Интеллектуальная игра по биологии и химии
план-конспект по биологии на тему

Интеллектуальная игра по биологии и химии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Интеллектуальная игра34.32 КБ

Предварительный просмотр:

                       

Интеллектуальная игра по биологии и химии "Версиада".

8–11-е классы

Развивающие цели: побуждение учащихся к познавательной деятельности;

развитие логического мышления; реализация межпредметных связей биологии,экологии, химии; развитие сообразительности.

Воспитательная цель игры: воспитание любознательности, наблюдательности, внимательности, коллективизма.

ХОД ИГРЫ

Девизом нашей игры мы выбрали слова:

«И в час досуга можно расти, если разумно его провести».

Учитель : Здравствуйте! Мы рады приветствовать вас на интеллектуальной игре “Версиада”! Какие ассоциации вызывает у вас название игры? Конечно же, ключевое слово – версия! Версии бывает разные: правильные и ошибочные, умные и глупые, красивые и не очень. 

Конкурс «Разминка».


  1. Как снять скорлупу с яйца, не разбивая ее? (Растворить в кислоте)

  2. Какой “лед” получают из продуктов горения угля? (Твердый углекислый газ (t = – 84°С) называют “сухим льдом”)

  3. Какой элемент в одних случаях тверд как сталь, а в других – мягкий? (Углерод, все зависит от кристаллической решетки; алмаз – твердый, графит – мягкий)

  4. Что такое “царская водка”? (Смесь концентрированных азотной и соляной кислот)

  5. Почему горящий керосин нельзя тушить водой? (Плотность воды больше плотности керосина, вследствие этого, она опустится вниз и не перекроет доступ воздуха к горящему керосину)

  6. Какая вода мутится от дыхания? (Известковая)

  7. Что видно, если ничего не видно? (Туман, темнота)

  8. Мера времени из трёх букв? (Час, год, век)

  9. Что, сгорая, выделяет энергию в виде тепла? (Топливо)

  10. Какой металл, при комнатной температуре жидкий? (Ртуть)


Прокомментируйте фразу:“Благодаря кремнию человеку удалось познать микромир и макромир”. (Кремний входит в состав оптических стекол – микроскоп, телескоп)

Загадка об элементе: Он нужен всем, когда лишь связан, но вяжется с большим трудом. Весь мир живых существ обязан ему, конечно же, белком. Распространен во всех трех царствах. Активным станет лишь в огне. Он есть и в красках и в лекарствах, он нужен в мире и в войне. (N)

Едва ль найдете вы свободным тот элемент, который здесь мы обсуждаем, однако, помните, он весь скрывается от наших взоров в стекле, песке и хрустале. И по распространенью занял второе место на Земле. (Si)

Его назвали “светоносный”, он ядовит и горюч. Есть аллотроп его известный безвредный, красный как сургуч. Необходим он всем растеньям, в природных минералах есть. Относят соли к удобрениям, которых нам не перечесть. (Р)

Как можно раздробить на отдельные молекулы кусочек льда? (Превратить его в водяной пар)

Это газ и он бесцветный, самый легкий, незаметный. (Н2)

Какую кислоту можно пить? (Н2СО3)

Конкурс: “Сделать литературный перевод”. Химия – это наука, которая имеет свой язык, т.е. определенный набор терминов, которые несведущему человеку понять очень сложно. Задание – сделать литературный перевод химическим терминам в стихах (прочитать с выражением)

а) Приветствие от учителей.

От нас, от имени постигших О
2 и Н2О секрет,

Мы шлем, друзья, вам самый высший экзотермический привет!

Мы вам желаем в этой встрече активными как Cs быть

Своими умными речами Совет Мудрейших покорить

Напомним вам из уваженья,

Что тот не будет побежден, кто и в теории силен!

б) Признание химика в любви.

Клянусь я F
2 и Cl2, что ты дороже мне всего.

Полна, полна любви раствора пробирка сердца моего.

А помнишь, плыли мы на лодке, здесь Н
2О, там небосклон,

В тот вечер будто в “царской водке” я был тобою растворен.

В минуты сильного волненья я окисляюсь от тоски

Душа не выдержит давленья и разлетится на куски!

Из человеческого рода одно светило – только ты.

Любовь дороже О
2, сильнее Н2SO4!

в) Щипачев С.П. “Читая Менделеева”.

Другого ничего в природе нет

ни здесь, ни там, в космических глубинах:

всё – от песчинок малых до планет –

из элементов состоит единых.

Как формула, как график трудовой

строй Менделеевской системы строгой.

Вокруг тебя творится мир живой,

входи в него, вздыхай, руками трогай.

Есть просто газ – легчайший Н
2,

есть просто О
2, а вместе это –

Июньский дождь от всех своих щедрот,

сентябрьские туманы на рассветах.

