жиры, углеводы.

К) Ферменты.

И) Аминокислоты.

С) Глюкоза.

О) Органические вещества с общей формулой Cn(H2O)m.

Н) Нуклеиновые кислоты.

З) ДНК.

Е) Урацил.

Е) Нуклеотиды.

Л) Рибоза.

И) Липиды.

А) Дезоксирибоза.

Т) Уотсон и Крик.

Б) РНК.

Учитель: Какой ответ вы получили?

Предполагаемый ответ: БИОСИНТЕЗ БЕЛКА  

Учитель: Мы определили  тему нашего урока и написали название Карты познания, которую вам предстоит составить на уроке.

Приложение 2

Этап урока 6. «Открытие и применение нового знания»

Дидактический материал

Задание №1.

Составить последовательность нуклеотидов в и-РНК по участку цепи ДНК. Пользуясь таблицей генетического кода определить последовательность аминокислот в полученной цепи и-РНК и подписать их.

А-Г-Ц-Т-Т-Г-Г-А-Ц-

 

Задание №2. Решение задачи

Какова скорость синтеза белка у высших организмов, если на сборку инсулина, состоящего из 51 аминокислотного остатка, затрачивается 7,3 с.?

Решение задачи:

51 : 7,3 = 7 (аминокислот в 1 сек.).

(Ответ: в 1 сек. сливается 7 аминокислот.)

Задание №3.  

Пользуясь таблицей кода ДНК , определите, какие аминокислоты кодируют триплеты ЦАТ, ТТТ, ГАТ. Какими триплетами закодированы аминокислоты вал, фен, три?

Задание №4.

На основе участка молекулы ДНК

1.        достроить вторую цепочку ДНК

2.        построить цепочку и-РНК, комплементарную цепочке ДНК

3.        определить количество и типы антикодонов т-РНК, комплементарных полученной цепочке и-РНК

1 Вариант: А-Т-Г-А-Ц-Г-Т-Т-А-Г-Г-А-А-Т-Т

2 Вариант: Г-А-Ц-Т-Т-А-Г-Г-Ц-Т-А-А-Т-Ц-Г

Ответы

Задание №4

Вариант 1:

  1. Т-А-Ц-Т-Г-Ц-А-А-Т-Ц-Ц-Т-Т-А-А
  2. А-У-Г-А-Ц-Г-У-У-А-Г-Г-А-А-У-У
  3. 5 антикодонов, У-А-Ц, У-Г-Ц, А-А-У, Ц-Ц-У, У-А-А.

      Вариант 2:

  1. Ц-Т-Г-А-А-Т-Ц-Ц-Г-А-Т-Т-А-Г-Ц
  2. Г-А-Ц-У-У-А-Г-Г-Ц-У-А-А-У-Ц-Г
  3. 5 антикодонов, Ц-У-Г, А-А-У, Ц-Ц-Г, А-У-У, А-Г-Ц.

Тест по теме «Химический состав клетки. Биосинтез белка»  (можно использовать на следующем уроке для проверки знаний)

Внимательно прочитайте вопросы и ответьте на следующие вопросы. При ответах на вопросы необходимо выбрать только один наиболее точный и правильный ответ.

Задание 3.

1.        Мономером белков является:

а) жирная кислота;           б) глицерин;            в) аминокислота;            г) сахароза.

2.        В ядре осуществляется:

а) фотосинтез                        б) синтез АТФ                  в) синтез РНК

3.        Функции хромосом:

а) отвечают за синтез липидов

б) осуществляют фотосинтез

в) являются носителями наследственной информации

4.        Какие органоиды участвуют в синтезе белка?

