Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях
классный час по биологии (8 класс) на тему

Шиляева Вера Анатольевна

Опасной называют ситуацию, которая угрожает жизни, здоровью человека или природной среде.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

«Инсарская общеобразовательная школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»

                      Открытый классный час

«Безопасность  и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях»

                                                                            Подготовила и провела:

                                                                             Шиляева В.А.

              Инсар 2018

Цель: 

1. Познакомить детей с ситуациями, которые можно назвать «опасными» и “чрезвычайными”, рассмотреть основные правила безопасного поведения в опасных и экстремальных ситуациях.  

2. Развивать умение находить решение в сложных ситуациях.

3. Воспитывать чувство взаимопомощи и взаимовыручки.

Оборудование: презентация, дорожные знаки, карточки с телефонами экстренных служб, телефоны, медикаменты для оказания скорой медицинской помощи.

                                        Ход урока

I. Оргмомент .

II. Сообщение темы классного часа

Сегодня наш классный час называется «Безопасность и защита человека в опасных и экстремальных ситуациях»

Не проходит и дня, чтобы газеты, радио, телевидение не принесли сообщения об очередной аварии, катастрофе, стихийном бедствии, преступлении в том или ином городе, либо стране. Террористы захватывают заложников, терпят бедствие пароходы и поезда, пешеходы попадают под колёса машин.

Опасной называется ситуация, которая угрожает жизни, здоровью, имуществу человека или природной среде.

Чрезвычайная ситуация-это опасность, угрожающая сразу многим людям. Чрезвычайные ситуации могут быть природные, техногенные и экологические

– Какие чрезвычайные ситуации вы знаете?

– Какие могут произойти в нашей местности?

Весной время паводков и наводнений многие люди страдают и попадают трудную ситуацию.

Правила поведения во время паводка.

Пожар – это неконтролируемый процесс горения, влекущий за собой гибель людей, уничтожение материальных ценностей. Пожары возникают стихийно (до 10%) или по воле человека (до 90%).

Каждый из нас может оказаться в такой непредвиденной ситуации Кто же поможет человеку, оказавшемуся в опасности? Прежде всего – ОН САМ! Сегодня в нашем классе находятся две команды спасателей, которые попробуют найти выход из предложенных в игре опасных ситуаций!

Единая дежурно-диспетчерская служба.  В каждом городе страны по инициативе МЧС России создаётся Единая дежурно- диспетчерская служба, которая является составной частью городского управления Единой системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Службы экстренной помощи.  Знать номера телефонов экстренных служб нужно всем, и взрослым, и детям! Всем известны номера телефонов 01, 02, 03, 04. А как ещё можно позвонить в Единую городскую службу спасения по стационарному и мобильному телефону? 112.

Задание 1. «Просьба о помощи» В этом задании вы получаете карточку с номером телефона экстренной службы. Командам спасателей необходимо назвать экстренную службу по номеру телефона, позвонить туда и правильно провести разговор с диспетчером службы.

Выучить текст вызова пожарной команды:

«У нас пожар: адрес улица

дом

квартира

этаж.

Можно сообщить присутствие детей и пожилых людей в квартире.

Задание 2. «Тушим сами» Как правильно вызвать пожарную службу, мы знаем. Но бездействовать сами не можем! Что же делать?

Вопрос каждой команде спасателей:

1.Чем можно затушить горящие бензин, керосин и другие органические масла?

2. Если на вас загорелась одежда, ваши действия?

СНАЧАЛА ПОСЛУШАЙТЕ МОИ СОВЕТЫ:

  • Если на вас загорелась одежда, не вздумайте бежать.
  • Постарайтесь быстро сбросить горящую одежду.
  • Можно прыгнуть в любую лужу, сугроб снега, а если их нет, то падайте на землю и катайтесь, пока не собьете пламя.
  • Можно накинуть на себя любую плотную ткань (пальто, одеяло), при этом голову оставить открытой.

