Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по биологии
олимпиадные задания по биологии (10 класс) на тему

Смирнова Евгения Павловна

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по биологии

2017/2018 учебный год

Колпинский район Санкт-Петербурга

 

Письменный (отборочный) тур

задания для 10-го класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10_klass_zadaniya.docx24.48 КБ

Предварительный просмотр:

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по биологии

2017/2018 учебный год

Колпинский район Санкт-Петербурга

Письменный (отборочный) тур

задания для 10-го класса

Раздел 1.

Выберите и отметьте на бланке для ответов один правильный ответ из 4 предложенных. (1б.)

  1. Неклеточные формы жизни:

  1. бактерии
  2. вирусы
  3. грибы
  4. простейшие

  1. Агроценозом называют:
  1. геологическую оболочку Земли, заселенную живыми организмами;
  2. территорию, временно изъятую из хозяйственного пользования
  3. территорию, отведенную для сбора грибов, орехов, ягод и лекарственных растений;
  4. искусственную экосистему, возникающую в результате сельскохозяйственной деятельности человека.
  1. Синтез белков происходит в:

  1. клеточном центре
  2. аппарате Гольджи
  3. в рибосомах
  4. в митохондриях

  1. Строение, химический состав и функции клеток являются предметом изучения науки:

  1. экологии
  2. эмбриологии
  3. палеонтологии
  4. цитологии

  1. Транскрипция - это:

  1. удвоение ДНК
  2. синтез иРНК на ДНК
  3. синтез полипептидной цепочки на иРНК
  4. синтез ДНК

  1. Изменение электрического заряда клеточной мембраны при возбуждении связано с
    ионами:

  1. натрия и калия
  2. магния и фосфора
  3. хлора и железа
  4. кальция и йода

  1. В клетках человека АТФ синтезируется:

  1. в митохондриях
  2. в митохондриях и цитоплазме
  3. в ядре, митохондриях и цитоплазме
  4. в хлоропластах и митохондриях

  1. У млекопитающих газообмен происходит в:

  1. трахее;
  2. бронхах;
  3. бронхиолах;
  4. альвеолах.

  1. .    Основой второй сигнальной системы человека является –

  1. инстинкт
  2. условный рефлекс
  3. речь
  4. безусловный рефлекс

  1. Бескислородная стадия энергетического обмена называется:

  1. гемолиз
  2. гомеостаз
  3. гликолиз
  4. гидролиз

  1. Наиболее прочное соединение с гемоглобином образует:

  1. кислород
  2. азот
  3. углекислый газ
  4. угарный газ

  1. Кровеносная система кольчатых червей:
  1. незамкнутая
  2. замкнутая, пульсируют кольцевые сосуды в передней части тела
  3. замкнутая, пульсирует спинной сосуд
  4. замкнутая, пульсирует брюшной сосуд
  1. Гены, расположенные в одной хромосоме, называются:

  1. парными
  2. сцепленными
  3. аллельными
  4. гомологичными

  1. Как называется экологический фактор, выходящий за пределы выносливости организма?

  1. абиотический;
  2. ограничивающий;
  3. биотический;
  4. оптимальный.

  1. К архантропам относят:

  1. австралопитеков
  2. синантропов
  3. неандертальцев
  4. кроманьонцев

  1. Физиологический критерий вида проявляется в том, что у всех его особей:
  1. наблюдается сходство всех процессов жизнедеятельности
  2. определенный набор и форма хромосом
  3. наблюдается сходство химического состава
  4. имеется сходство внешнего и внутреннего строения
  1. Общим для всех млекопитающих является:
  1. вскармливание детенышей молоком
  2. живорождение
  3. безъядерные эритроциты
  4. шесть шейных позвонков
  1. Большое количество межклеточного вещества характерно для ткани:

  1. мышечной
  2. соединительной
  3. нервной
  4. эпителиальной

  1. Нейрон-это:

  1. нервная ткань
  2. нервный узел
  3. нервная клетка
  4. нервное волокно

  1. В артериях малого круга кровообращения течет кровь:

  1. венозная
  2. смешанная
  3. артериальная
  4. насыщенная кислородом

  1. Уровень адреналина в крови определяется деятельностью:

  1. гипофиза
  2. надпочечников
  3. щитовидной железы
  4. поджелудочной железы

  1. Биологическое окисление органических веществ в клетке происходит

  1. в рибосомах
  2. в клеточной мембране
  3. в митохондриях
  4. в хромосомах

  1. Наследование групп крови у человека происходит по типу:

  1. кодоминирования
  2. неполного доминирования
  3. полного доминирования
  4. полимерии

  1. Среди перечисленных организмов не относятся к многоклеточным:

  1. медузы
  2. фораминиферы
  3. губки
  4. сифонофоры

  1. В каком случае указано название отдела растений:

  1. злаки
  2. голосеменные
  3. однодольные
  4. двудольные

  1. Вирус иммунодефицита человека поражает:

  1. Т-хелперы (лимфоциты)
  2. В-лимфоциты
  3. антигены
  4. все виды лимфоцитов

  1. Транспирация - это процесс:

  1. дыхания
  2. питания
  3. испарения воды
  4. всасывания воды

  1. Приспособленность растений к опылению насекомыми характеризуется:
  1. образованием большого количества пыльцы;  
  2. наличием легкой неклейкой пыльцы;
  3. цветением до распускания листьев;
  4. наличием в цветках нектара, яркого венчика
  1. Эритроциты, помещенные в физиологический раствор:
  1. сморщиваются
  2. набухают и лопаются
  3. слипаются друг с другом
  4. остаются без внешних изменений
  1. Какие из клеток кожи не способны к делению:
  1. Клетки глубокого слоя эпидермиса
  2. Клетки кожных желез
  3. Клетки верхнего слоя эпидермиса
  4. Клетки волосяной луковицы

Раздел 2.

