Технологическая карта урока "Признаки класса однодольные и двудольные растения" 6 класс
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Разработка урока в 6 классе по теме:  Деление  цветковых  растений  на  однодольные (например, пшеница)  и  двудольные (например, горох). Характерные различия (строение  семян,  корневая  система, жилкование  листа).

 

Цели: познакомиться с многообразием покрытосеменных и выявить признаки двудольных и однодольных растений.

Задачи:

Образовательные: усвоение знаний об особенностях строения   семян  однодольных и  двудольных  растений;   дать представление об общих и отличительных признаках в строении однодольных и двудольных растений

Развивающие: развивать логическое мышление через умение анализировать, обобщать материалы, делать выводы, развивать навыки работы со схемами, коллекциями, рисунками.

Воспитательные: формирование научного мировоззрения. Продолжать осуществлять экологическое, природоохранное воспитание на примере материала урока

Тип урока: комбинированный

Оборудование: сухие и набухшие семена фасоли, пшеницы, огурцов. Модель зерновки пшеницы.  Коллекция семян.  гербарии, рисунки, термины, Мультимедийный проектор, экран, препоравальная игла, микроскоп, лупа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon priznaki_klassov_rasteniy.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока в 6 классе по теме:  Деление  цветковых  растений  на  однодольные (например, пшеница)  и  двудольные (например, горох). Характерные различия (строение  семян,  корневая  система, жилкование  листа).

Цели: познакомиться с многообразием покрытосеменных и выявить признаки двудольных и однодольных растений.

Задачи:

Образовательные: усвоение знаний об особенностях строения   семян  однодольных и  двудольных  растений;   дать представление об общих и отличительных признаках в строении однодольных и двудольных растений

Развивающие: развивать логическое мышление через умение анализировать, обобщать материалы, делать выводы, развивать навыки работы со схемами, коллекциями, рисунками.

Воспитательные: формирование научного мировоззрения. Продолжать осуществлять экологическое, природоохранное воспитание на примере материала урока

Тип урока: комбинированный

Оборудование: сухие и набухшие семена фасоли, пшеницы, огурцов. Модель зерновки пшеницы.  Коллекция семян.  гербарии, рисунки, термины, Мультимедийный проектор, экран, препоравальная игла, микроскоп, лупа.

ХОД И СОДЕРЖАНИЕ  УРОКА.

Структура урока

Деятельность учителя

деятельность обучающихся

1.Организация начала урока  (1 мин).

Здравствуйте, ребята!

Проверьте  на  столе  наличие  книги,  тетради, ручки.

Присаживайтесь за парты.

Давайте улыбнемся  друг другу, и начнем наш урок с хорошим настроением.

Дети здороваются с учителем.

Обучающиеся садятся за парты.

2. Постановка цели и задач урока (2 мин)  

( мотивация учащихся).

- Сегодня  на  уроке  мы  продолжим  изучение  материала о покрытосеменных  растениях.  

Отдел Покрытосеменные  на какие классы делятся ? (слайд )

Вот у меня модели цветка тюльпана и яблоки, чем они отличаются; предположения ребят.

Посмотрите на экран   «Строение семян», эти два растения выросли из этих семян. Как выдумаете какое растение из какого семени образовалось?

Сегодня мы выявим отличительные признаки…(Чего? слайд) однодольных и двудольных растений (слайд

Определяем тему урока

Цели урока

- Вы узнаете, что  покрытосеменные  растения делятся   на  классы.

- Научитесь  распознавать   однодольные  и  двудольные растения.

- Вы   продолжите учиться  работать  в  паре.

- Вам нужно  поработать  так,  чтобы  новый  материал  запомнить  на  уроке.

 - В конце урока показать свои знания. А  для  этого,  вы  должны будите безошибочно  определить: к  какому  классу принадлежит  растение.

  А я, ребята, готова вам  во  всем  помогать.

Готовы?  

Начинаем  работать.

Готовы.

3. Подготовительная  работа  к  объяснению  нового материала.

(5мин..

а) Фронтальная беседа  по  вопросам.

слайд.

б) Подведение  итога  беседы.

