Технологическая карта урока "Строение клетки" 5 класс
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Тип урока: урок общеметодологической направленности

Виды деятельности: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей  к систематизации и структурированию изученного предметного материала. Развитие умений и навыков, позволяющих получить полученные знания в повседневной жизни, а также навыков опытно-исследовательской деятельности.

Цель: создать условия для эффективного усвоения знаний о строении клетки и тканях растительного и животного происхождения.

Задачи:

  • Сформировать понятие о сложности строения клетки: ядре, оболочке, цитоплазме и вакуолях;
  • Продолжить формирование умения работать с микроскопом;
  • Научить учащихся готовить микропрепарат кожицы лука, находить основные части клетки на микропрепарате и таблице, схематически изображать строение клетки.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: имеют начальное представление о строении клетки; приобрели навык готовить микропрепарат кожицы лука, умеют рассматривать его  в микроскоп и схематически изображать строение клетки в тетради.

Метапредметные: развивается умение выполнения лабораторной работы и оформления ее результатов;

Личностные: формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskayakarta_uroka_stroenie_kletki.docx21.58 КБ

Предварительный просмотр:

Урок №8

Технологическая карта  урока биологии 5 класса по теме «Строение клетки»

Тип урока: урок общеметодологической направленности

Виды деятельности: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей  к систематизации и структурированию изученного предметного материала. Развитие умений и навыков, позволяющих получить полученные знания в повседневной жизни, а также навыков опытно-исследовательской деятельности.

Цель: создать условия для эффективного усвоения знаний о строении клетки и тканях растительного и животного происхождения.

Задачи: 

  • Сформировать понятие о сложности строения клетки: ядре, оболочке, цитоплазме и вакуолях;
  • Продолжить формирование умения работать с микроскопом;
  • Научить учащихся готовить микропрепарат кожицы лука, находить основные части клетки на микропрепарате и таблице, схематически изображать строение клетки.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: имеют начальное представление о строении клетки; приобрели навык готовить микропрепарат кожицы лука, умеют рассматривать его  в микроскоп и схематически изображать строение клетки в тетради.

Метапредметные: развивается умение выполнения лабораторной работы и оформления ее результатов;

Личностные: формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов;

Этап

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Ожидаемые результаты

Организационный момент.

Настрой учащихся на работу

Приветствует учащихся, выяснение отсутствующих

Приветствуют учителя

Предметные – знать строение клетки;

- рассмотреть клеточные органоиды и их роль в клетке;

- уметь отличать клетки бактерий от клеток растений, грибов и животных.

Метапредметные

 - регулятивные: - самостоятельно   определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;

- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;

- коммуникативные: - обсуждать в рабочей группе информацию;

- слушать товарища и обосновывать свое мнение;

- выражать свои мысли и идеи.

- познавательные: - работать с учебником;

- находить отличия;

- составлять схемы-опоры;

- работать с информационными текстами;

- объяснять значения новых слов;

- сравнивать и выделять признаки;

- уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.

Личностные - осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- оценивать собственный вклад в работу группы.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Получить представление о качестве усвоения учащимися материала по разделу, выявление пробелов и их коррекция.

Выдает некоторым учащимся индивидуальные карточки на проверку знаний о работе с микроскопом и лупой.

Проводит проверку знаний об устройстве лупы, микроскопа и правил работы с ним.

Работаю по карточкам.

Отвечают у доски, демонстрируют последовательность действий при работе с лупой и микроскопом

Постановка проблемы

Создание проблемной ситуации. Обеспечение условий для овладения учащимися решать проблемные ситуации

Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии. Какую? Вы позже назовете сами.

Теперь прослушайте отрывок из стихотворения. О чем говорится в нем?  


Загляните на часок 
В нашу клетку-теремок,
 
В цитоплазме там и тут
 
Органоиды живут.
 
Там такое происходит -
 
Цитоплазма кругом ходит,
 
Помогает то движенье
 
В клетке чудным превращеньям.
 
Их не видел Левенгук,
 
Удивился б Роберт Гук.
 

- Из чего состоят все живые организмы? (из клеток).