НЕЛЬЗЯ

  • Накрывать с головой пострадавшего при тушении огня, чтобы он не задохнулся угарным газом и продуктами горения!
  • Пользоваться для погашения пламени тканью, содержащую синтетические волокна. При нагревании, они оплавятся и нанесут непоправимый вред жертве огня.
  • Срывать одежду с потерпевшего. Если сильный ожог, то ткань приклеивается к коже, а следовательно отрывается вместе с ней, поэтому неминуема болезненная открытая рана.

2) Первая медицинская помощь.

Первая медицинская помощь - это простейшие срочные и необходимые меры для спасения жизни человека и предупреждения осложнений до прибытия скорой помощи. В экстремальных условиях может возникнуть ситуация, когда только ты сможешь оказать первую медицинскую помощь себе или пострадавшему товарищу.

Задание 3. «Помоги пострадавшему» Первой команде спасателей необходимо оказать медицинскую помощь при ссадинах или порезах; второй команде спасателей - оказать первую помощь при ожоге.

Выберите для каждого случая нужные медикаменты: бинт, бриллиантовый зелёный, вазелин, йод, перманганат калия, перекись водорода, салфетки стерильные медицинские, уголь активированный.

3) Чрезвычайные ситуации на железной дороге.

Каждый человек в среднем один-два раза в год едет куда-нибудь на поезде. Поезда -достаточно безопасный вид транспорта, но всё же нужно быть готовым к возможным опасным ситуациям, чтобы не растеряться в трудную минуту и действовать правильно.

Справочная информация Одна из крупных мировых катастроф на железных дорогах случилась 6 июня 1981 года в Индии. В ней погибло 800 человек.

Задание 4. «Осторожно, поезд!» Представим ситуацию пожара в вагоне поезда. Командам спасателей необходимо расположить приведённые ниже действия в нужной последовательности.

-Уходи от пожара в передние вагоны, если это не возможно, иди в конец поезда, плотно закрывая за собой все двери;

-Закрой окна, чтобы ветер не раздувал пламя;

-Если существует угроза твоей жизни, не пытайся спасать багаж;

-Немедленно сообщи проводнику о пожаре, извести пассажиров о случившемся, разбуди спящих;

4) Обеспечение безопасности дорожного движения.

Справочная информация. Современный транспорт – зона повышенной опасности. Под колёсами машин ежегодно в дорожно-транспортных происшествиях погибает в нашей стране около человек, из них каждый десятый – ребёнок, причём мальчиков погибает больше! Поэтому нужно знать и соблюдать правила дорожного движения!

Задание 5. « Мои друзья – дорожные знаки». Во время экскурсий вам встречается много дорожных знаков. Знаете ли вы, что они обозначают?

Инсар – небольшой промышленный городок.  Как и все промышленные города, в определённой степени является объектом потенциальной опасности для людей и окружающей среды. В нашем городе расположены завод «Ксенон», сыроваренный  завод «Сармич» по производству сыра, на которых при аварии возможно заражение воздуха отравляющими веществами.

-Что может помочь людям в этом случае?

Средства индивидуальной защиты.  Учащиеся школ должны знать о составе и назначении средств индивидуальной защиты, уметь изготавливать простейшие из них. Это может пригодиться вам в дальнейшей жизни.

Сегодня вы самостоятельно изготовите ВМП и правильно использовать её.

Задание 6. «Применение средств индивидуальной защиты» Команда классу: «Ватно-марлевую повязку надеть! Газы!»

Мы не должны забывать, что мы живём в очень опасное время и соблюдать безопасность при террористических актах.

Задание 7.

Первая ситуация: Две девочки Аня и Юля сели в трамвай. Проехав две остановки, они заметили в дальнем углу трамвая бесхозную сумку. Аня предложила посмотреть, что в сумке. А Юля отказалась и рассказала о сумке водителю. Кто из девочек был прав?