Для  того, чтобы  приступить к  изучению  нового  материала, нам необходимо  вспомнить пройденный  материал.

 

- С каким  отделом  растений  познакомились   на  предыдущих уроках?

- Как еще называют  эти растения?

- Почему их  так  называют?

- Перечислите  все части   покрытосеменных растений?

- Каково же главное  отличие покрытосеменных  растений от других растений?

Молодцы! Покрытосеменные  растения  имеют цветки, поэтому их называют цветковыми  растениями. После процесса опыления  из цветов появляются  плоды, внутри  которых  развиваются  семена.

- Мы познакомились с отделом покрытосеменных растений.

Покрытосеменные растения называют еще цветковыми растениями.

Их так называют потому, что у них есть цветок.

Корень, стебель, листья, цветок, плод с семенами.

У покрытосеменных растений есть цветок, из которого развивается плод с семенами.

4. Новый материал

 ( 20  мин.)

4.1.  Объяснение материала.

1.1 Рассказ учителя.

  слайд.

                       

 Слайд  6

1.2  Постановка  проблемы перед  обучающимися

1.3 Комментарий учителя.

1.4 Работа на компьютере.

                       

                       

1.5. Лабораторная  работа

6 слайд

                 

                                                                           

слайд

  слайд                      

                   

                 

слайд

1слайд

Слайд 8

Слайд 10

1.6.  Повторение жилкования листьев

1.6.1. Упражнение  на внимание.

 

1.6.2 Запись выводов  в электронную таблицу.

Слайд

               

4.2 Физкультминутка.

Гимнастика  для глаз.

4.3 Повторение материала

3.1 Чтение материала.

3.3 Подведение итогов 

Ребята,  цветковые  растения  самые  распространенные на  нашей  планете, а  это  значит,  что  их очень  много.  И  для  того, чтобы в этом  множестве растений  разобраться,  ученые  разделили  цветковые растения  на  две  группы.  Одну  группу  они  назвали однодольными   растениями,   а  другую группу  двудольными  растениями.

С какими значениями слова класс вы знакомы?

В нашем случае:

класс – это  систематическая  единица  растений. Это также  группа, но  растений, которые имеют одинаковые признаки.

 Ученые разделили цветковые растения  на две группы:

класс - однодольные растения

 и  класс – двудольные растения.

Сегодня на уроке вы познакомитесь с характерными признаками  каждого класса. Узнаете, чем  отличаются признаки  класса однодольных  растения от признаков  класса  двудольных растений.

В основе деления растений на отделы лежит признак строения растения.

Значит,  в   основе деления растений  на  классы также лежат  какие-то признаки.  Какие  же?

Ребята, я просила  вас дома  повторить  материал о  строении семян  растений, о  видах  корневых  систем растений, о видах  жилкования  листьев.

Эти  знания вам помогут решить  одну учебную проблему.

Перед  вами  два  цветковых растения.

Посовещайтесь  друг с другом и решите:  какое растение  относится к классу однодольных  растений,  а какое  к классу  двудольных  растений.

Принесите их к  доске и поставьте в одну сторону однодольное растение  в  другую  двудольное.  

Проверять  правильность выполнения задания мы сейчас не будем. Для  того, чтобы  определить к какому классу относится  растение, необходимо знать по каким признакам их относят к одному или другому классу. Поэтому мы сейчас эти признаки изучим,  а потом и проверим правильность  выполнения  задания.

Посмотрите на семя гороха.

- Сколько семядолей в семени гороха?

- Как называются растения,  у которых  две  семядоли в семени?

Посмотрите  на семя пшеницы.

- Сколько семядолей в семени пшеницы?

- Как называются растения, у которых одна семядоля в семени?

В основе деления растений на классы лежит признак - строение  семени.

Запишите в таблицу:

- семя с одной семядолей;

- семя с двумя семядолями.

( пример  записи  появляется  на доске)

 Внимательно рассмотрите проросшее семя гороха.

- Какая корневая система разовьётся из семени гороха?

Почему вы так думаете?

     

- К какому классу однодольных  или двудольных растений принадлежит горох?