Кипит Fe, Ag, Sb

и темно-бурые растворы Br
2

И кажется вселенная сама

одной лабораторией огромной.

Тут мало оптикой поможешь глазу,

тут мысль пытливая всего верней.

Пылинку и увидишь-то не сразу –

глубины мирозданья скрыты в ней.

Будь то Н
2О, что поле оросила,

будь то Fe, Cu или гранит –

все страшную космическую силу,

закованную в атомы, хранит.

Мы не отступим, мы пробьем дорогу

туда, где замкнут мирозданья круг,–

и что приписывалось раньше богу,

все будет делом наших грешных рук!

Конкурс: “Составь слово”. Составить как можно больше слов из слова “Диссоциация”, “Сульфадиметоксин”).

Правила: Перебивать вопрос нельзя. Дождаться, когда ведущий задаст вопрос.

1 задание: «Вопросы»:

1. Сколько годичных колец в основании ствола 23 летней берёзы? (23)

2. Встречаются ли у однодольных растений сложные листья? (нет)

3. Из чего развивается плод? (завязи)

4. Какой тип соцветия у овса? (метёлка)

5. Он является якорем растения? (корень)

6. У кукурузы, осины, жимолости стебель … (прямостоячий)

7. Видоизменением, какого органа является кочан капусты? (почка)

8. Корневище отличается от корня горизонтальным ростом и…? (наличие почек)

9. Этот корень развивается из корешка зародыша при прорастании  семени. (главный)

10. Закономерное физиологическое явление у растений? (листопад)

11. Азотные, фосфорные – это удобрения… (минеральные)

12. Могут ли семена растений распространятся с грузами различным транспортом? (Да)

2 задание: «Да - Нет»

1. Раздражимость – ответная реакция организма на внешнее воздействие. (Да)

2. Класс Жгутиковые - наиболее древняя группа организмов.(Да)

3. Кишечнополостные дышат всей поверхностью тела. (Да)

4. Плоским червям свойственна билатеральная симметрия. (Да)

5. Нога для моллюск – это орган движения. (Да)

6. Инфузория – туфелька обладает одним ядром, как и амеба. (Нет)

7. Коралловых островов очень много в Индийском океане. (Нет)

8. Характерным представителем класса кольчатые черви является аскарида. (Нет)

9. У насекомых тело покрыто хитином. (Да)

10. У ракообразных паутинные железы находятся возле зелёных желёз. (Нет)

11. Среди двукрылых много опылителей растений. (Нет)

12. Самые полезные из насекомых – это перепончатокрылые. (Нет)

3 задание: «Назови животное»

По жеребьёвке первая команда называет название животного, вторая называет название животного на последнюю букву и т. д. 

4 задание: «Составь слова»

Дано слово, необходимо составить как можно больше слов из букв слова: млекопитающие.

5 задание: «Допиши!»

По первым буквам необходимо дописать термин по анатомии.

Например:

З –  здоровье-…

А – антитело - …

К – кишечник - …

А – альвеола -  …

Л – лимфа - …

И – инфаркт -…

В – веко - …

А - авитаминоз

Н – нейрон …

И – иммунитет - …

Е – евстахиева труба - …

Блок вопросов № 1.

1. Биология: Этот секрет вырабатывается не у всех живых организмов. Он предохраняет организм от перегревания. Его состав: 98% воды, 0,5% мочевины, 1.5% соли. Назовите этот секрет. (Пот)

2. Химия: У какого элемента нет постоянной прописки в периодической системе элементов? (Водород)

Блок вопросов № 2.

1. Биология: Это вещество регулирует солевой обмен в организме, в частности обмен кальция и фтора, стимулирует процесс образования костей. Недостаток этого вещества вызывает заболевание при котором искривляются кости ног, изменяется форма грудной клетки. Назовите это вещество и заболевание, которое развивается при его недостатке.

(Витамин Д; рахит)

2. Химия: Какой химический элемент вращается вокруг Солнца? (Уран) 

Блок вопросов № 3.

1. Химия: Назовите металл, который входит в состав поваренной соли. (Натрий)

2. Биология: Семья пчел называется роем, она состоит из одной плодной

самки-матки, нескольких тысяч рабочих пчёл. Осенью трутни изгоняются из улья и погибают. Почему пчёлы так жестоки к своим сородичам? (Внутривидовая борьба за существование)

Блок вопросов № 4.

1. Химия: Давно известна человеку: она тягуча и крепка еще по бронзовому веку знакома в сплавах всем она. (Медь)

2. Биология: О каком маленьком животном говорят: «Трудится, не открывая глаз и не покладая рук»? (Крот)

А теперь настал момент блиц – турнира. Время проведения конкурса 

минута. Вы должны дать как можно больше правильных ответов. За правильный вопрос – 1 балл. Если нет ответа, команда говорит дальше, ведущий читает правильный ответ.