Выберите и отметьте на бланке для ответов все правильные ответы из 4 предложенных. (2б.)

  1. Среди животных тканей выделяют:

  1. Нервную
  2. Покровную
  3. Эпителиальную
  4. Проводящую

  1. Сера входит в состав следующих аминокислот:

  1. Лизин
  2. Метионин
  3. Аргинин
  4. Цистеин

  1. Фосфор постоянно входит в состав молекул:

  1. Сфингомиелина
  2. АТФ
  3. Фосфатазы
  4. ДНК

  1. В природной экосистеме в отличие от искусственной:
  1. длинные цепи питания;
  2. продуценты изымаются из круговорота;
  3. небольшое число видов;
  4. осуществляется саморегуляция;
  1. Выберите примеры взаимодействия разных генов, а не разных аллелей:

  1. Полимерия
  2. Эпистаз
  3. Кодоминировнаие
  4. Неполное доминирование

  1. Отметьте вымершие группы растений:

  1. Ридиолярии
  2. Белемниты
  3. Каламиты
  4. Псилофиты

  1. Кефир изготавливается с помощью:

  1. Дрожжей
  2. Клостридий
  3. Лактобактерий
  4. Стафилоккоков

  1. Только для цветковых характерно:

  1. Семенное размножение
  2. Наличие плода
  3. Двойное оплодотворение
  4. Наличие гаметофитов

  1. Что из перечисленного характеризует красные мышечные волокна (в отличие от белых)?

  1. Большая скорость сокращения
  2. Малая скорость сокращения
  3. Высокая утомляемость
  4. Низкая утомляемость

  1. К пластидам относят:
  1. Хлоропласт листа красного перца
  2. Лейкопласт клубня картофеля
  3. Хроматофор клетки улотрикса
  4. Хроматин ядра клетки листа дуба
  1. К позвоночным мелового периода относят:

  1. Птерозавров
  2. Котилозавров
  3. Динозавров
  4. Панцирных рыб

  1. Позвоночник человека, как и большинства млекопитающих:

  1. Имеет S-образную форму
  2. Соединяется с лопаткой
  3. Образуется на месте хорды
  4. Включает 6 шейных позвонков

  1. К гормонам растений относят:

  1. Этилен
  2. Ферредоксин
  3. Гибберилин
  4. Ауксин

  1. Общими для плацентарных млекопитающих являются следующие признаки:
  1. Вскармливание детенышей молоком
  2. Живорождение
  3. Безъядерные эритроциты
  4. Шесть шейных позвонков
  1. Какие из перечисленных организмов являются продуцентами?

  1. Цианобактерии
  2. Дрожжи
  3. Красные водоросли
  4. Серобактерии

Раздел 3.

Найдите соответствие между объектами, утверждениями, терминами и пр. (2б. за каждое задание).

3.1. Установите соответствие между именем ученого и названием закона, который он сформулировал.

Ученый

Закон /закономерность/теория

  1. Т. Шванн и М. Шлейден
  1. Закономерности наследования признаков
  1. Э. Геккель, Ф. Мюллер
  1. Закон зародышевого сходства
  1. Г. Мендель
  1. Хромосомная теория наследственности
  1. Н. Вавилов
  1. Основные положения клеточной теории
  1. Т. Морган
  1. Биогенетический закон
  1. К. Бэр
  1. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости

3.2. Установите соответствие между типами взаимоотношений в природе и их примерами

Тип взаимоотношений

Примеры

  1. Симбиоз
  1. Божья коровка и тля
  1. Мутуализм
  1. Ель и светолюбивые травы
  1. Комменсализм
  1. Микориза
  1. Хищничество
  1. Заразиха и подсолнечник
  1. Паразитизм
  1. Горчак и беззубка
  1. Аменсализм
  1. Термиты и жгутиковые простейшие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания для проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии в 6 классе

Данный материал содержит текст заданий для проведения школьного этапа Всероссийской предметной олимпиады школьников по биологии в 6 классе. Рассчитан на эрудицию детей, проявление повышенного интереса...

Олимпиадные задания Школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии

Олимпиадные задания Школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии....

Методический материал школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по биологии в 2014/2015 учебном году /10-11 классы/

Методический материал школьного этапа  всероссийской олимпиады школьников по биологии, экологии 2020-2021 уч. год. Содержание пакета: комплекты заданий; пустые бланки ответов на задания (матрицы)...

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по биологии в 6 классе

Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии  в 6 кл....

Протокол школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии 2013-2014гг. Лицей г Троицка

Протокол школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии 2013-2014гг. Лицей г Троицка....

Задания для школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии

Задания для школьного этапа  Всероссийской олимпиады школьников по биологии  5 класс...

Задания для школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии

Задания для школьного этапа  Всероссийской олимпиады школьников по биологии  ...