Учитель: Если вы увидели подозрительный забытый предмет, сумку, пакет, коробку, сообщите об этом водителю немедленно. Сделайте это в любом случае, даже если вы не уверены в своих догадках перестраховка еще никому не помешала.

Представитель второй команды зачитывает вопрос и дает ответ.

- Вторая ситуация: Николаю Сидорову по почте пришла посылка от неизвестного лица и с непонятным обратным адресом. Что делать Николаю Сидорову с такой посылкой?

Учитель: В первую очередь, такие посылки, письма, послания, бандероли не вскрывать, а передавать специалистам: сотруднику милиции, военным специалистам, МЧС и т. д. Даже обыкновенные письма могут стать вместилищем яда или бактериологической «бомбы».

Задание 7. Если вас захватили в заложники?

Первая ситуация: Вы ехали с мамой от бабушки. На остановке вошел мужчина одетый не по сезону. Он объявил, что автобус захвачен и угрожает пистолетом. А тебе нужно выходить на следующей остановке. Что ты будешь делать?

Учитель: Не конфликтуйте с террористом. В их присутствии не выражайте неудовольствия, воздержитесь от криков и стонов. Не делайте резких движений. На всякое движение спрашивайте разрешения. Постарайтесь запомнить приметы террористов: их лица, имена, одежду, оружие – все что может помочь спецслужбам.

Вторая ситуация: Вы ехали с мамой от бабушки. На остановке вошел мужчина одетый не по сезону. Он объявил, что автобус захвачен и начал стрелять из пистолета. Что ты будешь делать?

Учитель: При угрозе применения оружия ложитесь на живот, защищая голову руками, подальше от окон, застекленных дверей. При ранении меньше двигайтесь, чтобы уменьшить кровопотерю.

Задание 3. Если на улице стреляют?

Первая ситуация: Что делать если стрельба застигла вас на улице?

Учитель: Постарайтесь добраться до ближайшего укрытия (здания, памятника, подземного перехода, канавы и т . д.) При этом передвигайтесь зигзагами, не поднимаясь в полный рост. Если бежать некуда - ложитесь на землю. При первой же возможности сообщите о перестрелке сотрудникам милиции.

Вторая ситуация: А если стрельба застала вас дома, но стреляют прямо под окнами?

Учитель: Не выглядывайте в окно, проявляя любопытство. Это опасно! Постарайтесь укрыться в ванной комнате, туалете, куда не залетит случайная пуля, или лягте на пол.

Мы заканчиваем классный час, и желаем нашим спасателям действовать в жизни так же дружно и обдуманно, как в игре. Запомните: ваша безопасность в ваших руках!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тесты по разделу "Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях"

Тесты предназначены для проверки теоретических знаний...

Урок-игра по теме "Безопасность и защита человека в опасных чрезвычайных ситуациях"

Игра "Чтобы выжить". Учащимся предлагаются задания с возможными опасными чрезвычайными ситуациями: "Просьба о помощи", "Тушим сами", "Помоги пострадавшему" и др....

Разработка открытого урока по теме программы: Виды жизненных ситуаций, теме урока: Модели и правила безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.

Появление данной разработки урока вызвано необходимостью усиления профилактических мероприятий, в связи с наступленоем пожароопасного сезона и  резким изменением паводковой обстановки в Томской о...

Тесты «Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях»

Тесты для 5 класса «Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях»...

Классный час «Основы безопасности жизнедеятельности человека в опасных и чрезвычайных ситуациях»

Цель:Обобщить знания учащихся по правилам поведения в экстремальных ситуациях, научить предотвращать эти ситуации.Задачи:рассмотрение ситуаций, при которых может возникнуть опасность в повседневной жи...

Защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях

Опасная ситуация-это такая неблагоприятная обстановка, внутри которой возникают опасные и вредные факторы различного происхождения, выступающие угрозой для жизни, здоровья человека, а также среды его ...