Вопросы Брейн-ринга для команд 8-9 классов.

1. Как называется наука о наследственности и изменчивости организмов? (Генетика)

2. Какой элемент всегда рад? (Радон)

3. Самый сильный ветер на Байкале. (Сарма)

4. Какой химический неметалл называется густой лес? (Бор)

5. Органы дыхания рыб. (Жабры)

6. В этом названии химического элемента спрятались два животных? (Мышьяк)

7. Сколько ног у стрекозы? (3 пары или 6)

8. Назовите 2 химических элемента, в которые входят любимые напитки морских пиратов. (Хром, бром)

9. Ловчая сеть паука. (Паутина)

10. Самый легкий газ. (Водород)

11. Назовите главные части цветка. (Пестик, тычинки)

12. Назовите белковую оболочку вирусов. (Капсид)

13. Валентность кислорода. (Два)

14. Орган, обеспечивающий движение крови по сосудам. (Сердце)

15. Какой элемент является настоящим гигантом. (Титан)

16. Массовое заболевание инфекционными болезнями. (Эпидемия)

17. Какой газ утверждает, что он – это не он? (Неон)

18. Чем покрыто тело птицы? (Кожа и перья)

19. Отросток слепой кишки. (Аппендикс)

20. Единственное млекопитающее озера Байкал. (Нерпа)

21. Жизненная форма тополя. (Дерево)

22. Сколько атомов в молекуле озона? (Три)

Вопросы Брейн-ринга для команды 10 класса.

1. Вещества, ускорители химических реакций. (Катализаторы)

2. Процесс пожирания чужеродных белков в организме. (Лейкоцитоз)

3. Какой газ имеет запах тухлых яиц? (Сероводород)

4. Какие биологические вещества человек получает с пищей? (Витамины)

5. О ком сказал А.С.Пушкин: «Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом». (М.В.Ломоносов)

6. Ученый, впервые получивший газ водород. (Г.Кавендиш)

7. Наиболее древний метод биологических познаний. (Наблюдение)

8. Как называется процесс перехода вещества из жидкого состояния в твердое. (Кристаллизация)

9. Как называется положительно заряженная частица, входящая в состав ядра атома. (Протон)

10. Как называется индивидуальное развитие организмов? (Онтогенез)

11. В состав названия какого металла входит хвойное дерево? (Никель)

12. Можно ли «в ночь под Ивана Купалу» отыскать цветок папоротника на счастье?(Нет, папоротник цветков не имеет)

13. Обменная реакция между кислотой и основанием. (Нейтрализация)

14. Ответная реакция на воздействие окружающей среды.(Рефлекс)

15. Каким металлом можно заморозить быстро воду? (Ртуть, т.к температура плавления (- 390)

16. Химические реакции между веществом и водой. (Гидролиз)

17. Жизненная форма тополя. (Дерево)

18. Органы передвижения насекомых. (Крылья)

19. Как питаются растения в природе? (С помощью фотосинтеза)

20. Какая кислота содержится в желудочном соке. (Соляная кислота)

21. Наука, изучающая жизнь рыб.(Ихтиология)

22. Как называют клетки нервной ткани? (Нейронами)

Вопросы Брейн-ринга для команды 11 класса.

1. Каким препаратом можно вывести человека из бессознательного состояния. (Нашатырный спирт, водный раствор аммиака)

2. Что означает понятие метаморфоз? (Превращение)

3. Сколько спутников у Луны? (Ни одного)

4. Какая вода мутнеет в присутствии углекислого газа? (Известковая)

5. Наружный зародышевый листок. (Экдотерма)

6. Какую кислоту используют в аккумуляторах? (Серную)

7. Главные части клетки. (Цитоплазма, ядро и оболочка или мембрана)

8. Самый сильный окислитель. (Фтор)

9. Самое крупное земноводное. (Саламандра)

10. Основная единица жизни, реальный носитель свойств жизни. (Организм)

11. Какая звезда находится ближе всего к Земле? (Солнце)

12. Назовите состав черного пороха. (Смеси селитры, угля и серы)

13. Расшифруйте аббревиатуру СПИД. (Синдром приобретенного иммунодефицита)

14. Какие ядра нельзя брать в руки? (Атомные)

15. Как называются рыбы, живущие в морях и океанах, откладывающие икру в реках? (Проходные)

16. Сколько атомов в молекуле озона? (Три)

17. Как называются красные клетки крови? (Эритроциты)

18. С названием какого химического элемента совпадает название одной из оболочек Земли? (Литий, литосфера)

19. Как называется личинка лягушки? (Головастик)

20. Между какими планетами проходит орбита Земли? (Марс – Венера)

21. Вещество, из которого состоят соты пчел. (Воск)

22. Ротовой орган у птиц. (Клюв)



Спасибо за игру! 

