Элективный курс "Анатомия человека"
элективный курс по биологии (10, 11 класс) по теме

Шаронова Светлана Владимировна

Элективный курс для 10 - 11 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs_anatomiya_cheloveka.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

   Элективный курс «Анатомия человека» предназначен для учащихся средних школ, выбравших медико-биологический профиль обучения, которым анатомические и физиологические знания нужны не только для расширения кругозора, эрудиции, подготовки к поступлению в вузы, но и для осознанного изучения и понимания жизненных функций собственного организма.

   Программа курса рассчитана на 34 часа.

   Цель: развитие познавательного интереса учащихся к биологии, медицине; развитие мышления, речи посредством решения экспериментальных задач по физиологии и анатомии человека; углубление теоретических знаний; выработка навыков постановки и проведения физиологического эксперимента, лабораторных работ, решения экспериментальных задач.

Задачи:

  • познакомить учащихся с методиками изучения анатомических и физиологических особенностей организма человека;
  • сформировать опыт постановки физиологического эксперимента и решения задач по физиологии и анатомии человека;

   

Основные виды занятий: проблемная лекция, лабораторная работа, практическая работа, урок решения задач.

Формы контроля: рисунок, работа с формулами, работа с таблицами, постановка и описание опыта, ответы на вопросы, аналитическое сравнение полученных данных с нормативными, составление индивидуальных характеристик на основе данных исследований.

Учебно-тематический план

Содержание

Всего часов

Лекции

Практика

1.Организм человека и его строение

4

2

2

2.Опорно-двигательный аппарат

5

1

4

3.Кровь и кровообращение

5

1

4

4.Нервная система

8

2

6

5.Анализаторы

6

1

5

5.Высшая нервная деятельность

5

1

4

Итоговое занятие

1

-

1

ИТОГО:

34

8

26

Содержание курса

   Тема 1. Организм человека и его строение (4 ч)

   Лекция 1. Вводное занятие: знакомство с программой курса, перечнем лабораторных и практических работ, и с формами контроля.

   Лекция 2. Строение организма человека: клетки организма и их многообразие, органы и системы органов, функции органов.

   Практическая работа. «Изучение строения животной клетки под микроскопом».

   Практическое занятие. «Решение задач».

   Тема 2. Опорно-двигательный аппарат (5 ч)

   Лекция. Строение и функции опорно-двигательной системы человека; кости, скелет, мышцы; взаимосвязь строения скелета человека и его мышечной системы.

  Практическая работа № 1. «Мышечная сила».

           Практическая работа № 2. «Определение наличия плоскостопия».

 Практическая работа № 3. «Координация движений».

 Практическое занятие. «Решение задач».

   Тема 3. Кровь и кровообращение (5 ч)

   Лекция. Строение системы кровообращения человека: сердце и его функции, сосуды, виды сосудов, взаимосвязь строения разных видов сосудов с их функциями.

   Практическая работа № 1. «Влияние мышечной деятельности на скорость движения крови в венах большого круга кровообращения».

   Практическая работа № 2. «Функциональные пробы на реактивность сердечно-сосудистой системы».

   Практическая работа № 3. «Приемы остановки кровотечения».

   Практическое занятие. «Решение задач».

   

   Тема 4.Нервная система (8 ч)

   Лекция 1. Строение нервной системы человека: центральная и периферическая нервная система, спинной мозг, соматическая и вегетативный отделы нервной системы.

   Лекция 2. Рефлекторный принцип работы нервной системы. Безусловные и условные рефлексы. Отделы головного мозга и его функции.

   Практическая работа № 1. «Исследование рефлекторных реакций человека».

   Практическая работа № 2. «Исследование состояния вегетативной, или автономной, нервной системы».

  Практическая работа № 3. «Средний мозг».

  Практическая работа № 4. «Мозжечок».

  Практическая работа № 5. «Определение индивидуального профиля асимметрии».

  Практическая работа № 6. «Условные зрачковые рефлексы человека на звонок».

    Тема 5. Анализаторы (6 ч)

   Лекция. Ощущения. Строение и функции анализаторов. Значение анализаторов.

   Практическая работа № 1. «Возрастные особенности аккомодационных способностей глаза».

   Практическая работа № 2. «Острота зрения».

   Практическая работа № 3. «Цветное зрение».

   Практическая работа № 4. «Измерение остроты слуха речью».

   Практическая работа № 5. «Температурная адаптация кожных рецепторов».

   Тема 6. Высшая нервная деятельность (5 ч)

   Лекция. Высшая нервная деятельность, формы торможения рефлексов, рассудочная деятельность, сон, инстинкт, особенности высшей нервной деятельности человека.

   Практическая работа № 1. «Память».

   Практическая работа № 2. «Внимание».

   Практическая работа № 3. «Восприятие».

   Практическая работа № 4. «Определение типа темперамента».

  Итоговое занятие (1 ч)

  Обобщение материала курса. Решение теста в форме ЕГЭ по теме: «Анатомия и физиология человека».

   Литература для учителя

  1. Высоцкая М.В. Биология. Практикум по анатомии и физиологии человека. 10 – 11-е классы – Волгоград: Учитель, 2008.
  2. Гуминский А.А., Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. Руководство к лабораторным занятиям по общей и возрастной физиологии – М.: Просвещение, 1990.
  3. Жердев А.В., Беркинблит М.Б., Тарасова О.С. Задачи по физиологии человека и животных: экспериментальное учебное пособие. – М.: МИРОС., 1995.
  4. Рахлов В.С., Сивоглазов В.И. Практикум по анатомии и физиологии человека: учебное пособие. – М.: Академия, 1999.

   Литература для ученика

  1. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев Н.И. Биология. Человек. 8-й класс. – М.: Дрофа, 2004.
  2. Семенов Э.В. Основы физиологии и анатомии. – М.: Дрофа, 1996.
  3. Словарь-справочник к учебнику «Биология. Человек». 9-й класс /Под ред. А.С.Батуева. – М.: Дрофа, 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса «Человек и профессия»

Курс «Человек и профессия» позволяет учащимся узнать свои возможности и потребности, соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия. Он позволяет сделать обоснованный...

Программа элективного курса «Человек и его права»

Данный элективный курс предполагает рассмотрение сложных для понимания учеников 9 класса правовых аспектов курса  обществознания.        Проблемы, которые включ...

Элективный курс "Человек и эпоха" для 10 класса

Дополнительный курс литературы...

Элективный курс "Человек и профессия"

Курс «Человек и профессия» позволяет учащимся изучить свои возможности и потребно­сти и соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, сделать обоснованный выбор профи...

Элективный курс"Человек и его здоровье"

         Этот элективный курс направлен на:                                  ...

Программа элективного курса: "Человек в глобальном мире". 10-11 класс.

Программа элективногокурса предназначена для учащихся, которые самостоятельно готовятся к ЕГЭ по обществознанию и имеют базовый уровень подготовки по предмету....

Элективный курс «Человек: психология и профессия»

В жизни каждого человека наступает момент, когда приходится решать, где продолжить образование, то есть практически выбрать профессию, свой жизненный путь. Учащийся сам по себе не может выбрать направ...