 Вывод: у двудольных растений -стержневая корневая система.

Запишите в таблицу:

  – корневая  система стержневая.

( пример  записи  появляется  на доске)

Внимательно рассмотрите проросшее семя гороха.

 -  Какая корневая  система  разовьется из  семени пшеницы?

Почему вы так думаете?

 

-  Пшеница,  растение однодольное  или двудольное?

Вывод: у  однодольных растений мочковатая  корневая система.

Запишите в таблицу:

- корневая  система мочковатая.

( пример  записи  появляется  на доске)

Перед  вами   рисунок. Вспомните, какое жилкование  бывает у листьев?

Перед  вами таблица.  В ней  нарисованы  листья с разным  жилкованием.

Если  лист с  сетчатым  жилкованием будем топать.

Если  лист с дуговым  жилкованием будем хлопать  в  ладоши один раз.

Если  лист с параллельным  жилкованием, будем хлопать над головой.

 

 Листья пшеницы простые, удлиненные, линейные, жилкование  параллельное.  Пшеница – однодольное растение.

Вывод: у  однодольных  растений листья с параллельным или дуговым жилкованием.

 Запись в таблицу:

 -  жилкование  листьев параллельное, дуговое.

( пример  записи  появляется  на доске)

  У двудольных  растений – листья  разнообразные по форме, но  все  с сетчатым  жилкованием.

Запишите  в таблицу:

 -  жилкование  листьев сетчатое.

( пример  записи  появляется  на доске)

Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторять 4 - 5 раз.

 

Материал повторяется по записи на мониторе.

- Все  признаки растений по классам  вы  записали  в таблицу.

- Прочтите  их  про  себя.

- На  какие  два класса делятся цветковые  растения по  количеству  семядолей  в  семени?

Рассмотреть все признаки  классов

- Каковы признаки класса однодольных растений?

- Каковы  признаки  класса  двудольных  растений?

Отвечая  на  вопросы, вы  выстроили  свой  ответ  на следующем уроке.

Послушайте,  как ваш ответ должен звучать:

Цветковые растения  по  количеству  семядолей в семени  делятся  на  два класса: однодольные и двудольные растения.

У  однодольных  растений одна  семядоля в семени, мочковатая  корневая  система, параллельное  или дуговое жилкование листьев.

Среди  однодольных растений  только  травянистые  растения.

У двудольных  растений две семядоли  в семени,  стержневая  корневая  система, сетчатое жилкование листьев.

Среди двудольных растений  можно  наблюдать  разные  формы  жизни: травы, кустарники, деревья.

Класс – это помещение, где проходят уроки.

Класс - это группа учеников, которые вместе учатся.

Обсуждают в парах, выбирают точку зрения.

Рассматривают  натуральные объекты.

В семени гороха две семядоли.

Растения, у которых две семядоли в семени, называются двудольными.

В семени пшеницы одна семядоля.

Растения, у которых одна семядоля в семени, называются однодольными.

Рассматривают натуральные объекты.

Из семени гороха разовьется стержневая корневая система.

Из семени гороха появился один главный корень.

Горох принадлежит к классу двудольных растений.

Заполняют  таблицу.

Из семени пшеницы разовьется мочковатая корневая система.

В проростке пшеницы видно 3 корня, и нельзя определить какой из них главный.

Пшеница – однодольное растение.

У растений бывает дуговое, параллельное и сетчатое жилкование листьев.

Обучающиеся  встают и выполняют упражнение на внимание

Заполняют таблицу

Выполняют упражнение.

Чтение записанного материала

По количеству семядолей в семени растения делятся на однодольные и двудольные растения.

У однодольных растений в семени одна семядоля, корень мочковатый, жилкование листьев параллельное или дуговое.

У двудольных растений в семени две семядоли, корень стержневой, жилкование листьев сетчатое.

Слушают материал.

5. Домашнее  учебное задание (3 мин.)

5.2  Запись задания.

Все о чем мы  с  вами говорили на  уроке написано в учебнике  на стр.151-154

Чтение вывода текста

Открывают книгу и глазами просматривают объем материала.

Читают вывод текста вслух.