Список использованной литературы.


  1. Аликберова Л.Ю. Занимательная химия.– М.: АСТ-Пресс,2012

  2. Енякова Т.М. Внеклассная работа по химии.– М.: Дрофа, 2012.

  3. Софронова С.В. Химическая игра “Шерлок – Химик”.– “Химия в школе”, 6 – 2011.

  4. Тарасов Л.В. Физика в природе. Книга для учащихся.– М.: Просвещение, 2003.

  5. Харлампович Г.Д., Семенов А.С., Попов В.А. Многоликая химия. Книга для учащихся.– М.: Просвещение,2012.


Итоги интеллектуальной игры «Версиада»

по биологии, химии среди 8-11 классов.


№ 
п/п


классы


Разминка


Литературный перевод


Викторина


Да-Нет


Закаливание


Млекопитающие


Химия


Брейн-ринг


Баллы


Место


1


8


2


4


6


6


5


2


2


3


30


III место


2


9


1


5


3


6


6


2


1


5


29



3


10


2


4


4


8


6


8


1


4


37


II место


4


11


3


5


8


10


7


15


3


4


55


I место


Конкурс. Химическая викторина.

Команды отвечают на вопросы викторины по принципу «Кто быстрее». Соперники и болельщики имеют шанс исправить и дополнить. За правильный ответ – 2 балла.

  1. Какое слово заканчивает фразу академика Н.Д. Зелинского: «Неосуществимых реакций нет, а если реакция не идёт, то ещё не найден...»? (Катализатор)
  2. Раствор какого вещества называют раствором хамелеона, потому что этот ярко-фиолетовый раствор в кислой среде обесцвечивается, а сильнощелочной превращается в зелёный? (Раствор перманганата калия.)
  3. Какая из солей серебра растворима в воде? (Фторид)
  4. Какую кислоту используют для травления стекла? (Плавиковую)
  5. Какое производство организовал талантливый инженер-химик А. Нобель? (Взрывчатых веществ)
  6. Какой «спирт» является щёлочью? (Нашатырный)
  7. Какова среда раствора питьевой соды и почему? (Щелочная, вследствие гидролиза)
  8. В какой цвет окрашивают пламя катионы натрия? (В жёлтый)
  9. Под действием какого вещества со временем темнеют свинцовые белила на старых картинах? (Сероводорода)
  10. Каким расплавленным металлом можно заморозить воду? (Ртутью)
  11. Назовите самый древний сплав (Бронза)
  12. Какой галоген придаёт твёрдость и белизну зубной эмали? (Фтор)
  13. Какое простое вещество-неметалл находится при обычных условиях в жидком состоянии? (Бром)
  14. Какой самый твёрдый металл? (Вольфрам)
  15. Какой русский химик открыл в 1865 году метод восстановления металлов с помощью алюминия, получивший название алюминотермия? (Н.Н. Бекетов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной интеллектуальной игры по биологии,химии и географии "Водный мир" 6-10 классы.-

Интегрированная интеллектуальная игра "Водный мир" охватывает большой круг  химических и географических знаний о воде. Мероприятие носит научно - познавательный характер....

Интегрированная интеллектуальная игра по биологии и химии "Водный мир" 8 класс.

Интегрированная интеллектуальная игра "Водный мир" была проведена в 8 классе в  месячник естественно - математического цикла в феврале 2011г....

Презентация к интегрированной интеллектуальной игре по биологии и химии "Водный мир". 8 класс.

Данная презентация вызвала у   учащихся массу положительных эмоций и пополнила их багаж знаний о воде....

Презентация к интегрированной интеллектуальной игре по биологии и химии"Водный мир". 8 класс.

Данная презентация вызвала у учащихся массу положительных эмоций и пополнила  их багаж знаний о воде....

Вопросы заочной интеллектуально-познавательной игры по биологии и химии «Умники и умницы».

Заочная игра включает вопросы, выходящие за рамки учебника, способствует развитию у школьников развитию навыка поиска нужной информации из разных источников, расширяет кругозор....

Интеллектуальная игра по биологии, географии и химии "Самый умный"

Учебно-методические материалы для предметных внеклассных мероприятий...

Интегрированный урок-игра по биологии и химии в 6 классе на тему: «Химия и биология каждый день. А знаете ли вы?»

Данный урок позволяет объяснить значимость школьных предметов «химия» и «биология»; показать необходимость изучения химии и биологии для объяснения явлений, наблюдаемых в нашей...