- Кто изобрел световой микроскоп? (Антони ван Левенгук)

- Так какова же тема сегодняшнего урока? (версии детей)

Давайте вспомним,  что является самой маленькой структурной единицей  всего живого?

Как вы думаете клетка  - это простая система или сложная?

Отвечают на заданные вопросы.

Изучение нового материала.

Формирование новых знаний и умений. Обеспечение условий для учащихся на развитие навыков и умений постановки цели своей деятельности.

Что нам предстоит сегодня узнать?

Какова тема нашего урока?

1.Рассказывает о строении клеток, сопровождая свой рассказ слайд-презентацией.

Отрабатываются понятия: «клеточная мембрана», «клеточная оболочка», «поры», «ядро», «цитоплазма», «ядрышко», «вакуоль»

Работа в группах:

ЗАДАНИЕ ДЛЯ 1 ГРУППЫ: прочитайте текст в учебнике на странице 34-36 и заполните таблицу «Органоиды клетки и их функции

ЗАДАНИЕ ДЛЯ 2 ГРУППЫ: изучите строение растительной клетки в интерактивном режиме (работа с электронным приложение -  приложение 1). Для этого наведите мышкой курсор на название каждого из элементов её строения и кликните мышкой. Прочитайте характеристику органоида и заполните таблицу Органоиды клетки и их функции

Название органоидов

Значение органоидов

Оболочка

Защищает содержимое клетки от окружающей  среды, содержит целлюлозу.

Мембрана

Регулирует поступление веществ из окружающей среды в клетку и из клетки в окружающую её среду

Ядро

Регулирует процессы жизнедеятельности клетки и содержит наследственную информацию

Вакуоль

Содержит клеточный сок

Цитоплазма

Постоянно движется и участвует в переносе веществ в клетке

3.Организует проведение лабораторной работы «Рассматривание клеток растений с помощью лупы»

Делают предположения по поводу изучаемой темы.

Планируют  свои действия.

Слушают рассказ учителя.

Изучают рис. 18 и инструкцию на ст. 36.

Выполняют лабораторную работу занося результаты в рабочую тетради.

Делают вывод об увиденном объекте.

Закрепление изученного материала

Обеспечить условия для развития внимательности и наблюдательности, отработка полученных знаний

Проводит беседу с использованием рисунков 18,19,20 учебника ст. 34-35

Участвуют в беседе, делают вывод о сложности строения клетки живого организма.

Рефлексия деятельности

(итог урока)

Способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ своей деятельности на уроке, делать выводы.

Давайте обменяемся впечатлениями о нашем уроке:

- что вам понравилось?

- что осталось непонятным?

- как вы думаете, зачем нам знания о клетке?

Делятся впечатлениями о уроке, обмениваются мнениями, делают выводы по уроку.

Домашнее задание

Способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности.

Дает пояснение по выполнению домашнего задания

Учебник: ст. 34-36, ответить на вопросы 1-3 ст. 38

Записывают домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологические карты для 8 класса (технология Монахова)

Технлогическая карта даёт ученику представление о порядке изучения данной темы, о задачах стоящих перед ним. В первой строке карты дана структура изучения темы:количество уроков по данной теме,  ...

Технологические карты кулинария 7 класс

Технологическая карта к уроку "Кисломолочные продукты и блюда из них"...

технологическая карта урока.9 класс.

Реализация системно-деятельностного подхода на уроке русского языка в процессе изучения темы " Бессоюзное сложное предложение"...

Конспект урока истории Отечества "Русь под монголо-татарским игом" (технологическая карта урока), 7 класс коррекционная школа VIII вида

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщения...

Проектирование технологической карты уроках начальных классах.

Технологическая карта урока- это современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.В данном материале указаны способы графического проектиования урока, таблица, позво...

Технологическая карта урока 4 класса по теме: Past Simple

Класс: 4Ф.И.О. учителя: Кадинская Н.В.Тема урока: Развитие грамматических навыков: Past Simple.Тип урока: Комбинирование.Цель урока: Развивать грамматические навыки устной и письменной речи.Задачи уро...

Технологическая карта к уроку Класс насекомые. Биология 7 класс.

Технологическая карта к уроку Класс насекомые. Биология 7 класс по ФГОС второго поколения....