а) рибосомы               б) лизосомы            в) комплекс Гольджи        г) эндоплазматическая сеть

5.        Синтез белков в клетке является примером процесса:

а) ассимиляции         б) диссимиляции           в) энергетического обмена         г) катаболизма

6.        Свойства белка определяются его структурой:

а) первичной                   б) вторичной                  в) третичной     г) четвертичной

7.        Участок  ДНК, несущий информацию о синтезе 1 белка:

а) ген                              б) кодон                           в) триплет                  г) нуклеотид  

8.        Участок  ДНК, несущий информацию о синтезе 1 аминокислоты:

а) ген                                 б) кодон                         в) генотип                  г) нуклеотид          

        9.        Последовательность нуклеотидов из трех рядом расположенных нуклеотидов:

а) ген                           б) кодон                         в) генотип                       г) нуклеоид    

              10.        Мономер ДНК - это:

а) аминокислота    б) глицерин и жирные кислоты            в) нуклеотид       г) моносахарид

11.        В состав ДНК входит типов нуклеотидов:

а) 2                          б) 3                                  в) 4                                      г) 5

12.        Первый этап синтеза белка - это:

а) транскрипция         б) трансляция           в) редупликация                г) кроссинговер        

13.        Первый этап синтеза белка происходит в:

а) цитоплазме               б) ядре                           в) рибосоме                        г) митохондрии

14.        Второй этап синтеза белка происходит в следующем органоиде клетки:

а) цитоплазма                      б) ядро                        в) рибосома                        г) митохондрия                                                                  

15.        Из ядра в цитоплазму информация о последовательности белка переносится в виде:

а) т-РНК                  б) и-РНК                           в) р-РНК                          г) ДНК  

    16.        Перенос аминокислот к месту синтеза белка осуществляется:

а) т-РНК                  б) и-РНК                           в) р-РНК                          г) ДНК  

    17.        Триплет, расположенный на «верхушке» т-РНК, соответствующий аминокислоте, которую он переносит называется:

а) кодон                  б) антикодон                   в) ген                               г) нуклеотид        

18.        Перевод последовательности нуклеотидов и-РНК в последовательность аминокислот белка - это:

а) транскрипция         б) трансляция          в) редупликация        г) кроссинговер

19.        Трансляция осуществляется с участием следующего органоида клетки:

а) рибосомы           б) лизосомы      в) комплекса Гольджи         г) эндоплазматической сети

Ответы

Задание 3. Тест по теме «Химический состав клетки. Биосинтез белка»

1.        в

2.        в

3.        в

4.        а

5.        а

6.        а

7.        а

8.        б

9.        б

10.        в

11.        в

12.        а

13.        б

14.        в

15.        б

16.        а

17.        б

18.        б

19.        а


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Садовая земляника. Конспект урока биологии для учащихся 7 класса.

Коспект  урока  для учащихся 7 класса коррекционной школы VIII вида. Учебник З.А.Клепининой....

Конспект урока биологии в 10 классе (УМК Н.И. Сонин) Тема урока: Строение клетки. Особенности строения органоидов.

Конспект урока поможет организовать изучение и обеспечить понимание взаимосвязи функций органоидов со строением....

Конспект урока биологии "Следствие ведут знатоки биологии" (обобщающий урок по теме "Витамины")

«СЛЕДСТВИЕ ВЕДУТ ЗНАТОКИ БИОЛОГИИ»По теме «Витамины»   Раздел «Обмен веществ», 8 класс на основе программы Пономарёвой И.Н.          Цели:  ...

Конспект урока биологии "Следствие ведут знатоки биологии" (обобщающий урок по теме "Витамины")

«СЛЕДСТВИЕ ВЕДУТ ЗНАТОКИ БИОЛОГИИ»По теме «Витамины»   Раздел «Обмен веществ», 8 класс на основе программы Пономарёвой И.Н.          Цели:  ...

План-конспект урока биологии в 6 классе Тема урока: Движение.

План-конспектурока биологии в 6 классеТема урока: Движение....

конспект урока биологии в 5 классе "ЗНАЧЕНИЕ ЖИВОТНЫХ В ПРИРОДЕ И ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА" и самоанализ урока

      На данном уроке учащиеся научатся различать изученные объекты в природе на рисунках ; устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания; объяснять роль...

Конспект урока биологи "Слуховой анализатор" (8 класс)

На уроке рассматривается строение слухового анализатора, гигиена органов слуха, приводятся интересные исторические факты....