Открывают дневник и записывают домашнее задание

6. Закрепление материала ( 6 мин.)

6.1 Работа в таблице.

Слайд 15

6.3  Подведение итога работы учителем.

Найдите среди рисунков, расположенных в папке « Рисунки»  однодольное растение и вставьте его в таблицу под признаками однодольных  растений.

Найдите среди рисунков, расположенных в папке « Рисунки» двудольное  растение и вставьте в таблицу под  признаками  двудольных   растений.

Почему именно  эти растения  вы выбрали?

Ребята, вы узнали все признаки двух классов цветковых растений. Пришла пора объяснить, почему вы отнесли свои растения в начале урока  к тому или иному классу  и правильно ли вы это сделали.

Когда вы определяли класс растения, вы обращались  к видимым признакам класса: наличию корневой системы и жилкованию листьев. Однако основной признак – наличие количества семядолей в семени. Именно по этому признаку, можно точно сказать к какому классу принадлежит растение.

Ребята, есть еще один видимый признак – это строение цветка. На следующих уроках  я научу вас, как различать однодольные и двудольные растения по строению цветка.

Находят рисунок  пшеницы или лилии  и помещают в таблицу..

У пшеницы все признаки однодольного растения.

У земляники все признаки двудольного растения.

Учащиеся подходят  к  столу  и  объясняют,  почему они отнесли свои  растения к однодольным  или  к двудольным  растениям. И если допустили ошибки, исправляют их.

7. Подведение итогов и оценка работы учащихся (3 мин.)

Слайд 1

   1. Что делали на уроке?

 

 2. Что в результате  такой работы узнали?

   

3. Мы с вами достигли цели? (выполнили запланированное?)

   

4. Устная  оценка  работы учащихся.

Все молодцы! Благодарю за работу. Особенно отличились ………...

Отметка за урок будет выставлена после того, как я проверю ваши таблицы.

Урок закончен.  Давайте друг другу скажем:  спасибо за работу.

На уроке мы читали, писали, слушали, отвечали на вопросы, работали на компьютере, выполняли практическую работу, выполняли лабораторную работу.

Узнали, что цветковые растения делятся на два класса: однодольные и двудольные;

Узнали признаки, по которым цветковые  растения разделили на классы

Цели достигли, потому что все задания выполнили, все о чем нужно было узнать, узнали.

Таблицы выводят и сдают на проверку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Класс двудольные. Семейство Сложноцветные. Класс однодольные. Семейство Лилейные. 6 класс

Класс двудольные. Семейство Сложноцветные.Класс однодольные. Семейство Лилейные. Многообразие растений семейства сложноцветных.Роль в природе и жизни человека.Почти 25000 видов растений отн...

Открытый урок по биологии в 7 классе по теме: «Цветковые растения. Класс однодольные».

7 класс. Биология.Учитель – Данн Татьтяна ИвановнаТема урока: «Цветковые растения. Класс однодольные».Имя урока: «Тайны царства растений».Цели и задачи урока:Закрепить знания учащихся об отличительных...

урок на тему "Семейства класса Однодольные растения" биология – 6 класс

знакомлю шестиклассников с типичными представителями семейств Лилейные и Злаки, их отличительными признаками, биологическими особенностями;вместе с учащимися выясняем их значение....

Конспект урока биологии "Классы Однодольные и Двудольные растения"

Конспект содержит технологическую карту и приложения для организации работы на уроке....

Технологическая карта «Dress right», Module 7 b 5 класс «Английский в фокусе», 5 класс

laquo;Dress right», Module 7 b5 классУрок открытия новых знаний«Английский в фокусе»,  5 класс: учебник для общеобразовательных школ; Ваулина Ю.Е, Дули Д., Подоляко О.Е., Эванс...

КТП 11 класс 2019-2020,РП 10 класс 2022-2023,РП 8 класс 2020-2021, РП 9 класс 2021-2022

Учебник геометрия 10-11 классы. Авторы : Л.С. Атанасян , В.Ф. Бутузов , С.Б. Кадомцев, Л.С. Киселева, Э.Г. ПознякСогласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российско...